Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Всякая скорбь и теснота искупают наши грехи. Здесь поскорбим — там облегчение будет.  Суд Божий не суды людские. Если здесь выискивают все, за что можно было бы зацепиться, чтобы обвинить, — там будут (если не грешно так выразиться) выискивать все, за что можно было бы зацепиться, чтобы оправдать. И один платочек, омоченный слезами, на весах правосудия Божия перетянет все наши грехи, как было с оным разбойником.  Безмерная печаль опасна тем, что она ослабляет Нашу веру в Божие о нас попечение. А без этой веры и Господь нам помочь не сможет. Святые отцы говорят: Господь создал нас без нас, а спасти нас без нас Он не может.  Корабль Иисусов не захлестнут никакие волны. Только надо быть на этом корабле, надо держаться его. «Вне церкви нет спасения. Кому Церковь не мать, тому Бог не отец», — говорили святые отцы.  О ненужном никому и бесполезном нашем существовании, я думаю, нам и думать не следует. Если Господь дал нам жизнь, поставил нас в известные условия и жизнь нашу не прерывает, значит, жизнь наша для кого-то и для чего-то нужна. в сан архимандрита и назначи- ли наместником Владимирского Богородице-Рождественского монастыря. А 17 июня 1921 года состоялось рукоположение архи- мандрита Афанасия во епископа Ковровского. Исповедничество Время, в которое святитель занял епископскую кафедру, уготовило тяжелый путь испы- таний для тех, кто хотел сохра- нить свою веру чистой. Власть Советов жестоко преследовала православных, разоряла храмы. Набирало обороты обновленче- ское движение, провоцировав- шее церковный раскол. Епископ Афанасий как мог призывал свою паству не от- лучаться от истинной Церкви. Однажды он даже побывал на собрании обновленцев и, уви- дев там знакомого архиерея, стал взывать к его совести, а за- тем пошел к митрополиту с по- каянием в том, что присутство- вал на этом позорном сборище без его благословения. Бесстрашный архиерей бы- стро попал в поле зрения револю- ционных властей. Первый арест епископа Афанасия произошел уже в марте 1922 года по делу, свя- занному с изъятием церковных ценностей. Владыку то брали под стражу, то через какое-то время отпускали на свободу. Ему вы- двигали ультиматумы, обвиняли в связях с Ватиканом и в про- чих нелепостях. Затем епископа Афанасия бросили в Бутырскую тюрьму, отправили вСоловецкий лагерь и в Туруханский край. В 1937 году владыку без вся- ких объяснений посадили на три месяца в штрафной изолятор, где каждую ночь расстреливали людей. Епископ всякий раз го- товился к смерти, но она обошла его стороной. Затем после- довали Онежские, Карго- польские Сибирские,Ма- риинские, Темниковские тюрьмы и лагеря, Дуб- равлаг, где приходилось работать на лесоповале, строить дороги, пле- сти лапти и уби- рать навоз. Фактически лагерные мытар- ства епископа Афа- насия завершились лишь 9 ноября 1951 года. Но и тогда его насильно помести- ли в дом инвали- дов в Мордовии, где условия со- Ж изненный путь святи- теля Афанасия (Саха- рова) в этом смысле поистине уникален. По личным подсчетам владыки за 33 испо- веднических года он провел на свободе чуть более пяти лет, а в советских лагерях и тюрьмах — 21 год, в ссылках — еще более шести лет. Это была жизнь «в узах и горьких работах». В этом году исполняется 60 лет со дня блаженной кончины священноисповедника Афана- сия Сахарова, епископа Ков- ровского. Митрополит Зиновий (Мажуга) как-то сказал о нем близким к святителю людям: «Если бы вы знали, рядом с кем живете! Бойтесь обидеть этого человека не только словом, но взглядом! Он один из великих, таких больше нет». Архиерей Сергей Сахаров — таким было мирское имя епископа Афанасия—родился 2 июля 1887 года в Тамбовской губернии. Его отец Григорий был надворным советником в отставке, а мать Матрона происходила из про- стых крестьян. Имя мальчику родители дали в честь преподоб- ного Сергия Радонежского. В два года Сережа лишился отца и воспитанием занималась только мама. Учеба отроку по- началу давалась нелегко, но он рано полюбил церковное бого- служение, а в 12 лет уже напи- сал свой первый тропарь Шуй- ско-Смоленской иконе Божией Матери. На вопросы, кем хочет стать, мальчик без колебаний от- вечал: «Архиереем». После уче- бы во Владимирской семинарии и Московской духовной акаде- мии в 1912-м со степенью кан- дидата богословия, он принял монашеский постриг и новое имя в честь святого Патриарха Цареградского Афанасия, а че- рез несколько дней был возведен сначала в диаконский, а потом и в священнический сан. Он много сил отдавал пре- подавательской работе, обучал студентов литургике и искусству проповеди. Вскоре его возвели ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ СЛУЖИТЕЛЬ БОЖИЙ СТАЛ ПРАВОСЛАВНЫМ ЕПИСКОПОМ В ТЯЖЕЛОМ ДЛЯ РОССИИ 1921 ГОДУ В ВОЗРАСТЕ 34 ЛЕТ. ЕСЛИ ДО РЕВОЛЮЦИИ ПРАВЯЩИЙ ЖЕЗЛ АРХИПАСТЫРЯ ДАВАЛ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА, ТО ПОСЛЕ ПЕРЕВОРОТА АРХИЕРЕЙСТВО НЕ ОБЕЩАЛО НИЧЕГО КРОМЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЙ, ТЯЖКИХ ИСПЫТАНИЙ И БОЛЕЗНЕЙ. Вера ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 26 № 129(26569) Наталья Сизова ные службы так, чтобы облег- чить их понимание мирянам. Он всем своим страдающим сердцем был предан Господу и простым людям, и Царь цар- ствующих даже открыл ему день и час перехода в вечность. В воскресенье 28 октября 1962 года, в восемь часов утра епи- скоп Афанасий тихо отошел ко Господу. Известно, что послед- ними словами святителя были: «Молитва вас всех спасет!». В ав- густе 2000 года он был прослав- лен в лике новомучеников и исповедников российских, которым посвятил одно из лучших своих творений «Служба Всем святым, в земле Российской проси- явшим». Фото с сайта vladmuseum.ru Святитель Афанасий (Сахаров) держания были не лучше, чем в тюрьме. Только в 1955-м владыка, весь измученный тяжелыми бо- лезнями, смог вернуться домой. Знавшие его люди удивля- лись, что за все время заключения владыка ни разу не возроптал и не пришел в уныние. Наоборот, возвращаясь с допросов, после страшных избиений он прини- мался со слезами на глазах благо- дарить Господа за скорби. Своим людям владыка писал: «Мысль о страданиях за меня моих близ- ких угнетала меня более, чем мои личные злострадания». Он очень почитал пророка Илию и считал, что именно его молитвами спасся от голодной смерти. Он сохранил природное чувство юмора и когда отбывал очередное заключение в Усть- Сысольске, то в маленькой из- бушке, где содержалось много за- ключенных, устраивая себе койку за печкой, в шутку называл себя епископом Запечским. В неволе он научился искусно делать ико- ны и кресты для священников. Ему каким-то образом удавалось совершать службу и во всем сле- довать церковному Уставу. Су- точный круг богослужения он проходил ежедневно по памяти и никогда не давал себе поблажек во время постов. Несгибаемый архипастырь Известно, что когда митро- полит Сергий (Страгородский) обнародовал декларацию, со- гласно которой Церковь шла на сближение с советской вла- стью, часть архиереев переста- ла ему подчиняться и поминать за богослужением, считая, что он превысил свои полномочия. К числу таких «непоминаю- щих» принадлежал и владыка Афанасий. Но когда в 1946 году Церковь возглавил Патриарх Алексий I, епископ Афанасий сразу же признал его канониче- ские права и призвал всех оста- вить «непоминание». Слово его было веско и авто- ритетно, поэтому владыку Афа- насия преследовали даже на по- кое: вроде и позволяли служить, но при закрытых дверях и без ар- хиерейского облачения. Послед- ние годы жизни он проводил в домашней молитве, в беседах с людьми и литургических тру- дах. Архипастырь упорядочивал, дополнял и составлял церков- ВЕЛИКИЙ УЗНИК Рака с мощами святителя Афанасия в монастыре города Владимира НАРЕЧЕННЫЙ В ЧЕСТЬ ПЕЧАЛЬНИКА ЗЕМЛИ РУССКОЙ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО, БУДУЩИЙ ВЛАДЫКА ГЛУБОКО ВОСПРИНЯЛ БЕЗЗАВЕТНУЮ ЛЮБОВЬ К ЦЕРКВИ И ОТЕЧЕСТВУ, КОТОРАЯ ТАК ОТЛИЧАЛА САМОГО ПРЕПОДОБНОГО. ИЗ ПИСЕМ СВЯТИТЕЛЯ АФАНАСИЯ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz