Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 13 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 125 /26565/18 ОКТЯБРЯ 2022 Аналитическая записка к региональному проекту «Региональная и местная дорожная сеть». Общее географическое описание Липецкая область расположена в центре Европейской части России, на пересе- чении важнейших транспортных магистралей, связывающих столицу Российской Фе- дерации с Южным регионом, а западные районы – с Поволжьем. Липецкая область граничит с соседними областями: Воронежской, Тульской, Тамбовской, Орловской, Курской, Рязанской. Выгодное географическое положение Липецкой области и наличие значительно- го природно-ресурсного потенциала являются определяющими факторами ее соци- ально-экономического развития. Климат области умеренно-континентальный. Территория Липецкой области 24,1 тыс. км2, что составляет 0,14 % от террито- рии Российской Федерации. Протяженность с севера на юг – 200 км, с запада на восток – 150 км. Территория региона обслуживается развитой транспортной инфра- структурой, которая интегрирована в транспортную сеть Центрального Федерально- го округа. Население 1,150 млн чел., городское – 740 тыс. чел. (64 %), сельское – 410 тыс. чел. (36 %). Плотность населения 48,2 чел./км 2 . Область делится на 313 муниципальных образований: 2 городских округа и 18 муниципальных районов, 6 городских и 287 сельских поселений. Наиболее крупные города: Липецк (с населением 510,1 тыс. человек), Елец (104,7 тыс. человек), Грязи (46,5 тыс. человек), Данков (19,1 тыс. человек), Лебедянь (19,4 тыс. человек), Усмань (19,9 тыс. человек). Административный и культурный центр области – город Липецк – расположен на берегах реки Воронеж. Оценка социально-экономической ситуации региона Экономика Липецкой области, несмотря на сложность и противоречивость про- цессов, происходящих в российском обществе, характеризуется динамичным посту- пательным развитием. К моменту образования области (1954 год) территория располагала благоприят- ными возможностями для развития промышленного и сельскохозяйственного произ- водства, других отраслей экономики. В 1954 году население области составляло 1 млн. 85 тыс. человек, в сельской местности его проживало в 3 раза больше, чем в городской. Промышленное про- изводство было, в основном, сосредоточено в г. Липецке. Здесь работали Новоли- пецкий металлургический завод, «Свободный Сокол», тракторный завод. Одной из ведущих и динамично развивающихся отраслей была и остается черная металлургия, основное предприятие – ПАО «Новолипецкий металлургический комбинат». С пуском в 1969 году стана «2000» комбинат стал ежегодно выпускать 6 млн т стального листа. В 1980 году на НЛМК началось производство автолиста для автомобильной про- мышленности. В 1981 году была выплавлена 100-миллионная тонна чугуна, а в 1983 – 100-миллионная тонна стали. В этот период были определены первоочередные задачи социально-экономи- ческого развития области. Росло и развивалось транспортное хозяйство, строились жилые дома, дороги, трамвайные линии, вводились новые автобусные маршруты. В результате повышения эффективности производства и роста производительности труда экономика области, уверенно набирая темпы, успешно продвигалась вперед. За 2006 - 2017 годы валовой региональный продукт увеличился в 3,4 раза. Сред- негодовые темпы роста составили в промышленности – 102,2 %, сельском хозяйстве – 109 %, розничном товарообороте – 107 %, инвестиций в основной капитал – 107,5 %. Среднедушевые денежные доходы населения увеличиваются ежегодно в среднем на 15 %. Доля бедного населения сократилась на 6,3 п.п. и составила 9,1 %. Область имеет мощный природно-ресурсный, трудовой, инвестиционный, ин- фраструктурный и экономический потенциал, который определяет перспективы ее развития. Создание новых производств с высокой добавленной стоимостью, развитие эко- номических зон, индустриальных парков, успешная кластерная политика, политика, направленная на поддержку агропромышленного комплекса, позволили преодолеть монозависимость экономики и снизить экономическую зависимость консолидиро- ванного бюджета области от одного предприятия. По итогам 2017 года доля черной металлургии в валовом региональном продукте (ВРП) составляет 26 %. Приоритетным направлением развития для области является малый и средний бизнес. Количество малых предприятий (включая микропредприятия) в 2017 году по сравнению с 2006 годом возросло в 3 раза, их оборот и налоговые поступления – в 5 раз. По итогам 2017 года доля малого и среднего бизнеса в ВРП составила 24 %. Индекс промышленного производства в 2017 году к 2006 году составил 140 %. За 2006 - 2017 годы в области создано 126 новых промышленных предприятий. В области созданы кластеры: белой техники с ядром АО «ИНДЕЗИТ ИНТЕР- НЭШНЛ», станкостроения и станкоинструментальной промышленности «ЛИПЕЦК- МАШ», инновационный территориальный кластер машиностроения и металлообра- ботки «Долина машиностроения». Липецкая область является инвестиционно-привлекательной, создана трехуров- невая система привлечения инвестиций (особые экономические зоны федерального и регионального уровней, индустриальные парки). На территории области осуществляют деятельность предприятия мировых про- изводителей: «ЙОКОХАМА», «Бекарт», «Виссманн», «СЭСТ-ЛЮВЕ», «ППГ Индастриз», «КеминИндастриз», «Фенци», «АЛУ-ПРО», «ХавлеИндустриверке», «ХОРШ Русь», «РОПА Русь», «ЛэмУэстон Белая Дача» и др. По состоянию на 01.01.2018 г. в области создано 136,7 тыс. высокопроизводи- тельных рабочих мест. В ОЭЗ ППТ «Липецк» зарегистрировано 57 компаний-резидентов с объемом за- явленных инвестиций 188 млрд руб. С 2016 года начал действовать второй участок ОЭЗ, расположенный на террито- рии Елецкого района Липецкой области, что позволит привлечь около 45 компаний- резидентов и более 170 млрд инвестиций. На территориях 10 особых экономических зон регионального уровня зарегистри- ровано 47 участников с инвестиционным потенциалом 73 млрд руб. В области осуществляет деятельность 2 индустриальных парка: «Рождество» (Краснинский район) и «Созидатель» (г. Елец), на территориях которых зарегистри- ровано 7 резидентов, объем промышленного производства за 2017 год составил более 800 млн руб. Агропромышленный комплекс области является одним из лучших в России. Объ- ем валовой продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах к 2006 году уве- личился в 2,3 раза и в 2017 году достиг 109 млрд руб. По производству сельхозпро- дукции на душу населения (95 тыс. руб.) область занимает 4 место среди регионов России. За счет интенсификации производства, введения в оборот ранее неиспользуе- мой пашни в 2017 году получены рекордные урожаи зерна, сахарной свеклы, карто- феля, овощей. Производство зерна превысило 3,1 млн тонн, что в 1,8 раза больше 2006 года, сахарной свеклы – 5,3 млн тонн (в 2,3 раза), подсолнечника – 337 тыс. тонн (в 10 раз), картофеля – 700 тыс. тонн (в 1,4 раза), овощей – 190 тыс. тонн (в 1,7 раза), в том числе тепличных овощей – 40 тыс. тонн (в 5 раз). По объемам производства тепличных овощей в сельхозорганизациях Липецкая область в 2017 году занимает 7 место среди регионов Российской Федерации. В животноводстве производство скота и птицы на убой (в живом весе) в 2017 году составило 342 тыс. тонн с ростом в 3 раза к 2006 году, яиц – 606 млн шт. (122 %). По производству мяса на душу населения область занимает 5 место в ЦФО и 9 место в Российской Федерации. Достигнута рекордная продуктивность дойного стада – надой на 1 корову увели- чился до 6,6 тонны (рост в 1,6 раза к 2006 году). В агропромышленном комплексе области за 2006 - 2017 годы реализовано более 100 крупных инвестиционных проектов, привлечено 160 млрд. рублей инвестиций. Область самодостаточна, практически не зависит от импортных продуктов, обе- спечивает внутреннее потребление за счет собственного производства. По итогам 2017 года производство сахара превышает внутриобластное потребление в 14 раз, растительного масла – в 9 раз, мяса – в 3 раза, зерна – в 2 раза, картофеля и овощей – в 1,3 раза. Область является лидером жилищного строительства в Российской Федерации. С 2006 года ввод жилья увеличился в 3,4 раза, введено 12,5 млн кв. м. По вводу жи- лья на душу населения в 2017 году (0,94 кв. м) область занимает 3 место среди субъ- ектов Российской Федерации и 2 место в ЦФО. На переселение граждан из аварийного жилья за 2008 - 2017 годы было направ- лено более 5,1 млрд руб., ликвидировано 160,7 тыс. кв. м аварийного жилья, пересе- лено в благоустроенное жилье 10,5 тыс. человек. Обеспечение населения области качественной питьевой водой является од- ним из приоритетных направлений социально-экономического развития региона. За 2008 - 2017 годы построено, реконструировано и капитально отремонтировано 666 км водопроводных сетей, введено в эксплуатацию 157 скважин. По состоянию на 01.01.2018 г. в области около 1,1 млн. человек (96,8 % от общей численности на- селения) обеспечено качественной питьевой водой при централизованной системе водоснабжения. История Липецких автомобильных дорог и транспорта начинается с образования Липецкой области в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 января 1954 года. По решению областного Совета депутатов трудящихся от 29.01.1954 г. создается Липецкое областное управление дорожного и транспортного хозяйства. Основной задачей управления была организация работы по строитель- ству, ремонту и содержанию автомобильных дорог в области. Сеть автомобильных дорог общего пользования регионального значения на территории Липецкой области сформирована в основном в 70-90-х годах прошлого века. Основу дорожной сети Липецкой области по состо- янию на 1.01.2018 г. состав- ляют автомобильные дороги общего пользования протя- женностью 16486,1 км, в том числе с твердым покрытием – 12803,2 км. Из них: федерального значения – 474 км (2,9 %), в том числе с твердым по- крытием 100 %; региональ- ные дороги протяженностью 5476,9 км (33,2 %), из них протяженность дорог с твер- дым покрытием составляет 4995,9 км; протяженность дорог мест- ного значения – 10535,2 км (63,9%), в т. ч. с твердым покрытием – 7333,3 км. Услугами пассажирского транспорта общего пользования охвачены 92,3 % насе- ленных пунктов области. Для повышения безопасности дорожного движения и улучшения качества транс- портного обслуживания пассажиров весь автобусный парк общего пользования обо- рудован аппаратурой ГЛОНАСС. После завершения реконструкции Липецкого аэропорта и модернизации взлет- но-посадочной полосы расширена география полетов: выполняются регулярные авиарейсы в Москву, Санкт-Петербург, Сочи, Екатеринбург, Симферополь. Положительная динамика наблюдается по показателям, характеризующим уро- вень жизни населения области. Реальные располагаемые денежные доходы населения за период 2006 - 2017 годы выросли в 1,8 раза, реальная среднемесячная заработная плата – в 1,4 раза. Доля бедного населения области является одной из самых низких в Российской Федерации – 9,1 % (2016 год – 4 место в ЦФО и 7 – в РФ). Выполнены следующие основные объемы летних видов работ: ямочный ремонт на площади 229,24 тыс. м 2 ; ремонт покрытия автодорог картами на площади 325,93 тыс.м 2 ; ликвидирована колейность автодорог – 13,234 тыс. тн (140 тыс. м 2 ); выпол- нена дорожная разметка 1492,48 км автодорог опорной сети; произведена замена старых, пришедших в негодность, и установлено новых 7,521 тыс. дорожных знаков и щитков; 61,910 тыс. сигнальных столбиков; обустроено 7 остановочных пунктов остановочно-посадочными площадками, установлено 8 автопавильонов, построено 2,36 км пешеходных дорожек, установлено 3,768 км барьерного ограждения. В со- ответствии с новыми требованиями ГОСТ размечено бело-желтой краской 1500 пе- шеходных переходов. В районах общеобразовательных учреждений установлено 108 светофоров Т7, работающих в мигающем режиме. Во исполнение федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» осуществляются мероприятия по устройству линий наружного освещения на опорной сети автомобильных дорог Липецкой области ежегодно. Ра- боты планируются в соответствии с государственной программой Липецкой области «Развитие транспортной системы Липецкой области», утвержденной постановлени- ем администрации Липецкой области от 21.11.2013 г. № 521. Основными задачами при реализации данных мероприятий являются повышение безопасности дорожного движения транспортных средств и пешеходов, повышение пропускной способности автомобильных дорог в темное время суток. Уделяется значительное внима- ние энергоэффективным техно- логиям, которые способствуют снижению потребления энерго- ресурсов и экономии бюджетных средств (федеральный закон от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повыше- нии энергетической эффектив- ности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). В 2017 году были выполнены работы по строительству линий наружного освеще- ния протяженностью 16,4 км. Возрастающие нагрузки от тяжеловесного транспорта, увеличение интенсив- ности движения, несоблюдение межремонтных сроков привели к необратимым раз- рушительным процессам конструкций дорожной одежды отдельных региональных дорог: появлению сплошной сетки трещин, деформаций и повреждению покрытий, образованию колейности, пучинообразованию. Значительную часть этих дорог уже невозможно отремонтировать только восстановлением изношенных слоев покрытия, необходимо усиление дорожной одежды, замена искусственных сооружений, т. е. проведение более капиталоемких работ. Освоение средств по строительству (реконструкции) региональных дорог Строительство (реконструкция) Годы 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 ВСЕГО 1549,3 170,5 368,27 1338,1 1194,5 149,9 448,3 634,3 505,6 ОБЛ. БЮДЖЕТ, млн руб. 940,7 170,5 210,87 709 678,4 149,9 198,3 354,6 475,6 ФЕД. БЮДЖЕТ, млн руб. 608,6 0 157,4 629,1 516,1 0 250 279,7 30 ВВОД, км 14,35 12,44 0,75 0 1,75 0 17 6,94 10,9 Принципы формирования и перспективы развития дорожной сети региона Национальный проект «Безопасные качественные дороги» Благоустроенность территорий населенных пунктов не соответствует ожиданиям и потребностям населения. Темпы развития дорожной сети общего пользования ре- гионального значения значительно отстают от темпов роста автомобилизации. До настоящего времени в области более 500 населенных пунктов не обеспечены дорогами с твердым покрытием, связывающими их с сетью автомобильных дорог общего пользования. Протяженность грунтовых дорог регионального значения к ука- занным населенным пунктам составляет 498 км. На перегруженных участках региональных автомобильных дорог затраты на авто- мобильные перевозки выше в 1,2 – 1,4 раза. Из-за несоответствия транспортно-эксплуатационного состояния автомобиль- ных дорог нормативным требованиям затраты на автомобильные перевозки допол- нительно возрастают в 1,3 – 1,5 раза, а потери от дорожно-транспортных происше- ствий на 12 – 15 %. Отсутствие подъездов с твердым покрытием к сельским населенным пунктам об- уславливает значительные затраты на перевозки по грунтовым дорогам, которые в 1,8 – 2,2 раза выше. Повышение эффективности и совершенствование системы планирования дорож- ного хозяйства, ориентированной на достижение целевых показателей транспортно- эксплуатационного состояния и развитие автомобильных дорог Липецкой области, актуально для развития экономики региона. В связи с тем, что объемные и качественные характеристики транспортной си- стемы, ее инфраструктуры не позволяют эффективно и в полной мере решать имею- щиеся задачи, требуется ее существенная перестройка, в том числе с применением программно-целевого метода. Государственная программа Липецкой области «Развитие транспортной системы Липецкой области» (далее – государственная программа) разработана в соответ- ствии с Законом Липецкой области от 25 декабря 2006 года № 10-ОЗ «Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2024 года» и постановлением администрации Липецкой области от 18 августа 2011 года № 294 «О Порядке разработки, формирования, реализации и проведения оценки эффективно- сти реализации государственных программ Липецкой области». В целях комплексного освоения и развития территорий страны Перечнем по- ручений Президента Российской Федерации № Пр-2651ГС от 12 ноября 2014 года по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федера- ции по вопросу совершенствования сети автомобильных дорог, состоявшегося 08.10.2014 года, поставлена задача удвоения объемов строительства и реконструк- ции автомобильных дорог общего пользования. Ресурсы на реализацию плана программы предусмотрены по направлениям: – дорожный фонд Липецкой области. Реализация основных мероприятий, на- правленных на развитие дорожного комплекса области осуществляется в рамках го- сударственной программы области «Развитие транспортной системы Липецкой об- ласти», утвержденной постановление администрации области от 21.11.2013 г. № 521; – межбюджетные трансферты из федерального бюджета на достижение целевых показателей региональных программ в сфере дорожного хозяйства, направленных на развитие и увеличение пропускной способности сети автомобильных дорог обще- го пользования регионального или межмуниципального, а также местного значения; – подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий в Липецкой области на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года» государственной программы Липец- кой области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяй- ственной продукции, сырья и продовольствия Липецкой области», утвержденной постановление администрации области от 28.10.2013 г. № 485. Во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 с 2019 года на терри- тории Липецкой области начнется реализация региональной программы «Безопас- ные и качественные автомобильные дороги», разработанной в целях реализации на- ционального проекта. В составе региональной программы продолжится реализация мероприятий на дорожной сети Липецкой агломерации. Основной задачей при формировании региональной программы Липецкой об- ласти на 2019-2024 годы в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» является: – приведение не менее 47,3 % (2 591 км) автомобильных дорог регионального значения и не менее 85 % дорог Липецкой агломерации к нормативному состоянию; – снижение в 2 раза количества мест концентрации дорожно-транспортных про- исшествий; – снижение не менее чем на 10 % доли автомобильных дорог федерального, ре- гионального и межмуниципального значения, обслуживающих движение в режиме перегрузки. Базовые показатели Липецкой области по состоянию на 31.12.2017 г.: протяженность сети региональных автомобильных дорог общего пользования Липецкой области составляет 5476,9 км, в том числе с твердым покрытием 4995,9 км, грунтовых – 481 км, из них 1 технической категории – 6,3 км, 2-й – 160 км, 3-й – 696 км, 4-й – 3643,6 км, 5-й – 490 км; доля региональных автомобильных дорог, соответствующих нормативным требо- ваниям по транспортно-эксплуатационному состоянию, – 27,7 %; доля автодорог федерального и регионального значения, работающая в режиме перегрузки, составляет 0,31 % (18,5 км); количество мест концентрации дорожно-транспортных происшествий составляет 52; Протяженность автомобильных дорог в границе агломерации – 809 км. Основой для достижения показателей региональной программы является реали- зация региональных проектов «Региональная и местная дорожная сеть» и «Общеси- стемные меры развития дорожного хозяйства». В рамках этих проектов запланированы следующие мероприятия: – Провести ремонт 2157,8 км и реконструкцию 58,9 км региональных дорог и УДС Липецкой агломерации. – Проведение мероприятий по организации дорожного движения и внедрению интеллектуальных систем управления дорожным движением. – Внедрение автоматизированных технологий организации дорожного движения и контроля за соблюдением правил дорожного движения, энергосберегающих техно- логий освещения дорог. – Применение новых механизмов развития и эксплуатации дорожной сети, вклю- чая применение контрактов жизненного цикла, наилучших технологий и материалов. – Ежегодно проведение инструментальной диагностики дорожной сети с целью определения протяженности дорог, соответствующих нормативным требованиям. Средний объем ежегодно выполняемых работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального значения составляет 157 км (расчет за 3 года), по восстановлению слоев износа – 76 км, капиталоемких работ – 12 км, объем до- рожного фонда – около 3,9 млрд руб. Диагностика транспортно-эксплуатационного состояния сети автодорог реги- онального значения проводится в полном объеме по всем объектам ремонта ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области» передвижной дорожной лабораторией «Трасса» оборудованной программно-измерительным комплексом «Дорога ПРО», аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS. Достижение целевого показателя в период 2018-2024 гг. Показатель Базовое значение 2017 Целевое значение показателя Период, год 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 Доля автомобильных до- рог регионального зна- чения, соответствующих нормативным требова- ниям, в их общей протя- женности, % 27,7 47,3 28,2 31,6 34,7 38,4 41,4 44,3 47,3 Для достижения целевого показателя на 2024 год при формировании программы были выбраны объекты ремонта и капитального ремонта автодорог с учетом межре- монтных и гарантийных сроков в соответствии с инструментальной диагностикой и экспертной оценкой фактического состояния автомобильных дорог. Продолжение на 14-й стр. Продолжение. Начало на 7–12-й стр. Уровень регистрируемой безработицы (0,5 %) один из самых низких в ЦФО (2 место) и Российской Федерации (6 место). Отсутствует напряженность на рынке тру- да – число вакансий (9,6 тыс.) более чем в 3 раза превышает количество незанятого населения (2 место в ЦФО и 9 – в РФ). За 2006 - 2017 годы рождаемость увеличилась в 1,1 раза, естественная убыль населения сократилась в 1,8 раза, продолжительность жизни выросла на 6,3 года и в 2017 году достигла 72,46 года. Подводя итоги краткого анализа динамики уровня социально-экономического развития, можно сделать вывод, что Липецкая область обладает значительными возможностями и потенциалом экономического роста и социального развития, а по целому ряду направлений, реструктуризации экономики, социального реформиро- вания в интересах населения является одним из лидеров в России. Вместе с тем по мере решения первоочередных задач выявились некоторые ограничения экономического роста и повышения конкурентоспособности экономики региона, что требует смещения акцентов в проводимой политике при сохранении общего направления преобразований. Характеристика текущего состояния транспортной инфраструктуры Липецкой области Транспортная система – важнейшая составная часть экономики. Темпы социаль- но-экономического развития страны определяют необходимость совершенствова- ния транспортной инфраструктуры. Развитая транспортная инфраструктура, которая включает в себя автомобильные и железные дороги, авиалинии, дополняющие друг друга и взаимодействующие в перевозке грузов и пассажиров. Областной центр связан со всеми сопредельными областями, а также с трассами федерального значения М-4 «Дон» и М-6 «Каспий» (с 1.01.2018г. Р-22 «Каспий») Общая протяженность сети автомобильных дорог – около 16,5 тыс. км. По плотности автомобильных дорог область занимает 11 место среди регионов России. Густота железнодорожных путей на 10 тыс. кв. км по Липецкой области составля- ет 314 км путей, что в 6 раз больше чем в среднем по Российской Федерации. Общая протяженность железнодорожной сети составляет 757 км, порядка половины элек- трифицировано, что позволяет снизить стоимость перевозок грузов железнодорож- ным транспортом. Строительство удлинения взлетно-посадочной полосы аэропорта «Липецк» до 2800 метров для возможности осуществления приема среднемагистральных воз- душных судов без ограничений. Достигнут высокий уровень обеспеченности населения транспортными услугами (неохваченными остаются 2 тыс. человек (0,5 % населения), проживающих в насе- ленных пунктах, расположенных на расстоянии 3 км и выше от ближайшей автобус- ной остановки или железнодорожной платформы). Ежегодно по маршрутам общего пользования автомобильным пассажирским транспортом перевозится более 180 миллионов пассажиров. На рынке транспортных услуг по перевозке пассажиров осуществляют деятель- ность 35 предприятий автомобильного транспорта различных форм собственности и 36 индивидуальных предпринимателей. Перевозки пассажиров осуществляются на 479 регулярных маршрутах, в том чис- ле на 154 городских, 263 пригородных внутриобластных, 38 междугородных внутрио- бластных и 24 межобластных маршрутах. Пассажирский парк области насчитывает 1312 единиц подвижного состава, в том числе 1269 автобусов и 43 трамвая. Автобусным и (или) железнодорожным сообщением охвачены 1358 сельских на- селенных пунктов области, что составляет 92,2 % от общего количества. На территории Липецкой области функционируют 15 автовокзалов и автостанций и 3 пункта кассовой продажи билетов, предназначенных для обслуживания пасса- жиров, осуществляющих поездки автомобильным транспортом в пригородном и междугородном сообщении. На современном этапе развития экономики автомобильный транспорт играет важнейшую роль в обеспечении экономического роста и социального развития ре- гиона, является ключевым элементом транспортной системы Липецкой области, как наиболее гибкий и массовый вид транспорта. В соответствии с формой 1-ДГ «Сведения об автомобильных дорогах общего пользования и сооружениях на них федерального, регионального или межмуници- пального значения» протяженность региональных автомобильных дорог общего пользования увеличилась на 13 км и по состоянию на 01.01.2018 г. составила – 5 476,9 км, из них: 481,0 км грунтовые дороги, что составляет 8,8 % к общей протяжен- ности региональных автодорог; 4 995,9 км (91,2 %) – с твердым покрытием; в том числе:4 750,6 км (86,7 %) с усовершенствованным покрытием, 245,3 км (4,5 %) – в щебне. Густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием на 1000 км2 территории Липецкой области в 2017 году составила 533,5 (в 2016 году – 527,6 км, что выше среднего показателя по ЦФО – 330 км). На региональной сети автомобильных дорог расположено около 3-х тысяч водо- пропускных труб, свыше 1100 автопавильонов, 166,0 км линий наружного освеще- ния. Эксплуатируется 222 моста и путепровода общей протяженностью 11,58 км. Показатели развития региональных автомобильных дорог Липецкой области Наименование показателей Ед. изм. 2016 год 2017 год 2018 год Протяженность дорог, в т.ч.: км 5464 5477 5477 ♦ с твердым покрытием, из них: км 4982 4996 4996 с а/б покрытием км 4713 4728 4728 с щебеночным покрытием км 269 268 268 ♦ грунтовые км 482 481 481 Мосты (путепроводы), всего шт 222 222 222 п.м 11541 11583 11583 Из них: ж/б шт 202 202 202 п.м 10117 10148 10148 металлические шт 19 19 19 п.м 1411 1422 1422 деревянные шт 1 1 1 п.м 13 13 13 Однако текущее состояние дорожно-транспортной инфраструктуры области не в полном объеме удовлетворяет растущим потребностям развития экономики регио- на. Наиболее актуальным остается вопрос приведения региональных дорог общего пользования в нормативное состояние. Доля дорог регионального значения, соответствующих нормативным требова- ниям к транспортно-эксплуатационным показателям, на 31.12.2017 г. составила 27,7 %, доля местных дорог – 61,1 %. Сложившаяся структура финансирования дорожно- эксплуатационных работ, с учетом недостаточности вложения частных инвестиций через механизмы государственно-частного партнерства, приводит к сокращению срока службы дорог, увеличению потребности в затратах на их содержание и ремонт. Динамика освоения финансирования по капитальному ремонту и ремонту Кап. ремонт и ре- монт Годы 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 ИТОГО 271,8 83,1 236,7 585,07 791,8 675,5 755,9 856,8 924,17 ОБЛ. БЮДЖЕТ, млн руб. 271,8 83,1 107,3 585,07 791,2 675,5 572,9 823,2 822,17 ФЕД. БЮДЖЕТ, млн руб. 0 0 129,4 0 0,6 0 183 33,6 102 ВВОД, км 64,1 30,9 15,4 117,6 174,1 153,2 138,3 159,9 172,1 Основной задачей ремонта является воспроизведение первоначальных транс- портно-эксплуатационных характеристик автодороги. Несоблюдение межремонтных сроков привело к разрушению дорожных покрытий автомобильных дорог общего пользования, из которых 72,3% не отвечают нормативным требованиям по транспор- тно-эксплуатационному состоянию. Несмотря на ежегодное снижение доли дорог, не отвечающих нормативным требованиям Липецкая область, наряду с другими ре- гионами ЦФО (Костромской, Рязанской, Тверской и Смоленской) имеет 5-й по ЦФО наихудший показатель доли дорог с твердым покрытием, не отвечающих норматив- ным требованиям. Среднее значение по ЦФО – 59,0 % (на 01.01.2016 г. – 61,0 %). Плановый объем финансирования регионального дорожного фонда в 2017 году на реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального значения с твердым покрытием протяженностью 4 982,2 км (протя- женность региональных автодорог по состоянию на 31.12.2017 г.) в Липецкой обла- сти составил 2 408,1 млн руб. Затраты на содержание, капитальный ремонт и ремонт составили 483 тыс. руб. на 1 км региональных дорог с твердым покрытием (в 2016 году – 454 тыс. руб./1 км). Финансирование, которое выделяется субъектам из регионального дорожного фонда в настоящее время, также недостаточно – по нормативам оно должно быть в разы больше. Об этом свидетельствует удельный вес выделенных средств в 2017 году к потребности по нормативам ремонта и содержания региональных дорог. Плотность региональных автодорог с твердым покрытием на 1 000 км 2 террито- рии области на начало 2017 года составила – 207,6 км/1000 км 2 территории области – это довольно высокий уровень. К концу 2017 года данный показатель увеличился до уровня 208,17 км/1000 км 2 по причине увеличения сети региональных дорог с твердым покрытием за счет оформления в областную собственность 12 км автодорог с твердым покрытием. Сравнительная характеристика показывает, что Липецкая область по основным параметрам в сфере дорожной деятельности близка к средним значениям по субъек- там Российской Федерации Центрального Федерального округа. Сохранность существующих автомобильных дорог в условиях их интенсивного старения – важнейшая задача дорожной отрасли. От своевременного и качественно- го выполнения комплекса работ по содержанию зависит решение задачи улучшения качества жизни населения, обеспечение безопасности дорожного движения. Динамика освоения средств дорожного фонда, направленных на выполнение работ по содержанию региональных дорог Липецкой области Содержание Годы 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 ИТОГО 659,9 634,4 659,2 764,4 885,4 954,9 885,2 992,4 1 038,8 ОБЛ. БЮДЖЕТ, млн руб. 659,9 634,4 659,2 764,4 885,4 954,9 885,2 956,6 1038,8 ФЕД. БЮДЖЕТ, млн руб. 0 0 0 0 0 0 0 35,8 0 В 2017 году при выполнении работ по содержанию автомобильных дорог, соору- жений на них и мероприятий по безопасности движения были освоены средства в размере 1 038,8 млн. руб. (в 2016 году – 992,4 млн руб.), в том числе на содержании дорог и мостов – 932,21 млн руб., на выполнении мероприятий по безопасности до- рожного движения – 32,54 млн руб., планово-предупредительном ремонте мостов – 10,26 млн руб., восстановлении асфальто-бетонного покрытия картами – 53,84 млн руб., проектных работах – 9,56 млн руб., прочих работах – 0,38 млн руб. В рамках средств основного содержания 534,9 млн руб. были направлены на выполнение летних видов работ. В условиях высокого уровня износа автодорог и мостов решить проблему обеспечения качественного проезда по автодорогам обла- сти становится все труднее. Значительная доля средств летнего содержания (более 50%) ежегодно направляется на выполнение работ по ямочному ремонту, ликвида- цию колейности и восстановление покрытия дорог картами.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz