Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 12 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 131 /26571/1 НОЯБРЯ 2022 З 1.3.0.2. Популяризация здорового образа жизни. – Внедрение Единой цифровой платформы ГИС «Физическая культура и спорт» в деятельность спортивных организаций и органов исполнительной власти. – Организация физкультурных, массовых спортивных и оздоровительных меро- приятий всероссийского и регионального уровней, в т.ч. тестирования нормативов комплекса ГТО. – Реализация модели развития физической активности населения по месту жи- тельства. – Привлечение СОНКО, благотворителей и добровольцев к предоставлению ус- луг населению в сфере физической культуры и спорта. З 1.3.0.3. Обеспечение условий для реализации концепции «физическая актив- ность через всю жизнь: от школы до профессионального спорта». – Развитие системы подготовки спортивного резерва: создание спортивного ин- терната, училища олимпийского резерва (с филиалами в гг. Липецк, Елец). З 1.3.0.4. Обеспечение отрасли квалифицированными кадрами. – Поддержка специалистов в области физической культуры и спорта, осущест- вляющих деятельность по месту жительства. – Профессиональная подготовка и переподготовка специалистов, тренерского состава и руководителей в сфере подготовки спортивного резерва, привлечение квалифицированного тренерского состава. Таблица 11 – Ключевые индикаторы Цели 1.3. Индикатор Цели 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030 Доля граждан, систематиче- ски занимающихся физиче- ской культурой и спортом, % Ц 1.3. Инерционный 45,8 48,4 49,7 51,0 52,0 55,0 57,0 60,0 62,0 65,0 68,0 Базовый 45,8 48,4 49,9 52,8 55,0 57,0 60,0 62,0 65,0 67,0 70,0 Оптимистический 45,8 48,4 50,0 55,0 58,0 60,0 63,0 65,0 67,0 70,0 73,0 Уровень обеспеченности граждан спортивными соору- жениями исходя из единовре- менной пропускной способ- ности, % Ц 1.3. Инерционный 76,2 78,0 78,2 78,3 78,5 78,6 78,7 78,8 78,9 78,9 79,0 Базовый 76,2 78,0 78,3 78,6 78,9 78,9 78,9 79,0 79,0 79,0 79,1 Оптимистический 76,2 78,0 78,4 78,7 79,0 79,0 79,0 79,1 79,1 79,1 79,2 5.1.4 Социальные услуги и борьба с бедностью 5.1.4.1 Текущая ситуация Социальные услуги в Липецкой области предоставляются на дому, в стационар- ной и полустационарной форме учреждениями социальной защиты населения. В перечень социальных услуг включено 203 дополнительные услуги, которые в первом полугодии 2021 г. получили более 13 тыс. граждан Липецкой области. На текущем этапе в области ведется оптимизация операционной работы при предоставлении мер социальной поддержки, наращивание межведомственного взаимодействия. Вместе с тем в Липецкой области наблюдается высокий износ ма- териально-технической базы учреждений социального обслуживания, а также слабая конкуренция на рынке социальных услуг. Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в 2020 г. со- ставила 8,5%, что существенно ниже среднероссийского показателя (12,1% в 2020 г.). За 5 лет (с 2016 г.) значение данного показателя снизилось в регионе на 0,7 п.п. (снижение по Российской Федерации в целом – на 1,1 п.п.). Конкурентные преимущества: – Оптимизация операционной работы при предоставлении мер социальной под- держки, наращивание межведомственного взаимодействия. – Внедрение инновационных форм обслуживания граждан на дому. – Относительно низкая доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума. Ключевые проблемы: – Старение материально-технического обеспечения подведомственных учрежде- ний социального обслуживания. – Недостаточные темпы роста уровня доходов населения. Стратегические вызовы: – Старение населения, увеличение доли населения старше трудоспособного воз- раста. Риски: – Недостаточная конкуренция на рынке предоставления социальных услуг. – Снижение численности населения. – Ограничение бюджетных ресурсов. – Снижение доходов населения и рост дифференциации населения по уровню доходов. 5.1.4.2 Приоритетные направления развития сферы социального обслуживания Цель: Ц 1.4. Сфера социального обеспечения Липецкой области – проактивная, персонифицированная система, способствующая повышению уровня и каче- ства жизни населения, снижению бедности. Задачи: З 1.4.0.1 Реализация комплекса мер, направленных на повышение качества и уровня жизни населения, в т.ч. в рамках проекта «Безбедный регион». – Реализация мероприятий и мер поддержки, способствующих снижению коли- чества семей, находящихся за чертой бедности, в т.ч. малоимущим семьям с детьми, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, замещающим семьям, семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, соци- ально опасном положении. – Предоставление поддержки льготным категориям граждан, инвалидам и мало- имущим гражданам. – Подготовка предложений по созданию системы мониторинга уровня жизни на- селения (в части показателей бедности) с целью своевременного принятия адекват- ных мер по его повышению. – Совершенствование механизмов оценки нуждаемости для назначения мер со- циальной поддержки. – Расширение практики оказания социальной помощи на основании принципов социального контракта и повышению ее результативности. З 1.4.0.2 Реализация проекта «Серебряный регион», направленного на повыше- ние качества жизни граждан пожилого возраста. – Предоставление социальных услуг в стационарной форме и на дому пожилым людям и инвалидам. – Создание сети единых многофункциональных центров работы с гражданами 55+, учитывающих специфику данной категории граждан. – Создание единой системы поддержки граждан старшего возраста на единой цифровой платформе (единая социальная карта). – Разработка модели совместного проживания одиноких пожилых людей, в т.ч. с использованием механизмов ГЧП. – Совершенствование системы межведомственного взаимодействия для повы- шения качества жизни и обеспечения активного долголетия граждан старшего воз- раста. – Поддержка организаций различных форм собственности в организации досуга и здорового образа жизни населения старшего возраста. З 1.4.0.3 Социальная адаптация и интеграция инвалидов в общество. – Обеспечение доступности для инвалидов социально значимых объектов и услуг, обеспечение средствами реабилитации, проведение мероприятий и акций с участи- ем инвалидов и других маломобильных групп населения. – Внедрение технологии сопровождаемого проживания инвалидов, в т.ч. техно- логии «Сопровождаемое совместное проживание малых групп инвалидов в отдель- ных жилых помещениях». З 1.4.0.4 Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. – Строительство и приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализация приоритетного проекта «Ликвидация очередности по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилыми помещениями специализированного жилищного фонда». З 1.4.0.5 Создание цифрового контура системы социальной поддержки, обеспе- чивающего адресность и проактивность мер. – Внедрение интеллектуальной системы управления при предоставлении мер поддержки, социального обслуживания (единая социальная карта). – Реализация мер поддержки, оказания услуг по социальному обслуживанию, возможности проката технических средств реабилитации, мероприятий социальной активности на платформе Гостех. – Создание единой информационной службы, обеспечивающей автоматическое информирование граждан о праве на получение различных видов мер социальной поддержки. – Совершенствование системы межведомственного взаимодействия для повы- шения качества жизни и обеспечения активного долголетия граждан старшего воз- раста, инвалидов (в том числе детей-инвалидов). З 1.4.0.6 Привлечение социально ориентированных некоммерческих организа- ций, благотворителей и добровольцев к предоставлению социальных услуг населе- нию. – Реализация приоритетного проекта «Доступ социально ориентированных не- коммерческих организаций к оказанию гражданам услуг в сфере социальной защиты населения». – Повышение доходности от предоставления социальных услуг, в т.ч. дополни- тельных в различных формах социального обслуживания. Таблица 12 – Ключевые индикаторы Цели 1.4. Индикатор Цели 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030 Уровень бедности (доля населения с денежными доходами ниже величи- ны прожиточного миниму- ма), % Ц 1.4. Инерционный 8,5 8,1 8,5 8,4 8,1 7,9 7,6 7,4 7,2 7,0 6,8 Базовый 8,5 8,1 7,7 7,4 7,0 6,7 6,4 6,1 5,8 5,5 5,1 Оптимистический 8,5 8,1 7,6 7,3 6,9 6,6 6,3 6,0 5,9 5,4 5,0 Темп роста (индекс роста) реального среднедушевого денежного дохода населе- ния, % к 2020 году Ц 1.4. Инерционный 100,0100,5105,5107,8110,3114,8118,2121,4125,6128,1131,4 Базовый 100,0100,5107,1110,6114,0117,3120,7124,1127,6131,1134,8 Оптимистический 100,0100,5107,5111,0114,5117,9121,2125,2128,5133,3135,5 Доля граждан, получив- ших социальные услуги, в общем числе граждан, об- ратившихся за получением данных услуг, % Ц 1.4. Инерционный 99 99 98 98 98 98 98 98 98 98 98 Базовый 99 99 99 99 99 99 99 99 99 99 99 Оптимистический 99 99 100 100 100 100 100 100 100 100 100 Доля граждан старше тру- доспособного возраста и инвалидов, вовлеченных в мероприятия по здоровому и активному образу жизни (в сфере культуры, физиче- ской культуры, образова- ния, социальной защиты), от общего числа граждан старше трудоспособного возраста, % Ц 1.4. Инерционный 8 9 5 6 6 6 7 7 7 8 8 Базовый 8 9 10 10 11 11 12 12 13 13 14 Индикатор Цели 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030 Оптимистический 8 9 11 12 12 13 13 14 14 15 15 Количество жилых поме- щений, предоставленных детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, ед. Ц 1.4. Инерционный 202 202 186 186 186 196 200 220 230 250 275 Базовый 202 202 202 239 250 320 327 335 340 345 370 Оптимистический 202 202 250 255 300 400 410 415 420 420 420 5.2 Возможности для самореализации и развития талантов Стратегическая цель: СЦ-2. Липецкая область – 2030 – регион, обеспечивающий самореализа- цию личности и развитие талантов. Приоритетные направления достижения стратегической цели: – Образование и наука. – Культура. – Молодежная политика. 5.2.1 Образование и наука 5.2.1.1 Текущая ситуация Система образования Липецкой области характеризуется качественной систе- мой выявления, поддержки и развития способностей у детей и молодежи, развитой системой дополнительного образования, качественной профориентационной рабо- той в организациях общего и среднего профессионального образования. В регионе функционируют отраслевые производственно-образовательные объединения (кла- стеры), имеется сильная исторически сложившаяся педагогическая школа. При этом наблюдается недостаточная обеспеченность и высокий износ основных фондов, значительный удельный вес обучающихся, занимающихся во вторую смену, неравно- мерная наполняемость действующих образовательных организаций, недостаточная обеспеченность школ компьютерами, низкий уровень активности негосударственных образовательных организаций на рынке образовательных услуг, несбалансирован- ность системы подготовки кадров, невысокий уровень конкурентоспособности системы высшего образования, относительно низкий уровень экспорта образова- тельных услуг, ограничивающий приток внешних инвестиций, низкая доля ассигно- ваний на науку в бюджете региона. Недостаточная обеспеченность региональных образовательных организаций высококвалифицированными кадровыми ресурсами обусловлена старением педагогических кадров, недостаточным уровнем притока молодых педагогов. Отсутствует единая информационно-аналитическая система сопровождения профессионального развития педагогических работников и управ- ленческих кадров. В Липецкой области отраслевым органом исполнительной власти в сфере об- разования и науки является Управление образования и науки. Реализуется государ- ственная программа «Развитие образования Липецкой области» на 2014-2025 гг. Общее образование (дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее) В регионе 302 муниципальных детских сада, 225 дошкольных групп в 112 школах. В сфере общего образования в области в 2020 г. функционировало 275 общеобразо- вательных организации, из них 7 негосударственных и 9 школ-интернатов. Для детей с особыми образовательными потребностями функционируют 92 детских сада; 9 областных специальных общеобразовательных школ-интернатов; 3 муниципальные общеобразовательные организации. Доступность дошкольного образования для детей младше 3 лет на конец 2020 г. составила 95,9% (РФ – 91,7%, ЦФО – 92,9%). В области в 14 из 20 муниципальных образований обеспечена 100-процентная доступность дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет. Наполняемость дошкольных образовательных органи- заций в среднем по области по итогам 2020 г. составила 110%. Наблюдается переу- плотнение действующих организаций дошкольного образования в областном центре сверх санитарных нормативов в среднем от 10% до 40%. Рост численности обучающихся общеобразовательных организаций в отдельных муниципальных образованиях Липецкой области обусловлен демографическими факторами. Относительно низкая обеспеченность компьютерами в образовательных органи- зациях (Липецкая область – 6,7 чел./комп., Российская Федерация – 6,4 чел./комп., ЦФО – 5,2 чел./комп.). Степень износа основных фондов региональной системы образования Липецкой области составляет 49,1%. В регионе функционируют и открываются новые классы разной профильной на- правленности: политехнической, гуманитарной, естественно-научной, социально- экономической, в том числе с участием предприятий-партнеров в рамках государ- ственно-частного партнерства. Получило развитие сотрудничество с медицинскими университетами г. Воронежа и г. Рязани (медклассы), с Липецким педагогическим университетом им. П.П. Семенова-Тян-Шанского (педклассы). Также в области функционируют спортивные классы, кадетские классы, кадетская школа Липецкой области. В регионе наблюдается отток высококвалифицированных педагогических кадров из системы образования, средний возраст учителей превышает 45 лет, при этом при- ток молодых специалистов в отрасль не превышает 10%. В настоящее время (2020- 2021 учебный год) доля учителей в возрасте до 35 лет составляет 18% от общего количества. В связи с этим возникает необходимость привлечения большего числа молодых педагогов в отрасль. Дополнительное образование Сеть учреждений дополнительного образования Липецкой области включает в себя 94 учреждения, включая учреждения, реализующие программы в области ис- кусства, физической культуры и спорта. Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образова- тельным программам, в 2020 г. составила 75% (РФ – 64%). В регионе сформирована система выявления, поддержки и развития способно- стей у детей и молодежи, консолидирующая ресурсы образовательных организаций и представителей реального сектора. Имеется банк лучших практик по работе с та- лантами. По результатам Всероссийской олимпиады школьников Липецкая область заняла в 2021 г. 17 место в Российской Федерации. Активную деятельность осущест- вляет ГАУДПО ЛО «Институт развития образования», в структуру которого входят Центр поддержки одаренных детей «Стратегия» и детский технопарк «Кванториум». Открыты структурные подразделения в крупных муниципальных центрах г. Елец и г. Грязи. Цифровые площадки «IT-bit» открылись в 6 муниципальных образованиях региона. Реализуются такие проекты IT-сферы, как «Точки роста» (96 площадок), «Яндекс-лицей» (15 площадок), «Цифровая образовательная среда». Функционирует Центр цифрового образования детей «IТ-куб». Доля негосударственных организаций не превышает 4,1%. Необходимо разви- вать практику применения механизмов ГЧП в сфере образования. Среднее профессиональное образование В Липецкой области подготовку кадров осуществляют 30 профессиональных об- разовательных организаций (далее – ПОО) по 42 профессиям и 75 специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО). 26 профессиональных образовательных организации находятся в ведении управления образования и науки Липецкой области, 2 организации в ведении управления культуры и туризма Липец- кой области и 2 организации в ведении управления здравоохранения региона. Рас- положены они в 12 из 20 муниципальных образований, что обеспечивает доступность среднего профессионального образования для жителей региона. Кроме того, вузы Липецкой области также реализуют программы СПО. Численность студентов систе- мы СПО составляет около 26 тыс. чел. В области 40% образовательных организаций являются многоуровневыми: реализуют программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена, програм- мы профессионального обучения. Липецкая область участвует в реализации федерального проекта «Молодые про- фессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образова- ния)» национального проекта «Образование», реализует одноименный региональный проект. С 2019 г. Липецкая область принимает участие в реализации мероприятий про- екта «Государственная поддержка ПОО в целях обеспечения соответствия их матери- ально-технической базы современным требованиям». В регионе созданы 23 современных мастерских на базе Липецкого колледжа транспорта и дорожного хозяйства, Липецкого медицинского колледжа, Чаплыгин- ского аграрного колледжа (по 5 в каждом), а также на базе Липецкого металлурги- ческого колледжа и Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина (по 4 в каждой организации). До конца 2024 г. на базе организаций, реализующих програм- мы СПО, планируется открыть 50 современных мастерских. В 2021 г. создан центр опережающей профессиональной подготовки с целью организации сетевого взаимодействия в системе СПО, реализации мероприятий по проведению демонстрационного экзамена, внедрения методологии наставниче- ства; реализации мероприятий по вовлечению общественно-деловых объединений и работодателей в деятельность ПОО, внедрения программ профессионального об- учения; повышения квалификации сотрудников образовательных организаций, про- фессиональной ориентации школьников, мониторинговых мероприятий по развитию СПО, реализации мероприятий по взаимодействию на основании модели «точка кипения». Для эффективного взаимодействия работодателей, сферы образования, орга- нов власти Липецкой области функционируют 8 производственно-образовательных кластеров в строительной, агропромышленной, металлургической, машинострои- тельной, железнодорожной, жилищно-коммунальной, газовой отраслях, а также в сфере питания, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства. В настоящее время элементы дуальной модели обучения реализуются в 12 ПОО по более 20 профессиям и специальностям СПО с охватом более 2 600 студентов и более 500 наставников со стороны 42 работодателей. В целях укрепления потенциала системы профессиональной подготовки и СПО, в т.ч. и в формате государственно-частного партнерства, проводится организационно- аналитическая работа, направленная на создание в Липецкой области сети много- функциональных центров прикладных квалификаций. В настоящее время создано 9 многофункциональных центров прикладных квалификаций, 2 региональных иннова- ционно-образовательных центра, функционируют ресурсные центры. Программы подготовки педагогических кадров реализуют ГОБПОУ «Лебедянский педагогический колледж» и ГОБПОУ «Усманский многопрофильный колледж», ФГБОУ ВО «Липецкий педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского», ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина». Продолжает работу Педагогический кластер, что позволяет объединить учреждения образования Липецкой области соответствующего профиля и обеспечить высокую эффективность деятельности всей системы. Повышение квалификации педагогических работников осуществляется на площадке ГАУДПО ЛО «Институт развития образования». Высшее образование, научные исследования и разработки В Липецкой области функционирует 10 образовательных организаций высшего образования (далее – ООВО), среди них 3 государственных (ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского», ФГБОУ ВО «Липецкий государственный технический университет», ФГБОУ ВО «Елец- кий государственный университет им. И.А. Бунина») и 7 филиалов, 4 из которых явля- ются государственными. Елецкий техникум железнодорожного транспорта Филиал ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения» ведет под- готовку только по программам среднего профессионального образования (Феде- ральное агентство железнодорожного транспорта). ФГБОУ ВО «Липецкий государственный технический университет» (далее – ЛГТУ) готовит специалистов для металлургической, машиностроительной, химической и других отраслей промышленности, а также для академической, вузовской и отрасле- вой науки. Для осуществления научно-исследовательских работ созданы и работают научные, инженерные, инновационные и другие центры. Научные исследования ве- дутся по 10 основным научным направлениям, актуальность которых определяется потребностями региона и страны. Обособленным структурным подразделением ЛГТУ является Научно-исследовательский институт (НИИ ЛГТУ), созданный в 2010 г. Среди постоянных партнеров университета крупные предприятия Липецкой области. К 2030 г. ЛГТУ станет центром инноваций, исследований, разработок, интегри- рованных с практикоориентированным образованием. Стратегическая цель ЛГТУ – формирование современного университетского комплекса, ориентированного на реализацию национальных программ развития и обеспечивающего подготовку востребованных высококвалифицированных кадров для приоритетных направлений научно-технологической и социально-экономической сфер региона и России. Ожи- даемыми результатами от реализации научной и инновационной политики вуза явля- ются: увеличение доли доходов университета от результатов НИОКР и научно-техни- ческих услуг; обеспечение конкурентных позиций университетских научных изданий; повышение статуса мероприятий по демонстрации и популяризации результатов и достижений науки; развитие студенческого технологического предпринимательства; формирование инновационной инфраструктуры региона; усиление сотрудничества с малыми, средними и крупными предприятиями для дальнейшего трансфера научных разработок, проектов, технологий. ЛГТУ примет участие в федеральном проекте «Передовые инженерные школы», что позволит не только университету, но и региону обеспечить конкурентные пре- имущества и устойчивые темпы развития промышленного комплекса. Университет станет научно-образовательным ядром промышленно-технологического кластера Липецкой области, обеспечивающим кадровое сопровождение и разработку новых технологий и наукоемкой продукции. В программе развития ЛГТУ приоритетным направлением для развития и вне- дрения высокотехнологичного наукоемкого производства на ближайшую перспекти- ву выбран проект «Экологичная и ресурсосберегающая металлургия и энергетика». ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина» (далее – ЕГУ) ведет подготовку кадров в области математики, естествознания и техники, психологии и педагогики, права и экономики, истории и культуры, филологии, физи- ческой культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности, агропромышленного комплекса и медицины. Стратегически приоритетными направлениями развития ЕГУ являются: иссле- дования в области наук о здоровье, фармакологии и фармацевтики, медицинской техники и информатики; химии и химической технологии, математики и математи- ческого моделирования; информационно-коммуникационных технологий; экологии и рационального природопользования, медицины, физиологии человека и токси- кологии, сельского хозяйства и биотехнологии, разработка технологий и продуктов биоорганического синтеза, технологий снижения эмиссии и ликвидации накоплен- ного экологического ущерба, технологий экологического мониторинга; комплексные исследования историко-культурного и философского наследия Липецкого края; фундаментальные исследования социально-экономического и инновационного раз- вития Липецкой области; интеллектуальный анализ сложноорганизованных данных; цифровые методы обработки сигналов в многоканальных системах связи в условиях многолучевого распространения; автоматизированное управление эксперименталь- ными исследованиями при построении оптимальных моделей динамики; проблемы педагогики, психологии, современные технологии и комплексные исследования в условиях цифровизации образования; психолого-педагогические и социальные проблемы развития, здоровья и экологии человека; комплексные исследования в системе образования Липецкой области; социальные и политические институты, процессы и технологии. Ключевыми результатами, обозначенными в Программе развития ЕГУ до 2030 г., станут: увеличение объема внебюджетного финансирования до 50%; расширение спектра научных исследований, увеличение доли молодых учёных, объёма НИОКР; расширение спектра специальностей, направлений и уровней подготовки с учётом потребностей Липецкой области; повышение конкурентоспособности выпускни- ков на российском и международном уровнях; повышение конкурентоспособности университета на международном рынке образовательных услуг (с повышением доли иностранных студентов до 20%); увеличение доли высококвалифицированных специалистов-практиков для ведения образовательной и научной деятельности до 10%; развитие цифровой трансформации университета; сохранение положительной динамики по получению контрольных цифр приёма за счёт федерального бюджета; укрепление позиций университета в российских и международных рейтингах вузов; достижение 100% результата вовлеченности студентов во внеучебную деятельность (физкультурно-оздоровительную, спортивную, волонтерскую, творческую и др.). Программа развития ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян- Шанского» (далее – ЛГПУ) в качестве при- оритетных направлений определяет подготовку кадров в области образования и пе- дагогических наук, математики и механики, физики и астрономии, химии, наук о зем- ле, биологических наук, информатики и вычислительной техники, информационной безопасности, экономики и управления, социологии и социальной работы, политиче- ских наук и регионоведения, сервиса и туризма, языкознания и литературоведения, истории и археологии, теологии, физической культуры и спорта, культуроведения и социокультурных проектов, изобразительного и прикладных видов искусств. Целью ЛГПУ является развитие университета как ресурса решения научно-об- разовательных и социально-культурных задач региона посредством подготовки вы- сокопрофессиональных педагогических кадров, динамичного развития актуальных научных исследований, внедрения инновационных педагогических разработок в систему образования, интеграции образовательных организаций системы общего, среднего профессионального и высшего педагогического образования по принципу непрерывности, оказания комплекса дополнительных услуг по запросам региональ- ных органов власти, бизнеса, некоммерческого сектора. Согласно Программе развития Липецкого филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Финуниверситета) до 2025 г., научно-ис- следовательская экосистема включает наукоориентированную политику, направлен- ную на развитие научных, в том числе междисциплинарных исследований. Филиал планирует стать региональным научно-образовательным центром, реализующим систему непрерывного образования и подготовки кадров для нужд региональных органов власти и экономики на базе востребованных образовательных программ. Филиал будет способствовать расширению академических обменов с головным ву- зом, запуску совместных образовательных программ, развитию научных проектов и трансфера технологий, а также более эффективному взаимодействию с региональ- ными органами власти и бизнесом в области образования, науки и технологий. Приоритетными направлениями научных исследований и разработок Липецкого филиала РАНХиГС являются выработка методологических подходов для формиро- вания механизма реализации национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации на региональном уровне в условиях реализации националь- ных проектов; установление путей и возможностей совершенствования использо- вания финансовых и кредитных рынков для развития регионального хозяйства в условиях цифровой трансформации; исследование процессов развития российской правовой системы и выявление проблем и направлений совершенствования зако- нодательства в указанной сфере; разработка математических моделей, численных методов и комплексов программ для решения научных и технических, фундамен- тальных и прикладных проблем; проблем управления в социальных и экономических системах; изучение структуры коммуникативных компетенций; исследование струк- тур, практик и представлений, связанных с социальным бытием человека; усиление веб-технологий за счет «коллективного разума», то есть ориентированность на поль- зователей и максимальное повышение интерактивности веб-страниц; установление правовых инструментов, оказывающих влияние на преступность, а также определе- ние степени и характера их воздействия; установление состава правовых инструмен- тов, влияющих на развитие современной правовой системы России и определение характера их воздействия на важнейшие аспекты общественной жизни. В 2021 г. Липецкий государственный технический университет и Липецкий пе- дагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского в Национальном агрегированном рейтинге вошли в TOP-400 и TOP-500 соответственно. Липецкий государственный технический университет вошел в мировую лигу рейтинга Round University Ranking (RUR) и в число лучших вузов стран Восточной Европы и Централь- ной Азии 1 . Наиболее востребованными специальностями и направлениями подготовки по приему, численности студентов и выпуску специалистов являются «Экономика и управление» и «Образование и педагогические науки», суммарная доля которых со- ставила в 2020 г. 45,4% контингента обучающихся и 46,0% выпуска. Значительна так- же доля обучающихся по УГСН «Юриспруденция» – 11,7%. По профилю отраслевой специализации региона (металлургия; производство машин, оборудования и прочие обрабатывающие производства; агропромышленный комплекс; торговля и потре- бительская сфера; туризм) подготовка осуществляется в незначительном объеме. В частности, по направлению «Машиностроение» обучается менее 6,0% контингента; «Сельское, лесное и рыбное хозяйство» – 2,0%; специальностям экологической на- правленности – менее 2,0%. По направлениям подготовки кадрового потенциала для решения задач цифровизации экономики обучается порядка 3,5% контингента («Ин- форматика и вычислительная техника» – 2,5%; «Информационная безопасность» – 0,7%; «Компьютерные и информационные науки, по направлению «Сервис и туризм» обучается всего лишь 1,1% контингента. Таким образом, несмотря на то, что образовательные организации высшего образования региона ведут подготовку по достаточно широкому набору специаль- ностей, востребованных экономикой и социальной сферой, в настоящее время ко- личественная структура подготовки специалистов не в полной мере учитывает реги- ональные потребности и перспективную специализацию региона. Липецкая область является индустриально развитым регионом, для структуры ВРП которого характер- на высокая доля обрабатывающих производств (36,3% в 2020 г). Поэтому актуальна проблема расширения объемов подготовки кадров для перспективных направлений развития региона, в частности, подготовка инженерно-технических кадров, имеющих опыт работы с современными технологиями. Существенными ограничениями для развития высшего образования в Липецкой области являются сложности привлечения высококвалифицированных остепененных научно-педагогических кадров, постоянно проживающих на территории региона; ограниченность финансовых ресурсов вузов для приобретения современной лабо- раторной базы; рабочее время научно-педагогических работников в значительной степени расходуется на сопровождающие процессы (подготовку документации к прохождению внешних контрольных процедур; организацию текущей деятельности кафедр и факультетов), в результате это время исключается из процесса поиска и генерации новых знаний и компетенций; проблемой также является слабое развитие материально-технической базы для подготовки квалифицированных кадров, в част- ности низкая доля нового оборудования в организациях высшего образования, необ- ходимая для подготовки кадров по компетенциям цифровой экономики (например, в ЛГТУ доля оборудования старше 5 лет составляет более 90% 2 . В Липецкой области функционируют 10 научно-исследовательских институтов, занимающихся актуальными для развития региона, в том числе для развития высо- котехнологичных наукоемких производств и внешнеэкономической деятельности темами: – исследованиями в области селекции, семеноводства, генетики, биотехнологии рапса, земледелия и животноводства; селекции, семеноводства и агротехники кар- тофеля; – разработкой и внедрением новых технологических процессов алюминиевого литья; – исследованием и разработкой новых видов строительных материалов и совер- шенствованием технологии их производства, разработкой технологий утилизации промышленных отходов; – исследованиями по проблемам фундаментостроения, разработкой новых тех- нологий производства фундаментов; – исследованиями в области технологии получения кремнеорганических продук- тов, созданием новых образцов лакокрасочных материалов; – комплексным мониторингом плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, агрохимическим мониторингом почв; – совершенствованием и развитием процессов сбора, обработки, хранения и ис- пользования региональных ресурсов информационной деятельности, сопровожде- нием целевых программ, ведением мониторинга научно-технической деятельности предприятий для отраслей экономики области, патентными исследованиями; – комплексными исследованиями и мониторингом природной среды региона («Летопись» природы). Научная сфера региона располагает кадрами высшей квалификации. Согласно данным рейтинга инновационного развития субъектов Российской Федерации 3 , Ли- пецкая область в 2018 г. занимала 5 место по доле исследователей, имеющих ученую степень, среди всех субъектов Российской Федерации. В 2019 г. доля исследова- телей, имеющих ученую степень, в Липецкой области выросла до 69,4%, что соот- ветствовало 4 месту среди субъектов Российской Федерации, в 2020 г. снизилась до 67,0%, что перемещает регион снова на 5 место. Продолжение на 12-й стр. Продолжение. Начало на 7 –11-й стр. ____________ 1 QS World University Rankings: EECA 2 Данные мониторинга ВО 2020. 3 Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Выпуск 7 / под ред. Л.М. Гохберга. – М.: НИУ ВШЭ, 2021.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz