Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 20 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 131 /26571/1 НОЯБРЯ 2022 Таблица 22 – Отдельные показатели природопользования и охраны окружаю- щей среды в Липецкой области в 2012-2019 гг. Наименование показателя Ед. изм. 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 Забор воды из природных водных ис- точников, всего млн куб. м 197 192 185 183 183 186 193 191 Объем сброса сточных вод в поверх- ностные водные объекты млн куб. м 92 85 84 80 94 88 81 85 Из них загрязненных млн куб. м 87 80 79 76 83 77 69 76 Выброшено в атмосферу загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников тыс. т 339 347 330 328 320 326 316 310 Образование отходов производства и потребления тыс. т 6 943 7 352 6 832 6 446 7 700 4 149 4 247 6 835 Из них использовано и обезврежено тыс. т 6 150 6 430 5 943 5 563 6 188 3 156 3 418 5 471 Восстановление лесов га 1 494 1 418 1 471 1 149 1 373 572 531 472 В том числе искусственное восстанов- ление лесов га 1 292 1 359 1 385 1 124 1 373 572 531 472 Источник: Липецкстат Органы государственной власти и местного самоуправления, деловые круги и другие представители регионального сообщества Липецкой области руководству- ются и стараются применять на практике концептуальные подходы устойчивого развития. В концепции устойчивого развития одно из центральных мест занимают аспекты бережного отношения к природной среде. В резолюции «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г.», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 25 сентября 2015 г. сформулированы 17 це- лей устойчивого развития. По большинству целей в Липецкой области наблюдаются положительные изменения. Принципы устойчивого развития находят отражение в положениях документов стратегического планирования и в конкретных решениях, принимаемых и реализуемых, как в системе государственного и муниципального управления, так и в рамках деятельности крупных хозяйствующих субъектов. Напри- мер, ПАО «НЛМК» намерено сократить выбросы двуокиси углерода на своем стале- литейном производстве на 4,5% к 2023 г. в сравнении с 2018 г. О большом значении, которое придается в Липецкой области принципам устойчивого развития, свидетельствует то, что в 2020 г. в Липецкой области был за- фиксирован наибольший среди всех регионов ЦФО объем инвестиций в основной капитал, направленных на охрану атмосферного воздуха. Общий объем инвестиций в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, составил в 2020 г. 5 514,1 млн руб. Наибольшие инвестиции были осуществлены в сферу обращения с отходами – 2 240,6 млн руб. Если учитывать все совокупные расходы, направляемые на охрану окружающей сре- ды, то по данным за 2019 г. в ЦФО Липецкая область занимает 3 место, значительно опережая все регионы, кроме Москвы и Московской области (Рисунок 37). Рисунок 37 – Регионы ЦФО с самыми большими расходами на охрану окружа- ющей среды в 2019 г., млрд руб. 45,3 43,7 9,6 9,1 8,2 6,8 4,2 4,1 3,1 ʺ̨̡̭̏̌ ʺ̨̡̨̡̭̭̏̌́ ̨̣̭̯̍̌̽ ʸ̶̡̛̪̖̌́ ̨̣̭̯̍̌̽ ʥ̨̨̡̖̣̬̭̐̔̌́ ̨̣̭̯̍̌̽ ʦ̨̨̡̬̦̖̙̭̌́ ̨̣̭̯̍̌̽ ˔̨̡̬̭̣̭̌̏̌́ ̨̣̭̯̍̌̽ ˃̡̱̣̭̽̌́ ̨̣̭̯̍̌̽ ˃̡̖̬̭̏̌́ ̨̣̭̯̍̌̽ ʶ̡̱̬̭̌́ ̨̣̭̯̍̌̽ Источник: LC-AV на основе данных Росстата Липецкая область активно участвует в реализации национального проекта «Экология» и демонстрирует хороший уровень достижения целевых показателей государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 326. В 2020 г. доля обезвреженных и утилизированных отходов производ- ства и потребления в общем количестве образующихся отходов I–IV классов опас- ности составила 98,7% в том числе ТКО (плановое значение, предусмотренное госу- дарственной программой – 87,3%), доля ТКО, направленных на обработку, в общем объеме образованных ТКО, составила 45,3% (план – 44%), доля ТКО, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных ТКО, составила 2,7% (план – 1,6%). Ведутся работы по восстановлению русла р. Дон, осуществлена расчистка протоки р. Воронеж, выполнен капитальный ремонт нескольких гидротехнических сооруже- ний. За январь-октябрь 2021 г. в ходе ежегодной всероссийской акции «Вода России» приведено в порядок 485 км береговых полос, собрано и вывезено 1,8 тыс. куб. м мусора. В акции приняли участие почти 9 тыс. человек. Реализуется государственная программа Липецкой области «Охрана окружаю- щей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов Липецкой области» (утверждена постановлением администрации Липецкой области от 19 декабря 2012 г. № 524). Основными направлениями реализации государствен- ной программы являются: – охрана окружающей среды; – обращение с отходами; – развитие водохозяйственного комплекса; – развитие и использование минерально-сырьевой базы; – охрана, воспроизводство и рациональное использование объектов животного мира. Реализуется государственная программа Липецкой области «Развитие лесного хозяйства в Липецкой области» (утверждена постановлением администрации Ли- пецкой области от 8 октября 2013 г. № 453). Целью реализации государственной программы является сохранение и повышение ресурсно-экологического потенциала лесов в Липецкой области. В современных условиях роль лесного хозяйства повы- шается в связи с тем, что выполнение национальных обязательств по достижению углеродной нейтральности предполагает, с одной стороны, снижение объемов вы- бросов вредных веществ в атмосферу, а с другой стороны, увеличение поглощающей способностей управляемых экосистем. В связи с этим, необходимо обеспечить уве- личение поглощающей способности лесов области. При разработке (корректировке, актуализации) и реализации государственных программ и иных документов экологической и природно-ресурсной направленности органы исполнительной власти Липецкой области руководствуются положениями Климатической доктирины Российской Федерации, Стратегии социально-экономи- ческого развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г., Национального плана мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 г., Федеральной научно-технической про- граммы в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений на 2021-2030 гг., Методических рекомендаций и показателями по вопро- сам адаптации к изменениям климата. Особое внимание уделяется минимизации рисков обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития на основе адаптации сферы государственного управления, отраслей экономики и региональ- ной инфраструктуры к климатическим изменениям. Наиболее негативное влияние климатические риски оказывают на население, государственную и муниципальную инфраструктуру и климатозависимые отрасли экономики (сельское хозяйство, лесное хозяйство, добыча полезных ископаемых, въездной туризм и некоторые дру- гие). В последние годы увеличиваются риски возникновения неблагоприятных экс- тремальных погодных явления – масштабных ливней, наводнений, ураганов, засух. Реализуются меры по адаптации к изменениям климата, направленные на снижения потерь и использование выгод, связанных с наблюдаемыми и будущими изменения- ми климата. Осуществление Федеральной научно-технической программы в области эколо- гического развития и климатических изменений на 2021-2030 гг. ведется по трем направлениям. Первое – мониторинг и прогнозирование параметров состояния окружающей среды и климата (включая моделирование эколого-климатических про- цессов). Второе – смягчение антропогенного воздействия на окружающую среду и климат. Третье – адаптация природных систем, населения и отраслей экономики к изменениям климата (включая формирование системы оценки экологических и климатических рисков для обоснования и принятия мер по адаптации к изменениям климата с учетом регионально-отраслевой специфики). В 2020 г. в соответствии с инвестиционными программами в области обраще- ния с ТКО реализованы мероприятия по строительству трех новых карт полигонов. Подготовлен проект по строительству мусоросортировочного комплекса в Елецком районе. В 2020 г. в рамках соглашений с органами местного самоуправления при- обретено 1 244 контейнера накопления ТКО, из них 804 – для раздельного накопле- ния ТКО. В 2020 г. в Липецкой области было обеспечено достижение показателей и результатов федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» национального проекта «Экология». В 2021 г. реализовы- вались две инвестиционные программы в области обращения с ТКО. Осуществляются меры по цифровой трансформации отрасли экологии и при- родных ресурсов Липецкой области. Ведется работа по обеспечению онлайн вза- имодействия исполнительных органов государственной власти и государственных учреждений Липецкой области с гражданами и организациями. В первую очередь это касается сфер водопользования, контроля качества обращения с ТКО, лицензи- рования недропользователей и геологической информации о недрах. Работа ведется в соответствии с положениями Стратегии в области цифровой трансформации от- раслей экономики, социальной сферы и государственного управления Липецкой об- ласти (утверждена главой администрации Липецкой области 19 августа 2021 г.). Результаты социологического опроса населения Липецкой области, проведенно- го в 2020 г., показали, что 70,4 % респондентов оценивают экологическую обстановку в местах своего проживания как благоприятную и приемлемую. По сравнению с 2019 г. информированность населения Липецкой области об экологической обста- новке в регионе выросла на 0,9 % и составила 91,2 %. Успехи Липецкой области в деле следования принципам устойчивого развития подтверждаются результатами независимых рейтингов. В разрабатываемом компа- нией «РАЭКС-Аналитика» (RAEX) рейтинге российских регионов по параметрам ESG - 2020 (основные критерии оценки: экологический и социальный риски, качество го- сударственного управления), Липецкая область заняла 3 место. В рейтинге россий- ских регионов по качеству жизни, подготовленном в 2021 г. рейтинговым агентством «РИА Рейтинг» на основе данных за 2019-2020 гг., Липецкая область заняла 12 место (в рейтинге на основе данных за 2018-2019 гг. – 11 место). При оценке качества жиз- ни, помимо всего прочего, учитываются экологические и климатические условия (4 показателя). По результатам работы в 2019 г. ПАО «НЛМК» возглавило рейтинг устойчиво- го развития металлургических предприятий России, подготовленный агентством «RAEX-Europe». За период 2000-2020 гг. удельные выбросы в атмосферу сократилась почти вдвое – с 43,3 до 21,3 кг на тонну стали. В 2020 г. ПАО «НЛМК» присоединилось к программе Worldsteel по декарбонизации, направленной на снижение негативного воздействия на природную среду. Всемирная ассоциация производителей стали Worldsteel признала ПАО «НЛМК» отраслевым лидером в области устойчивого раз- вития. Конкурентные преимущества: – Плодородные чернозёмы (главное природное богатство Липецкой области), наряду с благоприятными климатическими условиями создают основу развития АПК – одного из ведущих направлений экономической специализации. – Существенное внимание, уделяемое реализации основных принципов устойчи- вого развития (цели устойчивого развития, ESG) в системах государственного, муни- ципального и корпоративного управления Липецкой области. Лидирующие позиции Группы НЛМК в области устойчивого развития среди российских металлургических компаний. – Территориальная близость крупнейших месторождений железной руды Курской магнитной аномалии и горно-обогатительных комбинатов, производящих железо- рудное сырье для металлургического комплекса Липецкой области. – Хороший уровень обеспеченности водными ресурсами и нерудными полезны- ми ископаемыми (включая наличие самого крупного месторождения доломита в Ев- ропе), которые используются в АПК, ЖКХ, производстве строительных материалов, металлургии и ряде других отраслей. – Наличие бальнеологических и рекреационных ресурсов (вдоль рек Дон и Воро- неж), особо охраняемых природных территорий, создающих благоприятные возмож- ности для развития санаторно-курортного хозяйства, въездного туризма и производ- ства минеральной воды. – Нахождение в числе регионов-лидеров по темпам цифровой трансформации, что создает благоприятные предпосылки для успешного обеспечения онлайн взаи- модействия с гражданами и организациями по вопросам, связанным с функциониро- ванием отрасли экологии и природных ресурсов. Ключевые проблемы: – Основная экологическая проблема области связана с большими объемами вы- бросов загрязняющих веществ в атмосферу в г. Липецке. В числе проблемных зон также следует отметить изношенность очистных сооружений, отсутствие канализо- вания в частном секторе и рост количества автомобилей. Основным загрязнителем окружающей среды является металлургический комплекс. Большой вклад в загряз- нение также вносят автотранспорт, ЖКХ, животноводческие и птицеводческие ком- плексы. – В силу исторических особенностей развития, структуры экономики и неболь- шой площади территории природная среда Липецкой области испытывает высокий уровень антропогенной нагрузки. – Отсутствие в Липецкой области особо ценных стратегически важных природных ресурсов (природный газ, нефть, драгоценные и редкоземельные металлы и пр.). Сектор добычи полезных ископаемых не играет большой роли в экономике, его доля в формировании ВДС составляет меньше половины процента. – Недостаточно высокий уровень экологического сознания и экологической культуры населения. Медленные темпы процессов экологизации, заключающихся в последовательном внедрении и росте влияния идей сохранения природной среды и бережного отношения к природе в различные сферы жизнедеятельности региональ- ного сообщества. Стратегические вызовы: – Использование во все большем числе стран мира при оценке результатов эко- номического развития т.н. «зеленого» ВВП – экологически скорректированного ВВП, отражающего создание добавленной стоимости без нанесения ущерба природной среде. – Реализация целевого (интенсивного) сценария Стратегии социально-экономи- ческого развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г. предусматривает сокращение нетто-выбросов парниковых газов на 60% в сравнении с уровнем 2019 г. и на 80% в сравнении с уровнем 1990 г. – Постепенное изменение климата, которое обострит дефицит ряда природных ресурсов (пресная вода, плодородные почвы и др.). – Ограниченность природно-ресурсной базы развития области требует перехода на новую модель развития с переносом основного фокуса внимания на экономику знаний, высокотехнологичные наукоемкие производства, не потребляющие больших объемов ресурсов, но дающие ощутимые положительные результаты в виде улучше- ния значений макроэкономических показателей. Такой переход требует значитель- ных объемов инвестиций. – Постепенная унификация российских и международных экологических стан- дартов и нормативов, ограничивающих рост антропогенной нагрузки на природную среду. Установление более жестких экологических стандартов и нормативов, спо- собствующих сокращению объемов выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и сбросов загрязненных сточных вод, что обеспечит снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду. – Реализация планов перехода к низко углеродной экономике, в т.ч. Плана (Евро- пейской климатической программы), принятого в июле 2021 г. Европейской комисси- ей (Plan Fit for 55), направленного на снижение выбросов углекислого газа на 55% к 2030 г. План предусматривает расширение рынка квот на выбросы, введение с 2023 г. трансграничного углеводородного налога, увеличение доли возобновляемых источ- ников энергии в энергобалансе ЕС до 40% и ряд других мер. – Переход на «зеленое производство стали» – смена технологий производства, обусловленная глобальным курсом на декарбонизацию, и как следствие, отказом от использования угля; расширение электроплавильных мощностей, привязанных к возобновляемым источникам энергии; внедрение технологий улавливания, хранения и утилизации углерода; переход на использование водорода. Риски: – Сохранение высокой антропогенной нагрузки на территорию. Высокая вероят- ность сохранения в среднесрочной и долгосрочной перспективе подхода, при кото- ром интересы экономического развития преобладают над установками на бережное отношение к природной среде. – Крайне низкий уровень диверсификации природно-ресурсной базы развития. Область не располагает особо ценными стратегически важными природными ре- сурсами (за исключением плодородных черноземов). По оценке «RAEX – аналитика» 2020 г. по природно-ресурсному потенциалу Липецкая область занимает 73 место среди всех российских регионов. Одновременно с этим, экологические риски оцени- ваются не очень высоко – 36 место среди всех российских регионов. – Необходимость значительных инвестиций в модернизацию металлургических производств в связи с глобальным курсом на декарбонизацию и смену технологий производства стали (переход на «зеленое производство стали»). Введение погранич- ного углеродного сбора в ЕС ляжет дополнительным финансовым бременем на ме- таллургический комплекс области (европейское направление является главным для экспорта продукции ПАО «НЛМК»). Все это может привести к ухудшению финансовых показателей работы комбината. – Возможные ограничения на использование углеводородного сырья и переход на применение водорода потребует значительных инвестиций и приведет к росту се- бестоимости многих видов продукции. – Развитие туристско-рекреационного комплекса ограничивается расположени- ем Липецкого курорта в экологически неблагополучном районе. Нахождение г. Ли- пецка в числе неблагополучных городов России по выбросам в атмосферу загрязня- ющих веществ, снижает туристическую и миграционную привлекательность области. – Рост экологических требований к продукции АПК обуславливает необходимость внедрения инновационных технологий и изыскания дополнительных инвестиций. – Переход на экономику замкнутого цикла, в том числе увеличение вторичного использования ресурсов и их переработки, потребует изыскания значительных инве- стиций. – Дальнейшее увеличение антропогенной нагрузки на природную среду будет способствовать росту заболеваемости и смертности населения. 5.3.5.2 Приоритетные направления развития в сфере природных ресурсов, улучшения экологической ситуации и устойчивого развития Цель: Ц 3.5. Липецкая область – регион устойчивого развития с высоким уров- нем экологической безопасности и экологически ориентированным ростом экономики, высокой эффективностью воспроизводства и рациональным использованием природных ресурсов для удовлетворения потребностей ны- нешнего и будущих поколений жителей. ПЦ 3.5.1. Липецкая область – регион с высоким уровнем экологической безопасности и благоприятными условиями для жизни человека. Задачи: З 3.5.1.1. Внедрение механизма планирования и реализации хозяйствующими субъектами природоохранных мероприятий и ESG стратегий в рамках достижения ключевых целей устойчивого развития. З 3.5.1.2. Создание системы мер, стимулирующих внедрение и использование природосберегающих (инновационных, экологически чистых и безопасных) техно- логий, позволяющих снизить или устранить негативное воздействие хозяйственной деятельности на природную среду, в том числе постепенное снижение экологических рисков, связанных с работой металлургических производств, за счет технологиче- ской модернизации и использования современного оборудования. З 3.5.1.3. Развитие региональной сети мониторинга качества окружающей среды для прогнозирования ее изменений и принятия управленческих решений по недопу- щению ухудшения качества жизни населения. З 3.5.1.4. Разработка, утверждение и реализация регионального плана адаптации к изменениям климата и плана осуществления на территории Липецкой области на- учно-технической деятельности в области экологического развития и климатических изменений с учетом комплексного развития территорий населенных пунктов для необходимости декарбонизации отраслей экономики и способности экосистемы об- ласти поглощать углекислый газ. З 3.5.1.5. Совершенствование экологического сознания и экологической культу- ры населения. З 3.5.1.6. Сохранение биологического разнообразия и природных ресурсов. З 3.5.1.7. Укрепление правопорядка в области охраны природной среды и обе- спечения экологической безопасности. ПЦ 3.5.2. Липецкая область – регион с растущим природно-ресурсным по- тенциалом и рациональным природопользованием. Задачи: З 3.5.2.1. Воспроизводство базы минерально-сырьевых ресурсов, рациональное использование и охрана недр. З 3.5.2.2. Обеспечение сохранности и повышение продуктивности лесов на зем- лях лесного фонда и землях городских населенных пунктов, увеличение площади ле- сов на землях иных категорий; переход к интенсивному лесному хозяйству на ранее освоенных землях, трансформация лесного комплекса из отрасли, занимающейся, не только, преимущественно, решением экономических, но и экологических задач. З 3.5.2.3. Восстановление водных и иных природных объектов до состояния, обе- спечивающего экологически благоприятные условия жизни населения и устранение накопленного вреда природной среде вследствие хозяйственной и иной деятель- ности. З 3.5.2.4. Восстановление водности и расчистка водных объектов бассейна р. Дон на территории Липецкой области. З 3.5.2.5. Снижение удельной ресурсоемкости (природоёмкости) экономики (со- кращение использования природных ресурсов на производство единицы продукции, добавленной стоимости). З 3.5.2.6. Переход к углеродно нейтральному производству металлов, цемента и бетона, а также сельскохозяйственной продукции. З 3.5.2.7. Повышение конкурентоспособности области путем улучшения состоя- ния рекреационной базы и развитие на ее основе экологического туризма, включая создание экологических троп, восстановление рекреационного пространства вблизи водных объектов. ПЦ 3.5.3. Липецкая область – регион, обладающий системой эффективно- го обращения с отходами производства и потребления. Задачи: З 3.5.3.1. Создание и развитие региональной индустрии обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления, включая воз- можность повторного использования таких отходов. З 3.5.3.2. Создание системы мер экономического стимулирования промышлен- ной утилизации отходов. З 3.5.3.3. Повышение эффективности контроля в области обращения с опасными отходами. Таблица 23 – Ключевые индикаторы Цели 3.5. Индикатор Цель 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030 Качество окружающей среды, % ПЦ 3.5.1. Инерционный 100,0 100,0106,0104,0108,0108,0108,0108,0108,0108,0108,0 Базовый 100,0 100,0106,3104,2108,3108,3108,3108,3108,3108,3108,3 Оптимистический 100,0 100,0106,4104,3108,4108,4108,4108,4108,4108,4108,4 Снижение выбросов опасных за- грязняющих веществ, оказываю- щих наибольшее негативное воз- действие на окружающую среду и здоровье человека, % по отноше- нию к 2017 г. ПЦ 3.5.1. Индикатор Цель 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030 Инерционный 100 96 95 93 81 79 77 75 73 71 51 Базовый 100 96 94 92 80 78 76 74 72 70 50 Оптимистический 100 96 93 91 79 77 75 73 71 69 49 Объем сбросов загрязненных сточных вод, млн куб. м ПЦ 3.5.1. Инерционный 68 65 85 85 85 85 85 85 85 85 85 Базовый 68 65 80 80 80 80 80 80 80 80 80 Оптимистический 68 65 77 77 77 77 77 77 77 77 77 Доля населения Липецкой обла- сти, оценивающего экологиче- скую обстановку по месту жи- тельства как благоприятную и приемлемую, % от числа опро- шенных (по данным социологиче- ского опроса) ПЦ 3.5.1. Инерционный 70,0 72,0 72,0 73,0 73,5 74,0 74,5 75,0 75,5 76,0 77,0 Базовый 70,0 72,0 73,5 74,0 74,5 75,0 75,5 76,0 76,5 77,0 78,0 Оптимистический 70,0 72,0 74,0 75,0 76,0 77,0 78,0 78,5 79,0 79,5 80,0 Воспроизводство запасов твер- дых полезных ископаемых, %. ПЦ 3.5.2. Инерционный 102 112 100 100 100 100 100 100 100 100 100 Базовый 102 112 100 100 100 100 100 100 100 100 100 Оптимистический 102 112 100 100 100 100 100 100 100 100 100 Прирост запасов ОРПИ для сы- рьевого обеспечения Липецкой области, млн куб. м ПЦ 3.5.2. Инерционный 42 33 3 3 3 3 3 3 3 3 3 Базовый 42 33 5 5 5 5 5 5 5 5 5 Оптимистический 42 33 10 10 10 10 10 10 10 10 10 Прирост водных ресурсов в ре- зультате проведения водоохран- ных мероприятий, тыс. куб. м. ПЦ 3.5.2. Инерционный 120,5 33,7 32,0 34,0 35,0 38,0 43,0 45,0 48,0 52,0 55,0 Базовый 120,5 33,7 55,0 40,0 40,0 40,0 50,0 50,0 50,0 60,0 60,0 Оптимистический 120,5 33,7 60,0 50,0 45,0 47,0 52,0 55,0 56,0 62,0 65,0 Лесистость территории Липец- кой области, процентов от общей площади территории ПЦ 3.5.2. Инерционный 8,7 8,7 8,4 8,4 8,4 8,4 8,4 8,4 8,4 8,4 8,4 Базовый 8,7 8,7 8,7 8,7 8,7 8,7 8,7 8,7 8,7 8,7 8,7 Оптимистический 8,7 8,7 8,7 8,7 8,7 8,7 8,7 8,7 8,7 8,8 8,8 Отношение площади лесовос- становления и лесоразведения к площади вырубленных и погиб- ших лесных насаждений, % ПЦ 3.5.2. Инерционный 66,8 137,1 72,0 80,0 95,0 95,0 95,0 95,0 95,0 95,0 95,0 Базовый 66,8 137,1 85,6 92,2 100,0100,0100,0100,0100,0100,0100,0 Оптимистический 66,8 137,1 91,2 95,0 102,0103,0104,0105,0106,0107,0108,0 Доля использованных и обезвре- женных отходов производства и потребления в общем объеме образовавшихся отходов, про- центов ПЦ 3.5.3. Инерционный 80,0 1 83,0 83,0 84,0 85,0 87,0 88,0 88,0 89,0 90,0 91,0 Базовый 80,0 83,0 84,5 85,5 87,0 88,5 89,5 91,0 92,5 93,5 95,0 Оптимистический 80,0 83,0 85,0 86,0 89,0 90,0 91,0 94,0 95,0 97,0 99,0 Доля ТКО, направленных на об- работку, в общем объеме образо- ванных ТКО, процентов ПЦ 3.5.3. Инерционный 45,3 49,4 49,0 50,0 50,0 60,0 65,0 70,0 75,0 80,0 90,0 Базовый 45,3 49,4 53,8 53,8 53,8 61,0 68,0 75,0 83,0 91,0 100,0 Оптимистический 45,3 49,4 54,0 55,0 55,0 65,0 70,0 80,0 85,0 95,0 100,0 Доля ТКО, направленных на ути- лизацию, в общем объеме обра- зованных ТКО, процентов ПЦ 3.5.3. Инерционный 2,7 4,6 1,3 1,3 1,3 8,0 10,5 12,0 14,0 15,5 18,0 Базовый 2,7 4,6 1,6 1,6 1,6 10,5 12,5 14,0 15,5 17,0 19,0 Оптимистический 2,7 4,6 2,0 2,0 2,0 12,0 13,5 15,0 16,0 18,0 20,0 5.3.6 Безопасность 5.3.6.1 Текущая ситуация Органы государственной власти Липецкой области занимаются вопросами обе- спечения комплексной безопасности населения и территории. К числу основных на- правлений этой работы относятся: – участие в работе координационных совещательных межведомственных органов (Координационного совещания по обеспечению правопорядка в Липецкой области, Антитеррористической комиссии, Антинаркотической комиссии, Областной комис- сии по обеспечению безопасности дорожного движения, Межведомственной комис- сии по профилактике правонарушений и др.); – профилактика правонарушений (профилактика экстремизма, терроризма, не- законного потребления наркотиков, межнациональных и межконфессиональных конфликтов и пр.); – поддержка граждан и их объединений, участвующих в охране общественного порядка; – обеспечение безопасности дорожного движения; – предупреждение чрезвычайных ситуаций и обеспечение пожарной безопас- ности; – обеспечение функционирования аппаратно-программного комплекса (АПК) «Безопасный город»; – реализация Кодекса административных правонарушений Липецкой области; – организационное обеспечение деятельности мировой юстиции (мировых су- дей); – оказание бесплатной юридической помощи. В структуре исполнительных органов государственной власти Липецкой области за вопросы обеспечения безопасности отвечает Управление административных ор- ганов. Деятельность Управления направлена на обеспечение взаимодействия и ко- ординацию деятельности исполнительных органов государственной власти области с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти право- охранительной направленности, органами местного самоуправления, судебными органами, органами военного управления и воинскими частями, основными инсти- тутами гражданского общества. Реализуется государственная программа Липецкой области «Обеспечение общественной безопасности, профилактика терроризма и экстремизма в Липецкой области» (утверждена постановлением администрации Ли- пецкой области от 22 октября 2013 г. № 474). Ежегодно составляется и выполняется Комплексный план мероприятий по обеспечению правопорядка, ведется мониторинг в сфере профилактики правонарушений. Результаты мониторинга оформляются в виде доклада, направляемого в МВД России. По данным УМВД России по Липецкой области в 2021 г. в регионе было зареги- стрировано 13 073 преступления, что на 1,2% меньше, чем годом ранее. Из общего числа преступлений было совершено 3 383 уголовных посягательства тяжкой и осо- бо тяжкой категории (в 2020 г. – 3 544). Уровень преступности в расчете на 100 тыс. населения составил в Липецкой области 1 158,8, что на 0,2% меньше, чем в 2020 г. По итогам 2021 г. наблюдалось снижение числа целого ряда видов преступлений. Например, произошло снижение преступлений особой тяжести (-10,8%), тяжких преступлений (-2,6%), преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (-12,3%), количества хищений чужого имущества в виде кражи (-1,4%), преступлений в общественных местах (-2,8%), в том числе на улицах, площадях, парках и скверах (-6,7%). На 24% сократилось число убийств и покушений на убийства, на 5,4% сокра- тилось число преступлений, связанных с умышленным причинением тяжкого вреда здоровью. В 2021 г. снизилось число противоправных деяний, повлекших гибель людей (-20,1%), уменьшилось количество граждан, погибших (-8,5%) и получивших тяжкие повреждения (-14,5%) вследствие совершенных в отношении них преступлений. Уменьшилось количество преступлений, совершенных на бытовой почве (-5,5%), со стороны (-7,7%) и в отношении (-3,7%) иностранных граждан. Криминогенная обста- новка улучшилась почти в половине муниципальных образованиях области (в 9-ти из 20-ти). Не было зафиксировано противоправных действий, связанных с бандитиз- мом, захватом заложников и массовыми беспорядками, в т.ч. направленными на раз- жигание национальной и религиозной розни. К охране общественного порядка привлекаются граждане. По состоянию на ко- нец 2020 г. в области действовали 305 добровольных народных и казачьих дружин общей численностью 2 519 человек. При их активном участии раскрыто 258 престу- плений, пресечено 788 административных правонарушений, задержано 530 право- нарушителей и 25 преступников. Органами правопорядка проводились профилактические мероприятия, направ- ленные на предупреждение фактов мошенничества. В 2021 г. подготовлено и оказано содействие в подготовке для федеральных и региональных печатных и электронных СМИ свыше 32 тысяч (на 14,5% больше, чем годом ранее) информационных матери- алов. На официальном сайте УМВД России по Липецкой области размещено 2 916 материалов, на сайте МВД России – 107, на сайте ветеранов МВД России – 29, на сайте Общественного совета МВД России – 66 и в официальных социальных сетях УМВД России по Липецкой области – 7 818. По данным МЧС России в 2020 г. на территории Липецкой области не было крупных пожаров. Органами государственного пожарного надзора в 2020 г. было проведено 915 проверок в области обеспечения пожарной безопасности. За нару- шение требований пожарной безопасности составлено 1 492 протокола об админи- стративном правонарушении. Назначено 855 административных штрафов на сумму более 5,4 млн рублей. Принятые меры способствовали снижению на 3,3% количества погибших при пожарах (87 человек). В 2020 г. отмечалось снижение числа проис- шествий на водных объектах. Число происшествий сократилось на 16,7%, погибших людей – на 42,9%. В 2020 г. на территории области произошло 1 чрезвычайное со- бытие техногенного характера, в результате которого погибло 6 человек, 7 человек пострадало и 1 был спасен. В период 2010-2021 гг. максимальное число зарегистрированных преступлений фиксировалось в 2010 г. – 16 267, а минимальное в 2019 г. – 12 181. По итогам 2020 г. число зарегистрированных преступлений увеличилось до 13 334, за 2021 г. снизи- лось до 13 073. За последнее десятилетие произошло существенное сокращение уровня преступности. Если сравнивать показатели 2010 г. и 2021 г., то число зареги- стрированных убийств и покушений на убийства сократилось в 2,7 раза, а число за- регистрированных случаев умышленного причинения тяжкого вреда здоровью – в 2,4 раза. Однако задача устойчивого сокращения числа противоправных деяний по всем видам преступности так и не выполнена. По итогам 2021 г. увеличилось число преступлений, жертвами которых стали дети (+0,2%). Каждое девятое криминальное деяние (11,8%) приходится на преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности (+51,5%). Отме- чен прирост деяний, связанных с нарушением правил дорожного движения, совер- шенных на улицах (+5,1%). Возросло число преступлений, связанных с умышленным причинением тяжкого вреда здоровью (+10,5%) и вымогательством (+33,3%). Около трети (32,1%) преступлений совершены ранее судимыми гражданами (+20,8%), при этом количество таких лиц возросло на 9,4%, в том числе на 19,6% лиц, виновных в деяниях, признанных опасным или особо опасным рецидивом. Отмечен рост пре- ступлений, совершенных под воздействием спиртных напитков (+0,7%) и наркотиков (+57,1%). На 15,4% возросло число преступлений экономической направленности. Несмотря на увеличение числа зарегистрированных преступлений по целому ряду видов преступности в 2021 г. в сравнении с 2020 г., уровень преступности в Липецкой области остается ниже среднероссийского и среднего уровня по ЦФО. По числу зарегистрированных преступлений на 100 тыс. человек населения Липецкая область занимала в 2020 г. 20 место в России и 4 в группе сравнения (Рисунок 38). Продолжение. Начало на 19-й стр. Продолжение на 21-й стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz