Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 7 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 131 /26571/1 НОЯБРЯ 2022 ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОЙ СЕССИИ ЛИПЕЦКОГО ОБЛАСТНОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ VII СОЗЫВА О проекте закона Липецкой области «Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2030 года» Рассмотрев принятый в первом чтении проект закона Липецкой области «Стра- тегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2030 года», руководствуясь статьей 30 Устава Липецкой области Российской Федерации и учитывая решение комитета Липецкого областного Совета депутатов по экономике, Липецкий областной Совет депутатов постановляет: 1. Принять Закон Липецкой области «Стратегия социально-экономического раз- вития Липецкой области на период до 2030 года». 2. Направить настоящий Закон в соответствии с пунктом 3 статьи 32 Устава Ли- пецкой области Российской Федерации Губернатору Липецкой области для подписа- ния и официального опубликования. 3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель Липецкого областного Совета депутатов Д. АВЕРОВ город Липецк 20 октября 2022 года № 581-пс ЗАКОН ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ «Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2030 года» Статья 1 Утвердить Стратегию социально-экономического развития Липецкой области на период до 2030 года (прилагается). Статья 2 Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его офи- циального опубликования. Губернатор Липецкой области И. АРТАМОНОВ город Липецк 25 октября 2022 года № 207-ОЗ Приложение к Закону Липецкой области «Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2030 года» ВВЕДЕНИЕ Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на пери- од до 2030 года (далее – Стратегия) разработана в соответствии с Федераль- ным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», методическими рекомендациями по разработке и корректировке Стратегии социально-экономического развития субъекта Россий- ской Федерации и плана мероприятий по ее реализации, утвержденными при- казом Минэкономразвития Российской Федерации от 23 марта 2017 года № 132, Уставом Липецкой области, Законом Липецкой области от 26 февраля 2016 года № 501-ОЗ «О некоторых вопросах стратегического планирования, мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования Липецкой области», постановлением администрации Липецкой области от 17 марта 2016 года № 125 «Об утверждении Порядка разработки и корректировки Стратегии социально-экономиче- ского развития Липецкой области». Стратегия является базовым документом долгосрочного развития Липецкой об- ласти, направленным на обеспечение высокого качества жизни для населения путем создания условий сохранения и приумножения здоровья и благополучия, обеспече- ния условий комплексного развития, создания комфортной и безопасной среды, до- стойных условий эффективного труда и предпринимательства для каждого жителя. Стратегия разработана с учетом положений: – Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О нацио- нальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития рос- сийской федерации на период до 2030 года»; – Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Фе- дерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 года № 2765-р; – Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Рос- сийской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 8 ноября 2021 года № 633; – Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года № 400; – Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 года № 208; – Основ государственной политики регионального развития Российской Федера- ции на период до 2025 года, утвержденных Указом Президента Российской Федера- ции от 16 января 2017 года №13; – Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1666; – Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года № 207-р; – Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утверж- денной Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года № 20; – Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 года № 176; – Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низ- ким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, утвержденной распоряжени- ем Правительства Российской Федерации от 29 октября 2021 года № 3052-р; – Доктрины энергетической безопасности РФ, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2019 года № 216; – Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года, ут- вержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 года № 1523-р; – Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утверж- денной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 года № 642; – Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Фе- дерации от 27 ноября 2021 года № 3363-р; – Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года № 1083-р; – Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 года № 151-р; – Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 года № 622; – Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 203; – Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2019 года № 254; – Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на пери- од до 2025 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федера- ции от 29 ноября 2014 года № 2403-р; – Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, ут- вержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года № 326-р; – Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении рос- сийского казачества на 2021-2030 год, утвержденной Указом Президента Россий- ской Федерации от 9 августа 2020 г. № 505; – Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентя- бря 2019 года № 2129-р; – прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Фе- дерации на период до 2036 года, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации. В процессе разработки Стратегии ее ключевые принципы и положения рассма- тривались общественностью при проведении стратегических сессий, круглых сто- лов, рабочих совещаний с представителями экспертного сообщества, предприни- мательства, общественных организаций, исполнительных органов власти и органов местного самоуправления Липецкой области и рабочих групп, созданных при орга- нах исполнительной власти Липецкой области. Жители Липецкой области принимали участие в разработке Стратегии с помощью специально созданного интернет-порта- ла стратегия.липецкаяобласть.рф. Стратегия содержит: – диагностику развития области, стратегические вызовы, конкурентные преиму- щества и ключевые проблемы развития региона; – анализ реализации ранее поставленных целей социально-экономического раз- вития (Приложение 2. Детальный анализ реализации целей, задач и показателей Стратегии социально-экономического развития Липецкой области до 2024 г.); – приоритеты, цели, задачи и направления долгосрочного социально-экономиче- ского развития области; – основные ключевые и дополнительные показатели (Приложение 7. Дополни- тельные индикаторы стратегических целей) развития, установленные на конец каж- дого года реализации Стратегии, этапы реализации Стратегии; – ожидаемые результаты реализации Стратегии; – оценку финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии; – перечень государственных программ Липецкой области; – стратегический портфель приоритетных инвестиционных проектов (Приложе- ние 5. Стратегический портфель приоритетных инвестиционных проектов). 1. Стратегическая диагностика развития Липецкой области 1.1 «Живая» система управления будущим AV Galaxy – Единая методика разработки Стратегии Разработка Стратегии социально-экономического развития Липецкой области до 2030 г. (далее – Стратегия) осуществляется в рамках единой методики оценки и повышения конкурентоспособности региона – «Живой» системы управления бу- дущим AV Galaxy , разработанной Консорциумом Леонтьевский центр – AV Group, на основе развития подходов классиков теории межрегиональной и глобальной кон- куренции и территориального развития Ф. Перру, М. Портера, Й. Шумпетера и др. и многолетней практики стратегического планирования на федеральном, региональ- ном и муниципальном уровнях. «Живая» система управления будущим AV Galaxy – интегральный методиче- ский подход, направленный на оценку и повышение конкурентоспособности региона и его направлений специализации. Система отражает базовую идею – участие ре- гиона в борьбе за позиции в межрегиональной и глобальной конкуренции полюсов роста, в которых развиваются конкурентоспособные экономические комплексы и кластеры, создаются условия для привлечения и удержания капиталов. Система при- меняется на всех фазах разработки и реализации Стратегии: – Диагностика текущего состояния: оценка конкурентоспособности по направле- ниям конкуренции, в разрезе экономических комплексов и экономических зон. – Доктрина развития: определение ценностей, приоритетов и целеполагание (формирование дерева: главная стратегическая цель – стратегические цели (для направлений конкуренции, экономических комплексов и экономических зон) – цели – задачи). – План мероприятий по реализации Стратегии: формирование системы меро- приятий и ключевых проектов развития, в том числе флагманских проектов. Рисунок 1 – Cистема управления будущим AV Galaxy 8 ɋɢɫɬɟɦɚ ɭɩɪɚɜɥɟɧɢɹ ɛɭɞɭɳɢɦ ɮɨɤɭɫɢɪɭɟɬɫɹ ɧɚ ɫɬɢɦɭɥɢɪɨɜɚɧɢɢ ɪɨɫɬɚ ɤɨɧɤɭɪɟɧɬɨɫɩɨɫɨɛɧɨɫɬɢ ɩɨ ɤɥɸɱɟɜɵɦ ɧɚɩɪɚɜɥɟɧɢɹɦ ( $9 &RPSHWLWLYHQHVV ): ƒ G1. Ɋɵɧɤɢ ɩɪɨɞɭɤɬɵ ɢ ɷɤɨɧɨɦɢɱɟɫɤɢɟ ɤɨɦɩɥɟɤɫɵ ƒ G2. ɂɧɫɬɢɬɭɬɵ ɝɨɫɭɞɚɪɫɬɜɟɧɧɵɟ ɱɚɫɬɧɵɟ ɢ ɨɛɳɟɫɬɜɟɧɧɵɟ ƒ G3. ɑɟɥɨɜɟɱɟɫɤɢɣ ɤɚɩɢɬɚɥ ƒ G4. ɂɧɧɨɜɚɰɢɢ ɢ ɢɧɮɨɪɦɚɰɢɹ ƒ G5. ɉɪɢɪɨɞɧɵɟ ɪɟɫɭɪɫɵ ɢ ɭɫɬɨɣɱɢɜɨɟ ɪɚɡɜɢɬɢɟ ƒ G6. ɉɪɨɫɬɪɚɧɫɬɜɨ ɢ ɪɟɚɥɶɧɵɣ ɤɚɩɢɬɚɥ ƒ G7. ɂɧɜɟɫɬɢɰɢɢ ɢ ɮɢɧɚɧɫɨɜɵɣ ɤɚɩɢɬɚɥ ɂɫɬɨɱɧɢɤ ‹ $9 *DOD[\ OLYH $9 *URXS ɋɢɫɬɟɦɚ ɪɚɡɜɢɬɢɹ AV Galaxy – ©ɠɢɜɚɹª ɫɢɫɬɟɦɚ ɭɩɪɚɜɥɟɧɢɹ ɛɭɞɭɳɢɦ Ʉɨɧɤɭɪɟɧɬɧɚɹ ɫɪɟɞɚ ɪɟɝɢɨɧɚ Ɋɵɧɤɢ ɉɪɨɫɬ - ɪɚɧɫɬɜɨ ɢ ɪɟɚɥɶɧɵɣ ɤɚɩɢɬɚɥ ɑɟɥɨɜɟ - ɱɟɫɤɢɣ ɤɚɩɢɬɚɥ ɂɧɜɟɫɬɢɰɢɢ ɢ ɮɢɧɚɧɫɨɜɵɣ ɤɚɩɢɬɚɥ ɂɧɫɬɢɬɭɬɵ ɉɪɢɪɨɞɧɵɟ ɪɟɫɭɪɫɵ ɢ ɭɫɬɨɣɱɢɜɨɟ ɪɚɡɜɢɬɢɟ Ɍɚɬɚɪɫɬɚɧ ɋɬɪ ɬɟɝɢɹ Ɂɨɧɵ ɪɚɡɜɢɬɢɹ ɗɤɨɧɨɦɢɱɟɫɤɢɟ ɤɨɦɩɥɟɤɫɵ Ɇɟɪɵ ɩɪɨɟɤɬɵ Ʉɥɚɫɬɟɪɵ ɪɵɧɤɨɜ ɮɚɤɬɨɪɨɜ ɪɚɡɜɢɬɢɹ Ɋɟɝɢɨɧ ɜ ɰɟɥɨɦ ɂɧɧɨɜɚɰɢɢ ɢ ɢɧɮɨɪɦɚɰɢɹ ‹ $9 *DOD[\ OLYH ©ɀɢɜɚɹª ɫɢɫɬɟɦɚ ɭɩɪɚɜɥɟɧɢɹ ɛɭɞɭɳɢɦ $9 Galaxy – ɢɧɬɟɝɪɚɥɶɧɵɣ ɦɟɬɨɞɢɱɟɫɤɢɣ ɩɨɞɯɨɞ ɧɚɩɪɚɜɥɟɧɧɵɣ ɧɚ ɨɰɟɧɤɭ ɢ ɩɨɜɵɲɟɧɢɟ ɤɨɧɤɭɪɟɧɬɨɫɩɨɫɨɛɧɨɫɬɢ ɪɟɝɢɨɧɚ ɢ ɟɝɨ ɨɬɪɚɫɥɟɣ ɫɩɟɰɢɚɥɢɡɚɰɢɢ ɋɢɫɬɟɦɚ ɨɬɪɚɠɚɟɬ ɛɚɡɨɜɭɸ ɢɞɟɸ – ɭɱɚɫɬɢɟ ɪɟɝɢɨɧɚ ɜ ɛɨɪɶɛɟ ɡɚ ɩɨɡɢɰɢɢ ɜ ɦɟɠɪɟɝɢɨɧɚɥɶɧɨɣ ɢ ɝɥɨɛɚɥɶɧɨɣ ɤɨɧɤɭɪɟɧɰɢɢ ɩɨɥɸɫɨɜ ɪɨɫɬɚ ɜ ɤɨɬɨɪɵɯ ɪɚɡɜɢɜɚɸɬɫɹ ɤɨɧɤɭɪɟɧɬɨɫɩɨɫɨɛɧɵɟ ɷɤɨɧɨɦɢɱɟɫɤɢɟ ɤɨɦɩɥɟɤɫɵ ɢ ɤɥɚɫɬɟɪɵ ɫɨɡɞɚɸɬɫɹ ɭɫɥɨɜɢɹ ɞɥɹ ɩɪɢɜɥɟɱɟɧɢɹ ɢ ɭɞɟɪɠɚɧɢɹ ɤɚɩɢɬɚɥɨɜ ɋɢɫɬɟɦɚ ɩɪɢɦɟɧɹɟɬɫɹ ɧɚ ɜɫɟɯ ɮɚɡɚɯ ɪɚɡɪɚɛɨɬɤɢ ɢ ɪɟɚɥɢɡɚɰɢɢ ɋɬɪɚɬɟɝɢɢ Таким образом, система совмещает два уровня рассмотрения региона: внешний, отражающий конкурентные позиции рассматриваемой территории относительно других территорий в разрезе семи направлений межрегиональной конкуренции, и внутренний, описывающий структуру базовых экономических комплексов (с выделе- нием, в увязке с экономическими комплексами, кластеров и флагманских проектов). Семь направлений конкуренции могут быть интерпретированы и применительно к бизнесу (предприятиям, хозяйственным комплексам), и применительно к региону, что делает систему удобным инструментом описания взаимосвязанных процессов – конкуренции территорий и предприятий так и – повышения конкурентоспособности за счет комплексных шагов по всем направлениям конкуренции единовременно. Поскольку прямое измерение и сравнение территорий по направлениям конку- ренции зачастую затруднено, используются соответствующие показатели деятель- ности экономических комплексов и субъектов бизнеса, исходя из гипотезы, что достижения бизнеса являются следствием созданных в регионе общих условий раз- вития. Внутренняя структура социально-экономического развития региона описывается моделью AV Galaxy и отражается набором показателей следующим образом: – Субъект Российской Федерации в целом. – Зоны развития. – Базовые экономические комплексы, которые детализируются на подкомплексы и отрасли. – Межотраслевые кластеры. – Меры и проекты, обеспечивающие реализацию поставленных экономических и социальных целей. Таблица 1 – Цели семи направлений конкуренции регионов/предприятий Направление конкуренции (регион / бизнес) Региональный уровень Уровень бизнеса G1. Рынки (конкуренция за потребителя и рынок) Конкурентоспособность приоритетных муниципальных экономических комплек- сов / отраслей (с выделением конкурен- тоспособных продуктов) специализации на их рынках сбыта. Лучшие условия для продвижения продукции местных пред- приятий на внешние рынки. Объем продаж (экспорта / вывода). Доля рынка. G2. Институты (конкурен- ция за предпринимателя, конкуренция за админи- стративный ресурс вла- сти) Качество частных, государственных и го- сударственно-частных и муниципально- частных институтов и механизмов управ- ления и развития. Высокий уровень раз- вития предпринимательства (крупного, среднего и малого). Понятный доступ к административным ресурсам. Эффективное управление (финансовый результат, стоимость бизнеса). Каче- ство и доступность инсти- тутов. G3. Человеческий капитал (конкуренция за человека – трудовой ресурс и лич- ность) Лучшие условия для привлечения, удер- жания и развития носителей человече- ского капитала. Высокое качество соци- альных услуг. Производительность тру- да. Уровень доходов и за- работной платы. Качество и доступность социальных инструментов поддержки. Мотивированные, квали- фицированные сотруд- ники. G4. Инновации и инфор- мация (конкуренция за ин- новации/технологии и за доступ к информации) Лучшая экосистема инноваций. Уровень технологического развития экономики. Высокое качество телекоммуникацион- ной инфраструктуры. Разработка и приобрете- ние передовых технологий и новых продуктов. Каче- ство и доступность инфор- мации. G5. Природные ресур- сы и устойчивое разви- тие (ресурсы относитель- но неизменяемый фак- тор развития, связанный с территорией, при этом конкуренция за качество моделей устойчивого раз- вития) Обеспечение лучших условий доступа к природным ресурсам при соблюдении принципов устойчивого развития. Доступ к сырью, земель- ным ресурсам. Качество природной среды. Уро- вень устойчивости раз- вития. G6. Пространство и реаль- ный капитал (конкуренция за качество пространства, размещение активов/про- изводств; влияющие фак- торы – инфраструктура, сырье) Высокое качество физической инфра- структуры и пространства, удобные для жизнедеятельности и ведения бизнеса в рамках муниципалитета. Обеспеченность и эффек- тивное использование ос- новных фондов. Качество и доступность среды (про- странства). G7. Инвестиции и финан- совый капитал (конкурен- ция за финансовые ресур- сы, инвестиции) Качество и доступность финансовой си- стемы муниципального образования. Ус- ловия для развития финансовых инсти- тутов. Лучшие инструменты привлечения инвестиций. Эффективное вложение фе- деральных, региональных и муниципаль- ных инвестиций. Обеспеченность и эф- фективное использова- ние финансовых ресурсов. Качество и доступность финансовой системы му- ниципального образова- ния. Рисунок 2 – Система стратегического планирования (регион и муниципалите- ты) 4 Ƚɟɧɩɥɚɧ ɋɌɉ ɂɫɬɨɱɧɢɤ ɎɁ ©Ɉ ɫɬɪɚɬɟɝɢɱɟɫɤɨɦ ɩɥɚɧɢɪɨɜɚɧɢɢ ɜ ɊɎª $9 *URXS 172- ɎɁ ɋɢɫɬɟɦɚ ɫɬɪɚɬɟɝɢɱɟɫɤɨɝɨ ɩɥɚɧɢɪɨɜɚɧɢɹ ɪɟɝɢɨɧ ɢ ɦɭɧɢɰɢɩɚɥɢɬɟɬɵ ȼ ɫɨɨɬɜɟɬɫɬɜɢɢ ɫ Ɂɚɤɨɧɨɦ ɨ ɫɬɪɚɬɟɝɢɱɟɫɤɨɦ ɩɥɚɧɢɪɨɜɚɧɢɢ ɋɬɪɚɬɟɝɢɹ – Ⱦɨɤɭɦɟɧɬ ʋ Ⱦɨɥɝɨɫɪɨɱɧɵɣ ɩɪɨɝɧɨɡ Ȼɸɞɠɟɬɧɵɣ ɩɪɨɝɧɨɡ ɋɪɟɞɧɟɫɪɨɱɧɵɣ ɩɪɨɝɧɨɡ ɋɯɟɦɚ ɬɟɪɪɢɬɨɪɢɚɥɶɧɨɝɨ ɩɥɚɧɢɪɨɜɚɧɢɹ ɋɬɪɚɬɟɝɢɹ ɉɥɚɧ ɦɟɪɨɩɪɢɹɬɢɣ ɩɨ ɪɟɚɥɢɡɚɰɢɢ ɫɬɪɚɬɟɝɢɢ Ƚɨɫɭɞɚɪɫɬɜɟɧɧɵɟ ɩɪɨɝɪɚɦɦɵ Ɇɭɧɢɰɢɩɚɥɶɧɵɣ ɭɪɨɜɟɧɶ Ɋɟɝɢɨɧɚɥɶɧɵɣ ɭɪɨɜɟɧɶ ɉɪɨɝɧɨɡɵ ɋɬɪɚɬɟɝɢɹ ɉɥɚɧ ɦɟɪɨɩɪɢɹɬɢɣ ɩɨ ɪɟɚɥɢɡɚɰɢɢ ɫɬɪɚɬɟɝɢɢ ɋɬɪɚɬɟɝɢɹ ɉɥɚɧ ɦɟɪɨɩɪɢɹɬɢɣ ɩɨ ɪɟɚɥɢɡɚɰɢɢ ɫɬɪɚɬɟɝɢɢ Ɉɫɶ ɜɟɪɬɢɤɚɥɶɧɨɝɨ ɫɨɝɥɚɫɨɜɚɧɢɹ Ɉɫɶ ɝɨɪɢɡɨɧɬɚɥɶɧɨɝɨ ɫɨɝɥɚɫɨɜɚɧɢɹ Рисунок 3 – Основы государственной политики в сфере стратегического пла- нирования 4 ɍɤɚɡ ɉɪɟɡɢɞɟɧɬɚ ɊɎ ɨɬ ɧɨɹɛɪɹ ɝ ʋ 633 Ɉɫɧɨɜɵ ɝɨɫɭɞɚɪɫɬɜɟɧɧɨɣ ɩɨɥɢɬɢɤɢ ɜ ɫɮɟɪɟ ɫɬɪɚɬɟɝɢɱɟɫɤɨɝɨ ɩɥɚɧɢɪɨɜɚɧɢɹ ɜ Ɋɨɫɫɢɣɫɤɨɣ Ɏɟɞɟɪɚɰɢɢ ɂɫɬɨɱɧɢɤ ɍɤɚɡ ɉɪɟɡɢɞɟɧɬɚ ɊɎ ɨɬ ɧɨɹɛɪɹ ɝ ʋ 633 Ɉɛ ɭɬɜɟɪɠɞɟɧɢɢ Ɉɫɧɨɜ ɝɨɫɭɞɚɪɫɬɜɟɧɧɨɣ ɩɨɥɢɬɢɤɢ ɜ ɫɮɟɪɟ ɫɬɪɚɬɟɝɢɱɟɫɤɨɝɨ ɩɥɚɧɢɪɨɜɚɧɢɹ ɜ Ɋɨɫɫɢɣɫɤɨɣ Ɏɟɞɟɪɚɰɢɢ´ Ɇɟɯɚɧɢɡɦɚɦɢ ɪɟɚɥɢɡɚɰɢɢ ɝɨɫɭɞɚɪɫɬɜɟɧɧɨɣ ɩɨɥɢɬɢɤɢ ɜ ɫɮɟɪɟ ɫɬɪɚɬɟɝɢɱɟɫɤɨɝɨ ɩɥɚɧɢɪɨɜɚɧɢɹ ɹɜɥɹɸɬɫɹ ɨɪɝɚɧɢɡɚɰɢɹ ɢ ɮɭɧɤɰɢɨɧɢɪɨɜɚɧɢɟ ɫɢɫɬɟɦɵ ɫɬɪɚɬɟɝɢɱɟɫɤɨɝɨ ɩɥɚɧɢɪɨɜɚɧɢɹ ɧɚ ɨɫɧɨɜɟ ɩɪɢɧɰɢɩɨɜ ɫɬɪɚɬɟɝɢɱɟɫɤɨɝɨ ɩɥɚɧɢɪɨɜɚɧɢɹ ɜɵɩɨɥɧɹɟɦɵɟ ɩɭɬɟɦ Ɣ Ɉɛɟɫɩɟɱɟɧɢɹ ɩɨɫɥɟɞɨɜɚɬɟɥɶɧɨɫɬɢ ɪɚɡɪɚɛɨɬɤɢ ɞɨɤɭɦɟɧɬɨɜ ɫɬɪɚɬɟɝɢɱɟɫɤɨɝɨ ɩɥɚɧɢɪɨɜɚɧɢɹ ɜ ɫɨɨɬɜɟɬɫɬɜɢɢ ɫ ɢɯ ɚɪɯɢɬɟɤɬɭɪɨɣ Ɣ Ɉɛɟɫɩɟɱɟɧɢɹ ɫɨɝɥɚɫɨɜɚɧɧɨɫɬɢ ɢ ɫɛɚɥɚɧɫɢɪɨɜɚɧɧɨɫɬɢ ɞɨɤɭɦɟɧɬɨɜ ɫɬɪɚɬɟɝɢɱɟɫɤɨɝɨ ɩɥɚɧɢɪɨɜɚɧɢɹ ɩɨ ɩɪɢɨɪɢɬɟɬɚɦ ɰɟɥɹɦ ɡɚɞɚɱɚɦ ɩɨɤɚɡɚɬɟɥɹɦ ɮɢɧɚɧɫɨɜɵɦ ɢ ɢɧɵɦ ɪɟɫɭɪɫɚɦ Ɣ Ɉɩɪɟɞɟɥɟɧɢɹ ɪɟɫɭɪɫɨɜ ɞɥɹ ɞɨɫɬɢɠɟɧɢɹ ɰɟɥɟɣ ɢ ɪɟɚɥɢɡɚɰɢɢ ɡɚɞɚɱ ɫɨɰɢɚɥɶɧɨ - ɷɤɨɧɨɦɢɱɟɫɤɨɣ ɩɨɥɢɬɢɤɢ ɫɨɰɢɚɥɶɧɨ - ɷɤɨɧɨɦɢɱɟɫɤɨɝɨ ɪɚɡɜɢɬɢɹ ɢ ɨɛɟɫɩɟɱɟɧɢɹ ɧɚɰɢɨɧɚɥɶɧɨɣ ɛɟɡɨɩɚɫɧɨɫɬɢ ɜ ɬɨɦ ɱɢɫɥɟ ɫ ɩɪɢɦɟɧɟɧɢɟɦ ɛɚɥɚɧɫɨɜɵɯ ɪɚɫɱɟɬɨɜ ɤɨɨɪɞɢɧɚɰɢɢ ɫɬɪɚɬɟɝɢɱɟɫɤɨɝɨ ɭɩɪɚɜɥɟɧɢɹ ɢ ɦɟɪ ɛɸɞɠɟɬɧɨɣ ɩɨɥɢɬɢɤɢ Ɣ ɍɫɬɚɧɨɜɥɟɧɢɹ ɰɢɤɥɨɜ ɫɬɪɚɬɟɝɢɱɟɫɤɨɝɨ ɩɥɚɧɢɪɨɜɚɧɢɹ Ɣ Ɉɪɝɚɧɢɡɚɰɢɢ ɦɨɧɢɬɨɪɢɧɝɚ ɢ ɤɨɧɬɪɨɥɹ ɪɟɚɥɢɡɚɰɢɢ ɞɨɤɭɦɟɧɬɨɜ ɫɬɪɚɬɟɝɢɱɟɫɤɨɝɨ ɩɥɚɧɢɪɨɜɚɧɢɹ ɢɯ ɤɨɪɪɟɤɬɢɪɨɜɤɢ 1.2 Общая оценка уровня конкурентоспособности Липецкой области в сравнении с другими регионами Анализ позиций Липецкой области в рейтингах позволяет сделать выводы о «рас- становке сил» среди регионов группы сравнения (регионов-лидеров и регионов со схожими социально-экономическими характеристиками), в том числе в разрезе клю- чевых факторов. Данный анализ производился в рамках ключевых российских регио- нальных рейтингов, учитывающих широкий спектр факторов конкурентоспособности регионов: инвестиционная привлекательность, уровень ESG, социально-экономиче- ское развитие, развитие инноваций. Основными критериями формирования перечня наиболее интересных и качественных региональных рейтингов являются: – Методика составления рейтинга должна быть обоснованной, открытой, подроб- ной и понятной для пользователей. Интерес представляют оценки и сравнения, вы- являющие конкурентные преимущества и недостатки региона как в целом, так и от- дельных секторов экономики, отраслей, хозяйственных комплексов, видов деятель- ности, ключевых предприятий и организаций, а также характеристики, на основании которых следует выстраивать систему целеполагания. В лучшую сторону выделяются рейтинги, отличающиеся комплексным по набору оценок характером. – Для составления рейтинга должны использоваться достоверные адекватные данные, позволяющие формировать объективные оценки положения дел в той или иной сфере развития. Рейтинги, составленные преимущественно на основании од- них экспертных оценок или сведений, предоставленных участниками рейтинга (т.е. теми, кого оценивают), в которых в той или иной мере присутствуют субъективные факторы, зачастую не могут объективно свидетельствовать о ситуации в регионе. – Необходимо учитывать популярность и авторитетность рейтинга (его востре- бованность при проведении исследований и подготовке научных публикаций, посе- щаемость сайта в сети Интернет и тираж печатного издания, в которых опубликован рейтинг, место его первого представления, презентации, репутация организации – разработчика рейтинга и т.п.). Рейтинги должны быть сформированы компетентными и, желательно, независимыми организациями, имеющими хорошую репутацию. – Рейтинг должен быть актуальным. Для оценки и сравнения различных объектов или явлений давность данных, на которых основан рейтинг, не должна превышать 3-5 лет. – Наиболее качественные рейтинги должны демонстрировать динамику развития событий в ретроспективе нескольких лет. В этом случае пользователь имеет возмож- ность сделать заключение о направлениях развития региона и процессах, протекаю- щих в его внутренней среде. Таблица 2 – Позиции Липецкой области в рейтингах Наименование рейтинга Липецкая область Татарстан Нижегородская область Белгородская область Воронежская область Тульская область Калужская область Курская область Рязанская область Тамбовская область Орловская область Рейтинг субъектов РФ по уровню раз- вития ГЧП 56 52 4 23 42 24 48 74 45 8 75 Рейтинг инвестиционной привлекатель- ности 9 46 51 1 4 16 6 8 12 14 11 Национальный инвестиционный рейтинг 24 2 18 7 15 3 8 21 ESG-рейтинг российских регионов 3 1 49 42 12 22 10 5 16 61 63 Рейтинг социально-экономического по- ложения субъектов РФ 24 5 14 18 20 27 26 35 45 55 63 Рейтинг инновационного развития субъ- ектов РФ 24 3 5 19 21 18 11 55 23 44 46 Рейтинг конкурентоспособности регио- нов AV RCI 40 4 12 19 22 31 32 45 52 53 71 Рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню развития государ- ственно-частного партнерства (ГЧП). В соответствии с методикой уровень раз- вития ГЧП в субъекте Российской Федерации определяется по итогам оценки трех факторов: – Динамика реализации проектов ГЧП в отчетном году (2020 г.). – Накопленный опыт реализации проектов ГЧП в предшествующие годы (до 2020 г.). – Состояние нормативно-институциональной среды. Базой для расчета значений первых двух факторов является планируемый объем инвестиций в проект, который корректируется на коэффициенты типа, стадии и срока реализации проекта. Источником данных являются сведения о проектах, внесенные в ГАС «Управление». Приоритет при расчете значений первых двух факторов отдается регионам, реализующим длительные проекты в рамках концессионных соглашений и соглашений о ГЧП, МЧП с наибольшим объемом законтрактованных инвестиций. Для расчета значения третьего фактора используются показатели количества со- глашений, действие которых досрочно прекращено по вине публичной стороны; доли соглашений, заключенных в рамках конкурсных процедур; длительности подписания соглашений, а также качественные оценки, представленные независимыми эксперт- ными организациями. В рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню развития ГЧП в 2020 г. Липецкая область занимает 55 место (+1 место относительно 2019 г.). При этом в 2018 г. Липецкая область занимала 39 место. По результатам оценки динамики ре- ализации проектов ГЧП в 2020 г. Липецкая область занимает 62 место (объем инве- стиций по проектам ГЧП 5 млн руб.). По результатам оценки накопленного опыта реа- лизации проектов ГЧП до 2020 г. Липецкая область занимает 74 место. По состоянию институциональной среды Липецкая область заняла 64 место. Рейтинг инвестиционной привлекательности направлен на сравнение пре- имуществ и недостатков инвестиционного климата регионов России, составляется «РАЭКС Аналитика». По оценкам «РАЭКС Аналитика», Липецкая область в 2020 г. на- ходится в группе «Пониженный потенциал — минимальный риск (3A1)». Несмотря на очень низкий инвестиционный риск (0,137), по инвестиционному потенциалу усту- пает Республике Татарстан, Нижегородской, Белгородской, Воронежской областям. Национальный инвестиционный рейтинг оценивает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и выявляет лучшие практики, а его результаты стимулируют конкуренцию в борьбе за инвестиции на региональном уровне. Липецкая область в 2020 г. заняла 24 место, уступив Тульской, Белгородской, Калужской, Воронежской, Тамбовской, Нижегородской областям и Республики Та- тарстан. Находится рядом с Калининградской (23) и Челябинской (25) областями. При этом в 2015 г. Липецкая область занимала 34 место, а к 2017 г. поднялась 14 место. ESG-рейтинг российских регионов. ESG-рейтинги оценивают одновременно и уровень подверженности риску, и эффективность противостояния ему. К каждому «негативному» индикатору подбиралась позитивная «пара» – показатель, который отображает, как регион справляется с рисками. Например, при оценке экологическо- го риска (Environmental) парой для показателя «Выброс в атмосферу загрязняющих веществ» будет «Доля уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферу ве- ществ». Липецкая область в 2020 г. находится в тройке лидеров и занимает 3 место (6 место в 2019 г.). Имеет рейтинг BBB (умеренно высокий уровень). Рейтинг социально-экономического положения субъектов Российской Феде- рации. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ, построенный экспертами Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» медиагруппы МИА «Россия се- годня» на основе агрегирования ключевых показателей регионального развития, позволяет дать ответ на вопрос о позициях того или иного региона на экономической карте России, определить диспропорции в уровне регионального развития. В дан- ном рейтинге Липецкая область заняла в 2019 г. 24 место (-2 позиции относительно 2018 г.). В 2019 году в большинстве регионов ЦФО социально-экономическое поло- жение улучшилось. Интегральный рейтинг повысился почти у всех регионов округа. Наиболее существенно интегральный рейтинг вырос у Курской области (на 2,04 балла). Еще у десяти регионов ЦФО интегральный рейтинг повысился более чем на один балл. Снизился рейтинговый балл в ЦФО только у Липецкой области (на 1,08). Липецкая область в ЦФО уступает Белгородской и Воронежской областям. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Исследо- вание базируется на системе показателей, характеризующих социально-экономиче- ские условия инновационной деятельности, научно-технический потенциал, уровень инновационной и экспортной активности, качество региональной инновационной политики. Используемые показатели отвечают российским и международным ста- тистическим стандартам, применяемые методологические подходы согласуются с практикой построения региональных инновационных индексов и формирования соответствующих рейтингов под эгидой международных организаций. Липецкая об- ласть в 2019 г. заняла 24 место улучшив свое положение на 2 места. Относительно 2014 г. Липецкая область опустилась с 14 на 24 место (2019 г.). Лидером рейтинга является г. Москва. Республика Татарстан в рейтинге занимает 3 место. Рейтинг «Индекс конкурентоспособности регионов AV RCI». Индекс конкуренто- способности регионов – комплексная оценка, характеризующая фактическую спо- собность территорий конкурировать за ресурсы и рынки сбыта. Уровень конкурен- тоспособности Липецкой области по Индексу AV RCI – средний. Липецкая область заняла 40 место в России с рейтингом 1,79 (Рисунок 4): практически по всем на- правлениям конкурентоспособности Липецкая область показывает средние уровни, хороший уровень по направлениям «Инвестиции и финансовый капитал» (25 место 2,46 балла) и «Рынки» (31 место 1,99 балла). Ключевыми направлениями, снижаю- щими конкурентоспособность, являются относительно низкий уровень направления «Институты» (47 место – 1,82 балла), «Инновации и информация» (45 место – 1,72 балла) и низкий уровень направления «Природные факторы» (53 место – 1,27 балла). Детально анализ факторов, влияющих на оценку по направлениям конкуренции и в целом на индекс Липецкой области, рассмотрен в разделе 1.3. Рисунок 4 – Уровень конкурентоспособности в разрезе направлений конкурен- ции ɉɨɡɢɰɢɢ Ʌɢɩɟɰɤɨɣ ɨɛɥɚɫɬɢ ɩɨ ɧɚɩɪɚɜɥɟɧɢɹɦ ɤɨɧɤɭɪɟɧɰɢɢ ɉɨɡɢɬɢɜɧɵɟ ɧɚɩɪɚɜɥɟɧɢɹ ɪɵɧɤɢ ɢɧɜɟɫɬɢɰɢɢ ɢ ɮɢɧɚɧɫɨɜɵɣ ɤɚɩɢɬɚɥ ɱɟɥɨɜɟɱɟɫɤɢɣ ɤɚɩɢɬɚɥ ɇɟɝɚɬɢɜɧɵɟ ɧɚɩɪɚɜɥɟɧɢɹ ɢɧɫɬɢɬɭɬɵ ɢɧɧɨɜɚɰɢɢ ɢ ɢɧɮɨɪɦɚɰɢɹ ɩɪɢɪɨɞɧɵɟ ɮɚɤɬɨɪɵ ɩɪɨɫɬɪɚɧɫɬɜɨ ɪɟɚɥɶɧɵɣ ɤɚɩɢɬɚɥ ɉɪɨɫɬɪɚɧɫɬɜɨ ɢ ɪɟɚɥɶɧɵɣ ɤɚɩɢɬɚɥ ɂɧɜɟɫɬɢɰɢɢ ɢ ɮɢɧɚɧɫɨɜɵɣ ɤɚɩɢɬɚɥ AV RCI Ɋɵɧɤɢ ɂɧɫɬɢɬɭɬɵ ɑɟɥɨɜɟɱɟɫɤɢɣ ɤɚɩɢɬɚɥ ɂɧɧɨɜɚɰɢɢ ɢ ɢɧɮɨɪɦɚɰɢɹ ɉɪɢɪɨɞɧɵɟ ɮɚɤɬɨɪɵ z z zz z z z z Ɉɬɧɨɫɢɬɟɥɶɧɨ ɪɟɝɢɨɧɨɜ ɫɪɚɜɧɟɧɢɹ ɩɨɡɢɬɢɜɧɵɦɢ ɹɜɥɹɸɬɫɹ Ɣ Ɋɵɧɤɢ ( ɦɟɫɬɨ Ɣ ɂɧɜɟɫɬɢɰɢɢ ɢ ɮɢɧɚɧɫɨɜɵɣ ɤɚɩɢɬɚɥ ɦɟɫɬɨ Ɣ ɑɟɥɨɜɟɱɟɫɤɢɣ ɤɚɩɢɬɚɥ ɦɟɫɬɨ Ʉɥɸɱɟɜɵɦɢ ɧɚɩɪɚɜɥɟɧɢɹɦɢ ɫɧɢɠɚɸɳɢɦɢ ɤɨɧɤɭɪɟɧɬɨɫɩɨɫɨɛɧɨɫɬɶ ɹɜɥɹɸɬɫɹ Ɣ ɂɧɫɬɢɬɭɬɵ ɦɟɫɬɨ Ɣ ɂɧɧɨɜɚɰɢɢ ɢ ɢɧɮɨɪɦɚɰɢɹ ( ɦɟɫɬɨ Ɣ ɉɪɢɪɨɞɧɵɟ ɮɚɤɬɨɪɵ ɦɟɫɬɨ ɛɚɥɥɚ Ɣ ɉɪɨɫɬɪɚɧɫɬɜɨ ɪɟɚɥɶɧɵɣ ɤɚɩɢɬɚɥ (46 ɦɟɫɬɨ 1.3 Анализ реализации ранее поставленных целей социально-экономического развития На момент разработки настоящей Стратегии действующие цели социально-эко- номического развития Липецкой области зафиксированы в Стратегии социально- экономического развития Липецкой области до 2024 г., принятой законом Липецкой области от 25.12.2006 г. №10-ОЗ. Стратегия была направлена, прежде всего, на обе- спечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения, сокращение разрыва в уровне социально-экономического развития между муниципальными об- разованиями области. Ключевые положения действующей Стратегии: – социальная ориентация, полагающая главной целью Стратегии повышение уровня и качества жизни населения Липецкой области; – устойчивое развитие Липецкой области как необходимая система динамики социально-экономических процессов, их сбалансированность и экологичность (в широком смысле этого понятия); – межрегиональное и международное сотрудничество как создание условий для сочетания региональных, межрегиональных, общероссийских и международных ин- тересов при решении стратегических проблем экономического, социального, эколо- гического и территориального развития. В Стратегии учтено решение задач, поставленных Президентом Российской Фе- дерации в ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, выполнение поручений, содержащихся в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596-606, от 7 мая 2018 года № 204, реализация приоритетных проектов (программ), региональных проектов (программ). Действующая Стратегия до 2024 г. подразумевает достижение 4-х стратегиче- ских целей: – Повышение благосостояния и качества жизни населения. Данная цель предпо- лагает создание экономических условий, позволяющих населению за счет собствен- ных доходов и социальной поддержки обеспечить более высокий уровень потребле- ния, приобретение и содержание комфортного жилья, пользование качественными услугами в сфере образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, безопасные условия жизни. Продолжение на 8-й стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz