Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
№ 12 9 (26569) ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 6 Образование Р ебята удивленно округля- ют глаза, когда модели из фанеры и картона вдруг оживают и начинают двигать- ся: «Неужели! Не может быть!». Луноход на радиоуправлении, марсоход с гидравлическим меха- низмом, экскаватор, катапульта, которая еще и стреляет. Нет, это не витрина магазина игрушек. Такие устройства будущие ин- женеры-изобретатели собирают своими руками на занятиях в детском клубе. Совместить несовместимое Ольга и Павел вместе разви- вают любимое дело. Она мечтала стать учителем с пяти лет. Прихо- дила в гости к бабушке, усажива- лась на подоконнике большого дома и рассматривала, перебирала в руках счетный материал — ма- шинки, бабочки, грибочки. Да-да, бабушка была учителем. В душе девочки росло желание обла- дать всеми этими сокровищами и, конечно, быть как бабушка. Она часто играла «в школу» со своими куклами, составляла для них рабочие тетради, проводила уроки. Прошли годы, и детская мечта сбылась. Ольга работала в детском саду, школе, центре по- вышения квалификации. За семь лет прошла путь от менеджера до заместителя директора. Ивот тогда-то вновь вспомни- ла о занятиях с детьми, но в этот раз хотелось, чтобы это было дей- ствительно свое дело. Ольга реши- лась на открытие клуба детского развития. Первые три года сов- мещала работу в центре с основ- ной. Но это только мешало, и ее клуб медлен- но погибал. Поняла, что надо увольняться. Полностьюпогрузилась в процесс, и дела пошли в гору. Особенно после того, как к проекту присо- единился мужПавел. Его страсть — механизмы. В детстве Павел занимался авиа- моделированием, мастерил суда, паял микросхемы. После Московского института стали и сплавов трудился в конструк- торских организациях, был главным инженером, руководил проектами. А на работу с детьми его вдохновила Ольга. И здесь уже в полной мере проявился изобретательский талант Павла, который и подсказал верный век- тор развития их клуба — растить юных инженеров. Начинали с партнерами из Москвы — центром техниче- ского творчества. Открыли два направления — «робототехника» и «инженеры-изобретатели». Получили лицензию. Первый год арендовали поме- щение. Это оказалось тяжким бременем. П л о щ а д ь удалось вы- купить. Со временем все желающие по- знакомиться с миром инженерного творчества перестали там помещаться. И Ильины решили проводить выездные занятия в школах и дет- ских садах. С а м ы м м л а д ш и м рекоменду- ют начинать с азов робототехники и заодно учиться работать с клеем, инструментами и наждачной бумагой. А уже потом перехо- дить на нестандартные кон- структоры. Первые модели — простые: машинки, самолеты. Постепенно задачи усложняют- ся. В ход идут радиоуправление и гидравлические механизмы. Заготовки вырезаются по соб- ственным чертежам. Помогли грант и пандемия Новый импульс развития дет- ского клуба Ильиных наметился, как ни странно, в пандемию. Ког- да всех посадили по домам, Павел сконструировал и собрал неболь- шой лазерный станок. До это- го детали для конструирования моделей приходилось заказывать. Новое устройство позволило вырезать заготовки для занятий самостоятельно. Но мощностей станка, который работал и днем и ночью, катастрофически не хва- тало на всех детей. Тогда Ильи- ны подали заявку на конкурс грантов для социальных пред- принимателей. Выиграли его и стали резидентами «Технопарка- Липецк». На полученные сред- ства приобрели профессиональ- ный лазерный станок. Сотрудничество с технопар- ком открыло перед воспитан- никами детского клуба новые горизонты. Они смогли увидеть своими глазами промышленное производство. Для будущих ин- женеров это уникальный опыт. — Можно долго объяснять детям, что такое простые меха- низмы, как они соединяются в большие сложные цепочки и улучшают нашу жизнь. Расска- зывать, что простой незаметный предмет, который мы используем в быту, берется не из магазина, а его делают люди на предприя- тии. Но пока не увидишь все своими глазами, не потрога- ешь руками продукцию, которая только что сошла с конвейера, слова так и останутся словами, — утверждает Ольга. Дальше — больше. Детский центр вышел на тропу соревно- ваний. Задумыва- лись об этом давно, но помешала пандемия. Состязаться онлайн совсем не хотелось. Ведь ребята привыкли все делать по-настоящему. Всероссийско- му этапу конкур- са «Инженерные кадры России» предшествовал региональный, в ходе которого три команды клу- ба представили на нем свои техни- ческие проекты. Пройдя все испытания, они ста- ли абсолютными победителями в двух номинациях и вышли на федеральный этап соревнований, собравший юных инженеров со всей страны. Всего было 64 команды. Теперь уже воспитанники Ольги и Павла могут подсказы- вать взрослым, как оптимизиро- вать технологический процесс. После экскурсии на произ- водство бумажных трубочек и переработку шин в липецком технопарке юные изобретатели продемонстрировали свои идеи и рассказали, как улучшить ра- боту предприятий и облегчить ручной труд. В итоге они стали призерами сразу в двух номина- циях престижного состязания и попали в базу одаренных детей России. — Для ребят это взрыв мозга в хорошем смысле слова, — за- мечает Ольга. —Все они изобре- татели. Каждую минуту что-то придумывают, конструируют и многому нас учат. Если за ними внимательно наблюдать на заня- тиях, можно найти подсказки, куда двигаться дальше. Нескучное лето В конце каждого учебного года в клубе проводят итоговый фестиваль технических наук. Показывают родителям, чему на- учились дети. Не скучает детский центр и на каникулах. — Мы активно участвуем в городских мероприятиях, — рас- сказывает Ольга. —Это помогает развитию проекта. Наша «фиш- ка» — динамические игрушки, передающие моторику движения живых существ или механиз- мов. Это могут быть кузнецы или клюющие птички, дергунчики, клоуны, куклы. Многим ребятам и их родителям полюбились технические интенси- вы на каникулах. В этом году все мак- симально при- ближено к жизни. Юные электрики учились делать электропроводку в доме, подключать лампочку, розетку и выключатели, спаивать провода и даже своими руками собирать ночник. У Ильиных еще много идей и проектов. Не хватает толь- ко самого ценного ресурса — времени. Но они надеются на помощь. Дочь Павла и Ольги Катя сейчас учится в Москве, изучает робототехнику. И, воз- можно, продолжит дело своих неугомонных родителей. Вместе они вырастят не одно поколение талантливых «технарей» и изо- бретателей. Фото Елизаветы Колесниковой ПРИКЛЮЧЕНИЯ ДЛЯ ЭЛЕКТРОНИКОВ ЧТО ОБЩЕГО У УЧИТЕЛЯ И ИНЖЕНЕРА? НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД, СОВСЕМ РАЗНЫЕ СФЕРЫ. НО ОЛЬГА И ПАВЕЛ ИЛЬИНЫ СМОГЛИ ОБЪЕДИНИТЬ СВОИ ИНТЕРЕСЫ В ОДИН УСПЕШНЫЙ ПРОЕКТ. СОЗДАННЫЙ ИМИ ДЕТСКИЙ КЛУБ СТАЛ РЕЗИДЕНТОМ «ТЕХНОПАРКА-ЛИПЕЦК», А ЕГО ВОСПИТАННИКИ — ПРИЗЕРАМИ ПРЕСТИЖНОГО ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА ЮНЫХ ИНЖЕНЕРОВ. Ольга Журавлева Павел и Ольга Ильины раскрывают тайны самых обычных вещей НА ЗАНЯТИЯХ ЮНЫЕ ИНЖЕНЕРЫ- ИЗОБРЕТАТЕЛИ ДЕЛАЮТ ПРИЧУДЛИВЫЕ КОНСТРУКЦИИ ИЗ ТРУБОЧЕК ДЛЯ КОКТЕЙЛЕЙ, ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ ОТКРЫТКИ, ЗАЖИГАЮТ СВЕТ В ДОМИКАХ. НАША ЗАДАЧА — ПОДДЕРЖАТЬ СТРЕМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ К ТЕХНИЧЕСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ, ПОКАЗАТЬ, ЧТО ДАЖЕ САМАЯ, НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД, НЕОБЫЧНАЯ ИДЕЯ ИМЕЕТ ПРАВО НА СУЩЕСТВОВАНИЕ Ольга Ильина Даже марсоход можно собрать на занятиях Динамическая игрушка передает моторику движения живых существ и механизмов
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz