Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

«ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 12/10/22 Тенденции 21 П осле ухода иностранных продавцов мебели рос- сийские покупатели ста- ли искать предложения на мар- кетплейсах. На фоне санкций российские производители суме- ли привлечь местных клиентов, но потеряли часть зарубежных. Объем экспорта снизился с 16 до 9 процентов. Магазин на диванах Аналитики сервиса Sellematics и Coffee Analytics изучили, как менялась выручка от продажи мебели четырех крупнейших мар- кетплейсов —Wildberries, «Сбер- МегаМаркета», AliExpress и Ozon. Наиболее сильные изменения произошли весной и в начале лета. На AliExpress и «СберМега- Маркете» после скачка в спросе последовал спад. В то время как на Wildberries и Ozon увеличение заказов продолжилось. Эксперты отмечают, что резкий рост продаж характерен только для Wildberries. С 21 по 27 февраля выручка от прода- жи мебели на маркетплейсе со- ставляла 1,6 миллиарда рублей, а к концу июля она выросла на 61 процент — до 2,7 миллиарда. К 31 июля Ozon увеличил недельную выручку в этой кате- гории до 1,3 миллиарда рублей, тогда как в конце февраля она составляла 706,2 миллиона ру- блей. Общий прирост за полгода в итоге составил 87 процентов. На AliExpress и «СберМегаМар- кете» после оживления в февра- ле выручка от продажи мебели к июлю уменьшилась на 49 и 66 миллионов рублей соответ- ственно. Главная выгода поставщика при работе с маркетплейсами — продвижение бренда и повыше- ние его узнаваемости, считает гендиректор фирмы «Удачная мебель» Игорь Чепенко. Доля продаж компании в сегменте электронной торговли с 2021 по 2022 год выросла в пять раз. К тому же, добавляет собеседник, это расширение географии — маркетплейсы работают по всей стране, за счет чего могут обеспе- чить широкий охват. А вот сложности зачастую вызваны документооборотом, отмечает Чепенко. Количество операций растет, нужно быть внимательными и закрывать все документы своевременно. Еще одной проблемой является ло- гистика. — Основная трудность на маркетплейсах связана с достав- кой, — соглашается владелец компании BIODIVANАлександр Козлов. — Мебель — довольно массивный товар, доставка стоит дорого в расчете на единицу. При минимальной марже продавец может получить убытки. Нужны серьезная аналитика и стальные нервы. Ситуация в отрасли На фоне санкций российские производители сумели привлечь местных клиентов, но потеряли часть зарубежных. В течение многих лет экспорт находился на уровне 10—12 процентов, а по итогам 2021 года достиг от- метки в 16 процентов. При этом главным экспортером мебели из России являлась IKEA. Се- годня он составляет примерно девять процентов от общей доли продукции. Такими данными поделился генеральный дирек- тор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатыва- ющей промышленности России (АМДПР) Тимур Иртуганов. — Несмотря на то что ры- нок Западной Европы оказался закрыт, это не сказалось кри- тически на наших производи- телях. Сейчас идет ориентация на ближайшие к нам Казахстан, Узбекистан, Белоруссию. Многие предприятия успешно работают в направлении Ближнего Востока, также растет объем поставок и в Азию. У отрасли огромный экспортный потенциал, по со- отношению цена-качество рос- сийская мебель — одна из самых привлекательных в мире, — обнадежил собеседник. Сейчас в отрасли есть не- сколько глобальных направ- лений, в которых она остается импортозависима, констатирует глава АМДПР. В первую очередь фурнитура, поскольку россий- ское производство покрывает максимум три процента потреб- ности рынка. Поэтому проблема санкций решается переориента- цией с Запада на Восток: Турцию, Китай. — Второе направление — комплектующие. Российские предприятия не создают станки для производства мебели, на этом рынке мы импортозависимы. И химические компоненты, на- пример изоцианаты, которые используются для смол к древес- ным плитам и при изготовлении пенополиуретана, в России не выпускаются, — перечислил Ти- мур Иртуганов. Цены и спрос Достижения отдельных произ- водителей на фоне санкций раз- ные. Ближайший конкурент IKEA в России — компания Hoff — отмечает, что уход зарубежных конкурентов увеличил трафик компании как в офлайн-, так и в интернет-магазине. Весной на пике продажи выросли вдвое по сравнению с прошлым годом. Летом ситуация стабилизировалась. Очередным краткосрочным всплеском стала середина июня, когда IKEA объ- явила об окончательном уходе из России. —По нашим исследованиям, около 12 процентов клиентов, которые ранее покупали в IKEA, находились с февраля в ожида- нии и откладывали свои покуп- ки, соответственно, именно за счет этой доли клиентов в сере- дине июня мы увидели скачок в продажах. Он продлился около двух недель. Затем спрос окон- чательно вернулся к сезонной норме и был даже ниже этой нор- мы, — рассказали в компании. Что касается конкретных товарных категорий, то летом россияне чаще всего покупали кухонные гарнитуры, массаж- ные подушки и подвесные све- тильники. В августе лидером по продажам среди мебели стал кухонный гарнитур — спрос на него увеличился более чем в три раза год к году. По словам управляющего директора Hoff Максима Генке, весной сеть повысила рознич- ные цены в среднем на 5–10 процентов. Но сейчас цены вер- нулись на прежний уровень и даже опустились ниже уровня начала года. — Цены зависят от многих факторов, — поясняет Максим Генке. — Например, из-за ро- ста мировых цен на дерево или из-за подорожания химических средств, которые используются в мебельном производстве, ко- нечная стоимость мебели может увеличиться. Директор «Удачной мебели» Игорь Чепенко отмечает схо- жую динамику — цены на ком- плектующие и исходное сырье сначала повысились, а после пошли вниз. — Когда ситуация норма- лизовалась, мы получили сни- жение цен на 10–15 процентов на поставляемые материалы, — говорит он. —В эту группу также входят стальные трубы, рыночные цены которых мы регулируем. Компания работает в сегмен- те садовой мебели на стальном каркасе и производит раскладные кровати. По первому направле- нию доля фирмы на рынке близ- ка к десяти процентам, поэтому уход мебельных предприятий был незаметен. Тем не менее спрос на этот товар падает, поскольку потребитель вынужден отдавать предпочтение более бюджетным товарам, пояснил Игорь Чепен- ко. А вот спрос на складные кро- вати как дополнительные места, в том числе для гостиниц и домов отдыха, растет. Ситуация в премиум-сегмен- те поменялась не столь заметно. —С уходом иностранных ком- паний, прежде всего IKEA, силь- ного роста спроса мы не ощутили, потому что находимся в разных ценовых категориях, —рассказал владелец BIODIVAN Александр Козлов. —Однако клиенты стали чаще покупать большие дорогие диваны. Как нам кажется, из-за трудностей с поставками мебели из Европы, в первую очередь из Италии. Но сказать, чтобы нас за- валило такими заказами, нельзя. В отличие от коллег, собе- седник выделяет больший рост цен на производство — до 30—60 процентов. Прежде всего из-за подорожания материалов и ком- плектующих. —Когда цена на лист фанеры поднимается с 700 до 2,5 тысячи рублей, как ни экономь, удержать цены на конечный товар вряд ли получится, — заключил он. Фото Зураба Джавахадзе, «ИЗВЕСТИЯ» МНЕ БЫ МЕБЕЛЬ Как спустя полгода санкций изменился спрос на мебель, а вместе с ним и цены — разбирались эксперты. Мария Немцева Страница подготовлена в рамках совместного проекта «Липецкой газеты» и газеты «Известия» Летом россияне чаще всего покупали кухонные гарнитуры, массажные подушки и подвесные светильники. В августе лидером по продажам среди мебели стал кухонный гарнитур — спрос на него увеличился более чем в три раза год к году. ЦЕНЫ ЗАВИСЯТ ОТ МНОГИХ ФАКТОРОВ. НАПРИМЕР, ИЗ-ЗА РОСТА МИРОВЫХ ЦЕН НА ДЕРЕВО ИЛИ ИЗ-ЗА ПОДОРОЖАНИЯ ХИМИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В МЕБЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ, КОНЕЧНАЯ СТОИМОСТЬ МЕБЕЛИ МОЖЕТ УВЕЛИЧИТЬСЯ Максим Генке

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz