Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
Переключая каналы ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 20 № 12 9 (26569) Исаак Розенфельд, обозреватель «Липецкой газеты» ТАКОВА СПОРТИВНАЯ ЖИЗНЬ? ЖИЗНЬ И СУДЬБА ИЗВЕСТНОГО СПОРТСМЕНА — ДРАМА, А ТО И ТРАГЕДИЯ. ЦЕНА ЕГО ДОСТИЖЕНИЙ ЗАПРЕДЕЛЬНО ВЫСОКА Рудольф Загайнов Б ыло обещано кино о спор- те. О волейболистках из Калининграда, неожи- данно взявших «золото» на чем- пионате страны. Спорт, однако, никогда не ограничивался кромкой фут- больного поля, периметром боксерского ринга и теннисного корта. Он часть народного бы- тия, национальной истории и мифологии. Улетавший в мо- сковское небо 1980 года на воз- душных шариках «наш ласковый Миша» — такой же державный символ, как победные салюты 9Мая, песня про Катюшу и пер- вый советский спутник. Олим- пийские игры в Сочи ломали антироссийские штампы запад- ной пропаганды. И вовсе неслу- чайно в преддверии тотальных санкций «партнеры» нанесли пробный удар именно по спорт- сменам, запретив им выступать под флагом Родины. До отмены Пушкина и Достоевского еще не дошло, а русских гимнасток и фигуристок уже бессовестно ли- шали заслуженных побед и веры в себя. Но столь же неслучайно вехою в восстановлении связи поколений оказались фильмы «Движение вверх» и «Легенда №17» о триумфах советских бас- кетболистов и хоккеистов. Выборыжанра Психолог Рудольф Загайнов, работавший с Сергеем Бубкой, АнатолиемКарповым, Алексеем Ягудиным, писал, что жизнь и судьба известного спортсмена — драма, а то и трагедия. Цена его достижений запредельно высо- ка. Она подразумевает отказ от многого, что для большинства людей составляет смысл и ра- дость существования. Даже от ПОСЛЕ ВОЕНКОРОВСКИХ РЕПОРТАЖЕЙ ИЗ ДОНБАССА, ИЗ ХЕРСОНА СМОТРЕТЬ КАКИХ-НИБУДЬ «МОРСКИХ ДЬЯВОЛОВ» НЕ ТЯНЕТ. СУПЕРМЕНСКИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ИЗ БОЕВИКОВ, КОГДА ИДЕТ НАСТОЯЩАЯ, НЕ КИНОШНАЯ ВОЙНА, ВЫЗЫВАЮТ НЕЛОВКОСТЬ. ВОТ Я И ВКЛЮЧИЛ «РОССИЮ-1». ТАМ НАЧИНАЛСЯ СЕРИАЛ «ЧАЙКИ». ЧЕХОВ ПОЛАГАЛ, ЧТО ПЯТЬ ПУДОВ ЛЮБВИ В ЕГО ПЬЕСАХ — ЭТО ОЧЕНЬ И ОЧЕНЬ НЕМАЛО. И ОШИБСЯ. В «ЧАЙКАХ» ЛЮБОВНЫХ ПЕРИПЕТИЙ НЕ ПЯТЬ, А 2 5 ПУДОВ. КОГДА ГЕРОИ СПОРТА, ЧЬЯ ПОБЕДА НАМ КАК ВОЗДУХ НУЖНА, СТАНОВЯТСЯ ГЕРОЯМИ ЗАУРЯДНОЙ МЕЛОДРАМЫ, МНЕ УЖЕ НЕ ХОЧЕТСЯ ВКЛЮЧАТЬ ТЕЛЕВИЗОР. любви. Любовь должна подо- ждать до окончания Олимпи- ады. Она, на взгляд психолога, сильнейшая контрдоминанта важнейшему делу жизни чело- века и может все попросту загу- бить. Так происходит не только в спорте. Загайнов называет ве- ликих музыкантов, ученых, что шли на жертвы ради призвания. В предисловии к философско- му роману «Цитадель» Сент Экзюпери признавался: меняю мою жизнь на эту книгу. Но в «Чайках» подобный об- мен сочли не равноценным. Че- хов полагал, что пять пудов любви в его пьесах — это очень и очень немало. И ошибся. В «Чайках» любовных перипетийне пять, а 25 пудов. Режиссер Антон Сиверс, похоже, сильно засомневался, удержит ли волейбол перед «ящи- ком» публику на протяжении 16 серий. И главный сюжет оброс массой ответвлений преимуще- ственно романтического, если угодно, альковного толка. Авто- ры телефильма при этом выбрали не драму, а мелодраму. Скром- ному Антону Павловичу эдакие фабульные повороты в голову не приходили. Посудите сами. Сын владельца команды Артем, извините, спит с маче- хой, то есть папиной супругой. Правда, ему ужасно нравится звезда «Чайки» Катя, однако мачеха держит слабовольного пасынка на коротком поводке. А Катя была невестой бывше- го тренера, только не пожела- ла следовать за ним в Москву и играть за столичную команду, не бросила родной коллектив и родной город. Вскоре она отдала свое сердце капитану дальнего плавания, потом поссорилась с ним и приняла ухаживания Ар- тема. У нового главного трене- ра, скандального и гениального Максима Тополя свои замороч- ки. Поорав на девушек во время тренировок, он в свободное от этих служебных обязанностей время дрейфует между давней зазнобой Лерой и докторшей Леной и топит свои проблемы в пиве и виски. Лера любит То- поля, но он невыносим, и она едва не отправляется под венец с кудрявым телекомментатором. Вы не запутались, господа, кто с кем, кто в кого, кто кому? А я-то не перечислил и поло- вины любовных коллизий, еле- еле вместившихся в некороткий метраж фильма. А как же волейбол, спросите вы? Дался он вам, этот волейбол. Он всего-навсего фон для куда более интересных историй. Когда звезды тускнеют Душераздирающие рома- ны — не единственный козырь создателей «Чаек». Им требова- лась двойная, тройная гарантия хорошего рейтинга. Иони ничего не упустили. Допинг, изнасило- вание, возникшая сбоку-припеку детективная интрига с убийством пахана, перенесенного в наши дни прямиком из «лихих 90-х», удочерение Тополем строптивого подростка, чья мамаша угодила за решетку и бесследно исчезла, по крайнеймере, до следующего, уже анонсированного, второго сезона сериала. Вдобавок за спи- ной спортсменок и болельщиков прожженные дельцы сговарива- ются продать калининградскую команду в Сочи. Замес, согласитесь, крутой. При том сценаристы мало забо- тились о достоверности или, на худой конец, внятности того, что приходило им в голову. У них все сшито наспех белыми нитками. По-видимому, прав был Карен Шахназаров: в отечественном кинематографе острый дефицит сценаристов.Пустьне выдающих- ся, но хотябыпрофессиональных. Талантливых актеров у нас заметно больше, чем кинодрама- тургов. Вот и в «Чайке» звездный состав исполнителей. Только он мало что спасает. Я в первый раз увидел, как Михаил Пореченков может быть неорганичным и на- тужным. Раньше думалось, что ему все по силам. Он хорош и в «Докторе Тырсе», и в «Ликвида- ции», и в комедийном детективе про Леху Николаева — агента национальной безопасности, и в «Небесном суде», где Поречен- ков играет адвоката, который на том свете отмазывает грешни- ков от отправки в ад. Ему даже в рекламе удается так заразитель- но расхваливать «Русское Лото», как будто он сам только что выиграл миллион. В «Чайках» легкий, пластичный дар актера прогнулся под тяжестью бруталь- ного, хамоватого персонажа по имени Максим Тополь. Поре- ченков старался. Но бедная за- данная схема не обрела полно- ценного воплощения на экране. То же случилось и с Равша- ной Курковой. Мы узнали и запомнили ее в тонком мини- сериале «А у нас во дворе», в ко- тором судьбу ее героини искале- чил распад Советского Союза. Она приехала в далекий чужой город из сопредельной респуб- лики, метет двор и умудряется не растерять достоинство, не усту- пать обстоятельствам. А у Леры в «Чайках» судьбы как раз и нет. Красивая актриса изображает нечто почти с усмешкой над тем, что вынуждена делать. Пожалуй, лишь Александра Богданова, благодаря чуду актер- ского донорства, наделила Катю Малышеву живой кровью. Но не маловато ли этого для фильма с двадцатью пятью, если не трид- цатью отнюдь не эпизодически- ми персонажами? Чем ближе к финалу, тем торопливее и безогляднее не распутывают, а разрубают тугие узлы сценаристы и режиссер. Артем бросается спасать тону- щих детей и попадает в реани- мацию. Раскрывший его шашни с мачехой отец, чуть было ни пристреливший сына-шалуна, в больничной палате трога- тельно прощает грешок своего отпрыска. Отрицательные ско- ропостижно превращаются в положительных. Режиссеру по- чему-то понадобился, так ска- зать, глобальный хэппи-энд. И вдоволь поизмывавшийся над волейболистками Тополь вдруг обращается к ним с прочувство- ванными словами: вы все мои дочки. В благодарность за это они ложатся костьми и выигры- вают решающий матч. Короче, до встречи в новом сезоне, ребята. Но я не уверен, что буду смотреть продолжение. Когда герои спорта, чья победа нам как воздух нужна, становят- ся героями заурядной мелодра- мы, мне уже не хочется включать телевизор. Фото с сайта allnewspro.ru работал со многими известными спортсменами Психолог Рудольф Загайнов
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz