Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
Т радиция зажигать ритуаль- ные костры, по данным исследователей, бытовала еще в XIX веке в Курской, Во- ронежской, Орловской и Там- бовской губерниях. В разной местности принято было разво- дить огонь в разное время — в сочельник утром, в Рождествен- скую ночь, под Новый год и Кре- щение. Но смысл обряда оста- вался прежним: считалось, что в этот период умершие родители и другие родственники незримо присутствуют рядом и приходят греться к костру. — Впервые мы зафиксиро- вали обряд в Талицком Чамлы- ке Добринского района в 2013 году, — рассказывает главный специалист по нематериаль- ному культурному наследию ОЦКНТ Мария Жучкова. — А когда стали дальше изучать тему, оказалось, эта традиция — по- прежнему важная часть жизни жителей нескольких сел. Решили придать статус объекта немате- риального культурного насле- дия регионального значения не обряду вообще, а его бытованию в наше время. Знаю, в этом году такие костры жгли в окрестно- стях Ельца, в селах Сурки, Вязо- во, слободе Покрово-Казацкой Лебедянского района, Крутого- рье и Падах Липецкого района. Кличем Авсень В селе Крутогорье свои осо- бенности. Традиция «греть пя- точки» гармонично соединилась с колядованием и прославле- нием Христа. Здесь под Старый Новый год кличут Авсень. Ря- женые ходят по домам и бросают пшеницу в сторону икон или, если хозяева встречают на улице, во двор с пожеланиями доброго урожая. И во многих семьях вы- ходят в темное время суток жечь костры так, как это было заве- дено из поколения в поколение. — Помню, как еще моя ба- бушка выходила «греть пяточки умершим родителям», —расска- зывает директор Падовского по- селенческого центра культуры и досуга Людмила Бухановская. — Когда мы были маленькими, она делала это одна. А как стали по- старше, взрослые на палку про- волокой прикручивали «пук» из старых тряпок и смазывали со- ляркой. И мы бегали по дорогам с такими факелами. Перенявшая традицию мама костер разжига- ла для безопасности в ведре или старом тазу. Нередко несколько семей объединялись и собира- лись вместе у огромного костра, после чего у кого-то из соседей накрывались столы и начина- лось праздничное гуляние. Хотя в этот вечер вспомина- ют умерших «сродников» (кто- то говорит с ними вслух, кто-то перечисляет имена про себя, а кто-то просто молчит, стараясь почувствовать незримую связь с теми, кого уже нет), ассоциация с поминками не вполне верна. Настрой здесь все-таки жиз- неутверждающий и оптимисти- ческий: принято вспоминать, какими те были при жизни, представлять, что они рядом и рады за своих потомков. А буй- ный огонь костра символически согревает ушедших. Катись колесо Житель Крутогорья Максим Миляков считает себя продол- жателем традиций, с которыми его познакомила бабушка, Раи- са Афанасьевна. Он трудится в соседних Падах технологом по выращиванию птицы. Напря- женный рабочий график — не помеха. Если на долгожданный вечер выпадает смена, обяза- тельно меняется с коллегами. — Это наше, исконное, — уверен он. — В детстве нас при- влекала внешняя часть обряда: какой мальчишка откажется по- гонять с зажженным факелом? Став старше, мы начинаем вни- кать в глубинную суть традиции, в основе которой — связь по- колений, укрепление семейных уз. Узнаю в сынишке себя в его возрасте, и обряд, которого он теперь очень ждет, нас сближает еще больше. Максим делится и некото- рыми особенностями обычая. У них издавна было заведено, что зажигал костер именно глава се- мьи. В его детстве это часто дела- ла бабушка, на которой держался дом. А сейчас право начинать обряд перешло к нему. Еще около двадцати лет на- зад сельчане вместе зажигали старую покрышку и спускали ее с горы так, чтобы она катилась как можно дольше. Но спустя годы, видимо, все-таки пришли к тому, что вечер лучше прове- сти с семьей. Одни старожилы вспоминали, что их родители с горящими «пуками» обходили вокруг дома. Другие говорили, что огонь костра обязательно должен освещать часть дома, чтобы умершие видели, где и как живут их потомки. В костре или в «пуке» обя- зательно должны быть старые вещи. Это правило действовало и в давние времена, когда ис- пользовали в основном старую солому. За старьем — конечно же, на чердак: нужно освобо- диться от всего ненужного. —Каждый сам чувствует, как лучше провести этот вечер, де- лает это по традициям своей се- мьи, — говорит Максим Миля- ков. — Важно здесь то, что есть желание сохранять их и дальше. И речь не только о зимнем обря- де. На Троицу, к примеру, мы, как и наши предки, устилаем полы в доме травами и полевы- ми цветами, печем пшенники — круглые лепешки с изюмом, сверху залитые яйцом. А на Пас- ху, как и учила бабушка, обяза- тельно надеваем на себя вещи красного цвета. У дома или на кладбище? Трепетное отношение к ста- ринному обряду и у библиотека- ря поселенческой библиотеки села Крутогорье Нины Лобее- вой. Мама Нины Васильевны родом из соседних Падов, да и сама она много лет отработала там в школе учителем, так что о традициях соседних сел знает не понаслышке. — Вспоминаю, как в детстве ждали этого дня, — рассказы- вает она. — В нашей семье при- нято было разжигать костер как только стемнеет, а вот соседи делают это ближе к полуно- чи — как у кого заведено. Рань- ше использовали старую солому из подстилки скота, набивку из соломенных тюфяков, а если в доме была техника, то и старые автомобильные покрышки. Со- бирались всей семьей у огня, и «пуки»-факелы, смоченные керосином или соляркой, обя- зательно поджигали от этого костра, а не сами по себе. Счита- ется, что так мы можем согреть в Крещенские морозы тех, кого нет в живых, чтобы им было теплее. В соседних Падах обряд несколько трансформировался: жители домов собираются вме- сте на площадке рядом с клад- бищем. Несколько десятилетий организует этот костер Алек- сандр Могилев, мой ученик. Он хороший гармонист и умеет сплотить других. Даже приезжие, осваиваясь у нас, присоединя- ются к обряду и проводят его уже в своих семьях. Из моего дома открывается вид на село — и как приятно было видеть яркий ко- стер, заметный издалека: значит, по-прежнему жива переданная нашими предками традиция, и это по-настоящему греет душу. Фото из архива Людмилы Бухановской Традиции 24 №8 (26448) ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА В старину жгли солому — скотину держали в каждой семье, сейчас так не делают. Факелы мастерят из старых вещей. Деревни Вязово и Сурки, Лебедянский район Хозяин дома заранее складывал костер из соломы и веток, чтобы огонь был высоким. Остальные члены семьи выноси- ли в костер старые деревянные вещи, чтобы из дома уходи- ло все плохое. Во время обряда старшее поколение читало специальные молитвы, дети пели церковные песни. Покрово-Казацкая слобода, Лебедянский район Согласно церковной традиции обряд проводят под Рождество: с появлением первой вечерней звезды начи- нают жечь костры — «обогревать ножки Христу». Делали это на дороге, у речки Лебедянки. Село Талицкий Чамлык, Добринский район Для факелов тряпки на ночь замачивали в солярке, затем накручивали на длинную проволоку и поджигали. Стара- лись, чтобы костер горел подольше. Так «греют» умерших родственников в зимние морозы: «стужа, зима, а мы им погреем ножки, им там будет хорошо». По наблюдениям жителей села, когда дует ветер, дым от костра всегда идет в сторону кладбища. А У НАС ТАКОЙ ОБЫЧАЙ ОКАЗАЛОСЬ, ОБРЯД «ГРЕТЬ РОДИТЕЛЯМНОЖКИ» — ПО-ПРЕЖНЕМУ ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ЖИЗНИЖИТЕЛЕЙ НЕСКОЛЬКИХ СЕЛ. СТАТУС ОБЪЕКТА НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ ПОЛУЧИЛ НЕ ОБРЯД ВООБЩЕ, А ЕГО БЫТОВАНИЕ В НАШЕ ВРЕМЯ Мария Жучкова В ДЕТСТВЕ НАС ПРИВЛЕКАЛА ВНЕШНЯЯ ЧАСТЬ ОБРЯДА: КАКОЙМАЛЬЧИШКА ОТКАЖЕТСЯ ПОГОНЯТЬ С ЗАЖЖЕННЫМФАКЕЛОМ? СТАВ СТАРШЕ, МЫ НАЧИНАЕМ ВНИКАТЬ В ГЛУБИННУЮ СУТЬ ТРАДИЦИИ, В ОСНОВЕ КОТОРОЙ — СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ, УКРЕПЛЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ УЗ Максим Миляков КОСТРЫ В НОЧИ Старинный обычай «греть родителям пятки» есть в селе Крутогорье Липецкого района. Удивительно, что это не реконструкция, а живой обряд, который из года в год зимой совершают сельские жители. Олеся Скворцова Хранители традиций каждый год у своего дома жгут костры
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz