Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 14 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 131 /26571/1 НОЯБРЯ 2022 На территории Липецкой области проживает 278 344 чел. в возрасте 14-35 лет, что составляет 24,55% от общего числа населения (всего в 2020 г. – 1 133,8 тыс. чел.). Основными причинами миграции среди молодежи являются: получение обра- зования (в случае возвратной миграции); переезд в крупные города с более высоким уровнем оплаты труда (г. Москва, г. Санкт-Петербург). Структура управления сферой государственной молодежной политики в Липец- кой области не позволяет реализовать на территории региона современные направ- ления работы с молодежью в сельских населенных пунктах и создать условия для их эффективной самореализации и развития. Количество участников мероприятий в рамках государственного задания за пе- риод с 2018 по 2019 гг. увеличилось в 2 раза и составило 290 тыс. чел. (2018 г. – 146 тыс. чел.), в т.ч. более 54% от общего числа участников – представители молодежи от 14 до 35 лет. В 2020 г. в регион привлечено более 13,1 млн руб. из средств федерального и иных бюджетов в результате участия молодежи и детских и молодежных обществен- ных объединений в конкурсах грантов и проектов. Это составляет 22,9% от общего объема источников финансирования молодежной политики (всего – 57,103 млн руб.). Ежегодно на территории Липецкой области проводится областной публичный конкурс «Молодежный проект», направленный на вовлечение молодежи в активную творческую деятельность и социальные практики, повышение гражданской актив- ности, формирование здорового образа жизни и раскрытие потенциала молодежи в интересах социально-экономического развития региона. В 2020 г. 12 лауреатов в качестве поддержки инициатив получили по 100 тыс. руб. С целью поддержки СОН- КО в 2020 г. областным бюджетом было выделено 3,185 млн руб. Были реализованы социальные проекты с общим охватом участников более 30 тыс. чел. Помимо регио- нальных конкурсов в Липецкой области также проводятся муниципальные грантовые конкурсы для физических лиц в возрасте от 18 до 30 лет. Количество добровольческих объединений (отрядов) на территории Липецкой области в 2020 г. составило 539 ед., что в 2,9 раз превышает показатели 2018 г. (186 ед.). По итогам 2020 г. в добровольческую деятельность вовлечены более 136 тыс. чел., что составляет 12,9% от общего числа населения региона. На территории Липецкой области функционируют небольшие творческие про- странства, на базе которых проходят концерты, стендап-шоу, спектакли, личные пре- зентации, мастер-классы и пр. Конкурентные преимущества: – Реализация государственной поддержки молодежных проектов и инициатив (субсидии и муниципальные гранты). – Рост числа добровольческих объединений (отрядов). – Функционирование творческих кластеров. Ключевые проблемы развития: – Снижение численности населения в возрасте 14-35 лет в результате миграци- онного оттока молодежи. Стратегические вызовы: – Цифровая трансформация молодежной политики (разработка и внедрение но- вых цифровых платформ и инициатив). – Рост инвестиционной привлекательности креативных индустрий (разработка новых инициатив/проектов в данной сфере среди молодежи). 5.2.3.2 Приоритетные направления развития молодежной политики Цель: Ц 2.3. Липецкая область – территория возможностей для успешной социа- лизации и эффективной самореализации молодежи, а также развития волон- терской (добровольческой) деятельности. Задачи: З 2.3.0.1. Создание качественных условий для развития молодежи, включая: – развитие инфраструктуры молодежной политики; – разработку региональной концепции развития молодежной политики, в даль- нейшем комплексной межведомственной программы «Молодежь Липецкой обла- сти», предусматривающей мероприятия во всех муниципальных районах и городских округах региона, для всех возрастных категорий, интересов и потребностей; – обеспечение региона квалифицированными специалистами в сфере молодеж- ной политики; – развитие наставничества. З 2.3.0.2. Поддержка талантливой молодежи и популяризация нравственных цен- ностей в подростково-молодежной среде, укрепление института семьи. З 2.3.0.3. Развитие патриотического воспитания. З 2.3.0.4. Создание условий, обеспечивающих востребованность и развитие во- лонтерского (добровольческого) движения. З 2.3.0.5. Поддержка социально-значимых проектов и инициатив молодежи, мо- лодежных общественных объединений и некоммерческих организаций, развитие мо- лодежного фестивального движения, развитие молодежного предпринимательства. Таблица 15 – Ключевые индикаторы Цели 2.3. Индикатор Цели 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030 Доля молодых людей, вовлеченных в соци- ально-политическую и экономическую дея- тельность области, % Ц 2.3. Инерционный 52,0 53,0 53,5 54,5 55,5 56,0 56,5 57,0 57,5 58,0 58,5 Базовый 52,0 53,0 54,0 55,0 56,0 57,0 58,0 59,0 60,0 61,0 62,0 Оптимистический 52,0 53,0 59,4 60,5 61,6 62,7 63,8 64,9 66,0 67,1 68,2 Доля граждан, занима- ющихся волонтёрской (добровольческой) де- ятельностью, % Ц 2.3. Инерционный 12,9 13,3 13,3 13,5 13,7 13,9 14,1 14,3 14,5 14,7 15,0 Базовый 12,9 13,3 13,5 13,7 13,9 14,1 14,3 14,5 14,8 15,0 15,5 Оптимистический 12,9 13,3 15,5 17,0 18,6 18,8 19,0 19,3 19,5 19,7 20,0 Доля граждан Россий- ской Федерации, во- влеченных в систему патриотического вос- питания, % Ц 2.3. Инерционный 58,0 63,0 63,5 64,0 64,5 65,0 65,5 66,0 66,5 67,0 67,5 Базовый 58,0 63,0 64,0 65,5 67,0 68,0 69,0 70,0 70,5 71,5 72,0 Оптимистический 58,0 63,0 70,4 72,1 73,7 74,8 75,9 77,0 77,6 78,7 79,2 5.3 Комфортная и безопасная среда для жизни Стратегическая цель: СЦ-3. Липецкая область – 2030 – регион комфортной и безопасной среды для жизни, гармоничного пространственного развития, выстроенного баланса Липецко-Елецкой агломерации и сельских территорий. Приоритетные направления достижения стратегической цели: – Пространственное развитие. – Транспортная инфраструктура. – Транспортировка и хранение. – Строительный комплекс. – Жилищно-коммунальное хозяйство и энергетика. – Природные ресурсы и устойчивое развитие. – Безопасность. 5.3.1 Пространственное развитие Текущая ситуация Одной из важных составляющих Стратегии социально-экономического развития является оценка пространственного потенциала региона и подготовка предложений по оптимизации сложившейся пространственной структуры с учетом исторических предпосылок, сильных сторон, преимуществ, вызовов и ограничений использо- вания территории. Результатом анализа является дифференциация региона по уровню и потенциалу социально-экономического развития, закрепление основных территорий-драйверов развития, выработка градостроительной политики региона в отношении отдельных ареалов (агломераций и других пилотных территорий). При- нятые политики являются базисом для актуализации или разработки стратегических документов в сфере управления развитием территории следующего уровня (схем территориального планирования, генеральных планов поселений) и учитываются в отраслевых программах. Пространственная организация региона рассматривается на нескольких уров- нях: макроуровне - в контексте международных и внутрироссийских взаимосвязей, мезоуровне – в увязке процессов взаимодействия с соседними регионами без учета административных границ, микроуровне, включающем исследования межмуници- пального взаимодействия. Регион имеет выгодное экономико-географическое положение. Основными фак- торами, характеризующими преимущества локации территории, является кратчай- шая транспортная связность со столичным регионом, связность с центрами практи- чески всех регионов Российской Федерации, комфортные природно-климатические условия для жизни и ведения хозяйственной деятельности. Через территорию Липецкой области планируется прохождение международного транспортного коридора (МТК) «Север – Юг» (NS), позволяющего региону встроить- ся в систему экономических связей со странами Северо-Западной Европы, Средней Азии, Ближнего Востока и Южной Азии (Рисунок 23). Липецкая область в международном и макрорегиональном пространстве нахо- дится в центре Европейской части России и стран СНГ, что позволяет региону раз- вивать воздушные сообщения на многих международных и региональных направле- ниях. Широтные и меридиональные транспортные коридоры: автодороги М-4 «Дон», Р-119, Р-204, Р-205, Р-126, три железнодорожные магистрали, связывающие Москву с промышленными центрами юга России – Воронежом и Ростовом, с Северным Кав- казом и Поволжьем, с западными городами: Орлом, Брянском, Смоленском, а также с Донбассом, в совокупности с плотной системой расселения формируют устойчи- вый пространственный каркас центральной части России, а территория Липецкой области является частью этого густонаселенного староосвоенного региона. Между- народные и федеральные транспортные коридоры обеспечивают выход к рынкам За- падной Европы, Азии, Ближнего и Дальнего Востока. Липецкая область, имея огромный сельскохозяйственный потенциал, может именоваться житницей не только России, но и многих государств, не имеющих таких конкурентных преимуществ как черноземные почвы и комфортный для ведения сель- ского хозяйства климат. Рисунок 23 – Липецкая область в международном и макрорегиональном про- странстве 1 ɂɫɬɨɱɧɢɤ /& -AV Ɉɰɟɧɤɚ ɱɢɫɥɟɧɧɨɫɬɢ ɩɨɫɬɨɹɧɧɨɝɨ ɧɚɫɟɥɟɧɢɹ ɧɚ ɹɧɜɚɪɹ ɝɨɞɚ ɢ ɜ ɫɪɟɞɧɟɦ ɡɚ ɝɨɞ Ɋɨɫɫɬɚɬ Ɇɟɠɞɭɧɚɪɨɞɧɵɣ ɬɪɚɧɫɩɨɪɬɧɵɣ ɤɨɪɢɞɨɪ ©ɋɟɜɟɪ - ɘɝª Ɍɪɚɧɫɩɨɪɬɧɵɟ ɤɨɪɢɞɨɪɵ ɈȺɈ ɊɀȾ Ɋɭɫɫɤɚɹ ɏɨɥɞɢɧɝɨɜɚɹ Ʉɨɦɩɚɧɢɹ KWWSV ZZZ EXVLQHVV - YHFWRU LQIR ZS - FRQWHQW XSORDGV PHULGLDQ SQJ Ⱦɨɤɥɚɞ ɩɨ ɬɪɚɧɫɩɨɪɬɧɵɦ ɤɨɪɢɞɨɪɚɦ ȿȺɗɋ Ⱦɢɚɝɧɨɫɬɢɤɚ ɩɪɨɫɬɪɚɧɫɬɜɟɧɧɨɝɨ ɪɚɡɜɢɬɢɹ Ʌɢɩɟɰɤɚɹ ɨɛɥɚɫɬɶ ɜ ɦɟɠɞɭɧɚɪɨɞɧɨɦ ɢ ɦɚɤɪɨɪɟɝɢɨɧɚɥɶɧɨɦ ɩɪɨɫɬɪɚɧɫɬɜɟ ɧɚɯɨɞɢɬɫɹ ɜ ɰɟɧɬɪɟ ɝɭɫɬɨɧɚɫɟɥɟɧɧɨɣ ȿɜɪɨɩɟɣɫɤɨɣ ɱɚɫɬɢ Ɋɨɫɫɢɢ ɢ ɫɬɪɚɧ ɋɇȽ Опорный каркас региона представлен плотной равномерно распределенной исторически сложившейся системой расселения и развитыми связями. Липецкая область имеет схожие с соседними регионами проблемы и вызовы долгосрочного развития, в целом, характерные для всего Центрально-Черноземного макрорегиона. Специфичность проблем формирования территориальной структуры, а соответ- ственно и возможностей социально-экономического развития отдельных территорий и муниципалитетов, вытекает из особенностей формирования Липецкой области, образованной в 1954 г. на основе территориальных преобразований Воронежской, Рязанской, Орловской и Курской областей. Так, периферийные районы Липецкой области большего бюджетного дотирования по сравнению с районами, располо- женными рядом с Липецком. Данные районы как были аутсайдерами на периферии Курской, Орловской, Тульской, Рязанской областей, так и остались на тех же позици- ях крайних удаленных от «точек кипения» муниципалитетов. В отсутствие экономи- ческих стейкхолдеров и крупных инфраструктурных объектов таким образованиям сложно развиваться самостоятельно. Область имеет хорошо развитую речную сеть, вдоль которой, исторически фор- мировалась система расселения и активная хозяйственная деятельность. На территории Липецкой области расположено 1 600 населенных пунктов, из которых лишь 17 имеют численность более 5 000 человек. Согласно данным Терри- ториального органа Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области, на 1 января 2021 г. в регионе 121 населенный пункт не имеет постоянно про- живающего населения (нулевая численность). Около 200 населенных пунктов имеют численность менее 10 человек. Тем не менее, многие из данных населенных пунктов не являются совершенно необитаемыми. Часть из них используется в качестве се- зонного жилья (дач, огородов). Региональная транспортная сеть, представленная железнодорожной инфра- структурой и автомобильными дорогами, имеет достаточную плотность, связывает все поселения между собой. Строительство дорог в регионах Центрального Черно- земья не требует применения особенно сложных технологий благодаря относитель- но спокойному рельефу местности и неосложненным инженерно-геологическим условиям, что является благоприятным фактором для дальнейшего совершенствова- ния дорожной сети. Опорный каркас региона имеет устойчивую пространственную структуру, фикси- руется основными узлами исторической системы расселения и развитыми мульти- модальными коридорами (Рисунок 24). Наиболее ценными для градостроительного и хозяйственного освоения являются территории, расположенные вдоль планировочных осей региона – рек Дона и Воро- нежа и основных транспортных магистралей. Опорными региональными узлами являются промышленные центры и основные транспортные узлы, которые в большинстве своем располагаются на пересечениях транспортных и водных осей. Основные узлы пространственного каркаса Липецкой области – 2 города областного значения и административные центры 18 муници- пальных районов равномерно распределены по территории, расположены на рассто- янии не более 80 км друг от друга, выполняют роль системообразующих центров для прилегающих территорий и поселений. Важной характеристикой пространственного развития и жизнеспособности посе- лений является показатель средней плотности населения, который напрямую зави- сит от удаленности/близости к крупным городам и центрам муниципальных образо- ваний, где как правило концентрируется рынок труда, имеется полифункциональная среда жизнедеятельности (Рисунок 25). Анализ плотности расселения представляет объективную картину центростреми- тельных процессов стягивания обитаемого пространства к экономическим узлам и основным транспортным магистралям. Муниципально-территориальное устройство области в таком раскладе может претерпеть трансформацию периферийных райо- нов: объединение удаленных поселений, перевод населенных пунктов без населения в статус садово-огороднических обществ. Рисунок 24 – Опорный пространственный каркас Липецкой области Рисунок 25 – Характеристика тенденций расселения через плотность населе- ния в разрезе муниципальных образований 2 ɂɫɬɨɱɧɢɤ /& -AV ɋɬɚɬɢɫɬɢɱɟɫɤɢɣ ɛɸɥɥɟɬɟɧɶ ©ɑɢɫɥɟɧɧɨɫɬɶ ɧɚɫɟɥɟɧɢɹ ɩɨ ɦɭɧɢɰɢɩɚɥɶɧɵɦ ɨɛɪɚɡɨɜɚɧɢɹɦɅɢɩɟɰɤɨɣ ɨɛɥɚɫɬɢ ɧɚ ɹɧɜɚɪɹ ɝɨɞɚª Ⱦɢɚɝɧɨɫɬɢɤɚ ɩɪɨɫɬɪɚɧɫɬɜɟɧɧɨɝɨ ɪɚɡɜɢɬɢɹ ɉɥɨɬɧɨɫɬɶ ɪɚɫɫɟɥɟɧɢɹ ɡɚɜɢɫɢɬ ɨɬ ɭɞɚɥɟɧɧɨɫɬɢ ɛɥɢɡɨɫɬɢ ɤɪɭɩɧɵɯ ɝɨɪɨɞɨɜ ɢ ɚɞɦɢɧɢɫɬɪɚɬɢɜɧɵɯ ɰɟɧɬɪɨɜ ɝɞɟ ɤɚɤ ɩɪɚɜɢɥɨ ɤɨɧɰɟɧɬɪɢɪɭɟɬɫɹ ɪɵɧɨɤ ɬɪɭɞɚ ɢɦɟɟɬɫɹ ɩɨɥɢɮɭɧɤɰɢɨɧɚɥɶɧɚɹ ɫɪɟɞɚ Ɇɭɧɢɰɢɩɚɥɶɧɨɟ ɭɫɬɪɨɣɫɬɜɨ ɨɛɥɚɫɬɢ ɜɤɥɸɱɚɟɬ ɆɈ 2 ɝɨɪɨɞɫɤɢɯ ɨɤɪɭɝɚ ɦɭɧɢɰɢɩɚɥɶɧɵɯ ɪɚɣɨɧɨɜ ɝɨɪɨɞɫɤɢɯ ɩɨɫɟɥɟɧɢɣ ɫɟɥɶɫɤɢɯ ɩɨɫɟɥɟɧɢɣ . Ⱥɧɚɥɢɡ ɩɥɨɬɧɨɫɬɢ ɪɚɫɫɟɥɟɧɢɹ ɩɪɟɞɫɬɚɜɥɹɟɬ ɨɛɴɟɤɬɢɜɧɭɸ ɤɚɪɬɢɧɭ ɰɟɧɬɪɨɫɬɪɟɦɢɬɟɥɶɧɵɯ ɩɪɨɰɟɫɫɨɜ ɫɬɹɝɢɜɚɧɢɹ ɨɛɢɬɚɟɦɨɝɨ ɩɪɨɫɬɪɚɧɫɬɜɚ ɤ ɷɤɨɧɨɦɢɱɟɫɤɢɦ ɭɡɥɚɦ ɢ ɨɫɧɨɜɧɵɦ ɬɪɚɧɫɩɨɪɬɧɵɦ ɦɚɝɢɫɬɪɚɥɹɦ Ɇɭɧɢɰɢɩɚɥɶɧɨ - ɬɟɪɪɢɬɨɪɢɚɥɶɧɨɟ ɭɫɬɪɨɣɫɬɜɨ ɨɛɥɚɫɬɢ ɜ ɬɚɤɨɦ ɪɚɫɤɥɚɞɟ ɦɨɠɟɬ ɩɪɟɬɟɪɩɟɬɶ ɬɪɚɧɫɮɨɪɦɚɰɢɸ ɩɟɪɢɮɟɪɢɣɧɵɯ ɪɚɣɨɧɨɜ ɨɛɴɟɞɢɧɟɧɢɟ ɭɞɚɥɟɧɧɵɯ ɩɨɫɟɥɟɧɢɣ ɩɟɪɟɜɨɞ ɧɚɫɟɥɟɧɧɵɯ ɩɭɧɤɬɨɜ ɛɟɡ ɧɚɫɟɥɟɧɢɹ ɜ ɫɬɚɬɭɫ ɫɚɞɨɜɨ - ɨɝɨɪɨɞɧɢɱɟɫɤɢɯ ɨɛɳɟɫɬɜ Липецкая область располагает достаточно высоким промышленным потенциа- лом, оказывающим существенное влияние как на развитие региона в целом, так и на отдельные его части. Территориальное распределение производственных фондов Липецкой области формировалось в три этапа. Исторические промышленные узлы 17-18 веков, и гра- дообразующие предприятия первой половины 20 века наряду с развитием транс- портной и энергетической инфраструктуры сформировали мощный экономический базис территории. Третий этап размещения производств ознаменован новой преференциальной го- сударственной политикой – развитием индустриальных парков, особых экономиче- ских зон, размещение которых также обусловлено наличием инфраструктуры, энер- гетических ресурсов, рабочей силы, свободных территорий (земли). Появление ОЭЗ ППТ в преимущественно сельских муниципальных районах (Данковский, Грязинский, Тербунский, Елецкий, Чаплыгинский) способствует усилению рынка труда, повыше- нию уровня социального развития малых городов и сельских поселений. Распределение производственных фондов закономерно сосредоточено в опор- ных узлах региона – центрах административных районов и близлежащих населенных пунктах, имеющих потенциал для развития промышленности и рациональной орга- низации своей территории, прежде всего за счет обеспеченности сырьем и наличия резервов для развития старых и открытия новых производств (Рисунок 26). Рисунок 26 – Территориальное распределение производственных фондов Ли- пецкой области в 21 веке Ключевые факторы (преимущества и проблемы) пространственного разви- тия Липецкой области: Геоэкономическое положение – Выгодное экономико-географическое положение – близость к столично- му региону, региональным центрам Центральной России. Данный фактор имеет как положительное, так и отрицательное значение. В от- сутствие крупных центров притяжения в самой области, а также, вследствие невы- сокого уровня жизни, невысоких возможностей для самореализации по сравнению с Московской, Воронежской агломерацией, население репродуктивного возраста уез- жает из региона. С другой стороны, жители, выбравшие Липецкую область в качестве постоянного места жительства, имеют преимущества перед многими другими регио- нами Российской Федерации в плане возможностей в течение одного светового дня осуществлять бытовые, культурные поездки в крупные центры притяжения. Комплекс природных факторов и ресурсно-сырьевой потенциал – Благоприятные природно-климатические, инженерно-строительные условия. Расположение области в умеренно теплом климате черноземной лесостепной зоны предопределило формирование на протяжении нескольких столетий агропро- мышленной специализации региона: товарное производство сельскохозяйственной продукции (выращивание зерновых, технических, масляных культур, успешное раз- витие садоводства, развитие мясомолочного животноводства), ее переработка, про- изводство пищевой продукции, а также развитие всех сопутствующих и сопряженных отраслей и объектов АПК. Главное природное богатство области – это чернозёмные почвы и водные ресур- сы. Рудные и нерудные месторождения являются базовой составляющей для пере- рабатывающей промышленности. Рекреационные ресурсы рек Дон, Воронеж и их притоков способствуют развитию туристской деятельности. Липецкая область относится к территориям с инженерно-строительными усло- виями средней сложности. При соответствующей инженерной подготовке возможна длительная безаварийная эксплуатация зданий и сооружений. Система расселения. Урбанизация и рурализация Пространственная организация Липецкой области представляет территориально целостную совокупность населенных пунктов, скрепленных устойчивыми связями с крупными городами и муниципальными центрами. Удаленность от этих центров на- прямую влияет на плотность и динамику сельского населения, перспективы развития хозяйства. В отличии от многих сырьевых регионов России, развитие системы расселения и муниципальное устройство Липецкой области не зависит от хозяйственной специ- ализации территории. Существующая система расселения является исторической, формировавшейся на протяжении нескольких веков на базе слобод при монастырях, посадов на месте сторожевых пунктов, крепостей, поместий. – Компактность региона – самые отдаленные поселения расположены не более чем в 2-часовом радиусе автомобильной доступности от регионального центра города Липецка. Удаленность населенных пунктов от районных центров в муниципальных районах не превышает 40 километров. – Высокая плотность населения и густота расселения. Среди регионов ЦФО Липецкая область занимает 4 место по плотности насе- ления – 47,4 человек на 1 кв. км территории. Для Липецкой области, как и для всего Центрально-Черноземного района характерна высокая густота сельского расселе- ния – 6,5 населенных пунктов на 100 кв. км территории 1 . – Малолюдность 50% населенных пунктов. 806 населенных пунктов из 1 601 имеют численность населения 50 и менее че- ловек (50%). Из них 121 населенный пункт (15%) по статистическим данным имеют нулевую численность. – Формирующаяся Липецко-Елецкая агломерация. Малое количество городов в Липецкой области предопределяет концентрацию населения в наиболее урбанизированных центрах. В Липецкой области это 2 горо- да. Динамично развивающимся урбанизированным центром является лишь город Липецк с формирующимся плотным пригородным поясом. Особенным городом не только для региона, но и для всей центральной части России является старинный город Елец. Оба города имеют развитую промышленность, объекты высшего образо- вания, Елец является крупным транспортно-логистическим узлом. – Невысокий уровень урбанизации, сохранение традиционного сельского уклада жизни, ментальность. Область имеет наименее развитую городскую сеть среди регионов ЦФО. 10 из 18 районов Липецкой области не имеют городов и поселков городского типа. В регионе 1 603 населенных пункта, из которых 1 601 это малые города и сельские населенные пункты. Помимо Липецка и Ельца, в регионе статус города имеют еще 6 населенных пунктов. Это бывшие купеческие уездные городки с населением не более 20 тысяч человек (Лебедянь, Данков, Чаплыгин, Усмань), духовные центры (Задонск), при- станционные поселки (Грязи), в которых преобладает сельско-городская среда. Не- смотря на официальные данные о том, что 64% населения региона являются город- скими жителями, местное население считает себя сельским. Большой проблемой для региона является ведомственная разобщенность в управлении сельскими территориями, узкоотраслевой аграрный подход к развитию экономики села, а также отсутствие целостной стратегии и эффективных механиз- мов осуществления программ устойчивого сельского развития. Муниципальное устройство – Липецкая область имеет двухуровневое муниципальное устройство. ни- зовой (поселенческий) уровень управления характеризуется мелкой муници- пально-территориальной нарезкой. Система расселения в разрезе сельских муниципальных образований (районов) представляет неоднородную картину сельских населенных пунктов, как по составу населения, так и по качеству среды и инфраструктуры. 18 муниципальных районов области разделены примерно на равное число сель- советов (от 15 до 20), также имеющих статус муниципальных образований. Лишь три муниципальных района имеют численность 50 тысяч и более человек – Грязинский, Липецкий и Усманский. В остальных муниципальных образованиях численность населения составляет в среднем от 11 000 до 30 000 человек. Таким об- разом на каждый сельсовет приходится по 1,0-1,5 тыс. чел. Деление на 288 сельских поселений – сельсоветов для такой компактной терри- тории, с одной стороны, предоставляет большие возможности погружения и каче- ственной работы местного самоуправления, с другой стороны, вызывает большие сомнения в плане возможности самоорганизации большинства муниципалитетов и наличия квалифицированных кадров. В каждом районе есть населенные пункты с нулевой численностью населения, в сумме по всему региону это 121 единица. Продолжающаяся депопуляция сельской местности требует разработки региональной политики в отношении подобных де- прессивных территорий. Отработанные критерии оценки состояния деревень позво- лят определить их жизнеспособность и сформулировать мероприятия по дальней- шей работе с подобными объектами. Миграционные процессы – Активная переселенческая миграция населения в региональный центр и за пределы региона. Высокий уровень трудовой миграции. Липецкая область, как и все основные регионы России, подвержена миграци- онной убыли населения, в первую очередь, населения в репродуктивном возрасте, высококвалифицированного, ведущего активную деятельность. Регион является показательным в плане вынужденной и «осознанной» маятнико- вой трудовой миграции (Т.Г. Нефедова). Вынужденная трудовая миграция характери- зуется центростремительными направлениями в отношении регионального и район- ных центров с развитой промышленностью. Распространенным явлением для Липецкой области является отходничество – трудовая миграция населения в другие регионы на определенный срок. Трансгра- ничное существование особенно характерно для сельских поселений области, со- предельных с соседними регионами. «Осознанная» маятниковая трудовая миграция является следствием активного развития субурбии и выбора постоянного проживания в комфортном природном, дачном или «полудачном» окружении. Инфраструктура, связность, доступность, мобильность населения – Плотная равномерно распределенная транспортная сеть, представлен- ная автомобильной и железнодорожной инфраструктурой. По насыщенности автомобильными дорогами область входит в первую десятку регионов России и составляет 217 км на 1000 кв. км (Российская Федерация – 32, ЦФО – 187 км). Территорию области пересекают три железнодорожные магистра- ли, связывающие Москву с промышленными центрами юга России – Воронежем и Ростовом, с Северным Кавказом и Поволжьем, с западными городами: Орлом, Брян- ском, Смоленском, а также с Донбассом. – Низкая пропускная способность участков региональных автомобильных дорог. В настоящее время основные автомобильные связи области достаточно загру- жены. В случае активного экономического роста области, увеличения грузопотоков, усиления агломерационных процессов участки дорог на связях Липецкого ядра с участками М-4 Дон перестанут справляться с ожидаемой нагрузкой. – Слабая связность отдельных территорий, ограничивающая мобильность мест- ного населения и гостей региона. • Недостаточное качество существующих дорог местного значения. • Недостаточная связность между территориями, малыми населенными пункта- ми, разделенными водными барьерами, недостаточное количество мостовых пере- ходов Размещение производительных сил, рынок труда – Хозяйственные уклады исторически сложившейся системы расселения определяют аграрно-индустриальную специфику региона. При этом, в Липец- кой области, как и в Центрально-Черноземном районе в целом, производственные связи не входят в число системообразующих связей системы расселения. Тем не менее, область имеет явно выраженные точки роста и соответствующие рынки труда: промышленно-производственные зоны, с том числе инновационного типа в Липецке, Ельце, Тербунах, Данкове, агропромышленные производства в Лебе- дянском районе, территории развития горнодобывающей промышленности (Чаплы- гинский район), кондитерской промышленности (Липецкий район), солодовенного производства (Данков и Тербуны), сахарных заводов (Добринка, Лебедянский рай- он). Позитивным фактором является наличие на территории области предпосылок для формирования новых секторов экономики инновационного промышленно-тех- нологического кластера и туристско-рекреационного кластера, нацеленного на вовлечение в экономику ценного историко-культурного наследия и рекреационных ресурсов, связанного с ним гостиничного бизнеса, а также выставочно-ярмарочной деятельности. Необходимо отметить, что присутствующая в большинстве муниципальных об- разований собственная производственная составляющая не обеспечивает их само- достаточность. Экологические факторы – Высокая антропогенная нагрузка на территорию влечет ограничения для развития части функций – жилой, социальной, рекреационной. Техногенная нагрузка на территорию Липецкой области достаточно велика. Свой значительный вклад в неё вносят чёрная металлургия, машиностроение, станкостро- ение, металлообработка, химическая и радиоэлектронная промышленность, произ- водство стройматериалов, кожевенное производство, лёгкая и пищевая промышлен- ность, тепловые электростанции. Немалые нарушения природной среды связаны с горнодобывающим производ- ством (карьеры, шахтные стволы и терриконы). Существенный вклад в загрязнение среды вносят животноводческие и птицевод- ческие комплексы, транспорт (железнодорожный, автомобильный, магистральные нефте- и газопроводы). Большую экологическую опасность представляют собой отдельные объекты: места складирования ядохимикатов, твёрдых бытовых и про- мышленных отходов, транспортные предприятия агросервиса, машинные парки, железнодорожные депо, базы агрохимической промышленности, очистные сооруже- ния, поля фильтрации и, конечно же, радиоактивное загрязнение в результате Черно- быльской катастрофы. Система управления развитием территории – Слабая обеспеченность органов местного самоуправления профессио- нальными кадрами в сфере территориального развития и градопланирования. В большинстве муниципальных образований в составе ОМСУ отсутствуют специ- алисты с компетенциями, позволяющими комплексно анализировать проблемы и возможности развития территории, связанные с потенциалом городских террито- рий, функцией, инфраструктурными ограничениями, особенностями землепользова- ния, градостроительной ценностью и инвестиционной привлекательностью. Стратегические вызовы – Оптимизация использования пространственного ресурса в соответствии с передовыми стандартами и тенденциями инновационных укладов. Создание условий для сохранения и привлечения населения и инвестиций в регион. _____ 1 Источник: данные Росстата Продолжение на 15-й стр. Продолжение. Начало на 7 –13-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz