Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Воловский район 5 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 19 / 10 / 22 Н о вернуться в школу ока- залось непросто — не было свободных мест. Помогла программа «Земский учитель», по условиям которой Пучков переехал в Волово и по- лучил миллион рублей. По тру- довому договору ему предстоит здесь трудиться не менее пяти лет. Повелитель вулканов В школе Сергею Пучкову сначала нравилась биология, а в восьмом классе он влюбился в химию. Благодаря хорошим учителям этот предмет давал- ся ему легко. Особенно долго- жданными были опыты, кото- рых в программе, увы, не так уж и много. Когда настало время определяться с будущей про- фессией, Сергей, не сомневаясь, подал документы на факультет естественных наук в Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева. Пучков изначально плани- ровал отучиться на химика и ре- ализовать свою долгожданную мечту — работать в лаборатории с различными препаратами. Но на этом направлении был се- рьезный конкурс из-за большого числа не поступивших на меди- цинский факультет. Тогда аби- туриент решил стать учителем химии и биологии. Возможно, на такой выбор повлиял пример его мамы, которая всю жизнь преподает специальные дисци- плины в одном из колледжей го- рода Ливны. Учиться Пучкову нравилось. Он и сейчас с удовольствием вспоминает, как в лаборатории устраивал «извержение вул- кана» с вытекающей из жерла красно-черной лавой, похожей на настоящую. Такого эффекта можно добиться, если поджечь оксид хрома. Как завороженный смотрел студент и на «золотой снег», что является результатом смешивания нескольких реак- тивов и нагревания раствора. Высшим мастерством считалось получить хлор, а затем опустить в него красный фосфор. В итоге происходит вспышка, словно на старом фотоаппарате. Однажды у Пучкова в руках взорвалась пробирка. Произо- шло это из-за микроскопиче- ской трещины, которую ни ла- борант, ни он не заметили. Но благодаря соблюдению техники безопасности все обошлось. С тех пор педагог считает перво- степенным научить школьников правильно себя вести во время опытов и обращаться с химиче- ской посудой. Она обязательно должна быть цельной, ведь даже малейшие сколы могут привести к печальным последствиям. Уехал на заработки После окончания вуза Сер- гей Андреевич пришел работать в сельскую школу у себя на ро- дине. Вспоминает, как сильно смущался, когда его представи- ли на линейке. А уже второго сентября он в первый раз вошел в класс в качестве учителя. Вол- новался до дрожи в голосе, как его, еще вчерашнего студента, примут дети. Пучков составил подробный план и подготовил презентацию, но переживал, что не уложится в отведенные 45 минут. На первом занятии хоте- лось многое рассказать, ведь хи- мия бесконечно интересна, да и в жизни без нее не обойтись. Приводить как можно боль­ ше примеров, излагать теорию с опорой на интересные факты и компьютер — один из методов Сергея Пучкова. На собствен- ном опыте он понял, что «детей ютуба» нужно заинтересовать. Если в первые пять минут этого не сделать, дальнейшие усилия педагога напрасны. Ученики на уроке начнут скучать и ба- ловаться. Сергею Андреевичу дали классное руководство, он довел своих учеников до выпускного в девятом классе. И так прикипел к ребятам, что при расставании с ними еле сдерживал слезы. Вскоре ему самому пришлось уйти из школы по семейным обстоятельствам. Нужна была крупная сумма денег, и ее он за- работал в столице, занимаясь ре- монтом. Затем вернулся домой, устроился инженером по охране труда на элеватор, но все мысли были о детях. Бывшая одногруппница, с которой Пучков поддержива- ет связь со студенческих вре- мен, предложила устроиться в школу по программе «Земский учитель». К этой идее Сер- гей отнесся скептически. Стал изучать сайт, но так ничего и не понял. Лишь со второй по- пытки сокурснице удалось его убедить. Тогда он погрузился в тему и открыл для себя огромное количество предложений. Тре- бовались учителя на Кавказе, в Сибири и на Дальнем Востоке. Ехать так далеко молодой спе- циалист не хотел, поэтому оста- новился на школе в Нижнем Большом Воловского района. — Признаться, и это для меня был шаг. Ведь вместе с переездом сразу встает вопрос жилья. Смогу ли я его оплачи- вать, — рассказывал Сергей Ан- дреевич о своих опасениях. Решение он все же принял, подал документы и дело оста- валось за малым — выиграть конкурс, по которому в рамках программы предоставляется рабочее место. Были у педагога сомнения, подойдет ли его кан- дидатура. Поэтому когда ему по- звонили из Липецка и сообщили о положительном результате, ра- дости не было предела. Коробка для мобильников Переезд в Волово стал для Пучкова своеобразным чистым листом, с которого началась его новая школьная жизнь. Пока он ей очень доволен. Ему нравит- ся размеренный ритм, красивая природа, чистый воздух, хоро- шие люди. Живет педагог в рай- центре в комфортной служеб- ной квартире. Оттуда до школы в Нижнем Большом, где он ра- ботает с понедельника по среду, всего пять километров. Сергей Андреевич снова на- зывает себя многодетным отцом, в этот раз шестнадцати мальчи- шек и девчонок. Классный папа чувствует на себе все бремя от- ветственности за судьбу ребят, чье будущее зависит от того, насколько дома и в школе за- нимаются их патриотическим, спортивным, нравственным воспитанием. Поэтому так нуж- ны сегодняшние «разговоры о важном», где учитель говорит с учениками о вечных ценностях, учит уважать старших, любить Родину, да и просто не хамить, не ругаться матом и культурно себя вести. — Иногда в коридоре слы- шу, как дети кричат друг другу «заткнись». Останавливаю, на- чинаю объяснять, что в русском языке много других более при- ятных слов. А что если сказать шуткой, например, «сомкните ваши уста». Дети, разумеется, смеются, но все же прислуши- ваются, — пояснял педагог. Ему, как и многим его кол- легам по цеху, приходится бо- роться и за учительский автори- тет, который в последнее время сильно упал, и с мобильными телефонами на уроках. В первые годы работы было особенно тя- жело. Сергей Андреевич просил отключать и не доставать гад­ жеты из портфелей. Но не все ребята слушались, так что мо- бильники он отбирал. Старше- классники возмущались. Тогда молодой учитель проявил чудеса смекалки. Своими руками сде- лал коробку, обшил ее изнутри поролоном и предложил класть туда телефоны в начале занятий, а в конце — забирать. С тех пор вопрос был исчерпан. По четвергам и пятницам Сергей Андреевич работает в Захаровке, где ему тоже сильно обрадовались. Женскому пед- коллективу не хватало мужской силы и строгости. Дети немного побаиваются и уважают Пучко- ва, но в то же время любят и с нетерпением ждут. В день у «земского» учителя по семь уроков. Когда выдает- ся свободное время, он слушает музыку и много читает. Бывает, что интересная книга лишает его ощущения времени. Но к работе это не относится. Каждое утро он снова входит в класс, чтобы дать ребятам новые знания, а если получится, то и немного «похимичить». Фото Геннадия Логунова МНЕ ДОВЕЛОСЬ ПОПРОБОВАТЬ СЕБЯ В РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЯХ, НО ВСЕ ЭТО ВРЕМЯ Я ДУМАЛ ОШКОЛЕ. И ПОНЯЛ, ЧТОМОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ — УЧИТЬ И ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ Сергей Пучков В ЭТОМ ГОДУ МЫОСТАЛИСЬ БЕЗ УЧИТЕЛЯ ХИМИИ И БИОЛОГИИ. КАК ТОЛЬКО УЗНАЛИ, ЧТО В НИЖНЕЕ БОЛЬШОЕ ПРИЕХАЛ МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ, СРАЗУЖЕ ПРЕДЛОЖИЛИ ЕМУ РАБОТАТЬ У НАС. БЛАГОДАРЯ ПРОГРАММЕ «ЗЕМСКИЙ УЧИТЕЛЬ» РЕШИЛИ КАДРОВЫЙ ВОПРОС Наталья Митрохина, директор школы села Захаровка, Воловский район «ЗЕМСКИЙ» БИОЛОГ И ХИМИК В новом учебном году в Волово из соседней Орловской области приехал «земский» учитель. Сергей Пучков преподает биологию и химию сразу в двух школах — в селах Нижнее Большое и Захаровка. У себя на родине он уже успел поработать по профессии, но потом был вынужден ее сменить. Через несколько лет педагог понял, что смысл его жизни в детях. Анна Ледовских Сергей Пучков с учениками одиннадцатого класса Захаровской школы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz