Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Сейчас деревья его ученики не сажают, но всем в центре нра- вится другая традиция — при- ходить в молельную комнату. Несколько лет назад Александр Беляев с напарником сделали в ней резной иконостас. Идею по- дал тогдашний директор центра Игорь Батищев. Липовые брев- на искали по всей области и на- шли в Лебедянском районе. На иконостас хватило десять кубов ценной древесины. — Эскиз резного иконостаса я искал в библиотеке. Продумал все до мелочей. Я раньше не за- нимался резьбой по дереву, но у меня получилось сделать образ архангела Михаила. Все осталь- ное доверили профессиона- лам, — рассказывает Александр Беляев. Учитель технологии очень надеется, что из его учеников вы- растут настоящие патриоты. Не- даром говорят: незрячие люди видят сердцем. Поэтому неслу- чайно он читает на своих уро- ках произведения русских клас- сиков. Фото Ольги Беляковой У Александра Алексеевича в кабинете целый шкаф, где под стеклом хранятся работы его учеников. Деревян- ные блюда с вырезанным узором, вазы с витиеватым виноградом. Рядомшкатулки с филигранным орнаментом. Их сделал своими руками настоящий самородок — выпускник центра Алексей Куз- нецов. Парень слабовидящий, но может из дерева «кружева пле- сти». Недаром в своих работах он использовал эскизы елецкого промысла. — Алексею как-то на яр- марке заказали шесть шкату- лок сделать. На заработанные деньги он тогда купил ноутбук. Представляете, что значит для слепого мальчишки исполнить свою мечту. Сейчас Кузнецов занимается с деревом, делает дома из срубов, бани. Сам себя обеспечивает, — рассказывает Александр Беляев. Еще один выпускник учеб- ного заведения НикитаМоренко тоже не видит глазами стопро- центно, но руки словно «зато- чены» на работу с деревом. Он может создавать мельчайший рисунок, делать резные панно. Никита, когда учился, каждую перемену бегал к Беляеву рабо- тать в мастерской. Увидев его увлеченность, Александр Алек- сеевич сделал ему токарный ста- нок. Сейчас Моренко создает сувениры и ведет в воскресной школе кружок резьбы по дереву. — Слабовидящие дети — особенные, есть среди них те, кто не хочет работать над собой, опустили руки, плывут по тече- нию. А есть жизнелюбы, любо- пытные, цепляются за любую возможность чему-то научиться. Я как-то дал ребятам задание — разобрать тумбочку. Один пы- тался, не получилось — бросил. А другой мальчишка, совершен- но слепой, за пятнадцать минут все сделал как надо, — рассказал учитель. Авторские инструменты Александр Алексеевич го- ворит, что учит ребят, прежде всего, мыслить, самим доходить до сути. Это им пригодится в жизни. Чтобы облегчить слабо- видящим мальчишкам работу 12 / 10 /22 Уроки о главном «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 27 УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ АЛЕКСАНДР БЕЛЯЕВ ВЕДЕТ УРОКИ ТРУДА У СЛАБОВИДЯЩИХ И НЕЗРЯЧИХ ДЕТЕЙ В ЛИПЕЦКОМ ЦЕНТРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, РЕАБИЛИТАЦИИ И ОЗДОРОВЛЕНИЯ. ЕГО УЧЕНИКИ МОГУТ СДЕЛАТЬ ТАБУРЕТ И ШКАТУЛКУ С ТОНЧАЙШИМ ДЕРЕВЯННЫМ УЗОРОМ. А ЕЩЕ НА УРОКАХ УЧИТЕЛЬ ЧИТАЕТ РЕБЯТАМ ЛЕРМОНТОВА, ПУШКИНА, КРЫЛОВА. Дарья Шпакова КОГДА ИКОНОСТАС БЫЛ ГОТОВ, Я ПРИДУМАЛ ПОДПИСИ К КАЖДОМУ ОБРАЗУ ПО БРАЙЛЮ. СДЕЛАЛ ОТВЕРСТИЯ И ВБИЛ ГВОЗДИ, ЧТОБЫ НЕЗРЯЧИЙ ЧЕЛОВЕК МОГ «УВИДЕТЬ» СВЯТЫНЮ РУКАМИ Александр Беляев Александр Беляев учит ребят, прежде всего, мыслить, самим доходить до сути. УЧИТЬ МЫСЛИТЬ В ТЕМНОТЕ По системе Брайля на иконостасе можно «прочитать» имена святых с деревом, придумал для них авторские инструменты: спе- циальные линейки по Брайлю, металлические крючки, с помо- щью которых можно легко рабо- тать с шаблонами. Свои уроки учитель разрабатывает так, что- бы каждый особенный ученик попробовал резать по дереву, и у него получилось. Александр Беляев по образо- ванию математик, чтобы препо- давать в центре детям с пробле- мами зрения сам переучивался. Ему с детства знакома работа на токарном станке. Он сам в 14 лет собрал этот инструмент дома. Вместо механики—колесо, кото- рое крутила сестра, пока он точил нужные детали. Родом Беляев из села Студеные Хутора. Всегда его привлекала техника: мотоцик- лы, машины. Отец у него всю жизнь «крутил баранку». Алек- сандр рано научился обращаться с грузовиком, да так, что его, со- всем еще мальчишку, просили в колхозе участвовать в уборочной водителем. — Я всегда любил математи- ку и физику. Поэтому поступил в институт легко. Супруга у меня — учитель начальных классов. Большую часть своего про- фессионального пути я работал директором школы в селе Подгор- ное. Вспоминаем с женой это время как самое лучшее, — го- ворит Александр Бе- ляев. Школа, которой руководил Беляев в 80-е годы, была одной из передовых в области. В ней тогда училось 800 ребятишек из десяти окрестных сел. Дирек- тор смог создать уни- кальный коллектив и сделать все, чтобы уче- ники любили учиться. Беляев много внимания уделял благоустройству школьного дво- ра: здесь были разбиты клумбы с редкими растениями, которые директор брал в «Зеленхозе». Посреди школьного двора со- орудил бассейн. — Я сам с учителями его строил. В машине всегда возил кувалду. Если ехал мимо краси- вого камня — отбивал его для обрамления искусственного во- доема. Сам гранитом выклады- вал бассейн. Летом у нас были школьные лагеря, и ребятишки плескались в нем с удовольстви- ем, — рассказывает Александр Беляев. Иконостас по Брайлю А еще директор школы при- учал школьников к труду. Уче- ники зарабатывали деньги на карманные расходы на на уборке свеклы. И даже сахар от колхоза получали. Но основная часть средств шла в общую копилку — на путешествия. Школьники с экскурсиями объездили всю страну. — Где мы только ни были: Волгоград, Золотое кольцо Рос- сии, Санкт-Петербург. Даже ездили в Прибалтику. Ученики всегда были в восторге, — добав- ляет бывший директор школы. На территории школы был настоящий автопарк: мотоцик- лы, машины, несколько трак- торов. Стояла своя мастерская, где мальчишки и девчонки с удовольствием ремонтировали машины, на которых любили ка- таться. Но и ученье в этойшколе проходило с увлечением. Если Беляев видел, что его ученик не успевает усвоить предмет, то он садился на свой мотоцикл и приезжал к нему домой объяс- нять незадавшийся урок. — Всему коллективу нашей школы было невероятно прият- но, когда среди выпускников за- родилась традиция сажать аллею с деревьями в память о своих школьных годах. Так у нас по- явились рябины, ивы, березы, — вспоминает Александр Алексе- евич. ЧТОБЫ ОБЛЕГЧИТЬ СЛАБОВИДЯЩИМ МАЛЬЧИШКАМ РАБОТУ С ДЕРЕВОМ, АЛЕКСАНДР БЕЛЯЕВ ПРИДУМАЛ ДЛЯ НИХ АВТОРСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ: СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЛИНЕЙКИ ПО БРАЙЛЮ, МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ КРЮЧКИ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ МОЖНО ЛЕГКО РАБОТАТЬ С ШАБЛОНАМИ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz