Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 8 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 131 /26571/1 НОЯБРЯ 2022 – Создание инновационной и конкурентоспособной экономики в регионе. Данная цель предполагает повышение благосостояния и качества жизни населения путем повышения конкурентоспособности экономики на основе опережающего роста про- изводительности труда за счет модернизации и формирования развитой инноваци- онной инфраструктуры, создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности и привлечения инвестиций. – Улучшение экологической обстановки и качества окружающей среды. Данная цель предполагает снижение большой техногенной нагрузки и высокой экологиче- ской напряженности в области вследствие существенного негативного влияния на состояние окружающей среды динамично развивающихся предприятий промышлен- ности, электроэнергетики, транспорта и сельского хозяйства, улучшение качества атмосферного воздуха, состояния поверхностных водных объектов, развитие особо охраняемых природных территорий и сохранение биологического разнообразия. – Создание и внедрение системы эффективного государственного управления в области. Данная цель предполагает реформирование системы государственного управления области путем оптимизации функционирования органов исполнительной власти, совершенствования системы взаимодействия исполнительных органов госу- дарственной власти области и гражданского общества, строгого соблюдения госу- дарственными служащими законности, предоставления качественных государствен- ных услуг населению, повышения эффективности расходования бюджетных средств. Таблица 3 – Анализ достижения показателей действующей Стратегии соци- ально-экономического развития Липецкой области до 2024 г. Легенда: Задача выполнена в полном объеме / по основным пока- зателям % Плановые значения достигнуты % Плановые значения не достигнуты (незначительные откло- нения) % Плановые значения не достигнуты %% Показатель не достигнут в связи с распространением НКВИ (до 2020 г. плановые значения выполнялись) Задача выполнена частично Задача не выполнена Задача не выполнена в связи с распространением НКВИ Цели / Задачи Оценка достижения показателей в 2020 г. Стратегическая цель 1. Повышение благосостояния и качества жизни населения Ключевые показатели: • Индекс качества жизни превышает плановое значение и в 2020 г. составил 1,081. • Среднемесячная номинальная заработная плата не выросла до запланированного на 2017 г. уровня 32,0 тыс. руб. и в 2017 г. составила 28,5 тыс. руб. (показатель отменен с 2018 г.). • Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2020 г. составили 94,3% к преды- дущему году при запланированном росте на 102,8%. Недостижение показателя связано с распространением НКВИ, однако в 2018 г. целевое значение показателя также не было до- стигнуто. •• Уровень регистрируемой безработицы. В связи с распространением НКВИ уровень безра- ботицы составил 0,9% (+0,4% выше запланированного 0,5%). В предыдущие периоды уро- вень безработицы либо находился на уровне целевых значений, либо был ниже. Задача 1. Улучшение демогра- фической ситуации, социаль- ная поддержка граждан • Естественный прирост (убыль) населения • Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума Задача 2. Формирование здо- рового образа жизни, обеспе- чение развития спорта; Удель- ный вес населения, систе- матически занимающегося физической культурой и спор- том, в общей численности на- селения • Удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом Задача 3. Повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обе- спечения населения •• Ожидаемая продолжительность жизни • Удовлетворенность населения медицинской помощью •• Общий коэффициент смертности • Обеспеченность врачами Задача 4. Повышение доступ- ности образования • Охват детей дошкольными образовательными услугами • Удовлетворенность населения качеством общего образо- вания • Доступность дошкольного образования для детей в возрас- те от 2 месяцев до 3 лет Задача 5. Обеспечение прав граждан на доступ к культур- ным ценностям и участие в культурной жизни, создание условий для развития туризма и рекреации • Обеспечение населения учреждениями культурно-досуго- вого типа • Объем внутреннего и въездного туристического потока (ре- зультат на 2017 г., показатель отменен с 2018 г.) • Численность граждан Российской Федерации и иностран- ных граждан, размещенных в коллективных средствах раз- мещения Задача 6. Обеспечение насе- ления качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ. • Обеспеченность населения жильем • Количество семей, улучшивших жилищные условия • Коэффициент доступности жилья для населения • Объем жилищного строительства. • Удовлетворенность населения качеством жилищно-комму- нальных услуг • Доля населения Липецкой области, потребляющего каче- ственную питьевую воду Задача 7. Повышение качества и комфорта городской среды на территории Липецкой об- ласти • Удовлетворенность населения уровнем благоустроенности территорий муниципальных образований • Доля граждан, принявших участие в решении вопросов раз- вития городской среды Задача 8. Обеспечение безо- пасности условий жизни насе- ления, охраны труда. • Количество пожаров • Удовлетворенность населения деятельностью органов ис- полнительной власти по обеспечению безопасности граждан • Уровень профессиональной заболеваемости Задача 9. Обеспечение обще- ственно-политической ста- бильности, содействие разви- тию институтов гражданского общества •• Количество протестных акций • Количество общественных объединений, некоммерческих организаций, осуществляющих уставную деятельность на территории области •• Доля бюджетных средств, предоставляемых СОНКО, от общего объема средств, предусмотренного в государствен- ных программах Липецкой области на оказание социальных услуг Задача 10. Повышение дохо- дов сельского населения через развитие личных подсобных хозяйств и их вовлечение в ко- операцию • Объем располагаемых ресурсов домашних хозяйств в сель- ской местности, руб. в среднем на 1 члена домашнего хозяй- ства Задача 11. Развитие рынка труда и кадрового потенциала. •• Доля трудоустроенных граждан в общем числе граждан, обратившихся за содействием в трудоустройстве Стратегическая цель 2. Создание инновационной и конкурентоспособной экономики в реги- оне Ключевые показатели: • Объем валового регионального продукта. Запланированный уровень на 2020 г. в 598,4 млрд руб. не выполнен на -8,0 млрд руб. (590,4 млрд руб.). • Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг про- мышленными организациями не достигла запланированного на 2017 г. значения 18% и соста- вил только 9,5%. (показатель отменен с 2018 г.) • Доля продукции, произведенной субъектами МСП, в общем объеме ВРП ниже запланиро- ванного уровня на 2020 г. на 2% и составляет 24% (на уровне 2018 г.). Задача 1. Создание условий для стимулирования экономи- ческой, инновационной и экс- портной активности бизнеса и повышения производительно- сти труда • Индекс производительности труда в промышленности к предыдущему году • Рост производительности труда на средних и крупных пред- приятиях базовых несырьевых отраслей экономики к преды- дущему году • Удельный вес инновационно активных организаций • Доля неторгового сектора в обороте малых и средних пред- приятий • Численность занятых в сфере малого и среднего предпри- нимательства, включая индивидуальных предпринимателей Задача 2. Обеспечение про- довольственной безопасности региона на основе устойчивого развития агропромышленного комплекса и повышения тер- риториальной доступности со- циально значимых продоволь- ственных товаров • Уровень самообеспеченности области (производство к фонду внутреннего потребления) • Уровень потребления продуктов питания на душу населения по: молокопродуктам, мясопродуктам и рыбной продукции (значительно отстает от запланированных значений, однако превышает рекомендованный Минздравом РФ). • Уровень обеспеченности торговыми площадями Задача 3. Повышение доступ- ности и пропускной способ- ности транспортной инфра- структуры • Плотность сети автомобильных дорог регионального зна- чения • Количество перевезенных пассажиров • Доля протяженности автомобильных дорог общего пользо- вания регионального значения, соответствующих норматив- ным требованиям к транспортно-эксплуатационным показа- телям • Доля граждан, отметивших улучшение ситуации на дорож- ной сети городских агломераций (в части состояния дорож- ной сети и уровня безопасности дорожного движения) Задача 4. Обеспечение высо- кой инвестиционной привлека- тельности региона • Количество предприятий-резидентов и участников особых экономических зон федерального и регионального уровней • Количество вновь зарегистрированных предприятий-рези- дентов и участников особых экономических зон федерально- го и регионального уровней • Объем инвестиций в основной капитал на душу населения (показатель отменен с 2018 г.) • Объем иностранных инвестиций на душу населения (пока- затель отменен с 2018 г.) • Отношение объема инвестиций в основной капитал к ВРП (оценка 2020 г.) Задача 5. Обеспечение вне- дрения энерго- и ресурсосбе- регающих технологий, повы- шение энергетической эффек- тивности • Энергоемкость ВРП • Доля энергетических ресурсов, производимых с использо- ванием возобновляемых источников энергии и (или) вторич- ных энергетических ресурсов, в общем объеме энергетиче- ских ресурсов, производимых на территории Липецкой об- ласти. Стратегическая цель 3. Улучшение экологической обстановки и качества окружающей среды Ключевой показатель – общий объем загрязнений на единицу ВРП, на 2020 г. выполнен в пол- ном объеме. Общий объем загрязнений атмосферы на единицу ВРП снизился с 3,2 (2005 г.) до уровня 0,5 тыс. т/млрд. руб. Задача 1. Улучшение состоя- ния окружающей природной среды, воспроизводства и ра- ционального использования природных ресурсов, созда- ние системы обращения с от- ходами производства и потре- бления • Объем выбросов в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников • Объем сбросов загрязненных сточных вод • Доля использованных и обезвреженных отходов производ- ства и потребления в общем объеме образовавшихся отходов • Количество месторождений ОРПИ, числящихся на государ- ственном балансе Задача 2. Сохранение и повы- шение ресурсно-экологиче- ского потенциала лесов • Лесистость территории области Стратегическая цель 4. Создание и внедрение системы эффективного государствен- ного управления в области Ключевой показатель – повышение уровня удовлетворенности населения деятельностью ис- полнительных органов государственной власти области на основе опроса общественного мнения. В 2020 г. уровень удовлетворенности населения деятельностью исполнительных ор- ганов государственной власти составил 57,2% (+5%). Задача 1. Повышение эффек- тивности деятельности испол- нительных органов государ- ственной власти области на основе применения информа- ционных и телекоммуникаци- онных технологий • Доля государственных гражданских служащих области, про- шедших переподготовку и повышение квалификации (показа- тель отменен в 2018 г.) • Доля государственных гражданских служащих области, при- нявших участие в мероприятиях по профессиональному раз- витию в год • Численность государственных гражданских служащих в ор- ганах исполнительной власти, чел. на 10 тыс. чел. населения • Уровень удовлетворенности населения Липецкой области качеством предоставления государственных, муниципаль- ных и дополнительных услуг, в том числе предоставляемых в формате МФЦ • Количество государственных услуг, предоставляемых в электронном виде • Доля граждан, использующих механизм получения государ- ственных и муниципальных услуг в электронной форме • Количество оказываемых государственных, муниципальных и сопутствующих им услуг в рамках МФЦ Продолжение на 9-й стр. Продолжение. Начало на 7-й стр. Цели / Задачи Оценка достижения показателей в 2020 г. Задача 2. Обеспечение сба- лансированной и устойчивой бюджетной системы Липецкой области • Отношение объема дефицита областного бюджета к обще- му годовому объему доходов областного бюджета без уче- та объема безвозмездных поступлений в отчетном финансо- вом году • Отношение объема государственного долга Липецкой обла- сти по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, к общему годовому объему доходов (без учета безвозмезд- ных поступлений) областного бюджета • Доля налоговых и неналоговых доходов консолидированно- го бюджета области в общем объеме доходов консолидиро- ванного бюджета области (без учета субвенций) • Объем государственного долга в % от годового объема до- ходов областного бюджета без учета безвозмездных посту- плений (показатель отменен в 2018 г.) Рисунок 5 – Показатели реализации стратегии социально-экономического развития Липецкой области до 2024 г. ɂɧɞɢɤɚɬɨɪ ɉɨɤɚɡɚɬɟɥɶ Ɋɟɡɭɥɶɬɚɬ Ɏɚɤɬɨɪɵ ɋɬɪɚɬɟɝɢɱɟɫɤɚɹ ɰɟɥɶ ɉɨɜɵɲɟɧɢɟ ɛɥɚɝɨɫɨɫɬɨɹɧɢɹ ɢ ɤɚɱɟɫɬɜɚ ɠɢɡɧɢ ɧɚɫɟɥɟɧɢɹ ɂɧɞɟɤɫ ɤɚɱɟɫɬɜɚ ɠɢɡɧɢ ȼ ɝɨɞɭ ɭɪɨɜɟɧɶ ɢ ɤɚɱɟɫɬɜɨ ɠɢɡɧɢ ɧɚɫɟɥɟɧɢɹ ɧɚɯɨɞɢɥɨɫɶ ɜɵɲɟ ɷɬɚɥɨɧɧɨɝɨ ɭɪɨɜɧɹ ɧɚ ɜɫɥɟɞɫɬɜɢɟ ɬɨɝɨ ɱɬɨ ɩɨ ɦɧɨɝɢɦ ɩɨɤɚɡɚɬɟɥɹɦ ɢɫɩɨɥɶɡɭɟɦɵɦ ɜ ɪɚɫɱɟɬɟ ɂɄɀ ɨɛɥɚɫɬɶ ɨɩɟɪɟɠɚɟɬ ɫɪɟɞɧɟɪɨɫɫɢɣɫɤɢɟ ɉɥɚɧ ɝ Ɏɚɤɬ ɝ Ɉɬɤɥ ɋɪɟɞɧɟɦɟɫɹɱɧɚɹ ɧɨɦɢɧɚɥɶɧɚɹ ɡɚɪɚɛɨɬɧɚɹ ɩɥɚɬɚ ɬɵɫ ɪɭɛ ɇɟ ɜ ɩɨɥɧɨɦ ɨɛɴɟɦɟ ɜɵɩɨɥɧɟɧɵ ɦɟɪɨɩɪɢɹɬɢɹ ɉɥɚɧ ɝ Ɏɚɤɬ ɝ Ɉɬɤɥ - Ɋɟɚɥɶɧɵɟ ɪɚɫɩɨɥɚɝɚɟɦɵɟ ɞɟɧɟɠɧɵɟ ɞɨɯɨɞɵ ɧɚɫɟɥɟɧɢɹ ɤ ɩɪɟɞɵɞɭɳɟɦɭ ɝɨɞɭ Ɉɛɭɫɥɨɜɥɟɧɨ ɜɜɟɞɟɧɢɟɦ ɨɝɪɚɧɢɱɢɬɟɥɶɧɵɯ ɦɟɪ ɩɨ ɩɪɟɞɨɬɜɪɚɳɟɧɢɸ ɪɚɫɩɪɨɫɬɪɚɧɟɧɢɹ ɧɨɜɨɣ ɤɨɪɨɧɚɜɢɪɭɫɧɨɣ ɢɧɮɟɤɰɢɢ ɉɥɚɧ ɝ Ɏɚɤɬ ɝ Ɉɬɤɥ - ɍɪɨɜɟɧɶ ɪɟɝɢɫɬɪɢɪɭɟɦɨɣ ɛɟɡɪɚɛɨɬɢɰɵ Ɉɛɭɫɥɨɜɥɟɧɨ ɜɜɟɞɟɧɢɟɦ ɨɝɪɚɧɢɱɢɬɟɥɶɧɵɯ ɦɟɪ ɩɨ ɩɪɟɞɨɬɜɪɚɳɟɧɢɸ ɪɚɫɩɪɨɫɬɪɚɧɟɧɢɹ ɧɨɜɨɣ ɤɨɪɨɧɚɜɢɪɭɫɧɨɣ ɢɧɮɟɤɰɢɢ ɉɥɚɧ ɝ Ɏɚɤɬ ɝ Ɉɬɤɥ ɩɥɚɧ ɮɚɤɬ ɩɥɚɧ ɮɚɤɬ ɩɥɚɧ ɮɚɤɬ ɩɥɚɧ ɮɚɤɬ ɂɧɞɢɤɚɬɨɪ ɉɨɤɚɡɚɬɟɥɶ Ɋɟɡɭɥɶɬɚɬ Ɏɚɤɬɨɪɵ ɋɬɪɚɬɟɝɢɱɟɫɤɚɹ ɰɟɥɶ ɍɥɭɱɲɟɧɢɟ ɷɤɨɥɨɝɢɱɟɫɤɨɣ ɨɛɫɬɚɧɨɜɤɢ ɢ ɤɚɱɟɫɬɜɚ ɨɤɪɭɠɚɸɳɟɣ ɫɪɟɞɵ Ɉɛɳɢɣ ɨɛɴɟɦ ɡɚɝɪɹɡɧɟɧɢɣ ɚɬɦɨɫɮɟɪɵ ɧɚ ɟɞɢɧɢɰɭ ȼɊɉ ɬɵɫ ɬ ɦɥɪɞ ɪɭɛ ɉɥɚɧ Ɏɚɤɬ Ɉɬɤɥ ɋɬɪɚɬɟɝɢɱɟɫɤɚɹ ɰɟɥɶ ɋɨɡɞɚɧɢɟ ɢ ɜɧɟɞɪɟɧɢɟ ɫɢɫɬɟɦɵ ɷɮɮɟɤɬɢɜɧɨɝɨ ɝɨɫɭɞɚɪɫɬɜɟɧɧɨɝɨ ɭɩɪɚɜɥɟɧɢɹ ɜ ɨɛɥɚɫɬɢ ɍɞɨɜɥɟɬɜɨɪɟɧɧɨɫɬɶ ɧɚɫɟɥɟɧɢɹ ɞɟɹɬɟɥɶɧɨɫɬɶɸ ɢɫɩɨɥɧɢɬɟɥɶɧɵɯ ɨɪɝɚɧɨɜ ɝɨɫɭɞɚɪɫɬɜɟɧɧɨɣ ɜɥɚɫɬɢ Ⱦɚɧɧɵɣ ɩɨɤɚɡɚɬɟɥɶ ɮɨɪɦɢɪɭɟɬɫɹ ɩɭɬɟɦ ɩɪɨɜɟɞɟɧɢɹ ɫɨɰɢɨɥɨɝɢɱɟɫɤɨɝɨ ɨɩɪɨɫɚ ɉɥɚɧ Ɏɚɤɬ Ɉɬɤɥ ɩɥɚɧ ɮɚɤɬ ɩɥɚɧ ɮɚɤɬ Детальный анализ реализации целей, задач и показателей действующей Страте- гии социально-экономического развития Липецкой области до 2024 г. представлен в Приложении 2. В Приложении 3 представлен анализ динамики развития отраслей перспектив- ной экономической специализации Липецкой области, согласно перечню отраслей, предусмотренному приложением № 1 к Стратегии пространственного развития Рос- сийской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правитель- ства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года № 207-р). 1.4 Стратегические вызовы: глобальные тенденции и факторы мирового развития В настоящее время существуют следующие основные глобальные тенденции и факторы развития мировой экономики, которые необходимо учитывать при разра- ботке долгосрочных стратегий развития (для удобства все тенденции сгруппированы по 7 направлениям конкуренции). Рисунок 6 – Ключевые глобальные стратегические вызовы 26 Ʉɥɸɱɟɜɵɟ ɝɥɨɛɚɥɶɧɵɟ ɫɬɪɚɬɟɝɢɱɟɫɤɢɟ ɜɵɡɨɜɵ ɪɵɧɤɢ ɢɧɫɬɢɬɭɬɵ ɢ ɱɟɥɨɜɟɱɟɫɤɢɣ ɤɚɩɢɬɚɥ ( * - * 7) Ⱦɟɫɹɬɢɥɟɬɢɟ ɬɪɚɧɫɮɨɪɦɚɰɢɢ -2030 – ɦɢɪ ɜɫɬɭɩɚɟɬ ɜ ɷɪɭ Smart Economy ɢ ESG! Ɋɵɧɤɢ ɇɨɜɵɣ ɷɤɨɧɨɦɢɱɟɫɤɢɣ ɪɨɫɬ ɜ ɷɩɨɯɭ ɬɭɪɛɭɥɟɧɬɧɨɫɬɢ ɧɨɜɵɟ ɪɵɧɤɢ ɨɮɥɚɣɧ ɨɧɥɚɣɧ ɤɨɧɤɭɪɟɧɰɢɹ ɢ ɪɢɫɤɢ ESG- ɬɪɚɧɫɮɨɪɦɚɰɢɢ« Ɣ ɉɨɢɫɤ ɛɚɥɚɧɫɚ ɦɟɠɞɭ ɨɮɥɚɣɧ ɢ ɨɧɥɚɣɧ ɢɡɦɟɧɟɧɢɟ ɫɩɪɨɫɚ ɧɨɜɚɹ ɩɨɥɢɬɢɤɚ ɰɟɧɨɨɛɪɚɡɨɜɚɧɢɹ ɢ ɭɩɪɚɜɥɟɧɢɹ ɫɟɛɟɫɬɨɢɦɨɫɬɶɸ ɉɨɬɪɟɛɧɨɫɬɶ ɜ ɢɡɦɟɧɟɧɢɹɯ ɝɨɬɨɜɧɨɫɬɶ ©ɜɫɟɝɨª ɨɩɟɪɚɬɢɜɧɨ ɢɡɦɟɧɹɬɶɫɹ ɜ ɨɬɜɟɬ ɧɚ ɜɧɭɬɪɟɧɧɢɟ ɩɨɬɪɟɛɧɨɫɬɢ ɢ ɜɧɟɲɧɢɟ ɜɵɡɨɜɵ ɛɵɫɬɪɨ ɦɟɧɹɸɳɢɟɫɹ ɩɨɬɪɟɛɧɨɫɬɢ ɬɟɯɧɨɥɨɝɢɢ ɭɫɥɨɜɢɹ ɤɨɧɤɭɪɟɧɰɢɢ ɢ ɥɢɞɟɪɫɬɜɚ Ɣ Ɋɨɫɬ ɫɩɪɨɫɚ ɪɚɫɲɢɪɟɧɢɟ ɪɵɧɨɱɧɵɯ ɧɢɲ ɢ ɜɨɡɦɨɠɧɨɫɬɟɣ ɷɤɨɧɨɦɢɱɟɫɤɨɝɨ ɪɨɫɬɚ Ɋɨɫɬ ɫɩɪɨɫɚ ɧɚ ɩɪɨɞɨɜɨɥɶɫɬɜɢɟ ɧɚ ɜɨɞɭ ɧɚ ɢ ɷɧɟɪɝɢɸ ɧɚ ɤ ɝ Ɣ Ɋɚɫɰɜɟɬ Ⱥɡɢɚɬɫɤɨ - Ɍɢɯɨɨɤɟɚɧɫɤɨɝɨ ɢ Ⱥɮɪɢɤɚɧɫɤɨɝɨ ɪɟɝɢɨɧɨɜ Ɋɚɡɜɢɬɢɟ %5,&6 ɉɟɪɟɯɨɞ ɦɢɪɨɜɨɝɨ ɥɢɞɟɪɫɬɜɚ ɨɬ ɋɒȺ ɤ Ʉɢɬɚɸ ɇɨɜɚɹ ɪɨɥɶ Ɋɨɫɫɢɢ ɢ ȿɜɪɚɡɢɢ ɜ ɰɟɥɨɦ ɂɧɫɬɢɬɭɬɵ ©ɀɢɜɵɟª ɫɢɫɬɟɦɵ ɭɩɪɚɜɥɟɧɢɹ ɛɭɞɭɳɢɦ Ɣ Ⱥɤɰɟɧɬ ɧɚ ɩɪɟɞɩɪɢɧɢɦɚɬɟɥɶɫɬɜɨ ɪɨɥɶ ɥɢɞɟɪɨɜ ɩɨɞɞɟɪɠɤɚ ɩɪɟɞɩɪɢɧɢɦɚɬɟɥɶɫɤɢɯ ɢɧɢɰɢɚɬɢɜ ɧɨɜɵɟ ɩɪɟɞɩɪɢɧɢɦɚɬɟɥɢ Ɣ ɍɩɪɚɜɥɟɧɢɟ ɨɬɤɪɵɬɨɫɬɶ ɝɢɛɤɨɫɬɶ ɢ ɜɡɚɢɦɨɞɟɣɫɬɜɢɟ Ɣ ɀɢɜɵɟ ɢɧɫɬɢɬɭɬɵ ɫɬɪɚɬɟɝɢɢ ɫɬɢɦɭɥɢɪɨɜɚɧɢɹ ɪɨɫɬɚ ɤɨɧɤɭɪɟɧɬɨɫɩɨɫɨɛɧɨɫɬɢ ɩɨ ɧɚɩɪɚɜɥɟɧɢɹɦ ɉɨɜɵɲɟɧɢɟ ɨɬɤɪɵɬɨɫɬɢ ɜɥɚɫɬɢ – ɞɜɢɠɟɧɢɟ ɤ ɨɬɤɪɵɬɨɣ ɭɦɧɨɣ ɜɥɚɫɬɢ Ɣ Ʉɭɥɶɬɭɪɚ ɜɡɚɢɦɨɞɟɣɫɬɜɢɹ ɛɚɡɢɫ ɞɨɥɝɨɫɪɨɱɧɨɝɨ ɪɚɡɜɢɬɢɹ ©ɦɟɠɞɭ ɩɨɪɹɞɤɨɦ ɢ ɯɚɨɫɨɦª ɑɟɥɨɜɟɱɟɫɤɢɣ ɤɚɩɢɬɚɥ ɑɟɥɨɜɟɤ ɪɚɡɜɢɬɢɟ ɢ ɫɨɡɢɞɚɧɢɟ ɜɫɸ ɠɢɡɧɶ Ɣ Ɋɨɫɬ ɧɚɫɟɥɟɧɢɹ Ɂɟɦɥɢ ɪɨɫɬ ɜ ɪɚɡɜɢɜɚɸɳɢɯɫɹ ɫɬɪɚɧɚɯ ɢ ɩɚɞɟɧɢɟ ɞɨɥɢ ɬɪɭɞɨɫɩɨɫɨɛɧɨɝɨ ɧɚɫɟɥɟɧɢɹ ɜ ɪɚɡɜɢɬɵɯ ɫɬɪɚɧɚɯ Ɣ Ƚɥɨɛɚɥɶɧɵɣ ɪɨɫɬ ɫɪɟɞɧɟɝɨ ɤɥɚɫɫɚ ɪɚɡɜɢɬɢɟ ɦɨɥɨɞɵɯ ɦɢɝɪɚɰɢɹ ɠɟɧɳɢɧɵ ɩɨɡɞɧɟɟ ɫɬɚɪɟɧɢɟ Ɣ Ɇɨɞɟɥɶ ɝɢɛɤɨɣ ɭɞɚɥɟɧɧɨɣ ɨɧɥɚɣɧ ɡɚɧɹɬɨɫɬɢ Ɣ ɋɨɜɪɟɦɟɧɧɵɣ ɱɟɥɨɜɟɤ ɪɚɡɜɢɜɚɟɬɫɹ ɢ ɫɨɡɢɞɚɟɬ ɜɫɸ ɠɢɡɧɶ ɫɚɦɨɫɨɜɟɪɲɟɧɫɬɜɨɜɚɧɢɟ ɨɛɪɚɡɨɜɚɧɢɟ ɡɞɨɪɨɜɶɟ ɂɫɬɨɱɧɢɤ /& - $9 ɗɪɚ ɭɦɧɨɣ ɷɤɨɧɨɦɢɤɢ – 6PDUW (FRQRP\ (UD ESG G S 27 Ʉɥɸɱɟɜɵɟ ɝɥɨɛɚɥɶɧɵɟ ɫɬɪɚɬɟɝɢɱɟɫɤɢɟ ɜɵɡɨɜɵ ɢɧɧɨɜɚɰɢɢ ɩɪɢɪɨɞɧɵɟ ɮɚɤɬɨɪɵ ɢɧɮɪɚɫɬɪɭɤɬɭɪɚ ɢ ɢɧɜɟɫɬɢɰɢɢ * - * ) Ⱦɟɫɹɬɢɥɟɬɢɟ ɬɪɚɧɫɮɨɪɦɚɰɢɢ -2030 – ɦɢɪ ɜɫɬɭɩɚɟɬ ɜ ɷɪɭ Smart Economy ɢ ESG! ɂɧɧɨɜɚɰɢɢ ɢ ɢɧɮɨɪɦɚɰɢɹ Ⱦɚɧɧɵɟ ɫɤɨɪɨɫɬɶ ɧɨɜɵɣ ɛɚɥɚɧɫ ɚɧɬɪɨɩɨɰɟɧɬɪɢɱɧɨɝɨ ɢ ɧɟɚɧɬɪɨɩɨɰɟɧɬɪɢɱɧɨɝɨ ɦɢɪɚ Ɣ ©ɇɨɪɨɤ ɛɨɥɶɲɟ ɇȿɌ ª ɢɧɮɨɪɦɚɰɢɹ – ɞɚɧɧɵɟ – ɩɨɬɪɟɛɧɨɫɬɶ – ɢɧɧɨɜɚɰɢɹ – ɩɪɨɢɡɜɨɞɫɬɜɨ – ɩɪɨɞɭɤɬɵ ɭɫɥɭɝɢ Ɣ ɋɤɨɪɨɫɬɶ ɤɨɦɦɭɧɢɤɚɰɢɣ ɢ ɨɛɪɚɛɨɬɤɢ ɨɧɥɚɣɧ ɨɛɥɚɤɚ ɫɟɬɢ ɦɨɳɧɨɫɬɢ ɛɨɥɶɲɢɟ ɞɚɧɧɵɟ %LJ 'DWD ɢɫɤɭɫɫɬɜɟɧɧɵɣ ɢɧɬɟɥɥɟɤɬ (AI ɢ ɜɢɪɬɭɚɥɶɧɚɹ ɪɟɚɥɶɧɨɫɬɶ 95 Ɣ Ɋɨɛɨɬɢɡɚɰɢɹ ɫɬɚɜɤɚ ɧɚ ɞɢɫɤɪɟɬɧɵɟ ɦɨɞɟɥɢ ɢ ɩɪɨɢɡɜɨɞɫɬɜɨ ɧɚ ɨɫɧɨɜɟ ɫɨɡɢɞɚɧɢɹ ɢ ɜɵɪɚɳɢɜɚɧɢɹ ɚ ɧɟ ɜɵɪɟɡɚɧɢɹ ' - SULQWLQJ ɢɡ ɤɨɦɩɨɡɢɬɨɜ ɢɥɢ ɚɬɨɦɚɪɧɨɣ ɩɵɥɢ $SSOH $OFRD ɉɪɢɪɨɞɧɵɟ ɮɚɤɬɨɪɵ ɍɫɬɨɣɱɢɜɨɫɬɶ ɪɚɡɜɢɬɢɹ ɜɵɡɨɜɵ ɱɟɥɨɜɟɱɟɫɬɜɚ ɢ ɫɩɪɨɫ ɧɚ ɩɪɢɪɨɞɭ Ɣ ɍɫɬɨɣɱɢɜɨɫɬɶ ɱɟɥɨɜɟɱɟɫɬɜɚ ɮɢɡɢɱɟɫɤɨɟ ɢ ɦɟɧɬɚɥɶɧɨɟ ɡɞɨɪɨɜɶɟ ɥɸɞɟɣ ɝɢɝɢɟɧɚ ɛɢɨɥɨɝɢɱɟɫɤɢɟ ɢ ɰɢɮɪɨɜɵɟ ɜɢɪɭɫɵ ɫɨɰɢɚɥɶɧɵɟ ɛɚɥɚɧɫɵ Ɣ ɍɫɬɨɣɱɢɜɨɫɬɶ ɩɪɢɪɨɞɵ – ɜɧɢɦɚɧɢɟ ɤ ɷɤɨɥɨɝɢɢ ɢ ɨɯɪɚɧɟ ɨɤɪɭɠɚɸɳɟɣ ɫɪɟɞɵ Ɣ Ɂɧɚɱɢɬɟɥɶɧɵɣ ɪɨɫɬ ɫɩɪɨɫɚ ɧɚ ɩɪɢɪɨɞɭ Ɣ ɉɨɜɟɫɬɤɚ ɭɫɬɨɣɱɢɜɨɝɨ ɪɚɡɜɢɬɢɹ 6XVWDLQDEOH GHYHORSPHQW ɜɟɡɞɟ ɂɧɮɪɚ - ɫɬɪɭɤɬɭɪɚ ɉɨɥɸɫɵ ɪɨɫɬɚ ɩɨɢɫɤ ɛɚɥɚɧɫɚ ɛɟɫɲɨɜɧɨɫɬɶ ɩɪɨɫɬɪɚɧɫɬɜɚ ɢ ɩɟɪɫɨɧɚɥɶɧɚɹ ɢɧɮɪɚɫɬɪɭɤɬɭɪɚ Ɣ ɍɪɛɚɧɢɡɚɰɢɹ ɢɥɢ ɪɭɪɚɥɢɡɚɰɢɹ ɪɚɫɬɭɳɚɹ ɪɨɥɶ ɦɟɝɚɩɨɥɢɫɨɜ ɚɝɥɨɦɟɪɚɰɢɣ ɢ ɩɨɥɸɫɨɜ ɪɨɫɬɚ ɦɟɝɚɩɨɥɢɫɨɜ ɢɥɢ ɫɬɚɜɤɚ ɧɚ ɫɨɡɞɚɧɢɟ ɤɨɦɮɨɪɬɧɵɯ ɢ ɛɟɡɨɩɚɫɧɵɯ ©ɭɝɨɥɤɨɜª Ɣ Ɍɪɚɞɢɰɢɨɧɧɨɣ ɢɧɮɪɚɫɬɪɭɤɬɭɪɵ ɤɚɤ ɨɛɴɟɤɬɨɜ ɤɨɥɥɟɤɬɢɜɧɨɝɨ ɞɨɫɬɭɩɚ ɜ ɫɬɪɚɬɟɝɢɱɟɫɤɨɣ ɩɟɪɫɩɟɤɬɢɜɟ ɛɭɞɟɬ ɜɫɟ ɦɟɧɶɲɟ ɢ ɦɟɧɶɲɟ Ɣ ɂɡɦɟɧɟɧɢɟ ɫɬɪɭɤɬɭɪɵ ɦɢɪɨɜɨɝɨ ɷɧɟɪɝɟɬɢɱɟɫɤɨɝɨ ɪɵɧɤɚ ɪɨɫɬ ɚɥɶɬɟɪɧɚɬɢɜɧɨɣ ɷɧɟɪɝɟɬɢɤɢ ɫɨɥɧɰɟ ɢ ɜɨɞɚ ɂɧɜɟɫɬɢɰɢɢ Ⱦɨɫɬɭɩɧɨɫɬɶ ɮɢɧɚɧɫɨɜɵɯ ɢɧɫɬɪɭɦɟɧɬɨɜ Ɣ Ƚɥɨɛɚɥɶɧɵɣ ɞɨɫɬɭɩ ɤ ɮɢɧɚɧɫɨɜɵɦ ɢɧɫɬɪɭɦɟɧɬɚɦ ɢ ɢɧɜɟɫɬɢɰɢɹɦ ɪɨɫɬ ɤɨɧɤɭɪɟɧɰɢɢ ɪɵɧɤɢ ɛɚɧɤɢ ɮɢɧɬɟɯ ɷɤɨɫɢɫɬɟɦɵ« ) Ɣ ɉɨɢɫɤ ɭɫɬɨɣɱɢɜɨɫɬɢ ɮɢɧɚɧɫɨɜ ɱɚɫɬɧɵɯ ɝɨɫɭɞɚɪɫɬɜɟɧɧɵɯ ɛɸɞɠɟɬ ɋɁɉɄ ɋɉɂɄ ɤɨɪɩɨɪɚɬɢɜɧɵɯ ɂɫɬɨɱɧɢɤ /& - $9 ɗɪɚ ɭɦɧɨɣ ɷɤɨɧɨɦɢɤɢ – 6PDUW (FRQRP\ (UD ESG+T E ESG ESG G1. Рынки. Новый экономический рост в эпоху турбулентности: новые рынки (офлайн + онлайн), конкуренция и риски – Постепенное восстановление мировой экономики после кризиса, вызванного пандемией новой коронавирусной инфекции. – Рост спроса: расширение рыночных ниш и возможностей экономического ро- ста. Рост спроса на продовольствие (на 35 %), воду (на 40 %), энергию (на 50 %), металлы и некоторые другие товары традиционного российского экспорта к 2030 г. – Рост рынка услуг (лидерами являются развитые страны). Повышения роли эко- номики знаний, сектора высокотехнологичных наукоемких производств. Рост рынка медицинских услуг, связанный с глобальным старением населения. Рост рынка об- разовательных услуг, вызванный увеличением спроса новой экономики на высоко- квалифицированных специалистов и широким применением в образовании инфор- мационно-коммуникационных технологий. – Готовность «всего» оперативно изменяться в ответ на внутренние потребности и внешние вызовы (изменения): быстро меняющиеся потребности, технологии, усло- вия конкуренции и лидерства. – Удержание позиций лидеров роста развитыми странами, преимущественно входящими в «Группу двадцати» (G20), а также быстро развивающимися странами, входящими в BRICS и Growth Markets: Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР, Фи- липпины, Египет, Нигерия, Турция, Вьетнам, Пакистан, Иран, Бангладеш, Малайзия, Сингапур, Гонконг, Тайвань. – Смещение центра экономической активности в Азию, Африку и новая роль Ев- разии. Азия во главе с Китаем и Индией становится мировым центром производства и потребления. По прогнозам, к 2030 г. Китай будет обладать первой по величине экономикой в мире (при этом растут риски экономических конфликтов между Китаем и США). Прогнозируется значительный рост в Африке. Большой потенциал Евразий- ской интеграции. – Повышение роли и значимости России на международной арене. Обострение международной политической обстановки, резкое ухудшение отношений между Рос- сией (при поддержке Китая), с одной стороны, и США, ЕС и др. ведущими странами мира и союзами государств, с другой стороны, введение режима санкций и анти- санкций, попытки введения ограничительных мер (антидемпинговые расследования и т.п.), препятствующих экспорту российской металлургической и иной продукции на мировой рынок; ухудшение российско-украинских отношений (Украина традиционно являлась важным экономическим партнером Липецкой области). – Формирование новых полюсов роста за счет сочетания усиления глобальной конкуренции и активного развития международной кооперации. Переход лидерства в развитии от отдельных государств к регионам – полюсам роста, формирующимся, как правило, вокруг городских агломераций (растущий фокус на развитие агломера- ций в России). – Глобальный рост среднего класса: увеличение в развивающихся странах чис- ленности населения, относимого к среднему классу (развитие молодых, миграция, женщины, позднее старение). Увеличение доли женщин и пожилых людей в качестве основных потребителей товаров и услуг. – Широкое распространение идеологии общества массового потребления и уве- личение среднедушевого уровня потребления ресурсов. При этом, однако, форми- руется и слой людей «устойчивого» потребления, сознательно ограничивающих свои потребности. – Существенный рост внутренних рынков развивающихся стран, вызванный ро- стом благосостояния населения крупных развивающихся экономик. – Пандемия как высшая точка эпохи турбулентности: новые рынки (офлайн + он- лайн), конкуренция и риски. G2. Институты. «Живые» системы управления будущим – Акцент на предпринимательство: роль лидеров, поддержка предприниматель- ских инициатив, новые предприниматели. – Управление 3.0: открытость, гибкость и взаимодействие. – Переход от жестких систем управления к «живым» (сетевым системам), дина- мично реагирующим на внешние и внутренние воздействия на основе гармоничной институциональной среды. Спрос на новые системы стратегического и проектного управления, включающие механизмы повышения конкурентоспособности и инстру- менты финансово-экономического моделирования развития. – Повышение открытости власти – движение к открытому / цифровому государ- ству и муниципалитету. – Живые институты: стимулирование роста конкурентоспособности по приори- тетным направлениям. Признание значения качества институтов как одного из важ- нейших факторов конкурентоспособности стран, регионов и муниципалитетов. – Культура взаимодействия: базис долгосрочного развития «между порядком и хаосом». – Ускорение темпов изменения мира, обуславливающее ускорение процесса «творческого разрушения» – постоянного переосмысления «стейкхолдерами буду- щего» (представителями власти, предпринимателями, общественными деятелями) путей развития в соответствии с новыми вызовами и возможностями, ведущего к удалению устаревших и нежизнеспособных элементов и к обновлению экономиче- ских структур. – Возникновение глобальной многополярной системы за счет расширения реги- ональных блоков и возрастания относительной власти негосударственных субъектов – транснациональных корпораций, кланов, религиозных организаций и др. – Сохранение большой роли ООН и других международных организаций, дей- ствующих под ее эгидой, в решении вопросов и проблем современного мира. – Снижение степени доминирования Запада в глобальных системах международ- ного сотрудничества, таких как ООН, МВФ и Всемирный банк, а также обновление данных институтов в целях повышения эффективности их деятельности. Повышение значимости новых международных объединений («Группы двадцати» (G20 – как веду- щего форума международного сотрудничества по наиболее важным политическим, экономическим и финансовым вопросам), БРИКС, ШОС, ЕврАзЭС и др.) в урегулиро- вании вопросов развития современного мира. – Увеличение влияния гражданского общества в связи с ростом среднего класса и сокращением числа людей, живущих за чертой бедности. – Возрастание угрозы расширения международного терроризма (сохранение нестабильности на Ближнем Востоке и рост числа локальных международных кон- фликтов, с одной стороны, и широкое распространение современных технологий и научного знания, в том числе увеличение их доступности для террористических орга- низаций, с другой стороны). Широкое использование террористическими группами социальных онлайн-механизмов для пропаганды своих идей и вербовки сторонни- ков. Значительный поток беженцев из стран Ближнего Востока в соседние страны и страны Западной Европы и связанный с ним рост преступности и социально-полити- ческой напряженности на их территории. G3. Человеческий капитал. Человек – в центре умной экономики: развитие и созидание всю жизнь – Рост населения Земли: увеличение численности населения в развивающихся странах и падение доли трудоспособного населения в развитых странах. Существен- ный рост населения Земли – за счет роста населения стран Азии, Африки и Латин- ской Америки (согласно прогнозам до 10 млрд чел. в период 2030-40 гг.). – Рост рисков возникновения эпидемии особо опасных болезней. – Человек развивается и созидает «всю жизнь» (самосовершенствование, обра- зование, здоровье). – Выход человеческого капитала на первое место среди долгосрочных факторов развития будущей экономики (по сравнению с природно-ресурсным, реальным и финансовым капиталом). – Ускорение темпов роста индивидуальных возможностей. Человек становится субъектом глобального мира, являясь саморазвивающимся, мобильным активом. – Рост числа компаний, функционирующих вокруг таланта конкретного человека. Развитие сферы управления талантами. – Рост производительности труда за счет увеличения его технической вооружен- ности и развития методов и технологий повышения эффективности. – Повышение качества образования, обусловленное изменением условий труда в связи с применением новых технологий и возможностями широкого использования в образовании информационно-коммуникационных технологий. – Размывание границ между частной жизнью людей и работой. – Снижение роли расстояния в качестве сдерживающего фактора сотрудниче- ства. – Возрастание роли религиозных ценностей и институтов. – Снижение младенческой смертности. – Рост числа людей с избыточным весом. – Постепенный перехват женщинами менеджерских функций во власти и бизне- се. – Глобальное старение населения (особенно в развитых и быстро развивающих- ся странах. Фактор «Замедление взросления нового поколения» (синдром «Питера Пена»). Создание условий для работы людей старших возрастов. – Возвращение части богатых и образованных граждан развивающихся стран на родину, что будет способствовать повышению конкурентоспособности развиваю- щихся экономик. – Усиление трудовой миграции населения из бедных стран (регионов) в более богатые (в том числе – увеличение ежегодного уровня чистой иммиграции в разви- тых странах, компенсирующее сокращение численности трудоспособного населе- ния). Регионы-доноры: Африка, развивающиеся страны Азии, Латинская Америка и СНГ; регионы-реципиенты: Северная Америка, Европа, в меньшей степени – Ближ- ний Восток и развитые страны Азии. Новая волна миграции после окончания панде- мии новой коронавирусной инфекции. G4. Инновации и информация. Данные, скорость, новый баланс антропоцен- тричного и неантропоцентричного мира – Рост значимости инноваций и модернизации как базовых инструментов эко- номического развития при снижении влияния многих традиционных факторов роста (исчерпание потенциала ресурсной модели экономического развития, базирующей- ся на доиндустриальных отраслях и акценте на низкой стоимости производственных факторов: рабочей силы, топлива, электроэнергии). – Информация быстро переходит в продукты: информация – данные – потреб- ность – инновация – производство – продукты / услуги. Кратный рост объема инфор- мации. Портативность глобальных знаний. Происходит тотальная цифровизация. – Производство будущего – это не «вырезание», а созидание и выращивание (3D-printing из композитов или атомарной пыли) (Apple, Alcoa). – Дальнейшее закрепление пятого технологического уклада (в основе которого лидерство информационных технологий) с переходом на развитие шестого (лидер- ство нано- и биотехнологий), а в последствии и седьмого технологического укладов (лидерство когнитивных технологий). – Активное развитие прорывных технологий: •искусственный интеллект (развитие науки и технологий создания интеллекту- альных машин и компьютерных программ, взаимодействующих на основе техноло- гий «интернет вещей» / «всеобъемлющий интернет», и расширение их возможно- стей); •нанотехнологии; •биотехнологии; •информационные технологии; •когнитивные технологии; •социогуманитарные технологии; •аддитивные технологии (3D-Printer). – Постепенное смещение технологического центра с Запада на Восток и Юг (при сохранении лидерства за США) вследствие активного переноса технологического уклада современной экономики, сложившегося в развитых странах, в развивающие- ся страны. Реиндустриализация в США, в ходе которой многие американские компа- нии возвращают производство из развивающихся стран. – Увеличение расходов на исследования и разработки при росте доли негосудар- ственного финансирования. – Развитие глобальных социальных сетей и усиление их роли во всех сферах общественной жизни. – Растущая роль краудсорсинга. – Развитие средств оперативного автоматизированного перевода информации на другие языки, что сотрет языковые границы между людьми и существенно повы- сит эффективность общения. – Расширение космических программ. – Развитие новых технологий в области здравоохранения и геномики, которые могут обеспечить снижение уровня распространения опасных заболеваний и увели- чение продолжительности жизни. – Интеллектуализация экономики: развитие «умных» и экологически чистых тех- нологий, создание «умных» сред, «умных» систем и «умных» производств: транспорт- ных систем, систем энергоснабжения, производственных систем, домов, магазинов, городов и др. – Глобальная синхронизация в сфере передовых отраслей промышленности. – Увеличение скорости обратного инжиниринга (анализ продукта, который успешно вышел на рынок, изучение его структуры, дизайна, технологии и способов производства) вследствие эволюции компьютерных и информационных сред и си- стем, а также совершенствования ноу-хау в сфере менеджмента. Повышение реа- лизуемости модели, предполагающей при появлении на рынке нового продукта его немедленный анализ и выпуск аналога с меньшими издержками в целях выигрыша рыночной доли. – Развитие «зеленой» экономики – экономики с низкими выбросами углеродных соединений, эффективно использующей ресурсы и отвечающей интересам всего общества (снижение масштабов негативного влияния на природную среду, а также повышение конкурентоспособности развитых экономик за счет сокращения зависи- мости от углеводородного сырья и его доли в стоимости конечного продукта). – Детальная и системная разработка эффективных ресурсо- и энергосберегаю- щих технологий. G5. Природные ресурсы и устойчивое развитие. Устойчивость развития (вы- зовы человечества и спрос на природу) – Значительный рост спроса на «природу» и общественного внимания к устой- чивому развитию (Sustainable development везде!), охране окружающей среды. Переход на модель устойчивого развития (Sustainable Development), когда удовлет- ворение потребности настоящего времени проходит без ущерба для потребностей будущих поколений. – Нарастание экологических проблем. Рост объема вредных выбросов в окружа- ющую среду и увеличение объема бытовых и промышленных отходов, стимулирую- щие внедрение рационального природопользования и безотходных и экологически чистых технологий. – Обеспеченность мировой экономики подтвержденными запасами основных промышленных минералов на ближайшие 30-50 лет. – Увеличение спроса на энергоносители, пищу и чистую пресную воду, вызванное продолжающимся экономическим ростом в сочетании с общим приростом населе- ния и ростом среднего класса. Усиление дефицита указанных ресурсов. – Сохранение доминирующего значения ископаемого топлива в качестве ис- точника первичной энергии (обеспечение более чем трех четвертей потребления энергии к 2030 г.). Постепенный переход от использования нефти к использованию природного газа, угля и других заменителей. – Рост доли новой и возобновляемой энергетики в общем энергобалансе. – Развитие атомной энергетики за счет увеличения производства электроэнер- гии на базе использования конкурентоспособных ядерных реакторов третьего и по-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz