Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 9 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 131 /26571/1 НОЯБРЯ 2022 Продолжение на 10-й стр. следующих поколений, имеющих более низкую стоимость производства энергии, по- вышенные характеристики безопасности и лучшие характеристики проектов с точки зрения ядерных отходов и угроз распространения ядерных материалов. – Постепенное глобальное изменение климата, которое обострит дефицит ряда ресурсов (пресная вода, плодородные почвы), но повысит доступность значительных запасов топливно-энергетических ресурсов, имеющихся на севере России и Канады, а также на континентальном шельфе в Арктике. – Увеличение темпов освоения ресурсов Мирового океана. G6. Пространство и реальный капитал. Полюсы роста: поиск баланса, бес- шовность пространства и персональная инфраструктура – Концентрация производственной деятельности и населения в основных цен- трах экономического роста (полюсах роста). – Урбанизация: растущая роль мегаполисов, агломераций и полюсов роста. При сохранении текущих тенденций к 2030 г. до 60% населения мира будет жить в городах. – Рурализация: возвращение части населения в сельскую местность, постоянный контакт с природой, производство экопродуктов в собственных подворьях. – Переход от традиционной инфраструктуры к пространствам индивидуального и общественного пользования. Традиционной инфраструктуры как объектов коллек- тивного доступа в стратегической перспективе будет все меньше и меньше. – Рост влияния качества инфраструктуры и пространства в целом на выбор реги- она для жизни, развития и инвестирования. – Перестройка энергетической инфраструктуры (в целях перехода на использо- вание природного газа, угля и альтернативных (новых и возобновляемых) источников энергии. – Развитие «бесшовного пространства». Реинжиниринг существующих транс- портных систем в соответствии с изменением концепции мобильности. Развитие мультимодальных транспортных и логистических систем с использованием интел- лектуальных технологий. – Переход на модель устойчивого развития (на основе целей устойчивого раз- вития и ESG-принципов). Постепенное ужесточение экологических стандартов и нор- мативов, ограничивающих рост антропогенной нагрузки на природную среду. – Рост рисков увеличения частоты возникновения новых катастрофических сти- хийных бедствий. G7. Инвестиции и финансовый капитал. Доступность финансовых инструмен- тов – Глобальный доступ к финансовым инструментам и инвестициям (рост конкурен- ции: финансовые институты и/или экосистемы, другие). Технологические компании будут оказывать весть спектр финансовых услуг. – Ужесточение межстрановой и межрегиональной конкуренции за лучших инве- сторов, путем создания максимально благоприятных условий для ведения бизнеса, жизнедеятельности и отдыха. – Возрастание роли прямых инвестиций как ключевого фактора трансфера зна- ний и технологий. Рост рынка акционерного и долгового капитала, рост кредитного рынка. Расширение применения инструментов финансирования на принципах госу- дарственно-частного партнерства. – Рост долговой нагрузки в развитых странах и проблема «глобальных дисбалан- сов» (ситуация, когда суверенные заемщики являются эмитентами валюты, в которой выдан кредит). – Увеличение дефицита сбережений в глобальной экономике (недостаток длин- ных пассивов при сохранении спроса на длинные деньги), вызванное, в том числе, уменьшением ресурсов пенсионных фондов в связи с потерями активов во время финансового кризиса и уменьшением количества работающих на одного пенсионе- ра. – Увеличение доли инвестиций, осуществляемых за счет государства и внешних инвесторов. – Движение капитала из развитых рынков в развивающиеся. – Постепенное смягчение денежно-кредитной политики основными эмиссионны- ми центрами мира. Постепенное снижение значения американского доллара в каче- стве уникальной ключевой мировой валюты. Развитие рынка криптовалют. – Поиск устойчивости финансов: частных, государственных (бюджет, СЗПК, СПИК 2.0), корпоративных. 1.5 Конкурентные преимущества и ключевые проблемы Липецкой области Рисунок 7 – Конкурентные преимущества и ключевые проблемы развития Ли- пецкой области (по направлениям конкуренции G1-G2; «*» – уникальные кон- курентные преимущества) 2 Ценности и приоритеты Липецкой области 2.1 Ценности и приоритеты Стратегия социально-экономического развития Липецкой области до 2030 г. опи- рается на ценности и принципы, зафиксированные в Уставе Липецкой области, явля- ющемся государственноправовой основой социальноэкономической, политической и культурной жизни региона, выражающем волю и интересы населения Липецкой области. В Уставе Липецкой области утверждаются принципы правового государства и граждан- ского общества, ориентированные на социальноэкономическое, политическое и куль- турное развитие в интересах всего населения области и будущих поколений ее жителей. Человек – высшая ценность. Ключевой приоритет развития Липецкой об- ласти – обеспечение высокого качества жизни для населения путем создания условий сохранения и приумножения здоровья и благополучия, обеспечения условий комплексного развития, создания комфортной и безопасной среды, достойных условий эффективного труда и предпринимательства для каждого жителя Липецкой области. Приоритеты развития Липецкой области: – Высокое качество жизни при максимальном снижении уровня бедности населения Липецкой области. •Сохранение населения региона на уровне около 1,1 млн человек при уровне ожидаемой продолжительности жизни не менее 77,2 лет. Создание качественной и доступной системы медицинской помощи, основанной на качественной инфраструк- туре, высоком профессионализме медицинского персонала и передовых стандартах профилактики, диагностики, лечения, реабилитации и ценностях здорового образа жизни. •Снижение уровня бедности: снижение доли населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума с 8,5% в 2020 г. до 7% в 2024 г. и до 5,1% в 2030 г. в базовом сценарии, достижение минимального уровня бедности и вхождение региона в число регионовлидеров с наименьшим уровнем бедности при реализации оптимистического сценария. •Создание и развитие качественных рабочих мест с ростом в экономике в целом производительности труда и ростом размера реальной заработной платы более чем в 1,34 раза. •Создание условий для адаптации и интеграции соотечественников, переселив- шихся на территорию Липецкой области из-за рубежа, в принимающее сообщество, оказание мер социальной поддержки, содействие в жилом обустройстве. – Экономический рост на основе развития промышленно-технологиче- ского сектора экономики и экологичного сельского хозяйства. Создание глобально конкурентоспособного промышленно-технологического кластера Липецкой области. •Опережающее социальноэкономическое развитие, предполагающее эконо- мический рост от 102,8% до 103,6% годовых в сопоставимых ценах на основании расчетов базового и оптимистического сценариев (среднегодовой накопленный при- рост ВРП за период 2020-2030 гг.), при росте ВРП на душу населения в сопоставимых ценах в 1,15-1,18 раза к 2024 г. и в 1,37-1,48 раза к 2030 г. •Рост на основе развития промышленно-технологического сектора экономики, экологичного сельского хозяйства, качественной инфраструктуры, социальных и по- требительских услуг, туризма. – Липецкая область – ESG-регион – территория, где власть, бизнес и граж- дане разделяют ценности устойчивого развития и руководствуются принци- пами ESG 1 , минимизирующий ключевые риски долгосрочного устойчивого развития. •Долгосрочная устойчивость (sustainability) развития. •Управленческая и цифровая трансформация. В результате реализации Стратегии будет обеспечено увеличение ВРП до уровня от 873 до 899 млрд руб. в 2024 г. и от 1 337 до 1 449 млрд руб. в 2030 г. В 1,28 раза к 2030 г. вырастет объем промышленного производства. Одним из ключевых приори- тетов в сфере развития агропромышленного комплекса будет являться повышение уровня экологичности АПК (рост доли сельскохозяйственных угодий, соответствую- щих стандарту экологизированного АПК). Объем несырьевого неэнергетического экспорта продукции, произведенной в Липецкой области, в 2030 г. составит порядка 6,1 млрд долл. США, а в случае реа- лизации оптимистического сценария развития региона может превысить 6,8 млрд долл. США. Реализация Стратегии развития позволит за период 2022-2030 гг. привлечь в экономику Липецкой области порядка 2,6-2,8 трлн руб. инвестиций в основной ка- питал. При этом доходы консолидированного бюджета Липецкой области к 2030 г. значительно вырастут. В Липецкой области на протяжении периода 2022-2030 гг. будут обеспечены среднегодовые темпы роста производительности труда от 102,4% до 103,4% в год. Увеличение среднегодовых объемов ввода жилья к 2030 г. в 1,42-1,44 раза по сравнению с 2020 г. позволит обеспечить население и гостей региона современным и качественным жильем, создаст прочную основу для обеспечения высокого каче- ства жизни. Развитие туристского комплекса в сочетании с качественной трансформацией среды и повышением качества жизни населения будет стимулировать увеличение числа туристов, посещающих Липецкую область, которое к 2030 г. составит свыше 400 тыс. чел. в год. Будут достигнуты значительные успехи в развитии определенных направлений конкуренции Липецкой области, которые позволят региону войти в число 30 (а при реализации оптимистического сценария – в число 25) ведущих регионов России (со- гласно комплексной оценке уровня конкурентоспособности RCI по данным направ- лениям). Вхождение в топ-25/30 является сложным, но достижимым ориентиром, свидетельствующим о росте уровня конкурентоспособности Липецкой области. Приоритеты и цели развития Липецкой области согласованы с национальными целями и приоритетами развития Российской Федерации, сформулированными в таких документах, как указы Президента Российской Федерации, Стратегия на- циональной безопасности Российской Федерации, Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации, Стратегия научнотехнологического развития Рос- сийской Федерации на долгосрочный период, Транспортная стратегия Российской Федерации, Стратегия пространственного развития Российской Федерации, а также в других долгосрочных отраслевых стратегиях, концепциях и доктринах, принятых и утвержденных на федеральном уровне. Липецкая область готова быть пилотным регионом развития области устойчивого промышленно-технологического развития: кластерной активации в приоритетных промышленно-технологических секторах экономики и стимулировании развития промышленно-технологических бизнесов, создании модели государственного управления третьего поколения на базе региональной экосистемы. Липецкая область ставит перед собой задачи повышения качества взаимодей- ствия с соседними регионами (прежде всего, Центрально-Черноземного макроре- гиона), активное взаимодействие с лидерами Центрального федерального округа (прежде всего, Москвой и Московской областью) и усиления международной инте- грации. Липецкая область делает ставку на развитие Липецко-Елецкой агломерации (Ли- пецкого и Елецкого ядра) и сбалансированного территориальнопространственного развития преимущественно сельских территорий. 2.2 Главная стратегическая цель и система стратегических целей развития Липецкой области Главная стратегическая цель (видение целевого состояния) – направлена на ре- ализацию стратегических (региональных) целей развития, с учетом национальных целей развития Российской Федерации на территории Липецкой области: ГСЦ 1 . Липецкая область – 2030 – регион высокого качества жизни с раз- витым промышленно-технологическим сектором экономики и экологичным сельским хозяйством, где власть, бизнес и граждане разделяют ценности устойчивого развития и руководствуются принципами ESG. Стратегические цели (видение целевого состояния): – СЦ-1. Липецкая область – 2030 – регион, обеспечивающий сохранение населения, здоровье и благополучие людей. – СЦ-2. Липецкая область – 2030 – регион, обеспечивающий самореали- зацию личности и развитие талантов. – СЦ-3. Липецкая область – 2030 – регион комфортной и безопасной сре- ды для жизни, гармоничного пространственного развития, выстроенного ба- ланса Липецко-Елецкой агломерации и сельских территорий. – СЦ-4. Липецкая область – 2030 – регион приоритетного развития гло- бально конкурентоспособной промышленности, технологий и экологичного сельского хозяйства, обеспечивший условия достойного, эффективного тру- да и успешного предпринимательства. – СЦ-5. Липецкая область – 2030 – регион успешной цифровой, управлен- ческой и ESG трансформации, сфокусированной на потребностях экономики и социальной сферы. Реализация национальных целей развития Российской Федерации на террито- рии Липецкой области (Рисунок 10), обеспечивает реализацию глобальной повестки устойчивого развития 2 (Рисунок 9) в разрезе E, S и G направлений (Рисунок 10) в со- ответствии с ESG-принципами. Под E, S, G для региона мы понимаем: – E – качество окружающей среды и экология. – S – качество социального развития. – G – эффективность управления и устойчивость экономического развития. ESG-принципы (Рисунок 11) зафиксированы в разрезе E, S и G и сбалансирован- но реализуются на разных уровнях Липецкой области: – региональном уровне; – корпоративном (бизнес) уровне; – муниципальном уровне; – уровне населения. Рисунок 8 – Стратегические цели Липецкой области, характеризующие дости- жение национальных целей развития и следование ESG-принципам ɋɬɪɚɬɟɝɢɱɟɫɤɢɟ ɰɟɥɢ ɯɚɪɚɤɬɟɪɢɡɭɸɳɢɟ ɞɨɫɬɢɠɟɧɢɟ ɧɚɰɢɨɧɚɥɶɧɵɯ ɰɟɥɟɣ ɪɚɡɜɢɬɢɹ ɢ ɫɥɟɞɨɜɚɧɢɟ (6* - ɩɪɢɧɰɢɩɚɦ Ʌɢɩɟɰɤɚɹ ɨɛɥɚɫɬɶ – ɜɢɞɟɧɢɟ ɛɭɞɭɳɟɝɨ ɂɫɬɨɱɧɢɤ ɇɚɰɢɨɧɚɥɶɧɵɟ ɰɟɥɢ ɚɧɚɥɢɬɢɤɚ /& -AV Ƚɋɐ – ɝɥɚɜɧɚɹ ɫɬɪɚɬɟɝɢɱɟɫɤɚɹ ɰɟɥɶ ɋɐ – ɫɬɪɚɬɟɝɢɱɟɫɤɢɟ ɰɟɥɢ Ƚɋɐ Ʌɢɩɟɰɤɚɹ ɨɛɥɚɫɬɶ – 2030 – ɪɟɝɢɨɧ ɜɵɫɨɤɨɝɨ ɤɚɱɟɫɬɜɚ ɠɢɡɧɢ ɫ ɪɚɡɜɢɬɵɦ ɩɪɨɦɵɲɥɟɧɧɨ - ɬɟɯɧɨɥɨɝɢɱɟɫɤɢɦ ɫɟɤɬɨɪɨɦ ɷɤɨɧɨɦɢɤɢ ɢ ɷɤɨɥɨɝɢɱɧɵɦ ɫɟɥɶɫɤɢɦ ɯɨɡɹɣɫɬɜɨɦ ɝɞɟ ɜɥɚɫɬɶ ɛɢɡɧɟɫ ɢ ɝɪɚɠɞɚɧɟ ɪɚɡɞɟɥɹɸɬ ɰɟɧɧɨɫɬɢ ɭɫɬɨɣɱɢɜɨɝɨ ɪɚɡɜɢɬɢɹ ɢ ɪɭɤɨɜɨɞɫɬɜɭɸɬɫɹ ESG- ɩɪɢɧɰɢɩɚɦɢ E – ɷɤɨɥɨɝɢɱɟɫɤɨɟ ɜɨɡɞɟɣɫɬɜɢɟ ɪɟɝɢɨɧɚ S – ɭɪɨɜɟɧɶ ɫɨɰɢɚɥɶɧɨɝɨ ɪɚɡɜɢɬɢɹ G – ɷɮɮɟɤɬɢɜɧɨɫɬɶ ɝɨɫɭɞɚɪɫɬɜɟɧɧɨɝɨ ɭɩɪɚɜɥɟɧɢɹ ɋɐ - Ʌɢɩɟɰɤɚɹ ɨɛɥɚɫɬɶ – 2030 – ɪɟɝɢɨɧ ɨɛɟɫɩɟɱɢɜɚɸɳɢɣ ɫɨɯɪɚɧɟɧɢɟ ɧɚɫɟɥɟɧɢɹ ɡɞɨɪɨɜɶɟ ɢ ɛɥɚɝɨɩɨɥɭɱɢɟ ɥɸɞɟɣ ɋɐ - Ʌɢɩɟɰɤɚɹ ɨɛɥɚɫɬɶ – 2030 – ɪɟɝɢɨɧ ɨɛɟɫɩɟɱɢɜɚɸɳɢɣ ɫɚɦɨɪɟɚɥɢɡɚɰɢɸ ɥɢɱɧɨɫɬɢ ɢ ɪɚɡɜɢɬɢɟ ɬɚɥɚɧɬɨɜ ɋɐ - Ʌɢɩɟɰɤɚɹ ɨɛɥɚɫɬɶ – 2030 – ɪɟɝɢɨɧ ɤɨɦɮɨɪɬɧɨɣ ɢ ɛɟɡɨɩɚɫɧɨɣ ɫɪɟɞɵ ɞɥɹ ɠɢɡɧɢ ɝɚɪɦɨɧɢɱɧɨɝɨ ɩɪɨɫɬɪɚɧɫɬɜɟɧɧɨɝɨ ɪɚɡɜɢɬɢɹ ɜɵɫɬɪɨɟɧɧɨɝɨ ɛɚɥɚɧɫɚ Ʌɢɩɟɰɤɨ - ȿɥɟɰɤɨɣ ɚɝɥɨɦɟɪɚɰɢɢ ɢ ɫɟɥɶɫɤɢɯ ɬɟɪɪɢɬɨɪɢɣ ɋɐ - Ʌɢɩɟɰɤɚɹ ɨɛɥɚɫɬɶ – 2030 – ɪɟɝɢɨɧ ɩɪɢɨɪɢɬɟɬɧɨɝɨ ɪɚɡɜɢɬɢɹ ɝɥɨɛɚɥɶɧɨ ɤɨɧɤɭɪɟɧɬɨɫɩɨɫɨɛɧɨɝɨ ɩɪɨɦɵɲɥɟɧɧɨ - ɬɟɯɧɨɥɨɝɢɱɟɫɤɨɝɨ ɤɥɚɫɬɟɪɚ ɢ ɷɤɨɥɨɝɢɱɧɨɝɨ ɫɟɥɶɫɤɨɝɨ ɯɨɡɹɣɫɬɜɚ ɨɛɟɫɩɟɱɢɜɲɢɣ ɭɫɥɨɜɢɹ ɞɨɫɬɨɣɧɨɝɨ ɷɮɮɟɤɬɢɜɧɨɝɨ ɬɪɭɞɚ ɢ ɭɫɩɟɲɧɨɝɨ ɩɪɟɞɩɪɢɧɢɦɚɬɟɥɶɫɬɜɚ ɋɐ - Ʌɢɩɟɰɤɚɹ ɨɛɥɚɫɬɶ – 2030 – ɪɟɝɢɨɧ ɭɫɩɟɲɧɨɣ ɰɢɮɪɨɜɨɣ ɭɩɪɚɜɥɟɧɱɟɫɤɨɣ ɢ ESG ɬɪɚɧɫɮɨɪɦɚɰɢɢ ɫɮɨɤɭɫɢɪɨɜɚɧɧɨɣ ɧɚ ɩɨɬɪɟɛɧɨɫɬɹɯ ɷɤɨɧɨɦɢɤɢ ɢ ɫɨɰɢɚɥɶɧɨɣ ɫɮɟɪɵ Рисунок 9 – Цели устойчивого развития ООН как базовый каркас ESG Рисунок 10 – Система национальных целей развития Российской Федерации 3 ɉɨɤɚɡɚɬɟɥɢ ɯɚɪɚɤɬɟɪɢɡɭɸɳɢɟ ɞɨɫɬɢɠɟɧɢɟ ɧɚɰɢɨɧɚɥɶɧɵɯ ɰɟɥɟɣ ɪɚɡɜɢɬɢɹ ɋɢɫɬɟɦɚ ɧɚɰɢɨɧɚɥɶɧɵɯ ɰɟɥɟɣ ɨɩɪɟɞɟɥɹɟɬ ɤɥɸɱɟɜɵɟ ɩɪɢɨɪɢɬɟɬɵ ESG ɜ ɫɬɪɚɧɟ ɢ ɪɟɝɢɨɧɚɯ ɂɫɬɨɱɧɢɤ ɇɚɰɢɨɧɚɥɶɧɵɟ ɰɟɥɢ ɚɧɚɥɢɬɢɤɚ /& -AV E – ɷɤɨɥɨɝɢɱɟɫɤɨɟ ɜɨɡɞɟɣɫɬɜɢɟ ɪɟɝɢɨɧɚ S – ɭɪɨɜɟɧɶ ɫɨɰɢɚɥɶɧɨɝɨ ɪɚɡɜɢɬɢɹ G – ɷɮɮɟɤɬɢɜɧɨɫɬɶ ɝɨɫɭɞɚɪɫɬɜɟɧɧɨɝɨ ɭɩɪɚɜɥɟɧɢɹ ɋɨɯɪɚɧɟɧɢɟ ɧɚɫɟɥɟɧɢɹ ɡɞɨɪɨɜɶɟ ɢ ɛɥɚɝɨɩɨɥɭɱɢɟ ɥɸɞɟɣ ȼɨɡɦɨɠɧɨɫɬɢ ɞɥɹ ɫɚɦɨɪɟɚɥɢɡɚɰɢɢ ɢ ɪɚɡɜɢɬɢɹ ɬɚɥɚɧɬɨɜ Ʉɨɦɮɨɪɬɧɚɹ ɢ ɛɟɡɨɩɚɫɧɚɹ ɫɪɟɞɚ ɞɥɹ ɠɢɡɧɢ ɗɤɨɥɨɝɢɱɟɫɤɢɟ ɩɪɢɨɪɢɬɟɬɵ ɍɥɭɱɲɟɧɢɟ ɠɢɥɢɳɧɵɯ ɭɫɥɨɜɢɣ ɢ ɭɥɭɱɲɟɧɢɟ ɤɚɱɟɫɬɜɚ ɝɨɪɨɞɫɤɨɣ ɫɪɟɞɵ Ⱦɨɫɬɨɣɧɵɣ ɷɮɮɟɤɬɢɜɧɵɣ ɬɪɭɞ ɢ ɭɫɩɟɲɧɨɟ ɩɪɟɞɩɪɢɧɢɦɚɬɟɥɶɫɬɜɨ Ɋɨɫɬ ɞɨɯɨɞɨɜ ɧɚɫɟɥɟɧɢɹ ɢ ɩɟɧɫɢɨɧɧɨɝɨ ɨɛɟɫɩɟɱɟɧɢɹ Ɋɨɫɬ ȼȼɉ ɢɧɜɟɫɬɢɰɢɣ ɷɤɫɩɨɪɬɚ ɢ ɡɚɧɹɬɵɯ ɜ Ɇɋɉ ɐɢɮɪɨɜɚɹ ɬɪɚɧɫɮɨɪɦɚɰɢɹ Рисунок 11 – ESG-принципы 14 ɋɜɨɞ (6* - ɩɪɢɧɰɢɩɨɜ ESG Ɇɚɧɢɮɟɫɬ Ʌɢɩɟɰɤɚɹ ɨɛɥɚɫɬɶ – ESG- ɪɟɝɢɨɧ – ɬɟɪɪɢɬɨɪɢɹ ɝɞɟ ɜɥɚɫɬɶ ɛɢɡɧɟɫ ɢ ɝɪɚɠɞɚɧɟ ɪɚɡɞɟɥɹɸɬ ɰɟɧɧɨɫɬɢ ɭɫɬɨɣɱɢɜɨɝɨ ɪɚɡɜɢɬɢɹ ɢ ɪɭɤɨɜɨɞɫɬɜɭɸɬɫɹ ɩɪɢɧɰɢɩɚɦɢ ESG ɂɫɬɨɱɧɢɤ /& -AV Ɋɟɝɢɨɧ Ȼɢɡɧɟɫ Ƚɨɪɨɞ ɩɨɫɟɥɟɧɢɟ ɇɚɫɟɥɟɧɢɟ E QYLURQPHQWDO Ʉɚɱɟɫɬɜɨ ɨɤɪɭɠɚɸɳɟɣ ɫɪɟɞɵ ɢ ɷɤɨɥɨɝɢɢ Ɉɤɪɭɠɚɸɳɚɹ ɫɪɟɞɚ ɢ ɷɤɨ - ɢɧɮɪɚɫɬɪɭɤɬɭɪɚ ɗɤɨ - ɩɪɨɢɡɜɨɞɫɬɜɨ ɗɤɨ - ɝɨɪɨɞ ɗɤɨ - ɝɪɚɠɞɚɧɟ ‡ Ʉɚɱɟɫɬɜɟɧɧɚɹ ɷɤɨɥɨɝɢɱɧɚɹ ɨɤɪɭɠɚɸɳɚɹ ɫɪɟɞɚ ‡ ɉɪɢɪɨɞɨɫɛɟɪɟɝɚɸɳɢɟ ɡɞɚɧɢɹ ɢ ɫɨɨɪɭɠɟɧɢɹ ‡ ɗɤɨɥɨɝɢɱɟɫɤɢ ɨɛɨɫɧɨɜɚɧɧɵɣ ɤɨɦɩɥɟɤɫ ɨɯɪɚɧɹɟɦɵɯ ɬɟɪɪɢɬɨɪɢɣ ‡ ɗɤɨɥɨɝɢɱɧɵɟ ɦɚɥɨɨɬɯɨɞɧɵɟ ɡɟɥɟɧɵɟ ɝɨɪɨɞɫɤɢɟ ɢ ɫɟɥɶɫɤɢɟ ɬɟɯɧɨɥɨɝɢɢ ɀɄɏ ‡ ɋɨɤɪɚɳɟɧɢɟ ɜɵɛɪɨɫɨɜ ɩɚɪɧɢɤɨɜɵɯ ɝɚɡɨɜ ‡ Ɋɚɰɢɨɧɚɥɶɧɨɟ ɢɫɩɨɥɶɡɨɜɚɧɢɟ ɩɪɢɪɨɞɧɵɯ ɪɟɫɭɪɫɨɜ ‡ ɋɨɛɥɸɞɟɧɢɟ ɷɤɨɥɨɝɢɱɟɫɤɢɯ ɡɚɤɨɧɨɜ ‡ ȼɵɫɨɤɢɟ ɫɬɚɧɞɚɪɬɵ ɷɤɨɥɨɝɢɱɟɫɤɨɝɨ ɭɩɪɚɜɥɟɧɢɹ ‡ ɉɟɪɟɯɨɞ ɤ ɷɤɨɧɨɦɢɤɟ ɡɚɦɤɧɭɬɨɝɨ ɰɢɤɥɚ ‡ ɂɫɩɨɥɶɡɨɜɚɧɢɟ ɜɨɡɨɛɧɨɜɥɹ - ɟɦɵɯ ɢɫɬɨɱɧɢɤɨɜ ɷɧɟɪɝɢɢ ‡ Ɉɛɟɫɩɟɱɟɧɢɟ ɛɚɥɚɧɫɚ ɡɚɫɬɪɨɟɧɧɵɯ ɬɟɪɪɢɬɨɪɢɣ ɢ ɡɟɦɟɥɶ ɫɟɥɶɯɨɡɧɚɡɧɚɱɟɧɢɹ ɥɟɫɨɜ ɢ ɪɟɤɪɟɚɰɢɢ ‡ ɂɧɧɨɜɚɰɢɨɧɧɵɟ ɷɤɨ - ɪɟɲɟɧɢɹ ( 6PDUW KRPH ‡ ɗɤɨɥɨɝɢɱɟɫɤɨɟ ɩɪɨɫɜɟɳɟɧɢɟ ɧɚɫɟɥɟɧɢɹ ‡ Ɉɫɨɡɧɚɧɧɨɟ ɩɨɬɪɟɛɥɟɧɢɟ ɪɟɫɭɪɫɨɜ ‡ ɂɧɢɰɢɚɰɢɹ ɢ ɪɟɚɥɢɡɚɰɢɹ ɫɨɰɢɚɥɶɧɵɯ ɩɪɨɟɤɬɨɜ ɜ ɬ ɱ ɷɤɨɥɨɝɢɱɟɫɤɢɯ S RFLDO Ʉɚɱɟɫɬɜɨ ɫɨɰɢɚɥɶɧɨɝɨ ɪɚɡɜɢɬɢɹ ɋɨɰɢɚɥɶɧɨ - ɨɪɢɟɧɬɢɪɨɜɚɧɧɚɹ ɩɨɥɢɬɢɤɚ ɋɨɰɢɚɥɶɧɨ - ɨɬɜɟɬɫɬɜɟɧɧɵɣ ɛɢɡɧɟɫ ɋɨɰɢɚɥɶɧɨɟ ɩɪɨɫɬɪɚɧɫɬɜɨ Ƚɪɚɠɞɚɧɫɤɚɹ ɨɬɜɟɬɫɬɜɟɧɧɨɫɬɶ ‡ Ɉɛɟɫɩɟɱɟɧɢɟ ɡɚɧɹɬɨɫɬɢ ɢ ɞɨɯɨɞɨɜ ɧɚɫɟɥɟɧɢɹ ‡ ȼɫɟɨɛɳɢɣ ɨɯɜɚɬ ɭɫɥɭɝɚɦɢ ɡɞɪɚɜɨɨɯɪɚɧɟɧɢɹ ‡ Ɉɛɟɫɩɟɱɟɧɢɟ ɤɚɱɟɫɬɜɟɧɧɨɝɨ ɨɛɪɚɡɨɜɚɧɢɹ ‡ ɋɨɰɢɚɥɶɧɚɹ ɡɚɳɢɬɚ ɝɪɚɠɞɚɧ ‡ ɋɨɤɪɚɳɟɧɢɟ ɱɢɫɥɚ ɛɟɞɧɵɯ ‡ Ɋɟɚɥɢɡɚɰɢɹ ɫɨɰɢɚɥɶɧɵɯ ɩɪɨɟɤɬɨɜ ‡ ɋɨɡɞɚɧɢɟ ɧɨɜɵɯ ɪɚɛɨɱɢɯ ɦɟɫɬ ɜ ɬ ɱ ɞɥɹ ɥɸɞɟɣ ɫ ɈȼɁ ɩɟɧɫɢɨɧɟɪɨɜ ‡ Ʉɨɪɩɨɪɚɬɢɜɧɨɟ ɜɨɥɨɧɬɟɪɫɬɜɨ ‡ ɋɨɰɢɚɥɶɧɨɟ ɢɧɜɟɫɬɢɪɨɜɚɧɢɟ ‡ Ɋɚɡɜɢɬɢɟ ɫɨɰɢɭɦɚ ɢ ɤɚɱɟɫɬɜɚ ɱɟɥɨɜɟɱɟɫɤɨɝɨ ɤɚɩɢɬɚɥɚ ‡ Ɉɛɟɫɩɟɱɟɧɢɟ ɤɨɦɦɭɧɢɤɚɬɢɜɧɨɝɨ ɦɟɧɬɚɥɶɧɨɝɨ ɢ ɢɧɮɨɪɦɚɰɢɨɧɧɨɝɨ ɩɪɨɫɬɪɚɧɫɬɜɚ ɝɨɪɨɞɚ ‡ ɍɱɚɫɬɢɟ ɧɚɫɟɥɟɧɢɹ ɜ ɨɫɭɳɟɫɬɜɥɟɧɢɢ ɦɟɫɬɧɨɝɨ ɫɚɦɨɭɩɪɚɜɥɟɧɢɹ ‡ ɋɚɦɨɪɚɡɜɢɬɢɟ ɤɚɠɞɨɝɨ ɝɪɚɠɞɚɧɢɧɚ ‡ Ɋɚɡɜɢɬɢɟ ɬɚɥɚɧɬɨɜ G RYHUQDQFH ɗɮɮɟɤɬɢɜɧɨɫɬɶ ɭɩɪɚɜɥɟɧɢɹ ɢ ɭɫɬɨɣɱɢɜɨɫɬɶ ɷɤɨɧɨɦɢɱɟɫɤɨɝɨ ɪɚɡɜɢɬɢɹ Ƚɨɫɭɞɚɪɫɬɜɟɧɧɨɟ ɭɩɪɚɜɥɟɧɢɟ ɢ ɭɫɬɨɣɱɢɜɨɟ ɪɚɡɜɢɬɢɟ Ʉɨɪɩɨɪɚɬɢɜɧɨɟ ɭɩɪɚɜɥɟɧɢɟ ɢ ɭɫɬɨɣɱɢɜɨɟ ɪɚɡɜɢɬɢɟ Ɇɭɧɢɰɢɩɚɥɶɧɨɟ ɭɩɪɚɜɥɟɧɢɟ ɢ ɭɫɬɨɣɱɢɜɨɟ ɪɚɡɜɢɬɢɟ ɋɟɦɟɣɧɵɣ ɢ ɥɢɱɧɵɣ ɦɟɧɟɞɠɦɟɧɬ ɫɚɦɨɪɚɡɜɢɬɢɟ ‡ ɋɬɢɦɭɥɢɪɨɜɚɧɢɟ ɭɫɬɨɣɱɢɜɨɝɨ ( VXVWDLQDEOH ɪɨɫɬɚ ɷɤɨɧɨɦɢɤɢ ‡ ɉɨɞɞɟɪɠɤɚ (6* - ɨɪɢɟɧɬɢɪɨɜɚɧɧɨɝɨ ɛɢɡɧɟɫɚ ɜ ɬ ɱ Ɇɋɉ ‡ Ɉɛɟɫɩɟɱɟɧɢɟ ɪɨɫɬɚ ɢɧɜɟɫɬɢɰɢɨɧɧɨɣ ɩɪɢɜɥɟɤɚɬɟɥɶɧɨɫɬɢ ɢ ɷɤɫɩɨɪɬɚ ‡ ȼɨɜɥɟɱɟɧɧɨɫɬɶ ɝɪɚɠɞɚɧ ɜ ɨɛɳɟɫɬɜɟɧɧɭɸ ɠɢɡɧɶ ɪɟɝɢɨɧɚ ‡ ɉɪɟɞɨɫɬɚɜɥɟɧɢɟ ɤɚɱɟɫɬɜɟɧɧɵɯ ɝɨɫɭɞɚɪɫɬɜɟɧɧɵɯ ɭɫɥɭɝ ‡ ɉɪɢɦɟɧɟɧɢɟ ɥɭɱɲɢɯ ɩɪɚɤɬɢɤ ɤɨɪɩɨɪɚɬɢɜɧɨɝɨ ɭɩɪɚɜɥɟɧɢɹ ‡ ɋɬɢɦɭɥɢɪɨɜɚɧɢɟ ɭɫɬɨɣɱɢɜɨɝɨ ɪɚɡɜɢɬɢɹ ‡ ȼɧɟɞɪɟɧɢɟ ɫɨɜɪɟɦɟɧɧɵɯ ɬɟɯɧɨɥɨɝɢɣ ɢ ɢɯ ɬɪɚɧɫɮɟɪ ‡ Ɉɛɟɫɩɟɱɟɧɢɟ ɩɪɚɜ ɫɨɬɪɭɞɧɢɤɨɜ ɢ ɚɤɰɢɨɧɟɪɨɜ ‡ Ɋɨɫɬ ɤɚɱɟɫɬɜɚ ɚɭɞɢɬɚ ‡ Ɉɩɟɪɚɬɢɜɧɨɫɬɶ ɪɚɛɨɬɵ ɚɩɩɚɪɚɬɚ ɭɩɪɚɜɥɟɧɢɹ ‡ ɂɫɩɨɥɶɡɨɜɚɧɢɟ ɫɨɜɪɟɦɟɧɧɵɯ ɬɟɯɧɨɥɨɝɢɣ ‡ Ɋɚɰɢɨɧɚɥɶɧɨɫɬɶ ɨɪɝɚɧɢɡɚɰɢɨɧɧɨɣ ɫɬɪɭɤɬɭɪɵ ɭɩɪɚɜɥɟɧɢɹ ‡ ȼɵɫɨɤɚɹ ɫɬɟɩɟɧɶ ɞɨɫɬɢɠɟɧɢɹ ɨɫɧɨɜɧɵɯ ɰɟɥɟɣ ɦɭɧɢɰɢɩɚɥɶɧɨɝɨ ɭɩɪɚɜɥɟɧɢɹ ‡ ɉɪɢɦɟɧɟɧɢɟ ɦɨɞɟɥɟɣ ɫɟɦɟɣɧɨɝɨ ɭɩɪɚɜɥɟɧɱɟɫɤɨɝɨ ɩɪɨɰɟɫɫɚ ‡ Ɉɪɢɟɧɬɚɰɢɹ ɧɚ ɨɛɳɟɫɬɜɨ ‡ Ɋɚɰɢɨɧɚɥɶɧɵɣ ɜɵɛɨɪ ɯɚɪɚɤɬɟɪɚ ɜɡɚɢɦɨɨɬɧɨɲɟɧɢɣ ɜ ɫɟɦɶɟ ‡ ɋɚɦɨɪɚɡɜɢɬɢɟ ɥɢɱɧɨɫɬɢ ɢ ɫɨɰɢɭɦɚ 2.3 Портфель флагманских проектов Стратегии В рамках Стратегии развития формируется и стимулируется реализация портфе- ля Флагманских проектов Липецкой области, сопровождающих приоритетное разви- тие в рамках ключевых стратегических направлений. Рисунок 12 – Портфель флагманских проектов Липецкой области 18 ɂɫɬɨɱɧɢɤɢ Ⱥɞɦɢɧɢɫɬɪɚɰɢɹ Ʌɢɩɟɰɤɨɣ ɨɛɥɚɫɬɢ /& -AV ɪɟɡɭɥɶɬɚɬɵ ɋɋ ɢ ɪɚɛɨɬɵ ɩɪɨɟɤɬɧɵɯ ɩɥɨɳɚɞɨɤ ɉɨɪɬɮɟɥɶ ɮɥɚɝɦɚɧɫɤɢɯ ɩɪɨɟɤɬɨɜ Ɏɥɚɝɦɚɧɫɤɢɟ ɩɪɨɟɤɬɵ Ʌɢɩɟɰɤɨɣ ɨɛɥɚɫɬɢ Ɏɥɚɝɦɚɧɫɤɢɟ ɩɪɨɟɤɬɵ ɉɪɢɨɪɢɬɟɬɧɵɟ ɩɪɨɟɤɬɵ Ɏɉ ©ɉɪɨɦɵɲɥɟɧɧɨ - ɬɟɯɧɨɥɨɝɢɱɟɫɤɢɣ ɤɥɚɫɬɟɪ Ʌɢɩɟɰɤɨɣ ɨɛɥɚɫɬɢ ɧɚ ɨɫɧɨɜɟ (6* ɩɪɢɧɰɢɩɨɜ ª ƒ ɉɉ ©Ɏɨɪɦɢɪɨɜɚɧɢɟ ɤɨɧɤɭɪɟɧɬɨɫɩɨɫɨɛɧɨɝɨ ɢɧɧɨɜɚɰɢɨɧɧɨɝɨ ɩɪɨɦɵɲɥɟɧɧɨ - ɬɟɯɧɨɥɨɝɢɱɟɫɤɨɝɨ ɤɥɚɫɬɟɪɚª ƒ ɉɉ ©Ʉɚɞɪɵ ɞɥɹ ɧɨɜɨɣ ɷɤɨɧɨɦɢɤɢª ƒ ɉɉ ©ɗɥɟɤɬɪɨɦɨɛɢɥɢª ƒ ɉɉ ©ȼɵɫɨɤɨɬɟɯɧɨɥɨɝɢɱɧɵɟ ɫɬɪɨɣɦɚɬɟɪɢɚɥɵ ɢ ɤɨɦɩɨɧɟɧɬɵ 6PDUW +RPHª ƒ ɉɉ ©©Ɂɟɥɟɧɚɹª ɈɗɁª ƒ ɉɉ ©Ⱥɝɪɨɬɟɯɧɨɥɨɝɢɱɟɫɤɢɣ ɏȺȻª ɜ ɪɚɦɤɚɯ ɩɪɨɦɵɲɥɟɧɧɨ - ɬɟɯɧɨɥɨɝɢɱɟɫɤɨɝɨ ɤɥɚɫɬɟɪɚ ƒ ɉɉ ©Ɍɟɩɥɢɰɵ ɧɨɜɨɝɨ ɩɨɤɨɥɟɧɢɹª ɜ ɪɚɦɤɚɯ ɩɪɨɦɵɲɥɟɧɧɨ - ɬɟɯɧɨɥɨɝɢɱɟɫɤɨɝɨ ɤɥɚɫɬɟɪɚ ƒ ɉɉ ©Ɋɚɡɜɢɬɢɟ ɷɤɫɩɨɪɬɚª ƒ ɉɉ ©ɐɟɧɬɪɚɥɶɧɨ - ɑɟɪɧɨɡɟɦɧɵɣ ɯɚɛª ɦɟɠɪɟɝɢɨɧɚɥɶɧɵɣ ɩɪɨɟɤɬ Ɏɉ ©Ɂɞɨɪɨɜɶɟ ɢ ɛɥɚɝɨɩɨɥɭɱɢɟ ɠɢɬɟɥɟɣ Ʌɢɩɟɰɤɨɣ ɨɛɥɚɫɬɢª ƒ ɉɉ ©Ȼɭɞɭɳɟɟ ɡɞɨɪɨɜɶɹª ƒ ɉɉ ©ɋɩɨɪɬɢɜɧɵɣ ɪɟɝɢɨɧª ƒ ɉɉ ©ɋɟɪɟɛɪɹɧɵɣ ɪɟɝɢɨɧª ƒ ɉɉ ©Ȼɟɡɛɟɞɧɵɣ ɪɟɝɢɨɧª Ɏɉ ©ɋɚɦɨɪɟɚɥɢɡɚɰɢɹ ɢ ɪɚɡɜɢɬɢɟ ɬɚɥɚɧɬɨɜ Ʌɢɩɟɰɤɨɣ ɨɛɥɚɫɬɢª ƒ ɉɉ ©Ʌɢɝɚ ɬɚɥɚɧɬɨɜ Ʌɢɩɟɰɤɨɣ ɨɛɥɚɫɬɢª ƒ ɉɉ ©Ʉɪɟɚɬɢɜɧɵɟ ɢɧɞɭɫɬɪɢɢ ɢ ɫɟɪɜɢɫɵ Ʌɢɩɟɰɤɨɣ ɨɛɥɚɫɬɢª Ɏɉ © ESG ɬɪɚɧɫɮɨɪɦɚɰɢɹª ƒ ɉɉ ©Ƚɨɫɭɩɪɚɜɥɟɧɢɟ ª ƒ ɉɉ ©ɐɢɮɪɨɜɚɹ ɬɪɚɧɫɮɨɪɦɚɰɢɹª ƒ ɉɉ ©(6* - ɝɪɚɦɨɬɧɨɫɬɶª ƒ ɉɉ ©ɍɥɭɱɲɟɧɢɟ ɷɤɨɥɨɝɢɱɟɫɤɨɣ ɫɢɬɭɚɰɢɢ ɜ Ʌɢɩɟɰɤɨɣ ɨɛɥɚɫɬɢ ɧɚ ɩɭɬɢ ɤ ɭɝɥɟɪɨɞɧɨɣ ɧɟɣɬɪɚɥɶɧɨɫɬɢª Ɏɉ ©Ɍɭɪɢɫɬɫɤɨ - ɪɟɤɪɟɚɰɢɨɧɧɵɣ ɤɥɚɫɬɟɪ ©Ʌɢɩɟɰɤɚɹ ɡɟɦɥɹª ƒ ɉɉ ©ɍɫɚɞɟɛɧɨɟ ɤɨɥɶɰɨª ɷɤɨɥɨɝɢɱɟɫɤɢɣ ɤɭɥɶɬɭɪɧɨ - ɩɨɡɧɚɜɚɬɟɥɶɧɵɣ ɞɟɬɫɤɢɣ ɪɟɤɪɟɚɰɢɨɧɧɵɣ ɬɭɪɢɡɦ ƒ ɉɉ ©Ʌɢɩɟɰɤɚɹ Ɂɟɦɥɹ ɞɟɬɹɦª ɞɟɬɫɤɢɣ ɬɭɪɢɡɦ Ɏɉ ©Ʉɨɦɮɨɪɬɧɚɹ ɢ ɛɟɡɨɩɚɫɧɚɹ ɫɪɟɞɚ ɞɥɹ ɠɢɡɧɢ ɜ Ʌɢɩɟɰɤɨɣ ɨɛɥɚɫɬɢª ƒ ɉɉ ©Ɋɚɡɜɢɬɢɟ Ʌɢɩɟɰɤɨ - ȿɥɟɰɤɨɣ ɚɝɥɨɦɟɪɚɰɢɢª ɩɢɥɨɬɧɵɟ ɩɪɨɟɤɬɵ ©Ʌɢɩɟɰɤɢɣ ɚɪɟɚɥ ɚɝɥɨɦɟɪɚɰɢɢª ©ȿɥɟɰɤɢɣ ɚɪɟɚɥ ɚɝɥɨɦɟɪɚɰɢɢª ƒ ɉɉ ©Ɋɟɝɟɧɟɪɚɰɢɹ ɫɟɥɶɫɤɨɣ ɦɟɫɬɧɨɫɬɢ Ʌɢɩɟɰɤɨɣ ɨɛɥɚɫɬɢª ɩɢɥɨɬɧɵɟ ɩɪɨɟɤɬɵ ©ȼɟɪɯɧɟɟ ɉɪɢɞɨɧɶɟª ɢ ©Ɋɚɫɰɜɟɬ ɦɚɥɵɯ ɢɫɬɨɪɢɱɟɫɤɢɯ ɝɨɪɨɞɨɜ Ʌɢɩɟɰɤɨɣ ɨɛɥɚɫɬɢª Рисунок 13 Рисунок 14 Ɋɚɛɨɱɚɹ ɝɪɭɩɩɚ ɮɥɚɝɦɚɧɫɤɨɝɨ ɩɪɨɟɤɬɚ ©Ɂɞɨɪɨɜɶɟ ɢ ɛɥɚɝɨɩɨɥɭɱɢɟ ɠɢɬɟɥɟɣ Ʌɢɩɟɰɤɨɣ ɨɛɥɚɫɬɢª ɂɫɬɨɱɧɢɤ /& -AV ɋɯɟɦɚ ɪɟɚɥɢɡɚɰɢɢ ɮɥɚɝɦɚɧɫɤɨɝɨ ɩɪɨɟɤɬɚ Ɂɞɨɪɨɜɶɟ ɢ ɛɥɚɝɨɩɨɥɭɱɢɟ ɠɢɬɟɥɟɣ Ʌɢɩɟɰɤɨɣ ɨɛɥɚɫɬɢ ɉɪɢɨɪɢɬɟɬɧɵɟ ɧɚɩɪɚɜɥɟɧɢɹ Ɉɛɟɫɩɟɱɢɜɚɸɳɚɹ ɢɧɮɪɚɫɬɪɭɤɬɭɪɚ ɢɧɠɟɧɟɪɧɚɹ ɬɪɚɧɫɩɨɪɬɧɚɹ ɫɨɰɢɚɥɶɧɚɹ ɮɢɧɚɧɫɨɜɚɹ Ɋɚɡɜɢɬɢɟ ɢ ɦɨɞɟɪɧɢɡɚɰɢɹ ɢɧɮɪɚɫɬɪɭɤɬɭɪɵ Ʉɚɞɪɨɜɨɟ ɨɛɟɫɩɟɱɟɧɢɟ ɉɪɨɫɬɪɚɧɫɬɜɟɧɧɵɣ ɛɚɥɚɧɫ ɉɉ ©Ȼɭɞɭɳɟɟ ɡɞɨɪɨɜɶɹª ɉɉ ©ɋɩɨɪɬɢɜɧɵɣ ɪɟɝɢɨɧª ɉɉ ©ɋɟɪɟɛɪɹɧɵɣ ɪɟɝɢɨɧª Ⱦɟɦɨɝɪɚɮɢɹ ɋɨɰɢɚɥɶɧɨɟ ɨɛɟɫɩɟɱɟɧɢɟ Ɂɞɪɚɜɨɨɯɪɚɧɟɧɢɟ Ɏɢɡɢɱɟɫɤɚɹ ɤɭɥɶɬɭɪɚ ɢ ɫɩɨɪɬ ɋɨɯɪɚɧɟɧɢɟ ɧɚɫɟɥɟɧɢɹ Ɂɞɨɪɨɜɶɟ ɢ ɞɨɥɝɨɥɟɬɢɟ ɂɧɫɬɢɬɭɬɵ ɜɥɚɫɬɢ ȼɵɫɨɤɨɟ ɤɚɱɟɫɬɜɨ ɠɢɡɧɢ ɟɫɬɟɫɬɜɟɧɧɵɣ ɢ ɦɢɝɪɚɰɢɨɧɧɵɣ ɩɪɢɪɨɫɬ ɧɚɫɟɥɟɧɢɹ ɉɉ ©Ȼɟɡɛɟɞɧɵɣ ɪɟɝɢɨɧª ɉɪɨɟɤɬɵ Рисунок 15 21 ɂɫɬɨɱɧɢɤ /& -AV ɋɯɟɦɚ ɪɟɚɥɢɡɚɰɢɢ ɮɥɚɝɦɚɧɫɤɨɝɨ ɩɪɨɟɤɬɚ ɋɚɦɨɪɟɚɥɢɡɚɰɢɹ ɢ ɪɚɡɜɢɬɢɟ ɬɚɥɚɧɬɨɜ Ʌɢɩɟɰɤɨɣ ɨɛɥɚɫɬɢ ȼɵɹɜɥɟɧɢɟ ɪɚɡɜɢɬɢɟ ɢ ɫɨɩɪɨɜɨɠɞɟɧɢɟ ɬɚɥɚɧɬɥɢɜɵɯ ɢ ɨɞɚɪɺɧɧɵɯ ɞɟɬɟɣ ɇɚɩɪɚɜɥɟɧɢɹ ɫɩɟɰɢɚɥɢɡɚɰɢɢ Ɋɚɛɨɱɚɹ ɝɪɭɩɩɚ ɮɥɚɝɦɚɧɫɤɨɝɨ ɩɪɨɟɤɬɚ ©ɋɚɦɨɪɟɚɥɢɡɚɰɢɹ ɢ ɪɚɡɜɢɬɢɟ ɬɚɥɚɧɬɨɜ Ʌɢɩɟɰɤɨɣ ɨɛɥɚɫɬɢª Ɉɛɟɫɩɟɱɢɜɚɸɳɚɹ ɢɧɮɪɚɫɬɪɭɤɬɭɪɚ ɭɱɪɟɠɞɟɧɢɹ ɨɛɳɟɝɨ ɞɨɩɨɥɧɢɬɟɥɶɧɨɝɨ ɢ ɫɪɟɞɧɟɝɨ ɩɪɨɮɟɫɫɢɨɧɚɥɶɧɨɝɨ ɨɛɪɚɡɨɜɚɧɢɹ ɤɭɥɶɬɭɪɧɨ - ɞɨɫɭɝɨɜɵɟ ɭɱɪɟɠɞɟɧɢɹ ɞɟɬɫɤɢɟ ɲɤɨɥɵ ɢɫɤɭɫɫɬɜ ɦɨɥɨɞɟɠɧɵɣ ɰɟɧɬɪ Ɉɛɟɫɩɟɱɢɜɚɸɳɢɟ ɨɬɪɚɫɥɢ ɨɛɪɚɡɨɜɚɧɢɟ ɤɭɥɶɬɭɪɚ ɦɨɥɨɞɟɠɧɚɹ ɩɨɥɢɬɢɤɚ Ɋɚɡɜɢɬɢɟ ɢ ɦɨɞɟɪɧɢɡɚɰɢɹ ɢɧɮɪɚɫɬɪɭɤɬɭɪɵ ɉɨɞɝɨɬɨɜɤɚ ɤɚɞɪɨɜ ɉɪɨɫɬɪɚɧɫɬɜɟɧɧɵɣ ɛɚɥɚɧɫ ɉɪɨɮɟɫɫɢɨɧɚɥɶɧɚɹ ɨɪɢɟɧɬɚɰɢɹ Ɋɚɡɜɢɬɢɟ ɞɨɩɨɥɧɢɬɟɥɶɧɨɟ ɨɛɪɚɡɨɜɚɧɢɹ ɉɨɜɵɲɟɧɢɟ ɤɜɚɥɢɮɢɤɚɰɢɢ ɩɟɞɚɝɨɝɢɱɟɫɤɢɯ ɤɚɞɪɨɜ Ɋɚɡɜɢɬɢɟ ɤɚɱɟɫɬɜɟɧɧɨɣ ɤɭɥɶɬɭɪɧɨ - ɞɨɫɭɝɨɜɨɣ ɢɧɮɪɚɫɬɪɭɤɬɭɪɵ Ɏɨɪɦɢɪɨɜɚɧɢɟ ɛɥɚɝɨɩɪɢɹɬɧɨɣ ɫɪɟɞɵ ɞɥɹ ɪɚɡɜɢɬɢɹ ɤɪɟɚɬɢɜɧɵɯ ɢɧɞɭɫɬɪɢɣ ɉɨɞɝɨɬɨɜɤɚ ɤɚɞɪɨɜ ɢ ɪɚɡɜɢɬɢɟ ɤɨɦɩɟɬɟɧɰɢɣ ɜ ɫɮɟɪɟ ɤɪɟɚɬɢɜɧɵɯ ɢɧɞɭɫɬɪɢɣ Ɋɚɡɜɢɬɢɟ ɬɜɨɪɱɟɫɤɨɝɨ ɩɪɟɞɩɪɢɧɢɦɚɬɟɥɶɫɬɜɚ Ɋɚɡɜɢɬɢɟ ȽɈȺɈɍ ©ɐɟɧɬɪ ɩɨɞɞɟɪɠɤɢ ɨɞɚɪɟɧɧɵɯ ɞɟɬɟɣ ©ɋɬɪɚɬɟɝɢɹª ɉɉ ©Ʉɪɟɚɬɢɜɧɵɟ ɢɧɞɭɫɬɪɢɢ ɢ ɫɟɪɜɢɫɵ Ʌɢɩɟɰɤɨɣ ɨɛɥɚɫɬɢª ɂɧɫɬɢɬɭɬ ɤɪɟɚɬɢɜɧɵɯ ɢɧɞɭɫɬɪɢɣ ɧɚ ɛɚɡɟ ɅȽɌɍ ɋɨɡɞɚɧɢɟ ɢ ɪɚɡɜɢɬɢɟ ɤɪɟɚɬɢɜɧɵɯ ɤɥɚɫɬɟɪɨɜ ɜ ɝ Ʌɢɩɟɰɤɟ ɢ ɝ ȿɥɶɰɟ ɉɪɨɞɜɢɠɟɧɢɟ ɬɨɜɚɪɨɜ ɢ ɭɫɥɭɝ ɤɪɟɚɬɢɜɧɵɯ ɢɧɞɭɫɬɪɢɣ ɋɨɡɞɚɧɢɟ ɢɧɠɟɧɟɪɧɨɣ ɲɤɨɥɵ ɧɚ ɛɚɡɟ ɅȽɌɍ ɋɨɡɞɚɧɢɟ ɦɨɥɨɞɟɠɧɨɝɨ ɰɟɧɬɪɚ ɉɪɨɟɤɬɵ ɉɉ ©Ʌɢɝɚ ɬɚɥɚɧɬɨɜ Ʌɢɩɟɰɤɨɣ ɨɛɥɚɫɬɢª ɋɨɡɞɚɧɢɟ ɪɟɝɢɨɧɚɥɶɧɨɝɨ ɢ ɦɭɧɢɰɢɩɚɥɶɧɵɯ Ʉɨɨɪɞɢɧɚɰɢɨɧɧɵɯ ɫɨɜɟɬɨɜ ɞɥɹ ɪɚɛɨɬɵ ɫ ɬɚɥɚɧɬɥɢɜɵɦɢ ɢ ɨɞɚɪɟɧɧɵɦɢ ɞɟɬɶɦɢ ɢ ɦɨɥɨɞɟɠɶɸ ɒɤɨɥɚ ɤɪɟɚɬɢɜɧɵɯ ɢɧɞɭɫɬɪɢɣ ɂɧɫɬɢɬɭɬɵ ɜɥɚɫɬɢ Рисунок 16 22 ɂɫɬɨɱɧɢɤ /& -AV ɋɯɟɦɚ ɪɟɚɥɢɡɚɰɢɢ ɮɥɚɝɦɚɧɫɤɨɝɨ ɩɪɨɟɤɬɚ Ɍɭɪɢɫɬɫɤɨ - ɪɟɤɪɟɚɰɢɨɧɧɵɣ ɤɥɚɫɬɟɪ ©Ʌɢɩɟɰɤɚɹ ɡɟɦɥɹª ɉɪɢɨɪɢɬɟɬɧɵɟ ɧɚɩɪɚɜɥɟɧɢɹ ɬɭɪɢɫɬɫɤɨɣ ɞɟɹɬɟɥɶɧɨɫɬɢ Ɉɛɟɫɩɟɱɢɜɚɸɳɚɹ ɢɧɮɪɚɫɬɪɭɤɬɭɪɚ ɢɧɠɟɧɟɪɧɚɹ ɬɪɚɧɫɩɨɪɬɧɚɹ ɫɨɰɢɚɥɶɧɚɹ ɮɢɧɚɧɫɨɜɚɹ ɢɧɮɪɚɫɬɪɭɤɬɭɪɚ ɇɂɈɄɊ ɢ ɩɨɞɝɨɬɨɜɤɢ ɤɚɞɪɨɜ Ɉɛɟɫɩɟɱɢɜɚɸɳɢɟ ɨɬɪɚɫɥɢ ɩɪɨɢɡɜɨɞɢɬɟɥɢ ɢ ɩɨɫɬɚɜɳɢɤɢ ɩɪɨɞɭɤɬɨɜ ɩɢɬɚɧɢɹ ɦɟɛɟɥɢ ɨɛɨɪɭɞɨɜɚɧɢɹ ɦɚɬɟɪɢɚɥɨɜ ɋɆɊ ɤɨɦɦɭɧɚɥɶɧɵɯ ɪɟɫɭɪɫɨɜ ɢ ɭɫɥɭɝ ɬɪɚɧɫɩɨɪɬɧɵɯ ɭɫɥɭɝ ɨɛɪɚɡɨɜɚɬɟɥɶɧɵɟ ɭɱɪɟɠɞɟɧɢɹ ɇɂɂ ɢ ɬ ɞ Ʉɨɨɪɞɢɧɚɰɢɹ ɢ ɫɢɧɯɪɨɧɢɡɚɰɢɹ ɦɚɪɤɟɬɢɧɝɚ ɢ ɩɪɨɞɜɢɠɟɧɢɹ Ɇɟɠɪɟɝɢɨɧɚɥɶɧɵɟ ɩɪɨɞɭɤɬɵ ɩɪɨɟɤɬɵ Ⱦɟɬɫɤɢɣ ɬɭɪɢɡɦ Ʉɭɥɶɬɭɪɧɨ - ɩɨɡɧɚɜɚɬɟɥɶɧɵɣ ɬɭɪɢɡɦ ɗɤɨɥɨɝɢɱɟɫɤɢɣ ɢ ɫɟɥɶɫɤɢɣ ɬɭɪɢɡɦ ɉɪɢɨɪɢɬɟɬɧɵɟ ɩɪɨɟɤɬɵ Ⱦɟɥɨɜɨɣ ɬɭɪɢɡɦ ɂɧɫɬɢɬɭɬɵ ɜɥɚɫɬɢ Ʉɨɧɤɭɪɟɧɬɨɫɩɨɫɨɛɧɵɣ ɤɨɦɩɥɟɤɫɧɵɣ ɪɟɝɢɨɧɚɥɶɧɵɣ ɬɭɪɩɪɨɞɭɤɬ ɋɨɛɵɬɢɣɧɵɣ ɬɭɪɢɡɦ ɉɚɥɨɦɧɢɱɟɫɤɢɣ ɬɭɪɢɡɦ ɉɉ ©ɍɫɚɞɟɛɧɨɟ ɤɨɥɶɰɨª ɉɉ ©Ʌɢɩɟɰɤɚɹ Ɂɟɦɥɹ ɞɟɬɹɦª Ɋɚɛɨɱɚɹ ɝɪɭɩɩɚ ɮɥɚɝɦɚɧɫɤɨɝɨ ɩɪɨɟɤɬɚ ©Ɍɭɪɢɫɬɫɤɨ - ɪɟɤɪɟɚɰɢɨɧɧɵɣ ɤɥɚɫɬɟɪ ©Ʌɢɩɟɰɤɚɹ ɡɟɦɥɹªª Рисунок 17 23 ɂɫɬɨɱɧɢɤ : /& -AV ɋɯɟɦɚ ɪɟɚɥɢɡɚɰɢɢ ɮɥɚɝɦɚɧɫɤɨɝɨ ɩɪɨɟɤɬɚ Ʉɨɦɮɨɪɬɧɚɹ ɢ ɛɟɡɨɩɚɫɧɚɹ ɫɪɟɞɚ ɞɥɹ ɠɢɡɧɢ ɜ Ʌɢɩɟɰɤɨɣ ɨɛɥɚɫɬɢ ɂɧɟɪɬɧɵɟ ɧɟɢɡɦɟɧɹɟɦɵɟ ƒ Ɂɟɦɥɹ ɤɚɤ ɨɛɴɟɤɬ ɯɨɡɹɣɫɬɜɟɧɧɨɝɨ ɢɫɩɨɥɶɡɨɜɚɧɢɹ ɢ ɩɪɚɜɨɜɵɯ ɨɬɧɨɲɟɧɢɣ ƒ ɉɪɢɪɨɞɧɵɟ ɥɚɧɞɲɚɮɬɵ ƒ ɂɫɬɨɪɢɤɨ - ɤɭɥɶɬɭɪɧɨɟ ɧɚɫɥɟɞɢɟ ɋɬɪɭɤɬɭɪɧɵɟ ɷɥɟɦɟɧɬɵ ɩɪɨɫɬɪɚɧɫɬɜɟɧɧɨɝɨ ɪɚɡɜɢɬɢɹ Ɇɟɠɦɭɧɢɰɢɩɚɥɶɧɨɟ ɫɨɬɪɭɞɧɢɱɟɫɬɜɨ ɪɚɡɜɢɬɢɟ ɦɭɧɢɰɢɩɚɥɶɧɵɯ ɨɛɪɚɡɨɜɚɧɢɣ ɫɢɫɬɟɦɚ ɩɪɨɫɬɪɚɧɫɬɜɟɧɧɵɯ ɞɚɧɧɵɯ ɢɧɮɨɪɦɚɰɢɨɧɧɨ - ɚɧɚɥɢɬɢɱɟɫɤɚɹ ɫɢɫɬɟɦɚ ɭɩɪɚɜɥɟɧɢɹ ɪɚɡɜɢɬɢɟɦ ɬɟɪɪɢɬɨɪɢɣ ɂɧɮɪɚɫɬɪɭɤɬɭɪɚ ɨɛɟɫɩɟɱɢɜɚɸɳɚɹ ɨɬɪɚɫɥɢ ɩɪɨɦɵɲɥɟɧɧɨ - ɬɟɯɧɨɥɨɝɢɱɟɫɤɢɣ ɤɥɚɫɬɟɪ ɌɗɄ ȺɉɄ ɌɊɄ ɌɌɅɄ ɀɄɏ ɫɥɭɠɛɵ ɨɪɝɚɧɢɡɚɰɢɢ ɮɢɧɚɧɫɨɜɨɝɨ ɫɟɤɬɨɪɚ ɨɛɪɚɡɨɜɚɬɟɥɶɧɵɟ ɭɱɪɟɠɞɟɧɢɹ Ƚɢɛɤɢɟ ɂɡɦɟɧɹɟɦɵɟ ƒ ɋɢɫɬɟɦɚ ɝɨɪɨɞɫɤɨɝɨ ɯɨɡɹɣɫɬɜɚ ɀɄɏ ƒ ɋɬɪɨɢɬɟɥɶɫɬɜɨ ƒ Ƚɨɪɨɞɫɤɚɹ ɫɪɟɞɚ ƒ Ɉɤɪɭɠɚɸɳɚɹ ɫɪɟɞɚ ɷɤɨɥɨɝɢɹ ƒ Ȼɟɡɨɩɚɫɧɨɫɬɶ ɂɧɬɟɝɪɚɥɶɧɵɟ ƒ ɋɢɫɬɟɦɚ ɪɚɫɫɟɥɟɧɢɹ ƒ ɋɜɹɡɢ ɦɨɛɢɥɶɧɨɫɬɶ ɢ ɤɨɦɦɭɧɢɤɚɰɢɢ ƒ ɍɡɥɵ ɚɤɬɢɜɧɨɫɬɢ ɢ ɤɨɦɦɭɧɢɤɚɰɢɢ ɉɪɢɨɪɢɬɟɬɧɵɟ ɩɪɨɟɤɬɵ ɩɪɨɫɬɪɚɧɫɬɜɟɧɧɨɝɨ ɪɚɡɜɢɬɢɹ ɉɉ ©Ɋɚɡɜɢɬɢɟ Ʌɢɩɟɰɤɨ - ȿɥɟɰɤɨɣ ɚɝɥɨɦɟɪɚɰɢɢª ɉɉ ©Ɋɟɝɟɧɟɪɚɰɢɹ ɫɟɥɶɫɤɨɣ ɦɟɫɬɧɨɫɬɢ Ʌɢɩɟɰɤɨɣ ɨɛɥɚɫɬɢª ɉɢɥɨɬɧɵɣ ɩɪɨɟɤɬ ©Ɋɚɫɰɜɟɬ ɦɚɥɵɯ ɢɫɬɨɪɢɱɟɫɤɢɯ ɝɨɪɨɞɨɜ Ʌɢɩɟɰɤɨɣ ɨɛɥɚɫɬɢª ɑɚɩɥɵɝɢɧ Ⱦɚɧɤɨɜ Ʌɟɛɟɞɹɧɶ Ɂɚɞɨɧɫɤ ɍɫɦɚɧɶ ɫ Ɍɟɪɛɭɧɵ Ɋɚɡɪɚɛɨɬɤɚ ɡɨɧɚɥɶɧɵɯ ɤɨɧɰɟɩɰɢɣ ɩɪɨɫɬɪɚɧɫɬɜɟɧɧɨɝɨ ɪɚɡɜɢɬɢɹ ɥɨɤɚɥɶɧɵɯ ɫɬɪɚɬɟɝɢɣ ɫɨɰɢɚɥɶɧɨ - ɷɤɨɧɨɦɢɱɟɫɤɨɝɨ ɪɚɡɜɢɬɢɹ ɤɨɧɫɨɥɢɞɢɪɨɜɚɧɧɵɯ ɢɧɮɪɚɫɬɪɭɤɬɭɪɧɵɯ ɢ ɨɬɪɚɫɥɟɜɵɯ ɩɪɨɟɤɬɨɜ ɞɥɹ ɩɟɪɫɩɟɤɬɢɜɧɵɯ ɬɟɪɪɢɬɨɪɢɚɥɶɧɵɯ ɨɛɪɚɡɨɜɚɧɢɣ Ʌɢɩɟɰɤɨɣ ɨɛɥɚɫɬɢ Ʉɨɨɪɞɢɧɚɰɢɹ ɦɨɧɢɬɨɪɢɧɝ ɪɟɚɥɢɡɚɰɢɢ ɢ ɚɤɬɭɚɥɢɡɚɰɢɹ ɤɨɦɩɥɟɤɫɧɵɯ ɩɪɨɟɤɬɨɜ ɉɢɥɨɬɧɵɣ ɩɪɨɟɤɬ ©ȼɟɪɯɧɟɟ ɉɪɢɞɨɧɶɟª ɉɢɥɨɬɧɵɣ ɩɪɨɟɤɬ ©ȿɥɟɰɤɢɣ ɚɪɟɚɥ ɚɝɥɨɦɟɪɚɰɢɢª ɉɢɥɨɬɧɵɣ ɩɪɨɟɤɬ ©Ʌɢɩɟɰɤɢɣ ɚɪɟɚɥ ɚɝɥɨɦɟɪɚɰɢɢª Ɋɚɛɨɱɚɹ ɝɪɭɩɩɚ ɮɥɚɝɦɚɧɫɤɨɝɨ ɩɪɨɟɤɬɚ ©Ʉɨɦɮɨɪɬɧɚɹ ɢ ɛɟɡɨɩɚɫɧɚɹ ɫɪɟɞɚ ɞɥɹ ɠɢɡɧɢ ɜ Ʌɢɩɟɰɤɨɣ ɨɛɥɚɫɬɢª ɂɧɫɬɢɬɭɬɵ ɜɥɚɫɬɢ Продолжение. Начало на 7 –8-й стр. 1 Принципы ESG (англ. environmental – экология, social – социальное развитие, governance – кор- поративное управление) — принципы деятельности, основанные на защите окружающей среды, создании благоприятных социальных условий, добросовестном отношении к сотрудникам и кли- ентам и надлежащем корпоративном управлении 1 Применяемая здесь и далее система сокращений: ГСЦ – главная стратегическая цель, СЦ – стратегическая цель, Ц – цель, ПЦ – подцель, З – задача, ФП – флагманский проект, ПП – при- оритетный проект. 2 Цели в области устойчивого развития (ЦУР) (Sustainable Development Goals (SDGs) разработаны в 2015 г. Генеральной ассамблеей ООН в качестве «плана достижения лучшего и более устойчиво- го будущего для всех». ЦУР были названы в резолюции Генассамблеи «Повесткой дня на период до 2030 г.» и они заменили собой Цели развития тысячелетия. Итоговый документ Генассамблеи «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г.» содержит 17 глобальных целей и 169 соответствующих задач

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz