Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
Переключая каналы ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 20 № 12 3 (26563) Исаак Розенфельд, обозреватель «Липецкой газеты» ДЕСАНТ АВАТАРОВ И ДРУГИЕ ЧУДЕСА ЖИВЕШЬ В СВЕРХДЕРЖАВЕ — СВЕРХДЕРЖИСЬ Дмитрий Куликов Н о ведь и людям в тылу нелегко подчиняться законам военной поры. Хотя законы эти очень просты. Не ждать ежедневных исключи- тельно победных реляций. Не раскисать от тревожных вестей с фронта. Не терять веру в воюю- щих отцов, мужей, сыновей. Не вливаться в хор причитающих и скулящих: «Все рухнуло! Пропа- ло! Спасайся кто может!». Сего- дня этих нервных господ так и называют — всепропальщиками. На канале «Соловьев Live» политолог Дмитрий Евстафьев правильно сказал: помимо ча- стичной мобилизации наступил срок внутренней мобилизации каждого. Не по повестке из во- енкомата, а по совести надо со- брать в кулак волю, терпение, мужество. Как сформулиро- вал коллега Евстафьева Дмит- рий Куликов: живешь в сверх- державе — сверхдержись. Формула еды вместо формулы смысла И люди, которые народ, сверхдержатся. А люди, которые население, держаться не умеют и не желают. Они твердят: мы не патриоты, мы не либералы, по- тому что мы не граждане. У вас война, а у нас пусть будет мир. О персонажах подобного сорта сатирик однажды сказал: мир — это когда стреляют где- нибудь в другом месте. Таких в избытке по обе стороны экра- на. Немало телевизионщиков, отбыв обязаловку новостей ре- портажами из Луганска и Херсо- Ты каждый раз, ложась в постель, Смотри во тьму окна И помни, что метет метель И что идет война. Самуил Маршак. 1941 год СОВРЕМЕННИК ПУШКИНА, ПРУССКИЙ ГЕНЕРАЛ, ЗНАТОК БАТАЛЬНОЙ НАУКИ КЛАУЗЕВИЦ ГОВОРИЛ: НА ВОЙНЕ ВСЕ ПРОСТО, ТОЛЬКО САМОЕ ПРОСТОЕ В ВЫСШЕЙ СТЕПЕНИ ТРУДНО. ОН ИМЕЛ В ВИДУ СТРАТЕГИЮ, ТАКТИКУ, ПЛАНИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИЙ И ПРОИСХОДЯЩЕЕ НА ПОЛЯХ СРАЖЕНИЙ. ПОМИМО ЧАСТИЧНОЙ МОБИЛИЗАЦИИ НАСТУПИЛ СРОК ВНУТРЕННЕЙ МОБИЛИЗАЦИИ КАЖДОГО. НЕ ПО ПОВЕСТКЕ ИЗ ВОЕНКОМАТА, А ПО СОВЕСТИ НАДО СОБРАТЬ В КУЛАК ВОЛЮ, ТЕРПЕНИЕ, МУЖЕСТВО. В НАЧАЛЕ СПЕЦОПЕРАЦИИ ОПТИМИСТЫ НАДЕЯЛИСЬ: ТЕПЕРЬ МАССМЕДИА ДОЛЖНЫ ПЕРЕСТРОИТЬСЯ. ЧЕРТА С ДВА! ИСЧЕЗЛИ С ПЕРВОЙ КНОПКИ КСЕНИЯ СОБЧАК И ИВАН УРГАНТ? ТАК ИМ БЫСТРО НАШЛАСЬ ЗАМЕНА. Самуил Маршак (1887—1964) советский поэт и драматург на, торопливо возвращаются в наезженную колею. Так было всегда. Вспомните, к примеру, программы разных каналов на 9 Мая. Там появлялась строчка о Минуте молчания. А строчкой выше значилась новая серия бесконечного ситкома. Строч- кой ниже «Камеди Клаб» или «Битва экстрасенсов». Зажатая между ними Минута молчания оказывалась формальной, ри- туальной паузой в череде сен- саций, юмористических шоу, игр. Помолчали? Тогда гуляем дальше напропалую. То же случилось и недели две назад, после ижевской трагедии. Никому не пришло в голову на день, на два поумерить веселье. Погибли люди, погибли дети. И не в прифронтовой полосе, а в обычном мирном городе. Ну и что? В эфире решающее слово за напялившим шапку Мономаха управдомом Буншей из комедии Гайдая: «Я требую продолжения банкета!».Ибанкет продолжается. В начале спецоперации оптимисты надеялись: теперь массмедиа должны перестроить- ся. Черта с два! Исчезли с первой кнопки Ксения Собчак и Иван Ургант? Так им быстро нашлась заме- на. И Сергей Соседов в «За гранью» по-преж- нему превращает в шоу чью- либо тяжелую болезнь или беду. В «Москве резиновой» разы- грывают в лицах плоские, ту- пые анекдоты. Где-то идет та же «Битва экстрасенсов», а где- то — «Битва с тещей». Диагноз от писателя Юрия Мамлеева о массовой идиотизации через телевидение постоянно подтвер- ждается. Какая там фронтовая обстановка. ТВ существует в па- раллельной реальности, и в ней информация о количестве экс- клюзивных пиджаков в гарде- робе Киркорова куда значимее количества жертв в Донецке. В особой цене, так уж из- давна повелось, альковная те- матика. В «Опасных связях» не то шоумены, не то частные де- тективы чуть ли не вытаскива- ют из чужих постелей гуляющих налево мужей и жен. В послед- нем выпуске «Звезды сошлись» горячо обсуждали совсем уж ду- шераздирающую историю: ко- варная горничная соблазнила известного артиста. Дело кон- чилось разводом. Звезды спори- ли: изменщик — он жертва или подлец? Бедолага сидел в студии и уныло оправдывался. Тут же сияла улыбкой румяная, «кровь с молоком» соблазнительница. Разговор супружеской невер- ностью не ограничился. Маша Распутина жаловалась: однажды прислуга украла у нее бриллиан- товое кольцо. ИосифПригожин вспомнил о шофере, прибрав- шем к рукам подаренные про- дюсеру ковры. Среди этих пле- беев попадаются до того наглые, неблагодарные, вороватые. Кро- ме скандальных адюльтеров не- вероятно п о п у - лярны кулинарные передачи. Я по- пробовал их посчитать и сбил- ся. «Живая еда», «Идеальный ужин», «Просто кухня», «Га- стротур», то «Едим дома», то «Поедем поедим». И апофеоз всего — «Формула еды». Реко- мендацию литературного пер- сонажа не делать из еды культа на ТВ игнорируют. Спокойно, не считая это чем-то неумест- ным, излагают рецепты для гур- манов сразу после новостного сюжета из Донецка про бабушек и дедушек, которым доброволь- цы привозят пакеты с гречкой, рисом и растительным маслом. У Дмитрия Куликова теле- грам-канал называется «Фор- мула смысла». А тут — формула еды. Каждому свое. Для кого-то в еде и заключается смысл. Ну-ка все вместе! В незабываемом фильме «В бой идут одни «старики»» Лео- нид Быков восклицал: «Кто сказал, что песням нету места на войне?». А на спецоперации и подавно. Послушайте, какие песни, какие стихи рождаются прямо под обстрелами. Так что, в принципе, нелепо возражать против музыкальных телешоу. Я и не собираюсь. «Го- лос 60+» и «Ты супер!» — по- настоящему человечные, добрые проекты. Вних участвуют одино- кие немолодые люди. Они обла- дают талантом не только петь, но и жить увлеченно, назло годам, болезням, усталости. Амальчиш- ки и девчонки из детдомов и при- емных семей, сбивчиво рассказав о непонятно куда испарившихся мамах и папах, вытирают слезы, выходят на сцену и сражают наповал профессио- налов в жюри. Если это увидят, услышат новые наши соотечественники в Мелитополе или Херсоне, стыд- но не будет. Но вот сразу на двух кана- лах высадился десант аватаров. Благодаря новейшим техно- логиям на экране распевают странные существа: монстры, джинны, летучие мыши, стару- ха Шапокляк. А судьи, вовсю прикалываясь и хихикая, гада- ют, кому принадлежит голос. Веселье форсируется, восторги преувеличиваются, смех звучит слишком громко. Становится неловко. Особенно, когда Дима Билан объявляет: вот оно, буду- щее эстрады. Бог ты мой, неуже- ли музыка без людей, подмена аттракционом прямого контакта артиста и публики такое уж вы- дающееся достижение? А главное, у них веселье бьет ключом, а в воздухе попахива- ет серой. И все это слишком уж контрастирует с тем, что мы переживаем сегодня и сейчас. Моя теща называла такие развлечения бесевом. Но что с нее было взять? Она выросла на Алтае и с малолетства слушала по «тарелке» симфонии, оперы, романсы. И даже на девятом де- сятке мгновенно узнавала любую арию. Ей не нужны были ника- кие аватары, чтобы стимулиро- вать любовь к музыке. Как могла она оценить цифровой постмо- дерн, обрученный с отвязным, напористым масскультом? Дописал последнюю фра- зу, подошел к окну. Там еще не метель метет, а шумит дождь. Но война или, если вам угодно, спецоперация идет. И мне ин- тересно, помнят ли о ней созда- тели сенсационных шоу? Или в голове у них только рейтинги и доходы от рекламы? Фото с сайта culture.ru В
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz