Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 15 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 131 /26571/1 НОЯБРЯ 2022 – Сохранение и регенерация исторической системы расселения, идентичности малых населенных пунктов, выявление и реализация их современного и будущего потенциала. – Повышение квалификации специалистов органов исполнительной власти, местного самоуправления и подготовка профессиональных кадров в сфере управле- ния развитием территорий. – Формирование дифференцированных градостроительных политик для отдель- ных ареалов активной экономической жизни: урбанизированного каркаса и опорной сети системы расселения малых населенных пунктов. – Вовлечение неиспользуемых территорий и объектов: культурного наследия, промышленных площадок в экономику поселений и региона. – Оптимизация пользования земельными ресурсами – ценнейшего ресурса ре- гиона. • Развитие новых производств на базе утраченных производственных мощно- стей, с использованием производственных площадей, инженерной инфраструктуры, складского хозяйства, а также кадров. • Возврат в оборот ценных сельскохозяйственных земель и сохранение их высо- кого экономического плодородия. Риски пространственного развития – Угроза устойчивому развитию исторически сложившейся системы расселения – малым городам и сельской местности всей центральной части России. – Концентрация экономической активности в Московской, Воронежской агло- мерациях, а также усиление данного процесса в случае запуска высокоскоростной магистрали Москва – Воронеж – Ростов-на-Дону – Краснодар – Адлер, отток населе- ния. – Дальнейшее нарастание диспропорций в социально-экономическом развитии территорий региона. Деградация сельских территорий, не входящих в агломерацию. – Снижение экономического потенциала малых городов – опорных населенных пунктов региона, привлекательности для молодежи, увеличение разрыва со регио- нальным центром в развитии инфраструктуры и городской среды, увеличение отста- вания уровня инфраструктурного развития. – Разрыв в социально-экономическом и инфраструктурном развитии периферий- ных муниципальных образований. – Слабое межрегиональное взаимодействие в целях развития регионов и реали- зации совместных инвестиционных проектов. Стратегические направления и политики пространственного развития Приоритетные направления пространственного развития Липецкой области: 1. Развитие региона как единого связного пространства – обеспечение ско- рости, комфортности и безопасности перемещения. – Формирование востребованности перемещения как позитивного фактора, об- условленного активными межрегиональными и межмуниципальными трудовыми, до- суговыми, бытовыми связями. – Обеспечение мобильности населения: усиление связности населенных пунктов, улучшение качества дорожного полотна, формирование парковочных пространств в населенных пунктах, рекреационных зонах, туристских объектах. 2. Развитие агломерационных процессов с центрами-ядрами: Липецк – Елец. 3. Реконструкция и возрождение системы расселения малых городов и сельской местности Липецкой области путем развития опорных населенных пун- ктов и прилегающих населенных пунктов. – Формирование поселенческих ареалов с действенным местным самоуправ- лением, сплоченными локальными сообществами, плотной сетью дорог, культурных событий, туристических и рекреационных ареалов, развитой малой экономикой, ка- чественной и сомасштабной человеку средой обитания. – Смена курса и развитие программ по возрождению системы расселения малых городов и сельской местности центральной части России: • выход за рамки отраслевой модели развития слабоурбанизированных террито- рий, переход к экономике идентичности и культурных ценностей; • регенерация малых городов вдоль федеральных транспортных коридоров, в районах, благоприятных для развития сельскохозяйственной, туристской отраслей; • осуществление новой «сборки» активов территории (разработка комплексных проектов развития региона, позволяющих повысить эффективность использования его потенциала за счет синергетического эффекта и формирования новых точек эко- номического роста и выйти на новый уровень развития). Стратегические направления и приоритеты пространственного развития региона являются базовыми для разработки документов территориального планирования: схем территориального планирования области, муниципальных районов, генераль- ных планов городов и сельских поселений, являющихся основными инструментами управления развитием территории Достижение стратегической цели зависит от ряда факторов: – коммуникационных: качества и активности взаимодействия населения, связ- ности мест жизнедеятельности населения: населенных пунктов, зон и ареалов, име- ющих экономическое и социальное значение; – ресурсных: наличия населения, производственных активов, территории, раз- витости и доступности услуг; – ограничений, влияющих на возможности развития пространств: размеще- ние производств, привлекательность мест проживания, возможности самореализа- ции населения. Политики пространственного планирования на стратегическом уровне 1. Устойчивое развитие системы расселения – урбанизированных территорий и сельской местности в сочетании с сохраняемыми ландшафтами и землями разного назначения. – Оптимизация системы расселения предполагает рационализацию системы расселения. Алгоритм работы включает следующие шаги: • обоснование (предпосылки) сжатия системы расселения, анализ жизнеспособ- ности населенных пунктов; • рассмотрение юридических аспектов работы с населенными пунктами с нуле- вой численностью населения; • подготовка методики ранжирования населенных пунктов по степени жизнеспо- собности; • разработка дорожной карты работ по обоснованию сжатия; • переформатирование населенных пунктов с нулевой и малой численностью на- селения. – Трансформация муниципального территориального устройства. В целях опти- мизации системы управления развитием территории предлагаются следующие виды политик: • Объединение сельсоветов с малочисленным населением, не имеющих субъ- ектов хозяйственной деятельности, с преобладанием населения старше трудоспо- собного возраста. Процедура должна проводиться после анализа всех аспектов, на основании согласованных критериев, с учетом требований № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». • Преобразование муниципальных районов в муниципальные округа для упро- щения системы местного самоуправления и оптимизации бюджетных расходов на содержание администрации (исключение двухуровневой системы местного само- управления). В случае объединения там, где сегодня работают администрации сельских по- селений, могут работать территориальные органы Администрации муниципального округа с тем же объемом полномочий и функций, с правом подписания документов, только без права юридического лица. В целях координации деятельности террито- риальных органов администрации муниципального округа в решении вопросов мест- ного значения необходимо использовать территориальные общественные советы, другие общественные объединения. В советы могут входить руководители предпри- ятий, учреждений, расположенных на территории поселения, представители обще- ственных организаций (например, совета ветеранов). – Регулирование агломерационных процессов: • Формирование единой межмуниципальной политики в отношении развития смежных территорий муниципальных образований, включенных в агломерационные процессы. • Резервирование территорий под развитие микрорайонов – спутников в грани- цах пригородного пояса вокруг центров – ядер. • Комплексное развитие данных территорий с полным набором городских функ- ций, местами приложения труда, социальной инфраструктурой, рекреационными зонами. – Трансформация роли малых городов и опорных населенных пунктов Липецкой области: • Позиционирование исторических малых городов и сельских населенных пун- ктов как факторов идентичности Липецкой земли; • Выявление ресурсов и развитие преимуществ сельского уклада жизни. • Распространение городских форм и условий жизни на сельскую местность. 2. Обеспечение муниципальных образований региона современной инженерной инфраструктурой , внедрение инновационных методов управления коммунальными системами, активное использование возобновляемых источников энергии. Декомпозиция задач рассмотрена в разделе «5.3.4. Жилищно-коммунальное хо- зяйство и энергетика». 3. Развитие плотной и качественной региональной транспортной сети , обеспе- чивающий мобильность населения, связность с федеральными и международными транспортными коридорами, формирование в регионе мультимодальных транспор- тно-коммуникационных и транспортно-логистических узлов мирового уровня. Декомпозиция задач рассмотрена в разделе «5.3.2. Транспортная инфраструкту- ра, транспортировка и хранение». 4. Модернизация жилищной политики области: активное использование ме- ханизмов комплексного развития территории и инновационных технологий в сфере строительной индустрии. Декомпозиция задач рассмотрена в разделах «5.3.3. Строительный комплекс (строительство, строительные материалы)», «5.3.4. Жилищно-коммунальное хозяй- ство и энергетика». 5. Сохранение устойчивости экосистем и сбалансированного землепользо- вания вне зависимости от интенсификации экономической деятельности. Выстраивание политики взвешенного землепользования с учетом сохранения баланса застроенных и незастроенных территорий предусматривает: – интенсификацию развития земель населенных пунктов в существующих адми- нистративных границах – уплотнение «рыхлых» территорий, редевелопмент не эф- фективно используемых территорий; – использование по назначению земель сельскохозяйственного назначения, про- чих категорий. 6. Обеспечение высокого уровня социальной, природной и техногенной без- опасности в регионе. Декомпозиция задач рассмотрена в разделах «5.3.5. Природные ресурсы, улуч- шение экологической ситуации (в т.ч. за счет минимизации рисков климатических изменений) и устойчивое развитие», «5.3.6. Безопасность», «5.5.5. ESG трансформа- ция». 7. Создание благоприятных условий среды проживания , обеспечивающих са- моидентификацию жителей со своим окружением и способствующих самореализа- ции и преумножению человеческого капитала. Задача сопряжена с подзадачами разделов: «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей», «Возможности для самореализации и развития талантов», «Комфортная и безопасная среда для жизни». 8. Вовлечение объектов культурного наследия , важной составляющей имиджа Липецкой области, в социально-экономическое развитие и повышение конкуренто- способности региона. – Физическое восстановление исторических объектов – культовых сооружений и комплексов, усадеб. – Возрождение прежних функций или приспособление объектов к современным функциям – «новая жизнь старых зданий». – Применение преференциальных политик в части налоговых льгот бенефициа- рам, участвующим в регенерации ОКН (использование опыта г. Томска в реализации программы «Дом за рубль»). – Обеспечение качественных подъездов к объектам. – Включение объектов культурного наследия в туристские маршруты, стимулирова- ние бизнеса и власти к вовлечению объектов в экономику муниципальных образований. 9. Качественное управление развитием территории региона, включающей использование открытых данных, информационных технологий, всех видов взаимо- действия власти, бизнеса и населения. – Выстраивание градостроительной политики каждого из 20 муниципальных об- разований верхнего уровня, с учетом его специфики (миссия, система расселения, градостроительное зонирование и другие). – Цифровизация территориального планирования. – Подготовка и привлечение кадров в области планирования территорий (главных архитекторов городов, специалистов – градостроителей). Территориальное зонирование Территория Липецкой области невелика по размерам, компактна, достаточно однородна по основным факторам развития – природным, географическим, отрас- левым, инфраструктурным, не имеет явно выраженного пространственного деления. Отличительными признаками отдельных частей региона является удаленность от регионального центра и магистральных транспортных коридоров (периферийность), влияющая на хозяйственную деятельность, инвестиционную привлекательность, миграцию населения, и соответствующие социально-экономические показатели: разница в численности, плотность, динамика численности населения, рынок труда, миграционные процессы, объемы отгруженных товаров, выполненных работ и услуг, жилищный фонд, налоговая составляющая и другие. В целях принятия эффективных решений по развитию пространства региона в стратегии используется метод таксонирования или зонирования – инструмент, по- зволяющий дифференцировать управленческие политики для разных по уровню со- циально-экономического развития территорий. Зонирование позволяет дифференцировать нормативы градостроительного про- ектирования для разных групп (что дает возможность улучшить качество документов территориального планирования и оптимизировать работу ОМСУ), оценивать (в группах сравнения) ситуацию с развитием социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры и корректировать соответствующие политики. Оценка проводится в соответствии с заданным набором индикаторов и по ряду согласованных социально- экономических показателей. Для Липецкой области, как и для всех регионов ЦФО с исторически сложившейся системой расселения и достаточно высокой плотностью населения, в целом, необ- ходимо выделять урбанизированные территории – города, возникшие вследствие активного развития промышленности на разных этапах развития поселений, и об- ширные пространства сельской местности, находящиеся в разной степени активно- сти или депрессии. Высокоплотные урбанизированные ареалы и сельские территории в стратегиче- ском отношении требуют выработки разных политик в управлении развитием терри- тории, особенно в условиях меняющихся тенденций и трендов. В действующей Схеме территориального планирования Липецкой области рас- сматриваются три внутриобластные экономические зоны: Северная, Юго-Восточная, Юго-Западная. С учетом процессов, происходящих в мировом пространстве, в том числе, в Российской Федерации, а также, в связи с формированием новых подходов к про- странственному развитию на федеральном уровне (СПР), в стратегии СЭР региона закрепляются две группы: – Урбанизированные территории, генерирующие агломерационные процессы. – Сельские территории, сохраняющие традиционные уклады и трансформирую- щиеся под новые вызовы. Социально-экономическое лидерство регионального центра - города Липецка с пригородами и ближайшими населенными пунктами наглядно отражает проис- ходящие в области агломерационные процессы. Активное развитие базовой ме- таллургической промышленности и машиностроения, особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Липецк» способствуют формированию мощного рынка труда, влекущего за собой рост населения, развитие гражданского строительства, формирование городской среды нового качества, что является за- кономерной реакцией на запросы населения. Несколько медленнее, но на фоне зна- чительного промышленного, культурного и инновационного потенциала, развивается город Елец. Урбанизированная часть региона представляет формирующуюся двухъядерную Липецко-Елецкую агломерацию с центрами-ядрами в городах Липецк, Елец. Каждое ядро организует свою территориальную группу. Две группы – Липецкая и Елецкая – связаны транспортным коридором, включающим участок региональной дороги Р-119 и участок железной дороги «Орел – Липецк – Волгоград». Реализация инфраструктурных проектов и достаточно плотная равномерно рас- пределенная сеть населенных пунктов и транспортных коридоров в некоторой сте- пени уравнивает возможности развития большинства территорий региона в долго- срочной перспективе. Транспортная доступность даже самых удаленных сельских поселений при долж- ном качестве дорог в расчетном периоде составит не более 1,5 часов. Поэтому, с учетом компактности региона, при реализации целевого сце- нария вся Липецкая область становится агломерацией с ядрами в городах Липецке и Ельце, малыми городами-спутниками и пригородными руральными поясами, где формируется новый образ жизни в сельской местности Цен- тральной России. Политики стратегического территориального развития Липецкой области Пространство региона рассматривается через стратегическое развитие приори- тетных территорий (Рисунок 27). – Развитие Липецко-Елецкой агломерации. Пилотные проекты первого (приго- родного) пояса агломерации «Липецкий ареал агломерации», «Елецкий ареал агло- мерации». – Развитие сельских территорий. Пилотные проекты «Верхнее Придонье», «Рас- цвет малых городов Липецкой области». – Сельские территории Липецкой области формируют второй руральный пояс Липецко-Елецкой агломерации. Рисунок 27 – Стратегическое развитие приоритетных территорий Липецкой области 1. Липецко-Елецкая агломерация Липецко-Елецкая агломерация (ЛЕА) является драйвером развития Липецкой об- ласти, базируется на двух ядрах – городах Липецке и Ельце (Рисунок 28). Включение г. Елец и Елецкого района в состав ЛЕА обусловлено зарождающими- ся агломерационными процессами между городами Липецк и Елец, которые необхо- димо стимулировать для получения агломерационных эффектов. Агломерационный процесс возникает на территории, обеспеченной ресурсами развития – финансами, инвестициями, профессиональными кадрами, компетенци- ями, образовательной средой, технологиями (научно инновационная среда), знани- ями; проявляется в пространственной концентрации экономической деятельности и трудовых ресурсов на территории компактной группы городских поселений и интен- сификации социально-экономических связей между ними. Агломерационный эффект – экономическая и социальная выгода от территори- альной концентрации производств и других объектов в агломерациях; рост экономи- ческой эффективности, благодаря концентрации экономической деятельности, в том числе сферы услуг. Агломерационный эффект достигается не обязательно суммированием потен- циалов территориальных образований в составе агломерации и за счет минимиза- ции транспортных и иных издержек, но и за счет синергетической мультипликации свойств и потенциалов таких территорий, превращая городские агломерации в точки экономического и социального роста, мощнейший центр притяжения инвестиций и человеческого капитала, обеспечивая социально-экономическое развитие прилега- ющих к агломерации территорий. Города Липецк и Елец с прилегающими муниципальными образованиями (Липец- ким м.р. и Елецким м.р.) – высокоплотные групповые системы расселения Липецкой области с диверсифицированной экономикой и высокой концентрацией населения. В Липецком ареале и Елецком ареале размещаются площадки единой ОЭЗ про- мышленно-производственного типа «Липецк» (Грязинская и Елецкая площадки) и производства смежных направлений развития, в будущем формирующие Промыш- ленно-технологический кластер Липецкой области. Через город Елец и Елецкий район проходит федеральная трасса М-4 «Дон». Ли- пецк находится восточнее Ельца и дороги М-4 на 80 км. Транспортный коридор (ж/ дорога + автодорога), соединяющий Елецкий ареал (и М-4) с Липецком становится основным структурным элементом пространственного каркаса региона. Таким об- разом, ЛЕА замыкает на себя ключевые артерии, входящие в коридоры Север-Юг (Р-22) и Восток-Запад (Р-119). В будущем ЛЕА должна развиваться на встречу Воронежской агломерации, обра- зуя вместе Центрально-Черноземный мегаполис. Основная проблема городов-ядер (Липецк, Елец) – дефицит городской терри- тории для долгосрочного развития, высокая нагрузка на социальную, транспортную инфраструктуру вследствие центростремительных сил (со стороны периферии), жесткие регламенты в отношении трансформации исторической застройки (город Елец является историческим поселением). По этой причине для жилищного и про- чего строительства активно осваиваются пригородные пояса – территории смежных муниципальных образований. Важными стратегическими задачами являются развитие межмуниципального сотрудничества, направленное на скоординированное исполнение ряда муниципаль- ных полномочий соседними муниципальными образованиями, консолидация финан- совых ресурсов для реализации агломерационных проектов, а также трансформация оценки ключевых показателей эффективности органов местного самоуправления муниципальных образований, входящих в состав агломерации (не конкуренция от- дельных муниципальных образований за показатели, а оценка синергетического эффекта). Таким образом, в Стратегии закрепляется Липецко-Елецкая агломерация с выде- лением Липецкого и Елецкого ядер агломерации и с возможностью в будущем рас- ширять агломерацию за счет территории прилегающих муниципальных образований Липецкой области. Липецко-Елецкая агломерация обеспечит ключевой вклад в социально-экономи- ческое развитие Липецкой области. Согласно целевому сценарию реализации Стра- тегии, на Липецко-Елецкую агломерацию в 2022-2030 гг. придется 78% инвестиций в основной капитал; доля населения Липецкой области, проживающего на территории муниципальных образований, входящих в состав Липецко-Елецкой агломерации, увеличится с 68% до 71%. Каждое из ядер агломерации имеет свой ареал влияния, включающий два пояса: первый (пригородный) пояс и второй пояс. – Первый (пригородный) пояс охватывает территории в 45 минутах транспортной доступности от центра каждого из ядер, характеризуется смешанным сельско-город- ским образом жизни и развитой городской инфраструктурой. • Липецкий ареал в составе: Липецкий, Грязинский муниципальные районы. • Елецкий ареал в составе: Елецкий муниципальный район. – Второй пояс охватывает территории в 90 минутах транспортной доступности от центра каждого из ядер, представляет сельскую местность, сохраняющую традици- онный сельский уклад. Малые исторические города являются спутниками ядер агло- мерации. (см. раздел «Сельские территории»). • Липецкий ареал в составе: Чаплыгинский, Лев-Толстовский, Данковский, Лебе- дянский, Добровский, Усманский, Добринский муниципальные районы. • Елецкий ареал в составе: Краснинский, Становлянский, Измалковский, Долго- руковский, Воловский, Тербунский, Задонский, Хлевенский муниципальные районы. Рисунок 28 – Развитие Липецко-Елецкой агломерации Первый (пригородный) пояс ЛЕА Общие политики развития: – Формирование в каждом ареале единой агломерационной (межмуниципаль- ной) политики пространственного развития в целях синхронизации и оптимизации социально-экономического, территориального и бюджетного планирования муници- пальных образований, входящих в агломерацию. – Реконцепция развития транспортно-коммуникационного каркаса: • развитие пригородного железнодорожного сообщения; • реконструкция автомобильных дорог: ƒ Р-119 «Подъездная дорога от автомобильной дороги М-4 «Дон» к г. Липецку» протяженностью 70 км, категория IВ, ƒ А-133 «Подъездная дорога от автомобильной дороги М-4 «Дон» к г. Липецку», протяженностью 58,8 км, категория IБ; • развитие в створе основных коммуникационных осей межмуниципальной вело- сипедной и пешеходной инфраструктуры. – Формирование мультимодальных транспортно-пересадочных узлов в г. Грязи и г. Ельце. – Развитие разноформатного жилищного строительства в населенных пунктах пригородных поясов каждого из ареалов агломерации с учетом: • перспективной локации мест приложения труда (ОЭЗ, индустриальные парки, городские сервисы и другое); • предпочтений населения в выборе места жительства и типа жилья; • возможности (наличия резервов территории) для комплексного микрорайон- ного и квартального строительства с одновременным развитием соответствующей социальной инфраструктуры; • инновационных технологий домостроения, в том числе, модели Smart Home (ПП «Высокотехнологичные стройматериалы и компоненты Smart Home»). 1.1. Липецкий ареал агломерации (Рисунок 29). Ядро ареала – городской округ Липецк – общественно-деловой, промышленный, научно-образовательный центр региона. Первый (пригородный) пояс агломерации включает территории Липецкого, Гря- зинского муниципальных районов. В пригородном поясе ядра расположены крупнейшие промышленно-коммуналь- ные зоны и активно растущие сельские поселения. Город Грязи – город-спутник Липецка – важнейший транспортно-логистический узел региона и Липецко-Елецкой агломерации. Функции муниципальных образований пригородного пояса Липецкого ареала агломерации: – Городской округ Липецк - административно – деловой, образовательный и куль- турный центр, зона концентрации инновационной промышленности и логистики. По- стиндустриальная экономика развивается наряду с промышленным кластером. – Липецкий район – территория перспективного жилищного строительства (ос- новное/ «второе» жилье) и центр переработки сельскохозяйственной продукции. – Грязинский район - транспортно-логистическая и промышленная зона региона. Рисунок 29 – Липецкий ареал Липецко-Елецкой агломерации Градостроительные политики развития ядра и пригородного пояса Липец- кого ареала ЛЕА (Рисунок 30). – Формирование единой агломерационной (межмуниципальной) политики в ча- сти развития рынка земли, рынка труда, коммунальной и транспортной инфраструк- туры, жилищной и социальной сферы, экологической безопасности. Городской округ Липецк – Развитие современной деловой и общественной инфраструктуры. – Активное вовлечение неэффективно используемых территорий: производ- ственно-коммунальных площадок, депрессивных садоводческих товариществ, тер- риторий малоэтажной «рыхлой» жилой застройки, жилой застройки с высоким физи- ческим и моральным износом в экономику города (исторические территории завода «Свободный Сокол», объектов исторического центра и т.д.). – Строительство юго-западного обхода Липецка. – Развитие инвестиционных площадок промышленного типа. – Развитие научно-образовательного кластера региона – строительство меди- цинского вуза, активизация кампусной политики. – Формирование зеленого каркаса территории и вело-пешеходной инфраструк- туры. Липецкий район – Развитие населенных пунктов – потенциальных точек роста населения и эконо- мики агломерации – жилищное строительство (ИЖС, коммерческое жилье – формат комплексной малоэтажной многоквартирной застройки) в увязке с социальной и транспортной инфраструктурой: • Большекузьминский сельсовет с. Большая Кузьминка. • Введенский сельсовет с. Ильино, с. Введенка. • Частодубравский сельсовет, с. Частая Дубрава. • Косыревский сельсовет, с. Косыревка, с. Кулешовка. • Сенцовский сельсовет, с. Сенцово. • Строительство малоэтажных микрорайонов в активно развивающихся сельских узлах на основе новых технологий. • Ленинский сельсовет: с. Троицкое, с. Ленино, с. Елецкое, с. Пады. • Сырский сельсовет: с. Сырское, с. Подгорное, с. Хрущевка. • Село Боринское - экономический узел пригородного пояса агломерации. Грязинский муниципальный район – Реорганизация города Грязи. • Включение в состав Грязинского городского поселения территории Грязинско- го сельсовета, преобразование пос. совхоза Песковатский и пос. Волгоэлектросеть- строй в микрорайоны города Грязи. • Строительство муниципального многоквартирного жилья в увязке с социальной инфраструктурой, в том числе, в рамках механизма КРТ. – Активизация социально-экономического развития пригородной территории города Липецка. • Трансформация территорий населенных пунктов по берегам Матырского водо- хранилища – с. Казинка Казинского сельсовета, с. Ярлуково, с. Малей Ярлуковского сельсовета и с. Каменное Большесамовецкого сельсовета: жилищное строительство (ИЖС, коммерческое жилье – формат комплексной малоэтажной многоквартирной застройки), развитие социальной инфраструктуры, благоустройство набережных в качестве новых средовых пространств. • Развитие Плехановского сельсовета (концепция единого пространства для с. Пле- ханово и с. Головщино), с. Большой Самовец, с. Бутырки как потенциальных поселений- спутников г. Липецка – строительства кварталов ИЖС, коммерческого комплексного малоэтажного многоквартирного жилья в увязке с социальной инфраструктурой. – Формирование современного мультимодального транспортно-пересадочного пространства «ТПУ Грязи». – Строительство мостового перехода через р. Воронеж в районе Желтых песков. для обеспечения транспортной доступности Плехановского сельсовета. Рисунок 30 – Ядро и пригородный пояс Липецкого ареала агломерации Продолжение на 16-й стр. Продолжение. Начало на 7 –14-й стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz