Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 10 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 131 /26571/1 НОЯБРЯ 2022 Рисунок 18 24 ɂɫɬɨɱɧɢɤ : /& -AV ɋɯɟɦɚ ɪɟɚɥɢɡɚɰɢɢ ɮɥɚɝɦɚɧɫɤɨɝɨ ɩɪɨɟɤɬɚ ESG ɬɪɚɧɫɮɨɪɦɚɰɢɹ Ɏɨɪɦɢɪɨɜɚɧɢɟ (6* - ɪɟɝɢɨɧɚ ɨɛɟɫɩɟɱɢɜɚɸɳɟɝɨ ɞɨɥɝɨɫɪɨɱɧɨɟ ɭɫɬɨɣɱɢɜɨɟ ɪɚɡɜɢɬɢɟ ɜɫɟɯ ɩɪɢɨɪɢɬɟɬɧɵɯ ɫɨɰɢɚɥɶɧɨ - ɷɤɨɧɨɦɢɱɟɫɤɢɯ ɧɚɩɪɚɜɥɟɧɢɣ Ɉɫɧɨɜɧɵɟ ɪɟɡɭɥɶɬɚɬɵ ESG ɬɪɚɧɫɮɨɪɦɚɰɢɢ Ɏɉ ɫɜɹɡɚɧ ɫ ɧɚɰɢɨɧɚɥɶɧɵɦɢ ɩɪɨɟɤɬɚɦɢ ©ɐɢɮɪɨɜɚɹ ɬɪɚɧɫɮɨɪɦɚɰɢɹª ©ɗɤɨɥɨɝɢɹª ©Ɉɛɪɚɡɨɜɚɧɢɟª ɫɨɨɬɜɟɬɫɬɜɭɸɳɢɦɢ ɝɨɫɭɞɚɪɫɬɜɟɧɧɵɦɢ ɩɪɨɝɪɚɦɦɚɦɢ Ƚɉ ɢ ɪɟɝɢɨɧɚɥɶɧɵɦɢ ɩɪɨɟɤɬɚɦɢ Ɋɉ Ʌɢɩɟɰɤɨɣ ɨɛɥɚɫɬɢ ɜ ɱɚɫɬɧɨɫɬɢ Ɋɉ ©ɑɢɫɬɚɹ ɫɬɪɚɧɚª Ɏɉ ɤɚɤ ©ɫɤɜɨɡɧɨɣª ɫɜɹɡɚɧ ɫɨ ɜɫɟɦɢ ɨɫɬɚɥɶɧɵɦɢ Ɏɉ ɇɚɢɛɨɥɟɟ ɬɟɫɧɨ – ɫ Ɏɉ ©ɉɪɨɦɵɲɥɟɧɧɨ - ɬɟɯɧɨɥɨɝɢɱɟɫɤɢɣ ɤɥɚɫɬɟɪ Ʌɢɩɟɰɤɨɣ ɨɛɥɚɫɬɢ ɧɚ ɨɫɧɨɜɟ (6* ɩɪɢɧɰɢɩɨɜ ª ɢ Ɏɉ ©Ʉɨɦɮɨɪɬɧɚɹ ɢ ɛɟɡɨɩɚɫɧɚɹ ɫɪɟɞɚ ɞɥɹ ɠɢɡɧɢ ɜ Ʌɢɩɟɰɤɨɣ ɨɛɥɚɫɬɢª Ɇɢɧɢɦɢɡɚɰɢɹ ɷɤɨɥɨɝɢɱɟɫɤɢɯ ɪɢɫɤɨɜ Ɏɨɪɦɢɪɨɜɚɧɢɟ ɰɢɮɪɨɜɨɣ ɢɧɮɪɚɫɬɪɭɤɬɭɪɵ ESG- ɬɪɚɧɫɮɨɪɦɚɰɢɢ ɉɪɢɨɪɢɬɟɬɧɵɟ ɩɪɨɟɤɬɵ ESG ɬɪɚɧɫɮɨɪɦɚɰɢɢ ɉɉ ©ɍɥɭɱɲɟɧɢɟ ɷɤɨɥɨɝɢɱɟɫɤɨɣ ɫɢɬɭɚɰɢɢ ɜ Ʌɢɩɟɰɤɨɣ ɨɛɥɚɫɬɢ ɧɚ ɩɭɬɢ ɤ ɭɝɥɟɪɨɞɧɨɣ ɧɟɣɬɪɚɥɶɧɨɫɬɢª ( - ɤɨɦɩɨɧɟɧɬɚ ɉɉ ©Ƚɨɫɭɩɪɚɜɥɟɧɢɟ ª * - ɤɨɦɩɨɧɟɧɬɚ Ɉɫɧɨɜɧɵɟ ɛɟɧɟɮɢɰɢɚɪɵ ɢ ɫɬɟɣɤɯɨɥɞɟɪɵ ɧɚɫɟɥɟɧɢɟ Ʌɢɩɟɰɤɨɣ ɨɛɥɚɫɬɢ ɢ ɞɪɭɝɢɯ ɪɟɝɢɨɧɨɜ ɐɎɈ ɝɪɚɠɞɚɧɟ ɩɨɫɟɳɚɸɳɢɟ Ʌɢɩɟɰɤɭɸ ɨɛɥɚɫɬɶ ɫ ɬɭɪɢɫɬɢɱɟɫɤɢɦɢ ɢ ɢɧɵɦɢ ɰɟɥɹɦɢ ɛɢɡɧɟɫ ɇɄɈ ɢɧɜɟɫɬɨɪɵ ɦɟɫɬɧɵɟ ɫɨɨɛɳɟɫɬɜɚ ɢɧɧɨɜɚɰɢɨɧɧɨɟ ɫɨɨɛɳɟɫɬɜɨ ,7 - ɤɨɦɩɚɧɢɢ ɢ ɷɤɨɫɢɫɬɟɦɵ ɨɪɝɚɧɵ ɝɨɫɭɞɚɪɫɬɜɟɧɧɨɣ ɜɥɚɫɬɢ ɢ ɦɟɫɬɧɨɝɨ ɫɚɦɨɭɩɪɚɜɥɟɧɢɹ Ʌɢɩɟɰɤɨɣ ɨɛɥɚɫɬɢ ɩɪɟɞɩɪɢɹɬɢɹ ɢ ɨɪɝɚɧɢɡɚɰɢɢ Ʌɢɩɟɰɤɨɣ ɨɛɥɚɫɬɢ ɢ ɞɪɭɝɢɯ ɪɟɝɢɨɧɨɜ ɉɉ ©ɐɢɮɪɨɜɚɹ ɬɪɚɧɫɮɨɪɦɚɰɢɹª * - ɤɨɦɩɨɧɟɧɬɚ ɉɉ ©(6* - ɝɪɚɦɨɬɧɨɫɬɶª ( 6 - ɤɨɦɩɨɧɟɧɬɚ Ɇɢɧɢɦɢɡɚɰɢɹ ɫɨɰɢɚɥɶɧɵɯ ɪɢɫɤɨɜ Ɇɢɧɢɦɢɡɚɰɢɹ ɭɩɪɚɜɥɟɧɱɟɫɤɢɯ ɪɢɫɤɨɜ Ɋɚɛɨɱɚɹ ɝɪɭɩɩɚ ɮɥɚɝɦɚɧɫɤɨɝɨ ɩɪɨɟɤɬɚ ©Ʉɨɦɮɨɪɬɧɚɹ ɢ ɛɟɡɨɩɚɫɧɚɹ ɫɪɟɞɚ ɞɥɹ ɠɢɡɧɢ ɜ Ʌɢɩɟɰɤɨɣ ɨɛɥɚɫɬɢª ɂɧɫɬɢɬɭɬɵ ɜɥɚɫɬɢ 2.4 Политика накопления человеческого капитала Политика накопления человеческого капитала – комплекс мер, направленных на повышение качества человеческого капитала, повышение качества жизни и обеспе- чение сохранения численности населения. Развитие человеческого капитала связано с системными преобразованиями по таким направлениям, как образование, здравоохранение, демографическая по- литика, молодежная политика, культура, физическая культура и спорт, рынок труда. В совокупности указанные направления формируют предпосылки для привлечения, удержания и развития населения на территории муниципального образования. Важ- ной составляющей накопления человеческого капитала в области является создание комфортных и безопасных условий для жизни, достижение пространственного ба- ланса социальной инфраструктуры, повышение качества государственного управле- ния. Определение направлений развития человеческого капитала Липецкой области также обусловлено необходимостью достижения национальных целей, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О националь- ных целях развития до 2030 года»: – Цель 1 (а). Сохранение населения, здоровье и благополучие людей. – Цель 2 (б). Возможности для самореализации и развития талантов. – Цель 3 (в). Комфортная и безопасная среда для жизни. – Цель 4 (г). Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство. – Цель 5 (д). Цифровая трансформация. Политика накопления человеческого капитала направлена на ключевую ценность Стратегии – человека. Приоритетным для развития человеческого капитала Липецкой области до 2030 г. будет являться развитие следующих ключевых направлений: – Демографическая политика. – Борьба с бедностью. – Здравоохранение. – Физическая культура и спорт. – Образование. – Культура. – Молодежная политика. – Пространственное развитие. – Развитие рынка труда. – Государственное управление. Представленные приоритеты находят свое отражение в системе стратегических целей развития Липецкой области. Таблица 4 – Приоритеты политики накопления человеческого капитала в си- стеме стратегических целей Стратегическая цель Направления политики накопления человеческого капитала СЦ-1. Липецкая область – 2030 – регион, обе- спечивающий сохранение населения, здоровье и благополучие людей. – Демографическая политика – Борьба с бедностью – Здравоохранение – Физическая культура и спорт – Социальные услуги СЦ-2. Липецкая область – 2030 – регион, обе- спечивающий самореализацию личности и раз- витие талантов. – Образование – Культура – Молодежная политика СЦ-3. Липецкая область – 2030 – регион ком- фортной и безопасной среды для жизни, гар- моничного пространственного развития, вы- строенного баланса Липецко-Елецкой агломе- рации и сельских территорий. – Пространственное развитие – Развитие транспортной инфраструктуры и транспортных услуг – ЖКХ и энергетика – Строительство – Природные ресурсы и улучшение экологиче- ской ситуации – Безопасность СЦ-4. Липецкая область – 2030 – регион при- оритетного развития глобально конкурентоспо- собной промышленности, технологий и эколо- гичного сельского хозяйства, обеспечивший условия достойного, эффективного труда и успешного предпринимательства. – Развитие предпринимательства – Рынок труда и кадровое обеспечение эконо- мики – Инновационная политика. Научные исследо- вания и разработки СЦ-5. Липецкая область – 2030 – регион успеш- ной цифровой, управленческой и ESG транс- формации, сфокусированной на потребностях экономики и социальной сферы. – Государственное управление и институты – Система стратегического управления раз- витием – ESG-трансформация Механизмами реализации политики накопления человеческого капитала высту- пает система флагманских проектов. В соответствии с приоритетами предполагает- ся реализация флагманских проектов: «Здоровье и благополучие жителей Липецкой области», «Самореализация и развитие талантов Липецкой области». Флагманский проект «Здоровье и благополучие жителей Липецкой об- ласти» направлен на увеличение продолжительности и качества жизни жителей региона через развитие системы здравоохранения (ПП «Будущее здоровья» обеспе- чение сферы здравоохранения квалифицированными кадрами), повышение качества и доступности инфраструктуры физической культуры и спорта (ПП «Спортивный регион»), а также на повышение качества жизни социально незащищенных слоев населения и пожилых людей (ПП «Серебряный регион») и борьбу с бедностью (ПП «Безбедный регион»). Флагманский проект «Самореализация и развитие талантов Липецкой об- ласти» на создание доступных и качественных условий для развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала населения как основы роста конкурентных преимуществ Липецкой области. Флагманский проект включает приоритетные про- екты «Лига талантов Липецкой области» (направлен на формирование комплексной системы выявления способностей и талантов у детей и молодежи, их поддержку и развитие), «Креативные индустрии и сервисы» (направлен на создание правовых, экономических, социальных и образовательных условий для развития креативных индустрий и сервисов на территории Липецкой области). Отдельные приоритеты политики накопления человеческого капитала находят свое отражение во флагманских проектах: – ФП «Промышленно-технологический кластер Липецкой области (на ос- нове ESG принципов)» % ПП «Кадры для новой экономики». – ФП «ESG трансформация»: % ПП «Госуправление 3.0». % ПП «ESG-грамотность». – ФП «Комфортная и безопасная среда для жизни в Липецкой области» % ПП «Развитие Липецко-Елецкой агломерации» (пилотные проекты «Липецкое ядро агломерации» и«Елецкое ядро агломерации»). % ПП «Регенерация сельской местности Липецкой области» (пилотные проекты «Верхнее Придонье» и «Расцвет малых исторических городов Липецкой области»). 3 Этапы и сценарии реализации Стратегии 3.1 Этапы реализации Стратегии Стратегия определена на 9 лет (2022-2030 гг.) и предполагает три трехлетних этапа (стартовый этап 2022-2024 гг. и два этапа: 2025-2027 гг. и 2028-2030 гг.). При этом в 2024 г. и 2027 г. может быть предусмотрена корректировка Стратегии. Этапы реализации различаются по условиям, факторам, рискам социальноэкономического развития и приоритетам экономической политики Липецкой области. Первый этап (2022-2024 гг.) базируется на реализации и расширении тех конкурентных преимуществ, которыми обладает экономика региона, с целью повы- шения эффективности и управляемости экономики, роста качества человеческого капитала и формирования предпосылок технологического развития, роста конку- рентоспособности и устойчивости. На данном этапе необходимо будет структури- ровать систему государственных механизмов развития с формированием портфеля флагманских проектов. В рамках стартового этапа будет осуществляться проработка и запуск приоритетных проектов, входящих в портфель флагманских проектов Ли- пецкой области. Темпы роста региональной экономики будут низкими в силу ряда глобальных и российских факторов: сохранятся значительные риски, связанные с преодолением пандемии, геополитического кризиса, сохранения международных санкций. Высоки риски ухудшения экономической ситуации и возможного продол- жения спада российской экономики в целом, что, в свою очередь, создает риски не- достижения целевых значений показателей реализации Стратегии на данном этапе и обуславливает вероятность корректировок системы стратегических документов Липецкой области по завершению первого этапа. Второй этап (2025-2027 гг.) базируется на дальнейших институциональных преобразованиях (управленческая, цифровая и ESG трансформация), технологи- ческом развитии и росте конкурентоспособности. В рамках кластерной активации ускорится модернизация современной экономики и продолжится работа по углу- блению механизмов промышленно-технологического развития, обеспечивающего вклад в технологическое лидерство России. В рамках данного этапа в полном объеме будут запущены флагманские проекты, проекты межрегиональной и международной интеграции, особый приоритет будет направлен на развитие молодых талантов и предпринимателей. Внешняя конъюнктура улучшится, темпы роста повысятся, Ли- пецкой области удастся обеспечить значительное улучшение качества человеческого капитала. Третий этап (2028-2030 гг.) – произойдет рывок в институциональном и техно- логическом развитии, повышении конкурентоспособности экономики, будут созданы условия для достижения глобальной конкурентоспособности Липецкой области в рамках ряда ключевых направлений, существенное воздействие на развитие окажет реализация программы молодых талантов и предпринимателей, в результате кото- рой произойдет запуск и успешная реализация сотен инновационных проектов. Неопределенность прогноза внешних условий обуславливает необходимость использования сценарных вариантов реализации Стратегии. Предложено три сцена- рия: инерционный; базовый и оптимистический. 3.2 Сценарии реализации Стратегии Неопределенность прогноза внешних условий обуславливает необходимость использования сценарных вариантов реализации Стратегии. Предложено три сцена- рия: инерционный; базовый и оптимистический. Параметры сценариев закреплены в Схеме формирования сценариев (Рисунок 19, Таблица 5). Регион делает стратегический выбор между двумя сценариями «Промышлен- но-аграрный регион» и «Промышленно-технологический ESG-регион» в пользу по- следнего, закрепляя этот выбор в базовом и оптимистическом сценариях Стратегии развития. Таким образом, базовый и оптимистический сценарий Стратегии развития (эво- люционно: в рамках 2 сценариев) обеспечивают реализацию стратегического выбо- ра: «Липецкая область – 2030 – Промышленно-технологический ESG-регион» : ESG-регион с развитым промышленно-технологическим сектором, экологичным сельским хозяйством, туризмом и ставкой на удержание и привлечение человече- ского капитала и развитие среды. Регион, успешно реализующий национальные цели развития на своей территории. Оптимистический сценарий обеспечивает реализа- цию максимального потенциала развития, оцененного в рамках каждого из приори- тетных направлений экономики и социальной сферы. Альтернатива (сохранение инерционного тренда развития и попытка реализации национальных целей в рамках региона) рассмотрена в инерционном сценарии. Рисунок 19 – Схема формирования сценариев 8 ɋɯɟɦɚ ɮɨɪɦɢɪɨɜɚɧɢɹ ɫɰɟɧɚɪɢɟɜ – ɫɬɪɚɬɟɝɢɱɟɫɤɢɣ ɜɵɛɨɪ ɜ ɪɚɦɤɚɯ ɫɰɟɧɚɪɢɟɜ ɪɚɡɜɢɬɢɹ ɋɬɪɚɬɟɝɢɱɟɫɤɢɣ ɜɵɛɨɪ Ʌɢɩɟɰɤɚɹ ɨɛɥɚɫɬɶ – 2030 – ɉɪɨɦɵɲɥɟɧɧɨ - ɬɟɯɧɨɥɨɝɢɱɟɫɤɢɣ ESG- ɪɟɝɢɨɧ ɉɪɨɰɟɫɫ ɋɯɟɦɚ ɮɨɪɦɢɪɨɜɚɧɢɹ ɫɰɟɧɚɪɢɟɜ ɋɬɪɚɬɟɝɢɱɟɫɤɢɣ ɜɵɛɨɪ Ʉɥɸɱɟɜɵɟ ɮɚɤɬɨɪɵ ɡɚɞɚɸɳɢɟ ɫɬɪɚɬɟɝɢɱɟɫɤɢɣ ɜɵɛɨɪ ‡ Ƚɥɨɛɚɥɶɧɵɟ ɮɚɤɬɨɪɵ ‡ ɐɟɧɵ ɧɚ ɦɟɬɚɥɥɵ ɢ ɤɥɢɦɚɬɢɱɟɫɤɢɟ ɨɝɪɚɧɢɱɟɧɢɹ« ‡ Ɋɨɫɫɢɣɫɤɢɟ ɮɚɤɬɨɪɵ ‡ ɇɚɰɢɨɧɚɥɶɧɵɟ ɰɟɥɢ ɢ ɩɪɨɟɤɬɵ ɮɟɞɟɪɚɥɶɧɵɟ ɪɟɫɭɪɫɵ« ‡ Ɋɟɝɢɨɧɚɥɶɧɵɟ ɮɚɤɬɨɪɵ ‡ Ƚɨɬɨɜɧɨɫɬɶ ©ɪɟɝɢɨɧɚɥɶɧɨɣ ɤɨɦɚɧɞɵ ɪɚɡɜɢɬɢɹª ɤ ɪɟɚɥɢɡɚɰɢɢ ɋɬɪɚɬɟɝɢɢ« ȼɵɛɨɪ ɦɟɠɞɭ ɞɜɭɦɹ ɬɢɩɚɦɢ ɫɰɟɧɚɪɢɟɜ ‡ Ⱥɥɶɬɟɪɧɚɬɢɜɧɵɟ ɫɰɟɧɚɪɢɢ ɩɪɟɞɩɨɥɚɝɚɸɳɢɟ ɪɚɡɧɵɣ ɫɬɪɚɬɟɝɢɱɟɫɤɢɣ ɜɵɛɨɪ ‡ ȼɵɛɪɚɧ ɷɜɨɥɸɰɢɨɧɧɵɣ ɬɢɩ ɫɰɟɧɚɪɢɹ ɛɚɡɨɜɵɣ ɢ ɨɩɬɢɦɢɫɬɢɱɟɫɤɢɣ ‡ ɉɪɢ ɷɬɨɦ ɱɬɨɛɵ ɱɟɬɱɟ ɜɵɹɜɢɬɶ ɩɪɟɢɦɭɳɟɫɬɜɚ ɞɚɧɧɨɝɨ ɫɬɪɚɬɟɝɢɱɟɫɤɨɝɨ ɜɵɛɨɪɚ ɪɚɫɫɦɨɬɪɟɧ ɢ ɢɧɟɪɰɢɨɧɧɵɣ ɫɰɟɧɚɪɢɣ ɝɞɟ ɜ ɤɚɱɟɫɬɜɟ ɫɰɟɧɚɪɧɵɯ ɭɫɥɨɜɢɣ ɩɪɢɧɹɬ ɨɬɤɚɡ ɨɬ ɫɬɪɚɬɟɝɢɱɟɫɤɨɝɨ ɜɵɛɨɪɚ ɢ ɫɬɪɭɤɬɭɪɧɵɯ ɫɞɜɢɝɨɜ ɜ ɷɤɨɧɨɦɢɤɟ ‡ ɗɜɨɥɸɰɢɨɧɧɵɟ ɫɰɟɧɚɪɢɢ ɩɪɟɞɩɨɥɚɝɚɸɳɢɟ ɞɜɢɠɟɧɢɟ ɩɨ ɨɞɧɨɦɭ ɜɟɤɬɨɪɭ ɫɬɪɚɬɟɝɢɱɟɫɤɨɝɨ ɜɵɛɨɪɚ ɧɨ ɫ ɪɚɡɧɨɣ ɫɤɨɪɨɫɬɶɸ ɞɨɫɬɢɠɟɧɢɹ ɪɟɡɭɥɶɬɚɬɨɜ Ʉɥɸɱɟɜɵɟ ɫɰɟɧɚɪɧɵɟ ɪɟɡɭɥɶɬɚɬɵ ɢ ɪɢɫɤɢ ‡ Ʉɥɸɱɟɜɵɟ ɪɟɡɭɥɶɬɚɬɵ ‡ Ʉɥɸɱɟɜɵɟ ɪɢɫɤɢ ‡ ɉɪɨɝɧɨɡɢɪɭɟɦɵɣ ɷɤɨɧɨɦɢɱɟɫɤɢɣ ɪɨɫɬ ɜ ɪɚɦɤɚɯ ɫɰɟɧɚɪɢɟɜ ‡ ɂɧɟɪɰɢɨɧɧɵɣ ɫɰɟɧɚɪɢɣ ɨɛɟɫɩɟɱɢɬ ɧɟɡɧɚɱɢɬɟɥɶɧɵɣ ɪɨɫɬ ɧɢɠɟ ɫɪɟɞɧɟɪɨɫɫɢɣɫɤɨɝɨ ‡ Ȼɚɡɨɜɵɣ ɫɰɟɧɚɪɢɣ ɨɛɟɫɩɟɱɢɬ ɫɪɟɞɧɟɪɨɫɫɢɣɫɤɢɣ ɪɨɫɬ ‡ Ɉɩɬɢɦɢɫɬɢɱɟɫɤɢɣ ɫɰɟɧɚɪɢɣ ɨɛɟɫɩɟɱɢɬ ɨɩɟɪɟɠɚɸɳɢɣ ɪɨɫɬ ɨɬɧɨɫɢɬɟɥɶɧɨ ɫɪɟɞɧɟɪɨɫɫɢɣɫɤɨɝɨ ɂɫɬɨɱɧɢɤ /& -AV ɉɪɨɦɵɲɥɟɧɧɨ - ɚɝɪɚɪɧɵɣ ɪɟɝɢɨɧ ɋɨɯɪɚɧɟɧɢɟ ɢɧɟɪɰɢɨɧɧɨɝɨ ɬɪɟɧɞɚ ɪɚɡɜɢɬɢɹ ɢ ɩɨɩɵɬɤɚ ɪɟɚɥɢɡɚɰɢɢ ɧɚɰɢɨɧɚɥɶɧɵɯ ɰɟɥɟɣ ɜ ɪɚɦɤɚɯ ɪɟɝɢɨɧɚ ɂɧɟɪɰɢɨɧɧɵɣ ɫɰɟɧɚɪɢɣ ɉɪɨɦɵɲɥɟɧɧɨ - ɬɟɯɧɨɥɨɝɢɱɟɫɤɢɣ ESG- ɪɟɝɢɨɧ (6* - ɪɟɝɢɨɧ ɫ ɪɚɡɜɢɬɵɦ ɩɪɨɦɵɲɥɟɧɧɨ - ɬɟɯɧɨɥɨɝɢɱɟɫɤɢɦ ɫɟɤɬɨɪɨɦ ɷɤɨɥɨɝɢɱɧɵɦ ɫɟɥɶɫɤɢɦ ɯɨɡɹɣɫɬɜɨɦ ɬɭɪɢɡɦɨɦ ɢ ɫɬɚɜɤɨɣ ɧɚ ɭɞɟɪɠɚɧɢɟ ɢ ɩɪɢɜɥɟɱɟɧɢɟ ɱɟɥɨɜɟɱɟɫɤɨɝɨ ɤɚɩɢɬɚɥɚ ɢ ɪɚɡɜɢɬɢɟ ɫɪɟɞɵ Ɋɟɝɢɨɧ ɭɫɩɟɲɧɨ ɪɟɚɥɢɡɭɸɳɢɣ ɧɚɰɢɨɧɚɥɶɧɵɟ ɰɟɥɢ ɪɚɡɜɢɬɢɹ ɧɚ ɫɜɨɟɣ ɬɟɪɪɢɬɨɪɢɢ Ȼɚɡɨɜɵɣ ɫɰɟɧɚɪɢɣ Ɉɩɬɢɦɢɫɬɢɱɟɫɤɢɣ ɫɰɟɧɚɪɢɣ Ɍɚɤɢɦ ɨɛɪɚɡɨɦ ɪɟɝɢɨɧ ɞɟɥɚɟɬ ɫɬɪɚɬɟɝɢɱɟɫɤɢɣ ɜɵɛɨɪ ɦɟɠɞɭ ɞɜɭɦɹ ɫɰɟɧɚɪɢɹɦɢ ©ɉɪɨɦɵɲɥɟɧɧɨ - ɚɝɪɚɪɧɵɣ ɪɟɝɢɨɧª ɢ ©ɉɪɨɦɵɲɥɟɧɧɨ - ɬɟɯɧɨɥɨɝɢɱɟɫɤɢɣ ESG- ɪɟɝɢɨɧª ɜ ɩɨɥɶɡɭ ɩɨɫɥɟɞɧɟɝɨ ɡɚɤɪɟɩɥɹɹ ɷɬɨɬ ɜɵɛɨɪ ɷɜɨɥɸɰɢɨɧɧɨ ɜ ɛɚɡɨɜɨɦ ɢ ɨɩɬɢɦɢɫɬɢɱɟɫɤɨɦ ɫɰɟɧɚɪɢɹɯ ɋɬɪɚɬɟɝɢɢ ɪɚɡɜɢɬɢɹ Ɋɟɚɥɢɡɚɰɢɹ ɫɬɪɚɬɟɝɢɱɟɫɤɨɝɨ ɜɵɛɨɪɚ Таблица 5 – Схема формирования сценариев: результаты, факторы и тренды / выбор стейкхолдеров, риски 7G Параметры сценариев Инерц. Базо- вый Оптим. G1. Рынки Результаты > степень достижения* • Регион эффективно реализует национальные и региональ- ные цели устойчивого развития при относительно высокой степени реализации потенциала развития в целом + ++ +++ • Обеспечено развитие приоритетного промышленно-техно- логического сектора экономики - ++ +++ • Обеспечено развитие приоритетного экологичного сельско- го хозяйства - ++ +++ • Закреплены и расширены конкурентные преимущества в традиционных сферах, обеспечена позитивная динамика раз- вития и рост конкурентоспособности (преимущественно, в новых секторах) + ++ +++ • Обеспечен устойчивый рост экспорта (в т.ч. несырьевого неэнергетического) + ++ ++ Факторы и тренды развития / выбор стейкхолдеров > степень влияния факторов* • Конъюнктура рынков металла и степень диверсификации металлургии (влияние санкций) + ++ +++ • Степень диверсификации приоритетных направлений: ма- шиностроение, сельское хозяйство, услуги + ++ +++ • Расширение возможностей экономического роста: рост спроса и создание новых рынков (преимущественно ориенти- рованных на умную экономику, энергетику и продукты пита- ния) + ++ +++ • Расширение межрегиональных и экспортных рынков + ++ +++ • Государственные приоритеты развития: направления, от- расли и проекты (закрепленные в национальных целях и про- ектах) ++ +++ +++ Риски > степень реализации рисков* • Пандемия коронавируса / Период восстановления (годы) +++ / 2022- 2024 ++ / 2022- 2023 + / 2022- 2023 • Осложнение внешней экономической ситуации: кризис до- верия, санкции, глобальная инфляция +++ +++ ++ • Снижение устойчивости развития: декарбонизация, клима- тические и экологические факторы, энергопереход +++ +++ ++ G2. Инсти- туты Результаты > степень достижения* • «Региональная команда развития» является лидером регио- нальной трансформации + ++ +++ • Реализованы долгосрочные приоритетные проекты и про- граммы в рамках национальных и региональных проектов ++ ++ +++ • Реализованы долгосрочные приоритетные проекты и про- граммы в рамках флагманских проектов: модернизирована современная экономика, создан глобально конкурентоспо- собный промышленно-технологический кластер + ++ +++ • Обеспечен проактивный уровень взаимоотношений с феде- ральным центром, муниципалитетами, ключевыми бенефици- арами и стейкхолдерами + ++ +++ • Создана устойчивая институциональная среда (осущест- влена управленческая, цифровая и ESG трансформация): обеспечено развитие госуправления 3.0, развито межмуни- ципальное взаимодействие, обеспечено новое качество взаи- моотношений с предпринимателями и общественными ин- ститутами, обеспечен высокий уровень безопасности + ++ +++ Факторы и тренды развития / выбор стейкхолдеров > степень влияния факторов* • Качество и скорость государственных решений, эффектив- ность механизмов поддержки и развития (открытость, гиб- кость, взаимодействие – свойства «живых» институтов управ- ления) + ++ +++ • Качество и скорость корпоративных решений, качество про- ектного портфеля, уровень реализации и эффективности биз- неса и отдельных проектов + ++ +++ • Уровень развития предпринимательства: роль лидеров, поддержка предпринимательских инициатив, новые предпри- ниматели + ++ +++ • Уровень культуры взаимодействия: поиск баланса «между порядком и хаосом» (в условиях современного миропорядка невозможно во всем стремиться к идеальному порядку, дока- зано И. Шумпетером, что в условиях неопределенности хаос, зачастую, более созидателен («буря созидательного разру- шения»), чем порядок) + ++ +++ Риски > степень реализации рисков* • Ухудшение сбалансированности «региональной команды развития» ++ ++ + • Снижение качества отношений с федеральным центром, муниципалитетами, общественностью ++ + + • Снижение качества отношений с ключевыми бенефициара- ми и стейкхолдерами +++ ++ ++ G3. Чело- веческий капитал Результаты > степень достижения* • Обеспечено плановое развитие человеческого капитала в рамках национальных и региональных проектов ++ +++ +++ • Обеспечено высокое качество жизни: высокий уровень до- ходов, качество систем образования и здравоохранения, глу- бокая модернизация социальной сферы + ++ +++ • Обеспечена опережающая динамика развития человеческо- го потенциала в рамках флагманских проектов с акцентом на привлечение и удержание молодых талантов и предпринима- телей (созданы привлекательные условия для жизни и работы технологических предпринимателей) - ++ +++ • Регион входит в число регионов-лидеров по уровню бедно- сти, уровню образования, по созданию условий для старших поколений (в т.ч. привлекая «седые головы» в свою экономи- ку) и ряду показателей качества ЧК - ++ +++ Факторы и тренды развития / выбор стейкхолдеров > степень влияния факторов* • Спрос на качественные трудовые ресурсы (при падении доли трудоспособного населения) ++ +++ +++ • Современный человек развивается и созидает всю жизнь (самосовершенствование, образование, здоровье) + ++ +++ • Глобальный рост среднего класса (ключевые факторы ро- ста: развитие молодых, миграция, новая роль и расширение участия в социально-экономической жизни женщин и старше- го поколения, в т.ч. в результате позднего старения) ++ ++ +++ • Модель гибкой (совмещение офлайн и удаленной онлайн) занятости ++ ++ +++ Риски > степень реализации рисков* • Сокращение населения, снижение уровня здоровья, благо- состояния +++ ++ + • Снижение качества развития и условий для самореализа- ции населения +++ + + • Ухудшение условий жизни и труда, риски сокращения за- нятости +++ +++ ++ G4. Инно- вации и информа- ция Результаты > степень достижения* • Обеспечено плановое развитие цифровых (информацион- ных) технологий в рамках национального и региональных про- ектов + ++ +++ • Обеспечено технологическое развитие в направлениях спе- циализации: агротехнологии; технологии металлургии и ме- таллообработки; технологии, используемые для производ- ства электротранспорта; цифровые промышленные техно- логии - ++ +++ • Создан сектор новой умной экономики, способный успешно производить и выводить на рынки новые продукты, материа- лы и технологии - ++ +++ Факторы и тренды развития / выбор стейкхолдеров > степень влияния факторов* • Спрос и уровень внедрения в приоритетных направлениях развития новых технологий + ++ +++ • Скорость изменений в цепочке: информация – данные – по- требность – инновация – производство – продукты/услуги + ++ +++ • Скорость коммуникаций и обработки: онлайн, облака, сети, мощности, большие данные (Big Data), искусственный интел- лект (AI) и виртуальная реальность (VR) + ++ +++ • Роботизация (ставка на дискретные модели) и производ- ство на основе созидания и выращивания, а не вырезания (3D-printing из композитов или атомарной пыли) - ++ +++ • Поиск нового баланса антропоцентричного и неантропоцен- тричного мира (беспилотность, независимость от человека) - ++ +++ Риски > степень реализации рисков* • Низкое качество внедренных цифровых (информационных) технологий ++ ++ + • Ограничение доступа к ключевым технологиям, обеспечива- ющим конкурентоспособность приоритетных секторов (влия- ние санкций) +++ +++ ++ 7G Параметры сценариев Инерц. Базо- вый Оптим. G5. При- родные факторы и устойчи- вое разви- тие Результаты > степень достижения* • Обеспечено качественное использование ключевого при- родного ресурса области – черноземных почв, будут эффек- тивно используются прочие региональные природные ресур- сы + +++ +++ • Обеспечено устойчивое развитие на основе ESG принципов - + +++ • Регионом в плановый период осуществлен детальный ана- лиз и взяты обязательства по достижению углеродной ней- тральности (ориентировочно в 2050-2060 гг.) - + +++ • Обеспечено сбалансированное использование природной среды области: уровень антропогенной нагрузки существен- но снижен, снижены объемы выбросов загрязняющих ве- ществ + ++ +++ • Сформирована устойчивая благоприятная среда прожива- ния населения и развития туризма, рекреации и ряда других видов деятельности + ++ +++ Факторы и тренды развития / выбор стейкхолдеров > степень влияния факторов* • Устойчивость человечества: физическое и ментальное здо- ровье людей, гигиена (биологические и цифровые вирусы), социальные балансы + ++ +++ • Устойчивость природы – внимание к экологии и охране окружающей среды + ++ +++ • Значительный рост спроса на рекреацию. + ++ +++ • Глобальная повестка устойчивого развития (Sustainable development и ESG метрики развития) - ++ +++ • Глобальная углеродная нейтральность ключевых государств (ориентировочно в 2040-2060 гг.) - ++ +++ Риски > степень реализации рисков* • Снижение качества природопользования и экологии ++ ++ + • Низкие темпы внедрения природосберегающих и экологи- ческих механизмов +++ ++ ++ • Ограничения, вызванные ESG-рисками +++ ++ + G6. Про- стран- ственное развитие и инфра- структура Результаты > степень достижения* • Обеспечено сбалансированное пространственное развитие (усилены центры экономического и социального развития, обеспечен рост качества пространства жизнедеятельности) + +++ +++ • Обеспечена межрегиональная интеграция: Центрально- Черноземный хаб, развитие туристского кластера - ++ +++ • Обеспечено гармоничное развитие Липецко-Елецкой агло- мерации (Липецкого и Елецкого ареалов) - ++ +++ • Обеспечено гармоничное развитие сельских территорий + ++ +++ • Обеспечена интеграция Липецкой области в глобальное пространство: включенность в коридоры развития: «Север- Юг» и «Восток-Запад», высокое качество инвестиционно-про- водящей инфраструктуры (ОЭЗ), высокая оценка качества объектов инфраструктуры + + ++ Факторы и тренды развития / выбор стейкхолдеров > степень влияния факторов* • Новые полюсы роста: поиск баланса, бесшовность про- странства, растущая роль мегаполисов, агломераций и полю- сов роста (500 мегаполисов) + ++ +++ • Урбанизация или рурализация: ставка на создание ком- фортных и безопасных мест для жизни + ++ +++ • Персонификация инфраструктуры: традиционной инфра- структуры коллективного доступа в стратегической перспек- тиве будет все меньше и меньше. Будут возникать новые ком- муникационные пространства + ++ +++ • Глобальный энергопереход: изменение структуры мирового энергетического рынка, рост альтернативной энергетики + ++ +++ Риски > степень реализации рисков* • Снижение качества пространства для жизни +++ + + • Ужесточение ресурсных ограничений +++ + + • Деградация исторической системы расселения: обезлюде- ние сельской местности +++ ++ ++ • Рост пространственных дисбалансов +++ ++ + • Затянувшийся конфликт на западных границах России +++ +++ ++ G7. Инве- стиции и финансо- вый капи- тал Результаты > степень достижения* • Обеспечено качество инвестиционного климата, в том чис- ле для институциональных инвесторов: высокий рост инве- стиционной привлекательности, инвестиционной эффектив- ности + ++ +++ • Обеспечено высокое качество финансово-бюджетной си- стемы региона ++ ++ +++ • Реализация портфеля инвестиционных проектов на базе ре- ализации флагманских проектов + ++ +++ • Вхождение в число регионов-лидеров по привлечению пря- мых, венчурных и зеленых инвестиций - ++ +++ Факторы и тренды развития / выбор стейкхолдеров > степень влияния факторов* • Расширение и глобальность доступа к финансовым инстру- ментам и инвестициям: рост конкуренции (рынки, банки, фи- нансовые институты…) + ++ +++ • Расширение государственных финансовых механизмов поддержки и развития (бюджет, национальные и региональ- ные проекты, СЗПК, СПИК 2.0…) + ++ +++ • Создание новых финансовых механизмов (новые финин- струменты, устойчивые (зеленые) инвестиций, криптовалю- ты) - ++ +++ • Создание финансовых экосистем и супермаркетов - ++ +++ Риски > степень реализации рисков* • Значительное снижение инвестиционной привлекательно- сти российской экономики +++ ++ ++ • Снижение эффективности инвестиций и бюджетных вложе- ний +++ + + • Высокая зависимость региональной финансовой системы от внешних источников +++ + + • Снижение качества инвестиционной и финансово-бюджет- ной системы, снижение темпов внедрения современных фи- нансовых инструментов +++ ++ + Источник: анализ глобальных вызовов, аналитика LC-AV, * – степень: +++ (высокая), ++ (сред- няя), + низкая 4 Моделирование социально-экономического развития (оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии) Липецкой области 4.1 Прогноз ключевых показателей Ключевые показатели реализации Стратегии социально-экономического развития Липецкой области до 2030 г. в трех сценариях представлены в таблице (Таблица 6). Таблица 6 – Сценарные прогнозы 1 Показатель 2020 2021 2024 2027 2030 E – экологическое воздействие региона Снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, ока- зывающих наибольшее негативное воздействие на окружа- ющую среду и здоровье человека, % по отношению к 2017 г. Инерционный 100 96 81 75 51 Базовый 100 96 80 74 50 Оптимистический 100 96 79 73 49 Объем сброса неочищенных сточных вод в поверхностные водные объекты, млн куб. м Инерционный 68 65 85 85 85 Базовый 68 65 80 80 80 Оптимистический 68 65 77 77 77 Доля населения Липецкой области, оценивающего экологи- ческую обстановку по месту жительства как благоприятную и приемлемую, % Инерционный 70,0 72,0 73,5 75,0 77,0 Базовый 70,0 72,0 74,5 76,0 78,0 Оптимистический 70,0 72,0 76,0 78,5 80,0 S – уровень социального развития Среднегодовая численность населения, тыс. чел. Инерционный 1 133,81 120,91 095,21 080,81 071,9 Базовый 1 133,81 120,91 096,71 092,01 090,6 Оптимистический 1 133,81 120,91 104,91 096,21 092,2 Уровень бедности (доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума), % Инерционный 8,5 8,1 8,1 7,4 6,8 Базовый 8,5 8,1 7,0 6,1 5,1 Оптимистический 8,5 8,1 6,9 6,0 5,0 Темп роста реальной среднемесячной заработной платы, % к уровню 2020 г. Инерционный 100 100 109,3 118,7 128,9 Базовый 100 100 112,2 122,6 133,8 Оптимистический 100 100 112,6 123,4 135,3 Объем жилищного строительства, млн кв. м Инерционный 1,232 1,235 1,232 1,235 1,240 Базовый 1,232 1,235 1,498 1,571 1,632 Оптимистический 1,232 1,235 1,510 1,579 1,650 G – эффективность государственного управления ВРП, млрд руб. Инерционный 619 706 859 1 023 1 232 Базовый 619 706 873 1 087 1 337 Оптимистический 619 706 899 1 150 1 449 Накопленный среднегодовой темп роста экономики (CAGR с 2020 г.), % Инерционный 102,3 101,9 101,7 101,7 Базовый 102,3 102,8 102,8 102,8 Оптимистический 102,3 103,5 103,7 103,6 Рост ВРП на д.н. (в ценах 2020 г.), раз Инерционный 1,00 1,03 1,11 1,18 1,25 Базовый 1,00 1,03 1,15 1,26 1,37 Оптимистический 1,00 1,03 1,18 1,33 1,48 Рост объема промышленного производства к 2020, раз Инерционный 1,00 1,04 1,06 1,11 1,17 Базовый 1,00 1,04 1,10 1,20 1,28 Оптимистический 1,00 1,04 1,12 1,25 1,36 Экспорт ННЭ, млрд долл. США Инерционный 3,186 6,700 4,416 4,819 5,259 Базовый 3,186 6,700 5,058 5,536 6,061 Оптимистический 3,186 6,700 5,544 6,120 6,760 Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел. Инерционный 570,3 572,7 574,0 573,0 571,5 Базовый 570,3 572,7 577,5 590,6 603,2 Оптимистический 570,3 572,7 578,0 592,3 605,0 Индекс производительности труда, % Инерционный 104,4 103,3 101,3 101,9 102,0 Базовый 104,4 103,3 102,0 102,4 102,4 Оптимистический 104,4 103,3 102,7 103,1 103,4 Реализация Стратегии, в т.ч. экономическое развитие в разрезе отраслей в со- ответствии со стратегическими приоритетами, в значительной мере повлияет на макроэкономические пропорции по ключевым показателям. Структура экономики Липецкой области в 2020 г. характеризуется следующими параметрами: Продолжение на 10-й стр. Продолжение. Начало на 7 –9-й стр. ____________________ 1 Источник: анализ глобальных вызовов, аналитика LC-AV, * – степень: +++ (высокая), ++ (сред- няя), + низкая

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz