Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
Всякая скорбь и теснота искупают наши грехи. Здесь поскорбим — там облегчение будет. Суд Божий не суды людские. Если здесь выискивают все, за что можно было бы зацепиться, чтобы обвинить, — там будут (если не грешно так выразиться) выискивать все, за что можно было бы зацепиться, чтобы оправдать. И один платочек, омоченный слезами, на весах правосудия Божия перетянет все наши грехи, как было с оным разбойником. Безмерная печаль опасна тем, что она ослабляет Нашу веру в Божие о нас попечение. А без этой веры и Господь нам помочь не сможет. Святые отцы говорят: Господь создал нас без нас, а спасти нас без нас Он не может. Корабль Иисусов не захлестнут никакие волны. Только надо быть на этом корабле, надо держаться его. «Вне церкви нет спасения. Кому Церковь не мать, тому Бог не отец», — говорили святые отцы. О ненужном никому и бесполезном нашем существовании, я думаю, нам и думать не следует. Если Господь дал нам жизнь, поставил нас в известные условия и жизнь нашу не прерывает, значит, жизнь наша для кого-то и для чего-то нужна. в сан архимандрита и назначи- ли наместником Владимирского Богородице-Рождественского монастыря. А 17 июня 1921 года состоялось рукоположение архи- мандрита Афанасия во епископа Ковровского. Исповедничество Время, в которое святитель занял епископскую кафедру, уготовило тяжелый путь испы- таний для тех, кто хотел сохра- нить свою веру чистой. Власть Советов жестоко преследовала православных, разоряла храмы. Набирало обороты обновленче- ское движение, провоцировав- шее церковный раскол. Епископ Афанасий как мог призывал свою паству не от- лучаться от истинной Церкви. Однажды он даже побывал на собрании обновленцев и, уви- дев там знакомого архиерея, стал взывать к его совести, а за- тем пошел к митрополиту с по- каянием в том, что присутство- вал на этом позорном сборище без его благословения. Бесстрашный архиерей бы- стро попал в поле зрения револю- ционных властей. Первый арест епископа Афанасия произошел уже в марте 1922 года по делу, свя- занному с изъятием церковных ценностей. Владыку то брали под стражу, то через какое-то время отпускали на свободу. Ему вы- двигали ультиматумы, обвиняли в связях с Ватиканом и в про- чих нелепостях. Затем епископа Афанасия бросили в Бутырскую тюрьму, отправили вСоловецкий лагерь и в Туруханский край. В 1937 году владыку без вся- ких объяснений посадили на три месяца в штрафной изолятор, где каждую ночь расстреливали людей. Епископ всякий раз го- товился к смерти, но она обошла его стороной. Затем после- довали Онежские, Карго- польские Сибирские,Ма- риинские, Темниковские тюрьмы и лагеря, Дуб- равлаг, где приходилось работать на лесоповале, строить дороги, пле- сти лапти и уби- рать навоз. Фактически лагерные мытар- ства епископа Афа- насия завершились лишь 9 ноября 1951 года. Но и тогда его насильно помести- ли в дом инвали- дов в Мордовии, где условия со- Ж изненный путь святи- теля Афанасия (Саха- рова) в этом смысле поистине уникален. По личным подсчетам владыки за 33 испо- веднических года он провел на свободе чуть более пяти лет, а в советских лагерях и тюрьмах — 21 год, в ссылках — еще более шести лет. Это была жизнь «в узах и горьких работах». В этом году исполняется 60 лет со дня блаженной кончины священноисповедника Афана- сия Сахарова, епископа Ков- ровского. Митрополит Зиновий (Мажуга) как-то сказал о нем близким к святителю людям: «Если бы вы знали, рядом с кем живете! Бойтесь обидеть этого человека не только словом, но взглядом! Он один из великих, таких больше нет». Архиерей Сергей Сахаров — таким было мирское имя епископа Афанасия—родился 2 июля 1887 года в Тамбовской губернии. Его отец Григорий был надворным советником в отставке, а мать Матрона происходила из про- стых крестьян. Имя мальчику родители дали в честь преподоб- ного Сергия Радонежского. В два года Сережа лишился отца и воспитанием занималась только мама. Учеба отроку по- началу давалась нелегко, но он рано полюбил церковное бого- служение, а в 12 лет уже напи- сал свой первый тропарь Шуй- ско-Смоленской иконе Божией Матери. На вопросы, кем хочет стать, мальчик без колебаний от- вечал: «Архиереем». После уче- бы во Владимирской семинарии и Московской духовной акаде- мии в 1912-м со степенью кан- дидата богословия, он принял монашеский постриг и новое имя в честь святого Патриарха Цареградского Афанасия, а че- рез несколько дней был возведен сначала в диаконский, а потом и в священнический сан. Он много сил отдавал пре- подавательской работе, обучал студентов литургике и искусству проповеди. Вскоре его возвели ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ СЛУЖИТЕЛЬ БОЖИЙ СТАЛ ПРАВОСЛАВНЫМ ЕПИСКОПОМ В ТЯЖЕЛОМ ДЛЯ РОССИИ 1921 ГОДУ В ВОЗРАСТЕ 34 ЛЕТ. ЕСЛИ ДО РЕВОЛЮЦИИ ПРАВЯЩИЙ ЖЕЗЛ АРХИПАСТЫРЯ ДАВАЛ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА, ТО ПОСЛЕ ПЕРЕВОРОТА АРХИЕРЕЙСТВО НЕ ОБЕЩАЛО НИЧЕГО КРОМЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЙ, ТЯЖКИХ ИСПЫТАНИЙ И БОЛЕЗНЕЙ. Вера ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 26 № 129(26569) Наталья Сизова ные службы так, чтобы облег- чить их понимание мирянам. Он всем своим страдающим сердцем был предан Господу и простым людям, и Царь цар- ствующих даже открыл ему день и час перехода в вечность. В воскресенье 28 октября 1962 года, в восемь часов утра епи- скоп Афанасий тихо отошел ко Господу. Известно, что послед- ними словами святителя были: «Молитва вас всех спасет!». В ав- густе 2000 года он был прослав- лен в лике новомучеников и исповедников российских, которым посвятил одно из лучших своих творений «Служба Всем святым, в земле Российской проси- явшим». Фото с сайта vladmuseum.ru Святитель Афанасий (Сахаров) держания были не лучше, чем в тюрьме. Только в 1955-м владыка, весь измученный тяжелыми бо- лезнями, смог вернуться домой. Знавшие его люди удивля- лись, что за все время заключения владыка ни разу не возроптал и не пришел в уныние. Наоборот, возвращаясь с допросов, после страшных избиений он прини- мался со слезами на глазах благо- дарить Господа за скорби. Своим людям владыка писал: «Мысль о страданиях за меня моих близ- ких угнетала меня более, чем мои личные злострадания». Он очень почитал пророка Илию и считал, что именно его молитвами спасся от голодной смерти. Он сохранил природное чувство юмора и когда отбывал очередное заключение в Усть- Сысольске, то в маленькой из- бушке, где содержалось много за- ключенных, устраивая себе койку за печкой, в шутку называл себя епископом Запечским. В неволе он научился искусно делать ико- ны и кресты для священников. Ему каким-то образом удавалось совершать службу и во всем сле- довать церковному Уставу. Су- точный круг богослужения он проходил ежедневно по памяти и никогда не давал себе поблажек во время постов. Несгибаемый архипастырь Известно, что когда митро- полит Сергий (Страгородский) обнародовал декларацию, со- гласно которой Церковь шла на сближение с советской вла- стью, часть архиереев переста- ла ему подчиняться и поминать за богослужением, считая, что он превысил свои полномочия. К числу таких «непоминаю- щих» принадлежал и владыка Афанасий. Но когда в 1946 году Церковь возглавил Патриарх Алексий I, епископ Афанасий сразу же признал его канониче- ские права и призвал всех оста- вить «непоминание». Слово его было веско и авто- ритетно, поэтому владыку Афа- насия преследовали даже на по- кое: вроде и позволяли служить, но при закрытых дверях и без ар- хиерейского облачения. Послед- ние годы жизни он проводил в домашней молитве, в беседах с людьми и литургических тру- дах. Архипастырь упорядочивал, дополнял и составлял церков- ВЕЛИКИЙ УЗНИК Рака с мощами святителя Афанасия в монастыре города Владимира НАРЕЧЕННЫЙ В ЧЕСТЬ ПЕЧАЛЬНИКА ЗЕМЛИ РУССКОЙ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО, БУДУЩИЙ ВЛАДЫКА ГЛУБОКО ВОСПРИНЯЛ БЕЗЗАВЕТНУЮ ЛЮБОВЬ К ЦЕРКВИ И ОТЕЧЕСТВУ, КОТОРАЯ ТАК ОТЛИЧАЛА САМОГО ПРЕПОДОБНОГО. ИЗ ПИСЕМ СВЯТИТЕЛЯ АФАНАСИЯ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz