Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА Традиции 22 № 122 (26562) В первые Екатерину, то- гда носившую фамилию Бровкина, я увидела на Библионочи. На площадке под названием «Вечерка» девушка в ярком платье и платочке, за- вязанном по-бабушкиному под подбородком сразу увлекла всех разучиванием народных танцев. Стеснение исчезло даже у тех, кто собирался «просто посмот- реть». А когда мы проплясали несколько кругов, в процес- се танца меняясь партнерами, остались радость и чувство еди- нения с собравшимися. Такой целительный эффект, ощущение сопричастности охватывает вся- кого, кто погружается в изучение культуры своего народа. Голоса в унисон За несколько лет супруги расширили свою аудиторию, к вечеркам добавив несколь- ко проектов. Екатерина и Ев- гений — профессиональные музыканты, и через песенное творчество передают свой опыт и знания другим. Так, к примеру, в общественном пространстве «Библиотека» каждый четверг Багринцевы собирают желаю- щих под девизом «Петь просто». Сейчас участники этого хора получают вокальные уроки на примерах липецких и донских песен. — Разбиваем стереотипы, что кому-то не дано петь из-за отсутствия слуха, — говорит Ев- гений. — На фольклорном ма- териале легче преодолеть такое клише, справиться с личным психологическим барьером. К слову, наши ученики часто об- ращают внимание на удиви- тельный факт: в селе в старину пели все. Этому есть логичное объяснение: на один календар- ный цикл в деревне бытовало около 300 песен, каждая хотя бы по разу в год звучала в течение десятков лет. Так что фольклор был своего рода естественной средой для каждого сельчани- на. Кроме знакомства с родной культурой, народные песни по- ражают разнообразием. Для нас, музыкантов, нет проблем подо- брать нужную для конкретной аудитории музыку, в фольклоре есть все — от трехнотовых неза- тейливых мотивчиков до много- голосья, требующего виртуозно- го исполнения. Нужно только действитель- но подобрать то, что зацепит. Евгений приводит несколько примеров. На онлайн-занятии с учеником из Москвы выясни- ли, откуда тот родом. Удалось найти песню с его малой роди- ны для разучивания. Так обыч- ный урок пения обрел личную историю, побудил задуматься о своих корнях. В другой раз для компании учеников Евгений взял очень сложную в техниче- ском исполнении песню тер- ских казаков. — Не думал, что кто-то во- обще сможет выучить ее, зани- маясь онлайн, но я ошибся, — рассказывает Евгений. — Один из исполнивших песню без неточностей живет в Минне- соте. Он признался, что много раз прослушал ее. Для него, сменившего место жительства, это возможность быть вместе с Россией. И многие другие уче- ники из разных уголков земного шара подтверждают это. В наше время, когда в мире пытаются перечеркнуть русскую культуру, песни дают возможность выска- зать свои чувства и сопережи- вания. Романсы за столом Любовь к музыке в свое вре- мя соединила Екатерину и Евге- ния. Могли ли найти друг друга липчанка и сибиряк, если бы не общее увлечение народным творчеством? Местом знаком- ства стал фестиваль «Егорий хо- робрый» в Омске, а поводом — именно вечерка. Разумеется, интерес к исто- кам не возник сам по себе. В се- мье Евгения, корнями из Омска, много профессиональных му- зыкантов: он сам, сестры, мама, тетя и дядя. Бабушка всю жизнь хотела получить музыкальное образование, и ее мечту реали- зовали дети и внуки. Но, сколь- ко Багринцев себя помнит, ни одно застолье не обходилось без песен. — У нас не было установки, мол, будем петь только народ- ные песни, — сказал Евгений. — На день рождения бабушки, которая пользуется в доме не- пререкаемым авторитетом, мы всегда поем романс «Чтоб ты не страдала в пыли дорожной», ко- ронная песня дяди— «Девчонки полюбили не меня», а деду очень нравилась песня «Позови меня тихо по имени» группы «Любэ». Хотя и старинные песни, кото- рые бережно хранятся в семье, тоже звучат. Важнее другое: тра- диция пения за столом посте- пенно уходит в прошлое, а мы, собираясь вместе, продлеваем ей жизнь. Как и традиции госте- приимства. Евгений грустит, что по- степенно угасает обычай от- правляться в гости к близким по выходным. Он вспоминает, как готовились к сбору родни женщины старшего поколения. Те бабушкины щи, «за которые чуть ли не драка шла», лишь од- нажды удалось повторить маме. И дело не столько в рецепте и пропорциях — раньше умели подбирать подходящие ингреди- енты— сколько в тех тонкостях, НЕ ЖИЗНЬ, А НАРОДНАЯ ПЕСНЯ! НЕ НАДО НАСАЖДАТЬ Багринцевы рассказали, что поначалу старались максимально погрузить сына Трофима в свое увле- чение. А потом поняли, что, насаждая, интерес не привьешь. Трофим пока с большим успехом играет в настольный теннис, чем поет. При том, что слух у него хороший, и Евге- ний не раз замечал, что сын уже вовсю напевает себе под нос мелодию, которую старшие члены семьи только разучивают. Дети вынуждены слушать напевы родителей, часто репетирующих дома. Хотя из умной колонки звучит совсем другая музыка, но все равно формируется определенный музыкаль- ный вкус, и Багринцевы уверены: спустя время сын сам придет к фольклору. Для четырехмесячной Есении актуальнее колы- бельные, и мама сейчас особенно погружена в этот пласт фольклора. Она уже открыла дочке мир пе- стушек и потешек — с ними даже обычный массаж ма- лышке в радость. И контакт с мамой теснее. Екатерина вынашивает новый проект в Интернете: планирует организовать площадку, на которой будет делиться таким опытом с другими мамами. СЕГОДНЯ МНОГО ГОВОРИТСЯ О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ, И В ФОЛЬКЛОРЕ ЗАЛОЖЕН БОЛЬШОЙ ПОТЕНЦИАЛ ДЛЯ ТАКОЙ РАБОТЫ. ЭТО НЕ ИЗУЧЕНИЕ ВСЯКИХ «ПЕСЕНОК И ПЛЯСОК», А ОДИН ИЗ КЛЮЧЕВЫХ МОМЕНТОВ СОХРАНЕНИЯ НАШЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ АУТЕНТИЧНОСТИ Екатерина Багринцева Интерес к русскому фольклору растет с каждым годом, уверены Екатерина и Евгений Багринцевы. Про себя супруги говорят: «Мы не популяризуем народную культуру, мы еюживем». И своим примером показывают, что в современном цифровом мире традиции по-прежнему актуальны. Олеся Скворцова Евгений (справа) на фестивале «Бирюзовая Катунь». Творческая встреча с ансамблем Санкт-Петербургской государственной консерватории. 2021 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz