Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 17 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 131 /26571/1 НОЯБРЯ 2022 Индикатор Цели 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030 Число размещен- ных в коллективных средствах разме- щения в сельской местности и малых городах, тыс. чел. ПЦ 3.1.2. Инерционный 76,8 80,5 81,7 87,5 97,6 98,6 103,9 108,9 110,5 115,2 116,6 Базовый 76,8 80,5 88,6 96,7 112,5 119,1 125,7 134,4 139,3 148,2 157,2 Оптимистический 76,8 80,5 91,1 102,6 122,2 130,4 141,1 155,8 167,2 178,9 186,2 5.3.2 Транспортная инфраструктура, транспортировка и хранение 5.3.2.1 Текущая ситуация Липецкая область имеет относительно развитую транспортную систему. Регион занимает 2-3 места среди регионов группы сравнения по показателям обеспечен- ности территории и населения железными и автомобильными дорогами, значения показателей существенно выше средних по Центральному федеральному округу и по Российской Федерации. Важнейшими транспортными узлами области являются города Липецк, Грязи, Елец. Автомобильный транспорт является ключевым эле- ментом транспортной системы Липецкой области. В регионе сформирована раз- витая дорожная сеть, общая протяженность дорог федерального и регионального значения с твердым покрытием в Липецкой области составляет 5 417,4 км. Густота железнодорожных путей общего пользования составляет 315 км на 10 000 кв. км тер- ритории, что почти в полтора раза больше, чем в среднем по ЦФО. Липецкая область находится на пересечении двух направлений транспорта газа системы газопроводов «Северный Кавказ – Центр», снабжающую газом центральные районы России, в том числе Москву и Московскую область, а также системы газопроводов Ужгородского коридора. Воздушный транспорт в Липецкой области представлен международным аэропортом «Липецк». Всего отгрузка подкомплекса «Транспортировка и хранение» выросла с 14,7 млрд руб. в 2015 г. до 22,0 млрд руб. в 2020 г. Инвестиции в данный подкомплекс в 2020 г. составили 9,9 млрд руб. Автомобильный транспорт Липецкой области осуществляет главным образом внутриобластные перевозки грузов и пассажиров. 90% всех пасса- жирских перевозок в Липецкой области приходится на долю автомобильного транс- порта. На протяжении последних 3 лет (2019-2021 гг.) наблюдается снижение объема перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования. Объем перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в 2021 г. составил 710 тыс. чел. Область имеет более низкие показатели пассажирских перевозок железнодо- рожным транспортом по сравнению с другими областями Центрального Черноземья. Растет объем перевозок пассажиров воздушным транспортом. В сфере грузовых перевозок железнодорожным транспортом, с 2019 по 2020 гг. отмечается увеличе- ние объема погрузочно-разгрузочных работ (на 4,4%) и перевозок грузов (на 4,2%). Грузооборот железнодорожного транспорта (с учетом транзитного грузооборота) в 2021 г. составил 12,72 млрд т-км (прирост по сравнению с 2020 г. +17,3%). Средне- списочная численность работников подкомплекса «Транспортировка и хранение» составляет около 17,4 тыс. чел. В среднем в складском хозяйстве и вспомогательной транспортной деятельности было занято 7,7 тыс. чел. по состоянию на 2020 г.; в дея- тельности сухопутного и трубопроводного транспорта – 11,1 тыс. чел. Конкурентные преимущества: – Выгодное географическое положение, близость к основным транспортным ма- гистралям, удобная логистика в сторону Москвы и Московской области, размещение на пересечении коридоров «Север – Юг» и «Восток – Запад». – Развитая автотранспортная инфраструктура. Высокая обеспеченность транс- портными магистралями, близость федеральных трасс. – Благоприятный рельеф местности и геологические условия. – Относительно высокий уровень развития информационных технологий на транспорте, выраженный в реализации ряда прорывных цифровых решений, таких как: работа в рамках ГИС Липецкой области модуля «Транспорт»; внедрение системы автоматического контроля за специализированной техникой; внедрение автоматизи- рованной системы управления дорожным движением (АСУДД) в г. Липецке; внедре- ние «умных светофоров». – Наличие международного аэропорта. – Наличие широкого рынка сбыта продукции АПК в радиусе плеча реализации (перерабатывающие предприятия, конечные потребители). – Существующий высокий уровень развития транспортной системы и охват транспортной сети. – Наличие профильных образовательных учреждений и относительно высокий уровень развития информационных технологий на транспорте. Ключевые проблемы: – Недофинансирование транспортной инфраструктуры. – Дефицит кадров массовых профессий. Отток высококвалифицированных ка- дров из инфраструктурных отраслей. – Высокий износ основных фондов организаций дорожного комплекса, объектов инфраструктуры, устаревание подвижного состава. Потребность в качественном об- новлении и модернизации значительной доли искусственных сооружений на дорогах. – Непривлекательность отрасли для инвестиций. – Слабое развитие логистики при экспорте сельскохозяйственной продукции (ж/д и автотранспорт). Низкий уровень эффективности (систематизации) товарных потоков в действующей транспортно-логистической инфраструктуре. – Низкая рентабельность сферы перевозок и хранения грузов и низкая эффектив- ность пассажирских перевозок, наличие задолженностей у компаний-перевозчиков. – Негативное воздействие транспортно-логистического комплекса на экологиче- скую ситуацию в регионе. Стратегические вызовы: – Реализация межрегионального проекта «Центрально-Черноземный хаб», включая создание мультимодального транспортного хаба на территории Липецкой области, интеграция в проекты строительства автомобильной дороги «Меридиан» и реализации федерального проекта «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна». – Стимулирование потребления природного газа в качестве моторного топлива, переход на экологичные виды топлива и повышение уровня соответствия функцио- нирования транспортной системы ESG-принципам. – Развитие Липецко-Елецкой агломерации. – Открытие новых авиамаршрутов, в том числе международных. Модернизация Липецкого аэропорта как грузового хаба. – Создание и развитие точек роста (промышленных и туристических кластеров) в Липецкой области требует соответствующего роста пропускной способности транс- портной инфраструктуры. – Цифровая трансформация транспортно-логистической инфраструктуры, уско- ренное внедрение новых технологий, в том числе беспилотных и интеллектуальных транспортных средств, управляемых с помощью систем искусственного интеллекта. Роботизация логистики, цифровизация транспортных услуг, создание цифровых при- ложений для населения и бизнеса, в том числе платформенные решения для созда- ния центров управления трафиком, контроля безопасности движения, базы данных поставщиков услуг. – Создание точек роста в Липецкой области. Дальнейший их рост приведёт к уве- личению объемов грузоперевозок и будет создавать спрос на повышение эффектив- ности этой сферы. – Липецкая область может соперничать с другими регионами Центральной Рос- сии за транзит грузов из Центральной России в Южную и за транзит в направлении Европа-Азия, в том числе в рамках проекта «Один пояс и один путь». – Развитие федеральной сети железных и автомобильных дорог. ОАО «РЖД» планирует разработку проекта создания скоростной магистрали на полигоне Юго- Восточной железной дороги, в том числе строительство для реализации данного ме- роприятия линии Елец – Воронеж. Окупаемость данного проекта напрямую зависит от будущего пассажирского трафика на линии Елец-Воронеж, который необходимо увеличивать. – Увеличение объема и скорости транзита грузов через внедрение бесшовной грузовой логистики. Риски: – Дальнейшее снижение уровня сохранности транспортной инфраструктуры из- за недофинансирования. Повышение аварийности инфраструктуры и устаревание подвижного состава. – Повышение нагрузки на инфраструктуру из-за увеличения уровня автомоби- лизации населения. Несоответствие развития транспортных систем масштабам жилищного строительства, строительства объектов коммерческой недвижимости, чрезмерная концентрация новых объектов на территориях ранее сложившихся рай- онов. – Отток кадров из области из-за снижения зарплат в инфраструктурных отраслях и других факторов. – Дальнейшая концентрация транспортно-логистической инфраструктуры в цен- тральных регионах России (Москва, Санкт-Петербург). – Снижение покупательной способности населения, ухудшение демографиче- ской ситуации и уменьшение местного производства может вызвать снижение объ- емов перевозок. – Сокращение бюджетной поддержки отрасли. 5.3.2.2. Приоритетные направления развития транспортной инфраструктуры, транспортировки и хранения Цель: Ц 3.2. Липецкая область – регион с высоким уровнем транспортной до- ступности и высоким качеством транспортных услуг, эффективной транспор- тно-логистической системой, обеспечивающей рост транспортных потоков и оказание высококачественных транспортных услуг. ПЦ 3.2.1. Развитый транспортный комплекс Липецкой области и функцио- нирующий межрегиональный «Центрально-Черноземный хаб». Задачи: З 3.2.1.1. Развитие мультимодальности транспортного комплекса Липецкой об- ласти, создание пересадочных узлов и мультимодальных маршрутов, в том числе и транзитных в рамках создания межрегионального «Центрально-Черноземного хаба». З 3.2.1.2. Развитие межмуниципального общественного транспорта и улучшение транспортной доступности сельских населенных пунктов, в том числе в рамках про- екта «Развитие Верхнего Придонья». З 3.2.1.3. Увеличение объемов внутрирегиональных, межрегиональных и тран- зитных перевозок, увеличение пропускной способности транспортного комплекса Липецкой области. З 3.2.1.4. Снижение уровня износа инфраструктуры за счет модернизации и ре- конструкции. З 3.2.1.5. Создание условий для расширения международных транспортных ко- ридоров «Север-Юг» и «Запад-Восток», проходящих через территорию Липецкой об- ласти, в рамках создания межрегионального «Центрально-Черноземного хаба». З 3.2.1.6. Сокращение выбросов загрязняющих веществ общественным транс- портом, переход на электричество и газомоторное топливо, стимулирование потре- бления природного газа в качестве моторного топлива. З 3.2.1.7. Развитие существующего электрического транспорта. З 3.2.1.8. Создание инфраструктуры для электротранспорта с целью развития производства и использования автомобильного электрического транспорта, в том числе развитие сети электрических зарядных станций. З 3.2.1.9. Снижение аварийности, смертности и вреда здоровью людей на транс- порте, в том числе в автодорожном движении и на железнодорожном транспорте, реализация мероприятий по ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий. ПЦ 3.2.2. Развитая современная и эффективная автотранспортная инфра- структура, возросшие технический уровень автомобильных дорог, их про- пускная способность, высокий уровень безопасности дорожного движения в Липецкой области. Задачи: З 3.2.2.1. Повышение технического уровня существующих автомобильных дорог общего пользования и мостовых сооружений, строительство новых автомобильных дорог и сооружений на них. З 3.2.2.2. Реализация программы комплексного развития транспортной инфра- структуры Липецкой агломерации в рамках приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги». З 3.2.2.3. Приведение автомобильных дорог общего пользования и мостовых со- оружений в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние и обеспечение сохранности существующей сети дорог. З 3.2.2.4. Повышение качества дорожно-строительных работ и усиление контро- ля за сохранностью автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них. ПЦ 3.2.3. Развитый железнодорожный транспорт Липецкой области. Задачи: З 3.2.3.1. Повышение эффективности функционирования железнодорожного транспорта на основе стимулирования опережающего и инновационного развития железнодорожной инфраструктуры. 3 3.2.3.2. Повышение пропускной способности инфраструктуры железнодорож- ного транспорта и содействие увеличению трафика на территории Липецкой об- ласти: реконструкция и электрификация существующей инфраструктуры на участке Ожерелье – Елец и строительство новой железнодорожной линии Елец – Воронеж для организации скоростного железнодорожного сообщения на существующей ин- фраструктуре с сокращением времени в пути между Москвой и Адлером. 3 3.2.3.3. Развитие железнодорожных подходов к ПАО «Новолипецкий металлур- гический комбинат». ПЦ 3.2.4. Развитое авиасообщение в Липецкой области. Задачи: З 3.2.4.1. Дальнейшая модернизация Липецкого аэропорта. Внедрение совре- менных технологий и новых типов наземной техники для обслуживания пассажиров, в том числе на основе ESG принципов. З 3.2.4.2. Увеличение объемов перевозок пассажиров воздушным транспортом. З 3.2.4.3. Привлечение квалифицированных авиационных специалистов по на- земному и аэропортовому обслуживанию воздушных судов. ПЦ 3.2.5. Липецкая область – регион с эффективной транспортно-логи- стической системой, обеспечивающей рост транспортных потоков и оказание высококачественных транспортных услуг за счёт создания и развития логи- стического Центрально-Черноземного хаба Задачи: З 3.2.5.1. Развитые информационные технологии на транспорте и на объектах логистики Липецкой области, усовершенствованная организация перевозок, в т.ч. на основе ESG принципов. З 3.2.5.2. Повышение доступности и качества транспортных перевозок транспор- том общего пользования. З 3.2.5.3. Развитие транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении. З 3.2.5.4. Увеличение скорости сообщения транспорта общего пользования, включая развитие обособленной инфраструктуры для движения общественного транспорта (введение стандарта транспортного обслуживания). З 3.2.5.5. Ликвидация инфраструктурных ограничений на всех видах транспорта. З 3.2.5.6. Внедрение бесшовной грузовой логистики и развитие контейнерных перевозок. З 3.2.5.7. Внедрение интеллектуальных транспортных систем, управляемых с по- мощью искусственного интеллекта, а также роботизация логистики, создание циф- ровых платформ. З 3.2.5.8. Развитие мультимодальных маршрутов на территории области в рам- ках транспортного хаба с сохранением разделения пассажирских и грузовых пото- ков. З 3.2.5.9. Увеличение объема перевозки и хранения грузов, в т.ч. транзитных, и погрузочно-разгрузочных работ на железнодорожном и автомобильном транспорте. З 3.2.5.10. Организация грузовых перевозок воздушным транспортом в пределах России и за рубеж. Таблица 18 – Ключевые индикаторы Цели 3.2. Индикатор Цели 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030 Доля автомобильных дорог регионального и межмуниципально- го значения, соответ- ствующих норматив- ным требованиям, % ПЦ 3.2.1. Инерционный 34,70 38,71 42,45 46,95 51,52 53,50 55,00 56,50 58,00 59,00 60,00 Базовый 34,70 38,71 42,45 46,95 51,52 53,50 55,00 56,50 58,00 59,00 60,00 Оптимистический 34,70 38,71 42,45 46,95 51,52 54,00 56,00 58,00 60,00 62,00 64,00 Доля сельских насе- ленных пунктов, обе- спеченных услугами пассажирского транс- порта общего пользо- вания, % ПЦ 3.2.1. Инерционный 90,0 90,0 90,0 90,0 90,0 90,0 90,0 90,0 90,0 90,0 90,0 Базовый 90,0 90,0 90,0 90,0 90,0 91,5 91,5 91,5 91,5 91,5 92,5 Оптимистический 90,0 90,0 90,0 90,0 90,0 92,5 92,5 92,5 92,5 92,5 95,0 Объем выбросов за- грязняющих атмос- феру веществ от пе- редвижных источни- ков, тыс. т в год ПЦ 3.2.1. Инерционный 42 42 44 45 46 47 48 49 50 51 52 Базовый 42 42 42 42 42 42 42 42 42 42 42 Оптимистический 42 42 40 39 38 37 36 35 34 33 32 Объем природного газа, израсходован- ного на работу ав- тотранспорта, тыс. куб.м ПЦ 3.2.1. Инерционный 3 556 3 556 3 609 3 663 3 718 3 774 3 831 3 888 3 947 4 006 4 066 Базовый 3 556 3 556 6 223 8 890 10 668 11 557 12 446 13 335 14 224 15 113 16 002 Оптимистический 3 556 3 556 7 112 9 779 11 557 12 446 13 335 14 224 15 113 16 002 16 891 Количество объектов газозаправочной ин- фраструктуры, реа- лизующих природный газ в качестве мотор- ного топлива, нарас- тающим итогом, ед. ПЦ 3.2.1. Инерционный 1 4 6 9 11 12 13 14 15 16 17 Базовый 1 4 7 10 12 13 14 15 16 17 18 Оптимистический 1 4 8 11 13 14 15 16 17 18 19 Суммарное количе- ство пассажиров, перевезенных город- ским электротранс- портом, тыс. чел. в год ПЦ 3.2.1. Инерционный 2 861 3 128 3 128 3 128 3 130 3 130 3 130 3 130 3 130 3 130 3 130 Базовый 2 861 3 128 3 128 3 128 3 128 3 128 3 702 4 276 4 850 5 424 6 000 Оптимистический 2 861 3 128 3 128 3 128 3 128 3 128 4 502 5 876 7 250 8 624 10 000 Доля автобусов, осу- ществляющих регу- лярные перевозки пассажиров в город- ском, пригородном и междугородном (в пределах субъекта РФ) сообщении, для которых обеспечена в открытом доступе ин- формация об их ре- альном движении по маршруту, % ПЦ 3.2.1. Инерционный 55 60 60 70 75 77 80 80 82 84 85 Базовый 55 60 65 73 80 80 83 85 87 90 90 Оптимистический 55 60 70 75 85 85 85 90 90 92 95 Протяженность отре- монтированных до- рог общего пользо- вания регионального и местного значе- ния, км ПЦ 3.2.2. Инерционный 402,0 552,1 400,4 502,9 500,0 505,0 505,0 510,0 510,0 510,0 515,0 Базовый 402,0 552,1 400,4 502,9 522,7 523,0 525,0 525,0 530,0 535,0 540,0 Оптимистический 402,0 552,1 430,8 532,9 552,7 553,0 555,0 560,0 565,0 570,0 580,0 Доля дорожной сети в крупнейших город- ских агломераци- ях, соответствующая нормативам, % ПЦ 3.2.2. Инерционный 70,75 75,20 78,00 80,00 80,00 80,00 80,00 80,50 81,00 81,50 82,00 Базовый 70,75 75,20 78,00 82,00 85,00 85,00 85,20 85,50 86,00 86,50 87,00 Оптимистический 70,75 75,20 78,00 82,00 90,00 90,00 90,00 90,50 91,00 91,50 92,00 Количество пасса- жиров, обслуженных железнодорожным транспортом, тыс. чел. в год ПЦ 3.2.3. Инерционный 783 710 750 750 800 800 800 800 800 800 800 Базовый 783 710 750 770 800 830 860 900 930 960 1 000 Оптимистический 783 710 800 850 900 930 960 1 000 1 030 1 060 1 100 Суммарное количе- ство пассажиров, об- служенных аэропор- тами области, тыс. чел. в год ПЦ 3.2.4. Инерционный 35,0 75,0 75,0 75,0 75,0 75,0 75,0 77,0 77,0 77,0 80,0 Базовый 35,0 75,0 75,0 75,0 75,0 75,0 75,0 80,0 80,0 80,0 90,0 Оптимистический 35,0 75,0 158,5 158,5 158,5 300,0 304,0 308,0 312,0 316,0 320,0 Грузооборот авто- транспорта крупных и средних организаций всех видов деятель- ности, млн т/км ПЦ 3.2.5. Инерционный 683,2 823,5 718,9 726,1 733,4 740,7 748,1 755,6 763,1 770,8 778,5 Базовый 683,2 823,5 741,1 778,2 817,1 858,0 900,9 963,9 1 031,4 1 134,5 1 248,0 Оптимистический 683,2 823,5 748,6 786,0 825,3 866,5 909,9 983,2 1 052,0 1 157,2 1 272,9 Грузооборот желез- нодорожным транс- портом, млрд т/км ПЦ 3.2.5. Инерционный 10,8 12,7 12,8 12,8 12,8 12,8 12,9 12,9 12,9 13,0 13,0 Базовый 10,8 12,7 12,8 12,9 13,0 13,1 13,2 13,2 13,3 13,4 13,5 Оптимистический 10,8 12,7 12,9 13,0 13,1 13,3 13,4 13,5 13,7 13,8 13,9 5.3.3. Строительный комплекс (строительство, строительные материалы) 5.3.3.1 Текущая ситуация Строительный комплекс Липецкой области включает строительную отрасль и от- расль производства строительных материалов. Строительная отрасль играет одну из ключевых ролей в развитии экономиче- ского потенциала Липецкой области, обеспечивая создание новых основных фондов в ходе реализации инвестиционных проектов (промышленное и инфраструктурное строительство), а также важную социальную роль (жилищное и социально-культур- ное строительство). Наибольшая доля в объеме работ, выполненных собственными силами по дого- ворам строительного подряда (по крупным и средним организациям), приходится на вид деятельности «строительство жилых и нежилых зданий» – 45,1%. Работы и услуги строительного характера составляют 93,9%. Другие виды деятельности составляют 6,1%, из них наиболее существенные – транспортировка и хранение (3,2%). В 2017 г. наблюдался «провал» объема инвестиций, который связан с тем, что ин- вестиции в отрасли в 2013–2016 гг. включают инженерную инфраструктуру ОЭЗ ППТ «Липецк». Начиная с 2018 г. наблюдается стабильный рост объемов инвестиций. В рамках реализации национального проекта «Жилье» и входящих в него феде- ральных проектов в Липецкой области проводится грамотная жилищная политика, осуществляемая органами власти всех уровней. Созданы условия для развития жи- лищного строительства: в достаточном количестве выделяются земельные участки, территории обеспечиваются градостроительной документацией, объектами соци- альной, транспортной и инженерной инфраструктуры, оказывается государственная поддержка строительному комплексу, осуществляются мероприятия по расселению граждан из аварийного жилфонда в рамках национального проекта «Жилье и го- родская среда» с софинансированием из федерального бюджета; в соответствии с планом-графиком («дорожной картой») вводятся в эксплуатацию «проблемные» многоквартирные дома. По общей площади жилых помещений, приходящей на одного жителя, Липецкая область является одним из лидеров среди субъектов Российской Федерации, зани- мая по итогам 2020 г. 4-е место в Российской Федерации и 2-е в группе сравнения. Значение данного показателя в 2020 г. составляет 33,6 кв. м./чел., что выше как среднероссийского уровня, так и среднего по ЦФО. При этом значение показателя Липецкой области стабильно опережало средние значения по РФ и по ЦФО на всем рассматриваемом периоде. В рост данного показателя вносят вклад как ввод нового жилья, так и стабильное сокращение численности населения Липецкой области на 0,4-0,5% в год. За период 2012-2020 гг. вклад сокращения численности населения составляет 4%, т.е. 1,3 кв. м./чел. Обеспечение граждан доступным и комфортным жильем является одним из при- оритетов государственной политики Российской Федерации. Поэтому основным показателем федерального проекта «Жилье» является показатель по вводу жилья. Выполнение плановых объемов показателя – основная задача сектора жилищного строительства Липецкой области (несмотря на то, что, как показано выше, Липецкая область занимает ведущие позиции в Российской Федерации и ЦФО по обеспечен- ности жильем, эти показатели еще далеки от уровня развитых стран, где обеспечен- ность жильем составляет 50–70 кв. м./чел., поэтому потребность населения Липец- кой области в новом жилье согласно экспертным оценкам будет расти): – 2021 г. – 1 222 тыс. кв. м.; – 2022 г. – 1 230 тыс. кв. м.; – 2023 г. – 1 450 тыс. кв. м.; – 2024 г. – 1 498 тыс. кв. м. 1 С 2014 г. на территории области действует государственная программа Липецкой области «Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, соци- альной инфраструктурой и услугами ЖКХ», утвержденная постановлением админи- страции области от 13 декабря 2013 г. № 588. Мероприятия программы направлены на достижение показателей и выполнение задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». Значительную поддержку роста ИЖС оказывает реализация льготной программы субсидирования процентной ставки по продукту «Сельская ипотека». В 2020 г. было выдано кредитов на рекордную для региона сумму 1,0 млрд рублей, с учетом того, что запуск продукта был реализован в полной мере начиная со второго полугодия. С 2021 г. вступили в силу изменения в продукте, позволяющие использовать ипотечный кредит для строительства жилого дома на земельном участке, принадлежащем за- емщику на праве аренды, что привело к многократному росту заявок. А с 2022 г. по- явится возможность применения данного продукта на территориях городских агло- мераций численностью свыше 30 тыс. человек, что позволит использовать данный механизм на территориях основного жилищного строительства. Отрасль «Производство строительных материалов» в Липецкой области пред- ставлена производителями кирпича, цемента, извести, товарного бетона, изделий из бетона, металлопродукции. На текущий момент в отрасли осуществляют деятель- ность более 40 организаций. В 2020 г. произведено: – блоки стеновые силикатные 290 миллионов условных кирпичей; – блоки и прочие изделия сборные строительные для зданий и сооружений из це- мента, бетона или искусственного камня 88 тыс. куб. м; – товарный бетон смеси строительные 329 тыс. куб. м. По подушевым показателям отрасль относится к развивающимся отраслям. Однако валовые показатели (отгрузка, инвестиции в основной капитал, налоговые отчисления в консолидированный бюджет Российской Федерации) стагнируют. При этом остается крайне низкое использование производственных мощностей. Перспективным направлением является развитие производства высокотехно- логичных стройматериалов и быстровозводимых домов для ИЖС и малоэтаж- ной застройки, а также компонентов и сервиса Smart Home , которое реализует конкурентные преимущества Липецкой области и ее вклад в формирование ново- го образа жизни для Центральной России. Данное направление оформлено в Приоритетный проект, который будет осу- ществляться в рамках Флагманского проекта «Промышленно-технологический кластер Липецкой области (на основе ESG принципов)» и должен ответить на следу- ющие вызовы: – реализация повестки устойчивого развития и ESG-подхода; – развитие технологий Smart Home и производства «умных» стройматериалов; – бум на рынке недвижимости, недофинансирование отрасли и рост стоимости сырья привели к возникновению дефицита на рынке стройматериалов в России – при этом создание новых производств упирается в дефицит инфраструктуры. Суть идеи состоит в том, что Липецкая область готова предложить промпло- щадки с подготовленной инфраструктурой, льготы ОЭЗ, выгоды географического положения в центре Европейской части России и отличную логистику для производ- ства высокотехнологичных стройматериалов и быстровозводимых домов для ИЖС и малоэтажной застройки, а также компонентов Smart Home. Ключевые инициативы в рамках Приоритетного проекта: – формирование нового образа жизни для Центральной России с опорой на ИЖС и малоэтажную застройку; – разработка или адаптация существующего «платформенного» решения Smart Home для Центральной России и разворачивание производства для него быстровоз- водимых конструкций, «умных» стройматериалов и компонентов (гаджетов), систем управления и сервиса. Ключевые игроки, выступающие в качестве технологических лидеров При- оритетного проекта: – ООО «Систем Сенсор Технологии» (в партнерстве с System Sensor и Honeywell ) - системы управления и сервиса для зданий, системы идентификации и сбора данных, системы пожарообнаружения, газовые детекторы; – ООО «ЭНЕРКОМ» – самообучающиеся системы управления светом для про- мышленного и уличного освещения. – ООО «Евро Слатс» – строительство экодомов из дерева. Целевые продукты: – экосистема Smart Home, быстровозводимые конструкции для ИЖС и малоэтаж- ной застройки на ее основе; – высокотехнологичные и «умные» стройматериалы; – компоненты, системы управления и сервиса Smart Home. Далее представлены конкурентные преимущества, ключевые проблемы, страте- гические вызовы и риски развития строительного комплекса, присущие как комплек- су в целом, так и специфичные для его отдельных отраслей. Конкурентные преимущества Для развития строительной отрасли в целом: – благоприятный экономический и социальный климат; – высокий ресурсно-сырьевой (известняки, цементные и стекольное сырье, фор- мовочные и силикатные пески, строительные камни, огнеупорные, тугоплавкие и лег- коплавкие глины), технологический и интеллектуальный потенциал; – низкий уровень инвестиционных рисков; – наличие достаточного количества строительных организаций; – наличие образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специали- стов строительной отрасли; Для развития жилищного строительства: – наличие потребительского спроса (в количественном и качественном выраже- нии) на жилую недвижимость, отвечающую различным возможностям населения; – реализация в регионе федеральных программ, позволяющих совершенство- вать и развивать дорожные сети, обеспечивать жильем отдельные категории граж- дан (молодые семьи, детей-сирот и др.), осуществлять капитальные вложения на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов социальной инфра- структуры, и др.; – миграционная привлекательность области; – высокая скорость застройки, быстрая сдача объектов недвижимости в эксплу- атацию; – процесс кредитования, предоставление выгодных условий на покупку жилья. Для развития производства строительных материалов: – благоприятное экономико-географическое и геополитическое положение; – компактность территории области; – наличие месторождений сырьевой базы; – наличие производителей сырья. Ключевые проблемы: – Низкая инновационная активность строительного бизнеса, недостаточный объ- ём научных разработок приводят к недостатку технологического развития отрасли, снижению конкурентоспособности строительной продукции и строительных матери- алов на региональном и межрегиональном рынках. – Недостаток высококвалифицированных кадров, обладающих современными профессиональными компетенциями (по среднемесячной заработной плате в сег- ментах «Строительство инженерных сооружений» и «Производство строительных металлоконструкций» Липецкая область отстает от большинства регионов-конкурен- тов). – Возможности освоения и увеличения темпов строительства на земельных участках для жилищного строительства ограничиваются недостаточностью бюджет- ных средств на обеспечение их коммунальной инфраструктурой. – Отсутствие маневренного и дефицит муниципального жилищного фонда для расселения ипотечных заемщиков, у которых изъяли единственное жилье по до- говору залога, а также временного расселения граждан, проживающих в границах комплексного развития территорий. – Существенное количество семей, состоящих в очереди на улучшение жилищ- ных условий, и рост числа граждан-участников областных жилищных программ, пре- тендующих на получение социальных выплат на улучшение жилищных условий. Стратегические вызовы: – Массовое строительство жилья нового типа, соответствующего трендам на су- бурбанизацию и экопоселения. – Удовлетворение инвестиционного спроса в части создания новых основных фондов. – Создание на промышленных площадках Липецкой области передовых произ- водств строительных материалов, удовлетворяющих как собственные потребности области, так и растущие рынки соседних регионов. – Обеспечение вблизи крупных промышленных площадок достаточного объема арендного жилого фонда. ______________ 1 Согласно базовому сценарию реализации Стратегии. Продолжение на 18-й стр. Продолжение. Начало на 7 –16-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz