Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
№8 (26448) ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 26 Вера Ч то побуждает современ- ных родителей обучать детей вне школьных стен? Причины бывают разными. За семейное образование ратуют приверженцы свободного воспи- тания и те, кто считает, что сред- нестатистическая школа размы- вает традиционные ценности, не дает полноценного духовного развития. Сбережение детства и неформальный подход к раз- витию ребенка — вот главные ориентиры и цели семейного об- разования. Однако многие родители не решаются отправиться в свобод- ное образовательное плавание, хотя на примере других видят его явное преимущество. Почему это происходит? Поговорим об этом с ней- ропсихологом, логопедом-де- фектологом, православной жен- щиной, мамой четверых детей Ириной Савиловой. Начало начал Ирина — самозанятый граж- данин. ВЗадонске она уже четыре года ведет свой семейный класс, который поэтично называется: семейное пространство «Под Крылом». Когда-то она успешно закончила Ростовский государ- ственный университет и стала нейропсихологом, потомпрошла переподготовку по специально- сти «логопед-дефектолог». Однажды у младшего сыниш- ки Ирина обнаружила признаки дефицита внимания и поняла, что в обычной школе ему будет нелегко учиться. Общаясь с раз- ными людьми, она узнала, что с такой проблемой сталкиваются многие современные дети. — Получилось так, что не- сколько родителей объединились в группу, — рассказывает Ири- на. — А я предоставила помеще- ние для занятий. Интересно, что многие наши папы и мамы — высокообразованные люди, пе- дагоги, и мы, пользуясь законо- дательным правом о семейном обучении, решили самостоятель- но давать знания своим детям. Кто-то из родителей помогает подготовиться к начальнойшко- ле, кто-то преподает математику, а я работаю сразу по несколь- ким направлениям, но глав- ное — формирую мышление, внимание, память и речь ребят, ведь все это необходимо для успешной учебы. Простые физические упраж- нения развивают определенные структуры мозга. Поэтому с ребятами мы играем в разноо- бразные игры. Ведь проблема со- временных детей в том, что они неактивны: не играют в мяч, в классики, в резиночки, не пры- гают на скакалке, а все больше сидят в гаджетах. Но развитие мозга идет через физическую активность — об этом нельзя забывать. Учеба с благословением Всего в этом семейном про- странственаходятся около трех де- сятков ребятишек: девять школь- ников начальных классов, около десяткамальчишекидевчонок хо- дят нашкольнуюподготовку, пять четырехлеток и пять пятилеток проходят дошкольное развитие. Есть в пространстве курс английского языка, который по благословению схимитрополита Никона ведет монах Вонифатий из Задонского Рождество-Бого- родицкого мужского монастыря. Он же проводит с учащимися ду- ховно-воспитательную работу. — Прежде чем мы присту- пили к занятиям, взяли благо- словение у схимитрополита Ни- кона, — делает акцент Ирина, — Это очень важно. Ведь наше ма- ленькое дружное пространство развивается с православным уклоном, где большинство ре- бят из воцерковленных семей. Свой день мы начинаем и за- канчиваем молитвой, чтим все великие православные празд- ники, ходим с детьми на церков- ные службы в монастырь. Наша учебная программа буквально пронизана православной тра- дицией. С ребятами занимаются священники. Кстати, не стоит путать се- мейное обучение и домашнее. В первом случае обучением ре- бенка занимаются сами роди- тели: они берут частные уроки, подыскивают подходящих учи- телей. Во втором случае ответ- ственность лежит на школе, к которой прикреплен ученик, а педагоги бесплатно обучают его дома. Последний вариант воз- можен только по медицинским показаниям, когда ребенок се- рьезно болен. По закону при семейном обу- чении аттестация должна прохо- дить в школе в конце четвертого класса. Но мы решили, что наши дети будут аттестовываться еже- годно, чтобы не забыли учебный материал. Перед тем как образовалось наше пространство, мы с роди- телями пошли в городской отдел образования, написали заявле- ния о семейном обучении. Нас прикрепили к школе. А теперь учителя будут тестировать детей по предметам. Об ответственности Когда ребенка отдают в шко- лу, то ответственность за его знания ложится на школу. При семейном обучении — это бре- мя берут на себя родители. И этот вопрос, наверное, самый болезненный для всех. Многие родители хотели бы, чтобы их дети учились не в огромных по численности классах, а в малых группах по несколько человек. Кто-то желает традиционное об- разование совместить, скажем, с православной духовно-нрав- ственной традицией. Возможно ли это? — У меня на репетиторских уроках нередко занимаются и чистые «семейники», которые учатся дома с родителями, и учащиеся из обычной школы, — говорит Ирина. — Все плю- сы и минусы видны сразу. Когда ребенок занимается один с ро- дителями, у него не вырабатыва- ется слуховое внимание, умение работать в команде (в этом пла- не особенно тяжело мальчикам, ведь по природе им необходим соревновательный дух). Но ког- да детей в классе больше три- дцати, обязательно найдутся те «слабенькие», на которых учи- тельского внимания попросту не хватает. Как специалист скажу, что лучшая форма обучения детей— это малые группы по 9–12 че- ловек. В них можно работать в команде, и в то же время учи- тель каждому ребенку уделит внимание. Кроме того, при се- мейном образовании родитель может прививать ребенку все те ценности, которые он считает нужными. Как быть с работой? Между тем самая большая проблема родителей— занятость на работе. Не все могут в своем трудовом графике выделить до- статочно времени для образова- тельных нужд сына или дочери. Более комфортная ситуация у тех пап и мам, которые заняты в об- разовательной сфере, например, зарабатывают репетиторством. Но как быть остальным? —Таких деток, у кого родите- ли всю неделю на работе, у меня 90 процентов в классе, — кон- статирует Ирина Савилова. — Конечно, мы постарались снять с родительских плеч груз семей- ного обучения. После основных занятий сами делаем с ребятами уроки в продленке, водим их в художественнуюшколу, на музы- ку, в спортивные секции. Не конкуренты, а помощники Стоит особенно подчер- кнуть: семейное пространство «Под Крылом» не конкурирует с обычными образовательными учреждениями, а, скорее наобо- рот, помогает им. Ведь многие дети испытывают трудности при обучении в школе. К при- меру, один ребенок неусидчив, другой — плохо владеет руками, и это отражается на письме. А какому-то вундеркинду требу- ется индивидуальный подход, потому что он идет с опереже- нием программы. Или ребенок профессионально занимается спортом, музыкой и не вписыва- ется в учебный план, пропускает занятия в школе. Вот для всех этих ребят заботливые взрослые готовы подставить свое «крыло». Сегодня Ирина Савилова уже думает над тем, чтобы проводить занятия не только в начальной школе, но и вплоть до девятого класса. Пока это только мечты, которые, надеемся, воплотятся в жизнь. Фото из архива Ирины Савиловой В Задонске группа православных родителей создала для своих детей семейное образовательное пространство «Под Крылом». Организатор и руководитель группы Ирина Савилова рассказала, с чего все началось. Наталья Сизова ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ ЗНАНИЙ Семейное обучение — это форма получения обра- зования вне школы (статья 17 закона «Об образовании в Российской Федерации»). Подразумевает самостоя- тельное освоение основ- ной образовательной про- граммы. Ответственность за качество обучения ле- жит на родителях. Домашнее обучение — это форма обучения, ког- да ребенок прикреплен к школе и к нему на дом хо- дят учителя обучать его. Самообразование — то же, что и семейное обу- чение, только для детей старше 15 лет или тех, кто получил аттестат об окон- чании девяти классов. ВСЕ НАШИ УЧЕНИКИ ОЧЕНЬ УСПЕШНО ПРОХОДЯТ АТТЕСТАЦИЮ, ПОТОМУ ЧТО С НИМИ ВЕСЬ ГОД ЗАНИМАЛИСЬ ИНДИВИДУАЛЬНО. И ЭТО САМЫЙ БОЛЬШОЙ ПЛЮС СЕМЕЙНОГО ОБУЧЕНИЯ Ирина Савилова В семейном образовательном пространстве «Под Крылом» к каждому ребенку подходят индивидуально
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz