Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 11 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 131 /26571/1 НОЯБРЯ 2022 – Аграрный и промышленный секторы экономики являются ключевыми и в сумме формируют 79,5% отгруженной продукции и 60,6% инвестиций. – При этом аграрный и промышленный секторы не является настолько же опре- деляющим для рынка труда (27,4% от среднесписочной численности занятых) и при формировании налоговых потоков (30,8% налогов в бюджетную систему страны). – На долю металлургического комплекса приходится 44,7% отгруженной про- дукции, 8,5% занятых, 15,7% ФОТ, 25,8% инвестиций, 7,2% налогов. На долю АПК – 26,7% отгруженной продукции, 13,0% занятых, 14,0% ФОТ, 29,9% инвестиций, 12,8% налогов. На долю машин, оборудования и другие обрабатывающих производств – 8,1% отгруженной продукции, 5,9% занятых, 6,0% ФОТ, 4,9% инвестиций, 10,8% налогов. – Наибольшую роль в формировании занятости играет сфера услуг и потреби- тельская сфера, которые суммарно обеспечивают 42,0% занятости. Наибольшая численность работников и фонд оплаты труда в этих сферах сосредоточены в госсек- торе (28,3% и 26,8% соответственно). – Отрасли инфраструктуры занимают только 12,6% в отгруженной продукции, од- нако формируют 23,4% в занятости, 20,4% ФОТ, 21,3% инвестиций, 33,3% налогов. Большой объем инвестиций (помимо аграрного и промышленного секторов) прихо- дится на ТТЛК и ЖКХ (10,1 и 10,9 млрд руб. соответственно). Рисунок 20 – Структура показателей в разрезе экономических комплексов и отраслей (2020 г.) Ɇɟɬɚɥɥɭɪɝɢɱɟɫɤɢɣ ɤɨɦɩɥɟɤɫ ȺɉɄ ɋɬɪɨɢɬɟɥɶɧɵɣ ɤɨɦɩɥɟɤɫ Ɍɨɪɝɨɜɨ - ɬɪɚɧɫɩɨɪɬɧɨ - ɥɨɝɢɫɬɢɱɟɫɤɢɣ ɤɨɦɩɥɟɤɫ ɀɄɏ ɢ ɷɥɟɤɬɪɨɷɧɟɪɝɟɬɢɤɚ Ƚɨɫɭɞɚɪɫɬɜɟɧɧɵɟ ɢ ɫɨɰɢɚɥɶɧɵɟ ɭɫɥɭɝɢ ɉɪɨɮɟɫɫɢɨɧɚɥɶɧɵɟ ɭɫɥɭɝɢ ɂɌ ɢ ɬɟɥɟɤɨɦ Ɍɭɪɢɡɦ ɉɨɬɪɟɛɢɬɟɥɶɫɤɚɹ ɫɮɟɪɚ ɉɪɨɱɢɟ ɨɬɪɚɫɥɢ ȼɊɉ ɦɥɧ ɪɭɛ Ɉɬɝɪɭɡɤɚ ɦɥɪɞ ɪɭɛ ɋɪɟɞɧɟɫɩɢɫɨɱɧɚɹ ɱɢɫɥɟɧɧɨɫɬɶ ɡɚɧɹɬɵɯ ɬɵɫ ɱɟɥ ɎɈɌ ɨɰɟɧɤɚ ɦɥɪɞ ɪɭɛ ɂɧɜɟɫɬɢɰɢɢ ɛɟɡ Ɇɉ ɦɥɪɞ ɪɭɛ ɇɚɥɨɝɢ ɦɥɪɞ ɪɭɛ Ʉɨɦɩɥɟɤɫ ɨɬɪɚɫɥɶ ɋɟɤɬɨɪ ɩɨɬɪɟɛɢɬɟɥɶɫɤɨɣ ɫɮɟɪɵ ɢ ɭɫɥɭɝ ɂɧɮɪɚɫɬɪɭɤɬɭɪɧɵɣ ɫɟɤɬɨɪ Ⱥɝɪɚɪɧɵɣ ɢ ɩɪɨɦɵɲɥɟɧɧɵɣ ɫɟɤɬɨɪ * Данные по ВРП за 2019 г. Источник: Росстат, аналитика LC-AV Реализация базового сценария Стратегии приведет к важным изменениям в структуре экономики Липецкой области (к 2030 г.): – Возрастет роль промышленного и аграрного секторов экономики. Значительно увеличится доля в ВРП производства машин, оборудования и других обрабатываю- щих производств (+3,7%), металлургического комплекса (+1%) и агропромышленно- го комплекса (+2,3%). Доля инфраструктурных отраслей (строительного комплекса, торгово-транспортно-логистического комплекса, ЖКХ и электроэнергетики) суммар- но снизиться на 2%. Доля отраслей услуг также снизится (-2,9%). – В структуре среднесписочной численности населения увеличится доля заня- тых в производстве машин, оборудования и других обрабатывающих производств (+4,7%). Доля остальных отраслей в структуре среднесписочной численности насе- ления будет снижаться, либо останется на том же уровне. Рисунок 21 – Структура экономики Липецкой области в 2020 г. и прогноз структуры на 2030 г. ɂɫɬɨɱɧɢɤ Ɋɨɫɫɬɚɬ ɚɧɚɥɢɬɢɤɚ /& -AV ɝ ɉɪɨɱɢɟ ɨɬɪɚɫɥɢ ɋɟɤɬɨɪ ɩɨɬɪɟɛɢɬɟɥɶɫɤɨɣ ɫɮɟɪɵ ɢ ɭɫɥɭɝ ɉɨɬɪɟɛɢɬɟɥɶɫɤɚɹ ɫɮɟɪɚ Ɍɭɪɢɡɦ ɉɪɨɮɟɫɫɢɨɧɚɥɶɧɵɟ ɭɫɥɭɝɢ ɂɌ ɢ ɬɟɥɟɤɨɦ Ƚɨɫɭɞɚɪɫɬɜɟɧɧɵɟ ɢ ɫɨɰɢɚɥɶɧɵɟ ɭɫɥɭɝɢ ɂɧɮɪɚɫɬɪɭɤɬɭɪɧɵɣ ɫɟɤɬɨɪ ɀɄɏ ɢ ɷɥɟɤɬɪɨɷɧɟɪɝɟɬɢɤɚ Ɍɨɪɝɨɜɨ - ɬɪɚɧɫɩɨɪɬɧɨ - ɥɨɝɢɫɬɢɱɟɫɤɢɣ ɤɨɦɩɥɟɤɫ ɋɬɪɨɢɬɟɥɶɧɵɣ ɤɨɦɩɥɟɤɫ Ⱥɝɪɚɪɧɵɣ ɢ ɩɪɨɦɵɲɥɟɧɧɵɣ ɫɟɤɬɨɪ Ɇɚɲɢɧɵ ɨɛɨɪɭɞɨɜɚɧɢɟ ɢ ɞɪɭɝɢɟ ɨɛɪɚɛɚɬɵɜɚɸɳɢɟ ɩɪɨɢɡɜɨɞɫɬɜɚ Ⱥɝɪɨɩɪɨɦɵɲɥɟɧɧɵɣ ɤɨɦɩɥɟɤɫ Ɇɟɬɚɥɥɭɪɝɢɱɟɫɤɢɣ ɤɨɦɩɥɟɤɫ ɝ ɝ ɝ ȼɊɉ ɋɪɟɞɧɟɫɩɢɫɨɱɧɚɹ ɱɢɫɥɟɧɧɨɫɬɶ ɡɚɧɹɬɵɯ Рисунок 22 – Ретроспективный анализ ключевых результатов Липецкой об- ласти по реализации национальных целей в соответствии с ESG-принципами 6 ɂɫɬɨɱɧɢɤ Ɋɨɫɫɬɚɬ ȿɞɢɧɵɣ ɩɥɚɧ ɚɧɚɥɢɬɢɤɚ /& -AV Ɉɰɟɧɤɚ ɝɨɬɨɜɧɨɫɬɢ ɪɟɝɢɨɧɨɜ ɤ ɪɟɚɥɢɡɚɰɢɢ ɧɚɰɢɨɧɚɥɶɧɵɯ ɰɟɥɟɣ Ɋɟɬɪɨɫɩɟɤɬɢɜɧɵɣ ɚɧɚɥɢɡ ɤɥɸɱɟɜɵɯ ɪɟɡɭɥɶɬɚɬɨɜ Ʌɢɩɟɰɤɨɣ ɨɛɥɚɫɬɢ ɩɨ ɪɟɚɥɢɡɚɰɢɢ ɧɚɰɢɨɧɚɥɶɧɵɯ ɰɟɥɟɣ ɜ ɫɨɨɬɜɟɬɫɬɜɢɢ ɫ ESG- ɩɪɢɧɰɢɩɚɦɢ -2020 ɝɝ ɋɨɯɪɚɧɟɧɢɟ ɧɚɫɟɥɟɧɢɹ ɡɞɨɪɨɜɶɟ ɢ ɛɥɚɝɨɩɨɥɭɱɢɟ ɥɸɞɟɣ ȼɨɡɦɨɠɧɨɫɬɢ ɞɥɹ ɫɚɦɨɪɟɚɥɢɡɚɰɢɢ ɢ ɪɚɡɜɢɬɢɹ ɬɚɥɚɧɬɨɜ Ʉɨɦɮɨɪɬɧɚɹ ɢ ɛɟɡɨɩɚɫɧɚɹ ɫɪɟɞɚ ɞɥɹ ɠɢɡɧɢ Ⱦɨɫɬɨɣɧɵɣ ɷɮɮɟɤɬɢɜɧɵɣ ɬɪɭɞ ɢ ɭɫɩɟɲɧɨɟ ɩɪɟɞɩɪɢɧɢɦɚɬɟɥɶɫɬɜɨ ɐɢɮɪɨɜɚɹ ɬɪɚɧɫɮɨɪɦɚɰɢɹ [49] ɇɚɤɨɩɥɟɧɧɵɣ ɩɪɢɪɨɫɬ ɱɢɫɥɟɧɧɨɫɬɢ ɧɚɫɟɥɟɧɢɹ ɬɵɫ ɱɟɥɨɜ ɟɤ [44] Ɉɠɢɞɚɟɦɚɹ ɩɪɨɞɨɥɠɢɬɟɥɶɧɨɫɬɶ ɠɢɡɧɢ ɩɪɢ ɪɨɠɞɟɧɢɢ ɥɟɬ [9] ɍɪɨɜ ɟɧɶ ɛɟɞɧɨɫɬɢ [37] Ⱦɨɥɹ ɝɪɚɠɞɚɧ ɫɢɫɬɟɦɚɬɢɱɟɫɤɢ ɡɚɧɢɦɚɸɳɢɯɫɹ ɮɢɡɢɱɟɫɤɨɣ ɤɭ ɥɶɬɭ ɪɨɣ ɢ ɫɩɨɪɬɨɦ [21] ɍɪɨɜ ɟɧɶ ɨɛɪɚɡɨɜ ɚɧɢɹ [16] Ⱦɨɥɹ ɞɟɬɟɣ ɜ ɜ ɨɡɪɚɫɬɟ ɨɬ ɞɨ ɥɟɬ ɨɯɜ ɚɱɟɧɧɵɯ ɭ ɫɥɭ ɝɚɦɢ ɞɨɩɨɥɧɢɬɟɥɶɧɨɝɨ ɨɛɪɚɡɨɜ ɚɧɢɹ [26] Ⱦɨɥɹ ɞɟɬɟɣ ɢ ɦɨɥɨɞɟɠɢ ɜ ɜ ɨɡɪɚɫɬɟ ɨɬ ɞɨ ɥɟɬ ɭ ɤɨɬɨɪɵɯ ɜɵɹɜɥɟɧɵ ɜɵɞɚɸɳɢɟɫɹ ɫɩɨɫɨɛɧɨɫɬɢ ɢ ɬɚɥɚɧɬɵ [7] Ⱦɨɥɹ ɝɪɚɠɞɚɧ ɡɚɧɢɦɚɸɳɢɯɫɹ ɜ ɨɥɨɧɬɟɪɫɤɨɣ ɞɨɛɪɨɜ ɨɥɶɱɟɫɤɨɣ ɞɟɹɬɟɥɶɧɨɫɬɶɸ [41] Ʉɨɥɢɱɟɫɬɜ ɨ ɫɟɦɟɣ ɭ ɥɭ ɱɲɢɜɲɢɯ ɠɢɥɢɳɧɵɟ ɭ ɫɥɨɜɢɹ ɬɵɫ ɫɟɦɟɣ [18] Ɉɛɴɟɦ ɠɢɥɢɳɧɨɝɨ ɫɬɪɨɢɬɟɥɶɫɬɜ ɚ ɦɥɧ ɤɜ ɦɟɬɪɨɜ Ʉɚɱɟɫɬɜ ɨ ɝɨɪɨɞɫɤɨɣ ɫɪɟɞɵ [46] ɋɪɟɞɧɟɦɟɫɹɱɧɚɹ ɡɚɪɚɛɨɬɧɚɹ ɩɥɚɬɚ ɜ ɰɟɧɚɯ ɛɚɡɨɜ ɨɝɨ ɝɨɞɚ ɬɵɫ ɪɭ ɛ [25] ɋɪɟɞɧɟɞɭ ɲɟɜ ɨɣ ɞɟɧɟɠɧɵɣ ɞɨɯɨɞ ɜ ɰɟɧɚɯ ɛɚɡɨɜ ɨɝɨ ɝɨɞɚ ɬɵɫ ɪɭ ɛ [13] Ɋɨɫɬ ɡɚɬɪɚɬ ɧɚ ɢɧɮɨɪɦɚɰɢɨɧɧɵɟ ɢ ɤɨɦɦɭ ɧɢɤɚɰɢɨɧɧɵɟ ɬɟɯɧɨɥɨɝɢɢ ɪɚɡ [64] Ɋɨɫɬ ɱɢɫɥɚ ɩɟɪɫɨɧɚɥɶɧɵɯ ɤɨɦɩɶɸɬɟɪɨɜ ɧɚ ɪɚɛɨɬɧɢɤɨɜ ɪɚɡ [57] Ɋɨɫɬ ɞɨɥɢ ɨɪɝɚɧɢɡɚɰɢɣ ɢɫɩɨɥɶɡɭ ɸɳɢɯ ɲɢɪɨɤɨɩɨɥɨɫɧɵɣ ɞɨɫɬɭ ɩ ɤ ɫɟɬɢ ɪɚɡ [74] Ɋɨɫɬɚ ɞɨɥɢ ɞɨɦɨɯɨɡɹɣɫɬɜ ɤɨɬɨɪɵɦ ɨɛɟɫɩɟɱɟɧɚ ɜ ɨɡɦɨɠɧɨɫɬɶ ɲɢɪɨɤɨɩɨɥɨɫɧɨɝɨ ɞɨɫɬɭ ɩɚ ɤ ɫɟɬɢ ©ɂɧɬɟɪɧɟɬª ɪɚɡ [18] ɋɜ ɨɞɧɵɣ ɢɧɞɟɤɫ ɨɛɪɚɛɨɬɤɢ ɫɨɪɬɢɪɨɜ ɤɢ ɭ ɬɢɥɢɡɚɰɢɢ ɢ ɡɚɯɨɪɨɧɟɧɢɹ ɬɜ ɟɪɞɵɯ ɤɨɦɦɭ ɧɚɥɶɧɵɯ ɨɬɯɨɞɨɜ [82] ɍɞɟɥɶɧɵɟ ɜɵɛɪɨɫɵ ɡɚɝɪɹɡɧɹɸɳɢɯ ɜ ɟɳɟɫɬɜ ɜ ɚɬɦɨɫɮɟɪɧɵɣ ɜ ɨɡɞɭ ɯ ɨɬɯɨɞɹɳɢɯ ɨɬ ɫɬɚɰɢɨɧɚɪɧɵɯ ɢɫɬɨɱɧɢɤɨɜ ɬɵɫ ɬ ɧɚ ɤɜ ɤɦ [65] ɍɞɟɥɶɧɵɣ ɫɛɪɨɫ ɡɚɝɪɹɡɧɟɧɧɵɯ ɜ ɨɞ ɜ ɩɨɜ ɟɪɯɧɨɫɬɧɵɟ ɜ ɨɞɧɵɟ ɨɛɴɟɤɬɵ ɦɥɧ ɤɭ ɛ ɦ ɧɚ ɤɜ ɤɦ [74] Ɉɬɧɨɲɟɧɢɟ ɩɥɨɳɚɞɢ ɥɟɫɨɜ ɨɫɫɬɚɧɨɜɥɟɧɢɹ ɢ ɥɟɫɨɪɚɡɜ ɟɞɟɧɢɹ ɤ ɩɥɨɳɚɞɢ ɜɵɪɭ ɛɥɟɧɧɵɯ ɢ ɩɨɝɢɛɲɢɯ ɥɟɫɧɵɯ ɧɚɫɚɠɞɟɧɢɣ [64] ɋɪɟɞɧɟɝɨɞɨɜ ɨɣ ɬɟɦɩ ɪɨɫɬɚ ȼɊɉ ɝɨɞɚ [38] ɂɎɈ ɢɧɜ ɟɫɬɢɰɢɣ F ɝɨɞɚ [65] ɉɪɢɪɨɫɬ ɇɇɗ F ɝɨɞɚ [32] Ɋɨɫɬ ɱɢɫɥɟɧɧɨɫɬɢ ɡɚɧɹɬɵɯ ɜ ɫɮɟɪɟ ɦɚɥɨɝɨ ɢ ɫɪɟɞɧɟɝɨ ɩɪɟɞɩɪɢɧɢɦɚɬɟɥɶɫɬɜ ɚ ɜ ɤɥɸɱɚɹ ɢɧɞɢɜɢɞɭ ɚɥɶɧɵɯ ɩɪɟɞɩɪɢɧɢɦɚɬɟɥɟɣ ɫ ɝ 4.2 Оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации стратегии Реализация Стратегии потребует привлечения значительных финансовых ресур- сов. Их источниками станут собственные средства и привлеченные (в т.ч. бюджетные средства всех уровней, привлеченные финансовые ресурсы). В таблице (Таблица 7) представлена оценка ресурсного обеспечения реализации Стратегии по направлениям расходов бюджета и источникам доходов. В таблице (Таблица 8) представлен прогноз потребности в финансовых ресурсах (инвестициях), необходимых для реализации Стратегии в разрезе отраслевых комплексов и оценка потенциальных источников их финансирования. Порядок внесения изменений в государственные программы и утверждения бюджетных ассигнований в результате разработки и принятия системы документов стратегического планирования рассмотрен в разделе 6. Привлечение средств федерального бюджета для реализации Стратегии плани- руется осуществлять в соответствии с действующим порядком финансирования го- сударственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, федеральной адресной инвестиционной программы и др. (с учетом механизмов финансирования национальных, федеральных, региональных и прочих приоритетных проектов). Финансовое обеспечение реализации государственных программ в соответствии с проектом Стратегии будет осуществляться в пределах установленных бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных паспортами государствен- ных программ на соответствующий период. Таблица 7 – Оценка доходов и направлений расходов бюджета Липецкой об- ласти, млрд руб. 1 Статьи доходов и расходов бюджета 2020 2021 2024 2027 2030 Доходы 85,9 127,7 106,3 129,9 159,0 Налоговые доходы 59,5 103,6 82,2 102,3 127,2 Неналоговые доходы 2,5 4,4 3,2 3,5 3,9 Безвозмездные поступления 23,8 19,7 20,9 24,1 27,9 Расходы 86,3 91,7 106,3 129,9 159,0 Общегосударственные вопросы 6,3 7,0 7,9 8,7 9,5 Национальная оборона 0,0 0,4 0,2 0,2 0,2 Национальная безопасность и правоохранительная деятель- ность 0,9 1,0 1,0 1,1 1,2 Национальная экономика 17,7 18,4 23,5 30,2 39,1 Жилищно-коммунальное хозяйство 5,2 6,8 8,3 9,8 10,8 Охрана окружающей среды 0,1 0,2 0,3 0,3 0,4 Образование 21,5 22,3 25,9 33,3 43,1 Культура, кинематография 3,0 3,3 3,6 4,2 5,0 Здравоохранение 9,4 9,0 9,1 10,7 12,7 Социальная политика 19,3 20,6 22,9 27,0 31,9 Физическая культура и спорт 1,9 1,8 2,4 2,9 3,4 Средства массовой информации 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 Обслуживание государственного и муниципального долга 0,7 0,6 0,9 1,1 1,2 1 Оценка доходов и расходов бюджета представляет собой оценку потенциала изменения соот- ветствующих статей бюджета, в привязке к реализации базового сценария; не является бюджет- ным прогнозом. Таблица 8 – Оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации стратегии (на период 2022-2030 гг.) Комплексы Инерцион- ный Базовый Оптимисти- ческий Прогноз потребности в инвестициях (без учета ма- лых предприятий), необходимых для реализации Стратегии, млрд руб. 1 751,0 1 902,3 1 995,9 Металлургический комплекс 400,3 406,8 408,6 АПК 332,2 352,6 365,0 Машины, оборудование и другие обрабатывающие производства 193,2 226,9 237,5 Строительный комплекс 61,7 67,4 69,4 Торгово-транспортно-логистический комплекс 160,0 194,0 212,6 ЖКХ и электроэнергетика 249,6 264,5 280,0 Государственные и социальные услуги 143,7 161,6 175,1 Профессиональные услуги, ИТ и телеком 79,0 83,7 90,4 Туризм 6,7 7,6 8,2 Комплексы Инерцион- ный Базовый Оптимисти- ческий Потребительская сфера 14,7 20,1 21,0 Прочие отрасли 110,0 117,0 128,0 Оценка потенциальных источников Собственные средства 1 136,3 1 308,0 1 372,3 Привлеченные средства 614,7 594,3 623,5 в т.ч. федеральный бюджет 60,4 92,8 101,8 в т.ч. Торгово-транспортно-логистический комплекс 15,9 27,2 30,9 Государственные и социальные услуги 36,3 59,2 65,8 Профессиональные услуги, ИТ и телеком 0,8 1,4 1,8 Остальные отрасли* 7,9 11,4 11,9 консолидированный бюджет субъекта 107,8 110,0 116,1 * Остальные отрасли включают (в соответствии с принятой структурой, см. приложение 1): про- чие отрасли и АПК. Не предусмотрены инвестиции из федерального бюджета по направлениям: Металлургический комплекс; Машины, оборудование и другие обрабатывающие производства; Строительный комплекс; ЖКХ и электроэнергетика; Туризм; Потребительская сфера. 5 Приоритетные направления и задачи социально-экономической и пространственной политики Липецкой области 5.1 Сохранение населения, здоровье и благополучие людей Стратегическая цель: СЦ-1. Липецкая область – 2030 – регион, обеспечивающий сохранение населения, здоровье и благополучие людей. Приоритетные направления достижения стратегической цели: – Демографическая политика. – Здравоохранение. – Физическая культура и спорт. – Социальные услуги. – Борьба с бедностью. 5.1.1 Демографическая политика 5.1.1.1 Текущая ситуация В Липецкой области в последние годы отмечается сокращение численности постоянного населения. По итогам 2020 г. численность населения сократилась как в целом по России, так и в Липецкой области. На 01.01.2021 г. по оценке Террито- риального органа Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области, численность постоянного населения составила 1 128,2 тыс. чел., что на 15,8 тыс. чел. меньше (-1,4%), чем на 01.01.2019 г. (1 144,0 тыс. чел.). Заметные из- менения произошли в возрастном составе населения. Численность населения в тру- доспособном возрасте увеличилась за год на 1,1 п.п. и составила 54,8%, в возрасте старше трудоспособного сократилась на 1 п.п. и составила 28,1%. Численность на- селения в возрасте моложе трудоспособного сократилась на 0,1 п.п. с 17,2% в 2019 г. до 17,1% в 2020 г. Липецкая область относится к числу регионов с высоким уровнем демографиче- ской нагрузки – 512 чел. старше трудоспособного возраста на 1 000 чел. населения трудоспособного. В России на 1 000 человек трудоспособного населения – 443 чел. Сокращение численности женщин фертильного возраста влечет за собой сниже- ние показателей рождаемости. В 2020 г. в регионе общий коэффициент рождаемо- сти снизился на 12,6% по сравнению с 2018 г. (с 9,5 на 1 000 чел. населения в 2018 г. до 8,3 на 1 000 чел. населения в 2020 г.). Показатель общего коэффициента смерт- ности в 2020 г. составил 17,7 на 1 000 чел. населения, коэффициент естественной убыли населения составил -9,4 на 1 000 чел. населения. Согласно прогнозу Росстата, в последующие годы общий коэффициент рожда- емости будет иметь тенденцию к снижению как в Липецкой области, так в целом в ЦФО и Российской Федерации, что обусловлено последствиями демографического кризиса 90-х и сокращения числа женщин активного репродуктивного возраста. В настоящее время в регионе отмечается снижение ожидаемой продолжитель- ности жизни населения. Конкурентные преимущества: – Относительно высокий уровень ожидаемой продолжительности жизни населе- ния при рождении. – Возрастно-половая пирамида Липецкой области носит стационарный характер. – Рост численности многодетных семей за счет расширения и повышения эффек- тивности мер социальной поддержки семей с детьми на федеральном и областном уровнях. – Реализация комплекса мер социальной поддержки семей с детьми, а также льготных категорий граждан. Ключевые проблемы: – Численность населения Липецкой области сокращается на всем анализируе- мом периоде. – Депопуляция населения обусловлена естественной убылью, которая не компен- сируется миграционным приростом. – Высокий уровень демографической нагрузки, обусловленный сокращением доли населения в трудоспособном возрасте. – Сокращение численности населения почти во всех муниципальных образовани- ях Липецкой области, обусловленное естественной убылью населения. – В регионе наблюдается сокращение численности женщин фертильного возрас- та. – Снижение рождаемости для обеспечения естественного роста численности на- селения. – Неблагоприятные тенденции изменения репродуктивного поведения молоде- жи. Стратегические вызовы: – Сокращение численности населения в России в кратко- и долгосрочной пер- спективе. – Рост мобильности населения в мире и в России. Риски: – Дифференциация муниципальных образований по уровню миграционного при- роста оказывает негативное влияние на баланс социальной инфраструктуры регио- на. Переток населения в отдельные муниципальные образования приводит к росту нагрузки на социальную инфраструктуру. – Высокая конкуренция за мигрантов с Воронежской, Белгородской, г. Москвой и Московской областью. 5.1.1.2 Приоритетные направления демографической политики Цель: Ц 1.1. Липецкая область – регион активной семейно-демографической по- литики, направленной на народосбережение и улучшение демографической ситуации. Задачи: З 1.1.0.1. Реализация комплекса мер, направленных на повышение уровня рож- даемости. – Предоставление социальной поддержки семьям с детьми; многодетным се- мьям, малоимущим семьям с детьми. – Формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентиро- ванных на семью с двумя и более детьми, поощрение лучших многодетных семей Липецкой области. – Улучшение репродуктивного здоровья населения путем совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи. – Поддержка экономической активности молодых родителей, создание для женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребенком, условий, способствующих их возвращению к трудовой деятельности, организацию системы повышения их квали- фикации и переобучения профессиям, востребованным на рынке труда. – Развитие системы консультативной и психологической поддержки семьи в це- лях профилактики семейного неблагополучия. – Информационная поддержка и проведение мероприятий по утверждению традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, по возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании. З 1.1.0.2. Обеспечение качественного миграционного прироста, в т.ч. создание возможностей социально-культурной адаптации мигрантов. – Разработка мер повышения привлекательности региона для выпускников вузов. – Продвижение региона как социального лифта для молодых талантливых людей. – Создание условий для максимально комфортной интеграции мигрантов в эко- номическую и социокультурную жизнь области. – Организация ежегодного мониторинга миграционных настроений населения. – Создание правовых, организационных, социально-экономических и информа- ционных условий, способствующих добровольному переселению соотечественни- ков, проживающих за рубежом, в Липецкую область для постоянного проживания, быстрому их включению в трудовые и социальные связи региона. Таблица 9 – Ключевые индикаторы Цели 1.1. Индикатор Цели 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030 Численность населе- ния, на конец года, тыс. чел. Ц 1.1. Инерционный 1 128,2 1 113,6 1 105,0 1 098,1 1 092,2 1 087,1 1 082,7 1 078,9 1 075,7 1 073,0 1 070,8 Базовый 1 128,2 1 113,6 1 107,0 1 099,9 1 093,4 1 092,8 1 092,3 1 091,7 1 091,2 1 090,8 1 090,4 Оптимистический 1 128,2 1 113,6 1 111,6 1 106,7 1 103,0 1 099,9 1 097,3 1 095,1 1 093,3 1 092,3 1 092,0 Общий коэффициент рождаемости, % Ц 1.1. Инерционный 8,3 8,0 7,8 7,8 7,7 7,6 7,5 7,5 7,4 7,4 7,3 Базовый 8,3 8,0 7,9 7,9 7,9 7,8 7,7 7,7 7,6 7,6 7,6 Оптимистический 8,3 8,0 8,0 8,0 8,0 7,9 7,9 7,9 7,8 7,8 7,8 Суммарный коэффици- ент рождаемости, рож- дений на 1 женщину Ц 1.1. Инерционный 1,38 1,34 1,35 1,39 1,42 1,43 1,44 1,46 1,46 1,46 1,47 Базовый 1,38 1,34 1,37 1,40 1,43 1,44 1,46 1,48 1,49 1,50 1,52 Оптимистический 1,38 1,34 1,38 1,42 1,44 1,45 1,47 1,48 1,50 1,51 1,53 Коэффициент миграци- онного прироста, на 10 тыс. чел. населения Ц 1.1. Инерционный -4,0 3,6 4,5 9,1 13,7 15,6 18,4 20,4 21,4 22,3 22,4 Базовый -4,0 3,6 23,7 29,7 36,6 36,8 41,3 41,7 42,3 42,8 43,0 Оптимистический -4,0 3,6 24,3 31,5 38,0 38,6 42,9 43,3 43,8 44,2 44,5 5.1.2 Здравоохранение 5.1.2.1 Текущая ситуация Организационная модель здравоохранения Липецкой области сформирована в соответствии с утверждёнными стандартами и порядками оказания медицинской по- мощи на основе трехуровневой системы оказания медицинской помощи. Система здравоохранения характеризуется достаточно развитой медицинской инфраструктурой, однако дефицит врачебного персонала и уровень смертности свидетельствует о необходимости повышения качества медицинской помощи, в том числе за счет повышения уровня профессионализма медицинского персонала и ка- чества материально-технической базы учреждений. Общий уровень заболеваемости населения находится на уровне показателей ЦФО, в 2020 г. он составил 144,0 тыс. на 100 тыс. населения. Важно отметить, что по сравнению с 2015 г. заболеваемость снизилась на 2% в соответствии с российскими трендами, когда как в среднем по ЦФО она возросла на 1%. Липецкая область занимает относительно благополучную позицию в группе сравнения по соотношению смертности и заболеваемости по отдельным группам болезней и причинам смертности, однако в сравнении с другими регионами ЦФО на- блюдаются системное отставание по отдельным группа заболеваний. Конкурентные преимущества: – Сбалансированная трехуровневая система оказания медицинской помощи, обеспечивающая необходимую этапность оказания медицинской помощи и маршру- тизацию пациентов. – Высокий уровень развития IT-инфраструктуры и информатизации здравоохра- нения (в том числе телемедицины). Ключевые проблемы: – Дефицит медицинских кадров, усиливающийся под влиянием старения и оттока медицинского персонала. – Высокий уровень смертности населения от всех причин, в том числе от болез- ней системы кровообращения, от новообразований. Стратегические вызовы: – Рост конкуренции между регионами за медицинские кадры. – Рост экологической нагрузки на окружающую среду приводит к росту заболева- емости населения. – Развитие предиктивной, превентивной и персонализированной медицины. Риски: – Изменение приоритетов развития системы здравоохранение на фоне панде- мии новой коронавирусной инфекции может привести в росту заболеваемости и смертности по другим направлениям. – Усиление дефицита медицинских кадров в связи с их старением и оттоком в частный сектор и более привлекательные регионы. 5.1.2.2 Приоритетные направления развития здравоохранения Цель: Ц 1.2. Здравоохранение Липецкой области – качественная и доступная система мед. помощи, обеспечивающая рост продолжительности жизни, ос- нованная на качественной инфраструктуре, высоком профессионализме ме- дицинского персонала и передовых стандартах профилактики, диагностики, лечения и реабилитации. Задачи: З. 1.2.0.1. Повышение доступности и качества всех видов медицинской помощи на территории области. – Повышение качества первичной медицинской помощи на территории муници- пальных образований области. – Развитие специализированной медицинской помощи в сфере онкологии, эндо- кринологии, сердечно-сосудистой хирургии и нейрохирургии. – Развитие мобильных форм оказания медицинской помощи (мобильные меди- цинские бригады, диспетчеризация). – Обновление основных фондов учреждений здравоохранения в соответствии с требованиями санитарных норм. – Обеспечение населения качественными, эффективными и безопасными лекар- ственными препаратами. З. 1.2.0.2. Обеспечение отрасли здравоохранения квалифицированным меди- цинским персоналом, в т.ч. в рамках проекта «Будущее здоровья». – Создание медицинского факультета на базе ФГБОУ ВО «Липецкий государ- ственный технический университет». – Развитие мер социальной поддержки медицинского персонала (жилье, отдых и оздоровление, единовременная поддержка). – Улучшение жилищных условий медицинского персонала на селе. – Расширение системы целевой подготовки медицинских работников в организа- циях высшего и среднего профессионального образования для нужд области. З. 1.2.0.3. Создание единого цифрового контура здравоохранения области. – Создание единой цифровой среды для перехода к централизованному накопле- нию данных, осуществлению их аналитической обработки и принятия управленче- ских решений. – Интеграция всех участников сферы здравоохранения (управление здравоохра- нения, страховые организации, учреждения здравоохранения) на единой цифровой платформе. – Развитие телемедицинских технологий в формате «врач-врач» и «врач- пациент». – Внедрение сервисов поддержки медицинских решений, в т.ч. с использованием технологий искусственного интеллекта. З. 1.2.0.4. Совершенствование системы профилактики заболеваемости населе- ния. – Формирование эффективной системы профилактики заболеваний, обеспечи- вающей охват всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами, прово- димыми не реже одного раза в год. – Привлечение некоммерческих организаций в решение задач просвещения и распространения ценностей здорового образа жизни. – Внедрение корпоративных программ укрепления здоровья. – Реализация программ медицинского просвещения на предприятиях области. – Повышение качества медицинской помощи в образовательных организациях: повышение качества инфраструктуры медицинских кабинетов в учреждениях общего и профессионального образования. – Внедрение муниципальных (комплексных) программ по укреплению обще- ственного здоровья с учетом специфики муниципального образования. – Реализация просветительских программ по оказанию первой помощи на базе образовательных организаций общего и профессионального образования. Таблица 10 – Ключевые индикаторы Цели 1.2. Индикатор Цель 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030 Ожидаемая про- должительность жизни при рожде- нии, лет. Ц 1.2. Инерционный 70,60 69,85 69,92 70,64 72,60 73,14 74,07 74,60 75,21 75,84 76,48 Базовый 70,60 69,85 70,07 71,16 72,84 73,63 74,38 75,11 75,85 76,68 77,24 Оптимистический 70,60 69,85 72,34 73,41 73,92 74,53 75,06 75,61 76,23 76,86 77,60 Смертность от всех причин, слу- чаев на 1000 на- селения, ед. изм. Ц 1.2. Инерционный 17,7 21,1 19,1 17,5 16,5 15,7 15,0 14,5 14,2 13,8 13,3 Базовый 17,7 21,1 16,5 15,1 14,6 14,1 14,0 13,6 13,2 12,8 12,4 Оптимистический 17,7 21,1 16,2 15,0 14,3 14,0 13,8 13,4 13,0 12,6 12,1 Удовлетворен- ность населения качеством меди- цинской помо- щи, % Ц 1.2. Инерционный 60,0 63,0 63,0 64,0 64,0 64,5 64,5 65,0 66,0 67,0 67,0 Базовый 60,0 63,0 64,0 65,0 65,5 66,0 66,5 67,0 67,5 68,0 68,5 Оптимистический 60,0 63,0 65,0 66,0 67,0 67,5 68,0 68,5 69,0 69,5 70,0 Обеспеченность врачами, чел. на 10 тыс. населения Ц 1.2. Инерционный 32,6 31,7 31,6 31,9 32,1 32,4 32,7 33,0 33,3 33,6 33,9 Базовый 32,6 31,7 31,7 32,0 32,3 32,6 32,9 33,3 33,7 34,3 34,8 Оптимистический 32,6 31,7 31,8 32,2 32,5 32,8 33,2 33,6 34,0 34,9 36,0 5.1.3 Физическая культура и спорт 5.1.3.1 Текущая ситуация Современное состояние сферы физической культуры и спорта в Липецкой об- ласти характеризуется стабильным ростом охвата населения, систематически за- нимающегося физической культурой и спортом, в т.ч. лиц с ограниченными возмож- ностями здоровья и инвалидов. За период с 2015 по 2020 гг. численность граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, увеличилась на 118,1 тыс. чел. и достигла 484,5 тыс. чел. – 45,8% населения (2015 г. – 366,4 тыс. чел., 34,0%). Более 51% от общего числа населения, систематически занимающегося фи- зической культурой и спортом, составляет городское население, преимущественно – дети и молодежь в возрасте до 29 лет, 84,4% от общего числа населения, системати- чески занимающегося физической культурой и спортом, – обучающиеся и студенты. На территории Липецкой области сформирована и введена в действие про- граммная и нормативная основа системы физического воспитания – Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне». Свою деятельность осуществляют 21 центр тестирования, которые к концу 2020 г. приняли нормативы ВФСК ГТО более чем у 105 000 человек. Уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из еди- новременной пропускной способности остается на высоком уровне и в 2020 г. соста- вил 76,2%. Вместе с тем большое количество объектов, особенно в муниципальных образованиях, требует их приведения в нормативное состояние (моральное и техни- ческого обновление). В 2020 г. в регионе 25,8% лиц с ограниченными возможностями здоровья и инва- лидов от их общего числа, за исключением, состоящих на учете в медицинских орга- низациях области и имеющих противопоказания для занятий физической культурой и спортом, систематически занимаются адаптивной физической культурой и адаптив- ным спортом. На территории Липецкой области функционирует 202 объекта спорта, адаптированных под нужды лиц с ограниченными возможностями здоровья и инва- лидов, что составляет 5,5% от общего числа спортивных сооружений (3,7 тыс. ед.). Основными барьерами, препятствующими более массовому вовлечению в за- нятия физической культурой и спортом, являются ограниченная доступность (состо- яние) спортивной инфраструктуры, особенно в сельской местности, высокая стои- мость физкультурно-спортивных услуг, недостаточная мотивация граждан. Конкурентные преимущества: – В области обеспечивается стабильный рост охвата населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в т.ч. лиц с ограниченными воз- можностями здоровья и инвалидов. – Ежегодная организация физкультурных, спортивных и оздоровительных меро- приятий всероссийского и регионального уровней. – Высокий уровень развития адаптивной физической культуры и адаптивного спорта. – Высокий уровень подготовки населения, принявшего участие в тестировании нормативов комплекса ГТО. – Высокий уровень обеспеченности граждан спортивными сооружениями. – Наличие областного Закона «О поощрительных выплатах в сфере физической культуры и спорта». Ключевые проблемы развития: – Сокращение тренерского состава, в т.ч. квалифицированных кадров в связи с низкой привлекательностью отрасли и слабым развитием системы профильного от- расли. – Изношенность основных конструктивных элементов спортивных объектов и ма- териально-технической базы в спортивных учреждениях и сооружениях. Стратегические вызовы: – Рост запроса на ведение здорового образа жизни в результате распростране- ния новой коронавирусной инфекции COVID-19. – Фокус государства на развитии физической культуры и спорта в стране. – Глобальная цифровизация государственных услуг: внедрение цифровых техно- логий в сферу физической культуры и спорта. Риски: – Расширение выбора альтернативных (инертных) форм организации досуга и от- дыха для молодежи. – Сокращение доходов граждан – возникновение необходимости в экономии времени и затрат на занятиях физической культурой и спортом. 5.1.3.2 Приоритетные направления развития сферы спорта и физической культуры Цель: Ц 1.3. Липецкая область – территория здорового образа жизни с доступ- ными условиями и равными возможностями для систематических занятий физической культурой и спортом. Задачи: З 1.3.0.1. Повышение доступности занятий физической культурой и спортом для граждан Липецкой области: развитие инфраструктуры (пространства), в т.ч. в рамках проекта «Спортивный регион». – Создание сети малобюджетных плоскостных сооружений для занятий физиче- ской культурой и спортом по месту жительства. – Строительство малобюджетных физкультурно-оздоровительных комплексов. Продолжение на 12-й стр. Продолжение. Начало на 7 –10-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz