Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 15 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 121 /26561/7 ОКТЯБРЯ 2022 Постановление Правительства Липецкой области № 178 от 29.09.2022, г. Липецк Об утверждении стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Липецкой области Правительство Липецкой области постановляет : Утвердить стратегию в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Липецкой области (приложение). Губернатор Липецкой области И. АРТАМОНОВ Приложение к постановлению Правительства Липецкой области «Об утверждении стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Липецкой области» Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Липецкой области 1. Раздел «Основные положения». 1.1. Основания разработки. Основаниями разработки стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и го- сударственного управления Липецкой области (далее – Стра- тегия цифровой трансформации) являются: 1. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Фе- дерации на период до 2030 года». 2. Постановление администрации Липецкой области от 31.08.2017 года № 408 «Об утверждении государственной программы Липецкой области «Формирование современной городской среды в Липецкой области». 3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.02.2021 года № 431-р «Об утверждении Концепции циф- ровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и со- циальной защиты РФ, на период до 2025 года». 4. Федеральный закон от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О го- сударственной социальной помощи». 5. Приказ Министерства цифрового развития, связи и мас- совых коммуникаций Российской Федерации от 18.11.2020 года № 600 «Об утверждении методик расчета целевых пока- зателей национальной цели развития Российской Федерации «Цифровая трансформация». 6. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 года № 204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». 1.2. Перечень внедряемых отечественных технологий. В ходе реализации Стратегии цифровой трансформации будут внедрены следующие технологии: 1. Искусственный интеллект. 2. Большие данные. Указанные технологии будут применены в государствен- ном управлении для принятия управленческих решений по всем отраслям, искусственный интеллект будет использовать- ся в рамках развития медицины для своевременной диагно- стики заболеваний. 1.3. Особенности и срок реализации стратегии. 1. Срок реализации Стратегии цифровой трансформации - до 2024 года включительно. 2. Стратегия цифровой трансформации утверждается один раз в три года, в году, предшествующему трехлетнему циклу финансового планирования Липецкой области, с учетом при- оритетов федерального, регионального и муниципального уровней. 3. Актуализация Стратегии цифровой трансформации по инициативе Липецкой области возможна ежегодно, но не бо- лее одного раза в год. 4. Кроме случая, предусмотренного пунктом 3, внесение изменений в Стратегию цифровой трансформации может осуществляться на основании принятия особого решения Пре- зидента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и (или) Минцифры России. 5. Приоритетные проекты (направления), указанные в Раз- деле 6 Стратегии цифровой трансформации, декомпозируют- ся с указанием конкретных проектов, реализуемых Липецкой областью, в программе цифровой трансформации Липецкой области, которая утверждается нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Липецкой области в году утверждения Стратегии цифровой трансформации. 6. В Липецкой области может быть создан соответствую- щий центр компетенций по анализу и обработке данных, а так- же при необходимости для популяризации ИТ-специальностей и проектов по цифровой трансформации. 2. Раздел «Карточка стратегии (краткое содержание)». Наименование стратегии: Стратегия в области цифровой транс- формации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Липецкой области. Срок реализации: Период 2022-2024 годы. Краткое направление стратегии: 1. Повышение уровня жизни жителей Липецкой области. 2. Занятие Липецкой областью лидерских позиций в Российской Федерации. 3. Улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования в Липецкой области. 4. Улучшение экологической ситуации, повышение качества среды обитания и комфортности городских агломераций в Липецкой области. Что делаем? Модернизируем сферу государственного управления; повышаем качество медицинской помощи населению за счет использования ИТ-технологий; транс- формируем городскую среду, повышаем безопасность и комфорт граждан; повышаем доступность социальной помощи для граждан; улучшаем взаимодействие граждан и бизнеса. Кто делает? Управление цифрового развития Липецкой области. Результаты стратегии до 2024 года: Обеспечена возможность получения в электронном виде массовых социально значимых услуг. Сокращено количество проверок, проводимых контрольно-надзорными органами за счет внедрения новых форм проверок. Обеспечено участие граждан в принятии решений, касающихся развития городской среды региона. Снижены временные и материальные затраты органов власти за счет внедре- ния электронного документооборота и межведомственного взаимодействия. Реализовано проактивное предостав- ление услуг гражданам, в том числе мер социальной поддержки. Бенефициары стратегии: 1. Педагогические работники. 2. Родители (законные представители). 3. Обучающиеся. 4. Органы местного самоуправления. 5. Образовательные организации. 6. Органы государственной власти. 7. Государственные компании и органи- зации. 8. Население. 9. Организации - Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение. 10. Некоммерческие организации. 11. Исполнительные органы государ- ственной власти субъекта РФ. 12. Коммерческие организации. 13. Федеральные органы государствен- ной власти. 14. Организации – Транспорт (кроме трубопроводного). 15. Организации – субъекты транспорт- ной инфраструктуры, грузоотправители, грузополучатели, предприятия и организации. 16. Население – пассажиры и потребите- ли транспортных услуг. 17. Организации – операторы объектов транспортной инфраструктуры. 18. Индивидуальные предприниматели. 19. Крупный бизнес (публичные и частные компании). 20. Малый и средний бизнес. 21. Самозанятые граждане. 22. Граждане старше 16 лет. 23. Организации – Деятельность в области социальных услуг. 24. Организации – Высшее образование. 25. Организации – Сельское хозяйство и охота. 26. Организации – Лесное хозяйство (включая лесозаготовку). 27. Организации – Производство текстиля, одежды, изделий из кожи и меха. 28. Организации – Производство изделий из дерева (кроме мебели). 29. Организации – Производство бумаги и картона. 30. Организации – Производство мебели. 31. Организации – Производство химиче- ских веществ и химических продуктов. 32. Организации – Производство лекарственных средств и материалов. 33. Организации – Производство резиновых и пластмассовых изделий. 34. Организации – Производство прочей неметаллической минеральной продук- ции. 35. Организации – Производство металлургическое. 36. Организации – Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования. 37. Организации – Производство компьютеров, электронных и оптических изделий. 38. Организации – Производство электрического оборудования. 39. Организации – Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки. 40. Организации – Производство транспортных средств. 41. Организации – Производство прочих готовых изделий. 42. Организации – Иные обрабатываю- щие производства. 43. Организации – Строительство. 44. Организации – Деятельность в области архитектуры и проектирования. 45. Занятые в сфере (отрасли) – Высшее образование. 46. Занятые в сфере (отрасли) – Образо- вание дополнительное. 47. Занятые в сфере (отрасли) – Сель- ское хозяйство и охота. 48. Туристы (внутренние). 49. Иностранные туристы. 50. Организации – Организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений. 51. Занятые в сфере (отрасли) – Органи- зация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязне- ний. 52. Организации – Добыча энергетиче- ских ресурсов (уголь, нефть, газ). 53. Занятые в сфере (отрасли) – Лесное хозяйство (включая лесозаготовку). 54. Студенты высших учебных заведений (Студенты вузов). 55. Студенты среднего профессиональ- ного образования (Студенты СПО). 56. Школьники. Ресурсы: 1. Федеральный бюджет. 2. Региональный бюджет. Долгосрочные социально- экономические эффекты: Повышение уровня жизни граждан, развитие сферы высоких технологий, повышение уровня образования в регионе и цифровых компетенций граждан, повышение качества взаимодействия государственных органов власти с гражданами и бизнесом. Связь с показателями национальных целей: Повышение ожидаемой продолжитель- ности жизни до 78 лет. Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи. Улучшение качества городской среды в полтора раза. Достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления. Увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов. 3. Раздел «Приоритеты, цели и задачи цифровой трансформации». 3.1. Цель цифровой трансформации. Целью цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Липецкой области является достижение высокой степени цифровой зрелости основных отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления для оказания качественных государственных услуг населению и бизнесу, формирования качественной и безопасной среды для жизни и развития, обе- спечения доступности и качества образования, здравоохране- ния и социальной поддержки. 3.2. Задачи цифровой трансформации. Задачи цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Липецкой области: 1. Трансформация и оптимизация процессов предоставле- ния государственных и муниципальных услуг. 2. Внедрение информационных технологий в образова- тельный процесс. 3. Создание комфортных и безопасных условий жизни и пребывания в городе (населенных пунктах региона), отвечаю- щих современным требованиям. 4. Трансформация сферы государственного управления за счет внедрения цифровых технологий. 5. Внедрение цифровых технологий и платформенных решений для повышения эффективности функционирования системы здравоохранения региона. 6. Повышение адресности и осуществление проактивного предоставления социальной поддержки населению. 7. Внедрение информационных технологий в управление транспортной сферой региона. 8. Цифровая трансформация обрабатывающих отраслей промышленности. 4. Раздел «Проблемы и вызовы цифровой трансформации». 4.1. Образование и наука. Перечень проблем текущего состояния отрасли (направле- ния), решаемых при цифровизации: 1. Наличие дисбаланса в качестве и доступности образо- вательных услуг в селе и городе, в том числе за счет нехватки педагогов. 2. Недостаточный уровень цифровых компетенций у педа- гогов. 3. Отсутствие на региональном уровне верификации об- разовательного контента для применения в образовательных организациях региона. 4. Подготовка кадров, не востребованных на рынке труда. Вызовы развития отрасли (направления): 1. Снижение оттока кадров. 2. Внедрение современных образовательных технологий, включая дистанционные формы обучения. 3. Быстрое изменение образовательных программ с уче- том новых технологий. 4. Создание единого цифрового образовательного про- странства в регионе с разнообразным персонализированным верифицированным цифровым контентом. 5. Создание качественной образовательной инфраструктуры. 6. Адаптация образовательных программ региональных организаций среднего профессионального образования под потребности предприятий региона. 7. Расширение использования онлайн сервисов и предо- ставляемых в электронном виде услуг. Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы: 1. Несоответствие кадрового потенциала системы средне- го профессионального и высшего образования новым требо- ваниям (цифровые компетенции). 2. Недостаточная обеспеченность региональных об- разовательных организаций кадровыми ресурсами, способными успешно реализовывать инновационную деятельность. 3. Недостаточное взаимодействие колледжей и пред- приятий для повышения качества подготовки выпускни- ков. 4.2. Здравоохранение. Перечень проблем текущего состояния отрасли (направле- ния), решаемых при цифровизации: 1. Нехватка квалифицированных кадров. 2. Отсутствие возможности управлять системой здравоохра- нения на основе данных. 3. Отсутствие преемственности оказания медицинской по- мощи. 4. Недостаточная доступность медицинской помощи для населения. 5. Недостаточная ответственность пациента в процессе лечения. Вызовы развития отрасли (направления): 1. Повышение доступности цифровых сервисов (посред- ством внедрения электронного документооборота, в том числе телемедицинских технологий, электронной записи к врачу, электронных рецептов). 2. Повышение уровня используемых медицинских техно- логий и организации предоставления медицинской помощи населению. 3. Повышение эффективности функционирования си- стемы здравоохранения путем создания механизмов вза- имодействия медицинских организаций на основе Единой государственной информационной системы в сфере здра- воохранения (далее – ЕГИСЗ) и внедрения цифровых тех- нологий и платформенных решений, формирующих единый цифровой контур. 4. Снижение инвалидизации и смертности от хронических неинфекционных заболеваний за счет профилактических мер и дистанционного мониторинга состояния пациентов. 5. Увеличение количества применяемых медицинскими организациями ИТ-решений и медицинских изделий с приме- нением технологий искусственного интеллекта для здравоох- ранения и обеспечение необходимого качества их работы. Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы: 1. Недостаточная цифровая грамотность населения пенси- онного возраста. 2. Дефицит квалифицированных медицинских специали- стов. 3. Недостаточное развитие сети медицинских организа- ций. 4. Износ материально-технической базы медицинских ор- ганизаций. 5. Дефицит финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий. 4.3. Развитие городской среды. Перечень проблем текущего состояния отрасли (направле- ния), решаемых при цифровизации: 1. Отсутствие комплексного подхода к цифровому разви- тию территории субъектов Российской Федерации. 2. Собственники помещений в многоквартирных домах имеют низкую мотивацию к участию в вопросах управления своим домом, инфраструктурой населенного пункта в связи с трудными бюрократическими процедурами, необходимыми для решения данных вопросов. 3. Отсутствует полнота учета общественного мнения по во- просам благоустройства и развития территорий населенных пунктов. Вызовы развития отрасли (направления): 1. Создание комфортных и безопасных условий жизни и пребывания в городе (населенных пунктах региона), отвечаю- щих современным требованиям. 2. Вовлечение населения в процессы принятия решений по вопросам трансформации городской среды. Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы: 1. Неготовность граждан к повышению активности в управ- лении жильем, объектами городского хозяйства. 4.4. Транспорт и логистика. Перечень проблем текущего состояния отрасли (направле- ния), решаемых при цифровизации: 1. Информация не по всем автобусам доступна в онлайн режиме. 2. Не во всех автобусах возможна оплата банковской кар- той. Вызовы развития отрасли (направления): 1. Создание единых цифровых сервисов для предостав- ления льгот и субсидий на транспорте, идентификации пасса- жиров, а также построения оптимальных маршрутов и инфор- мационно-навигационного построения пассажирских поездок. Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы: 1. Сопротивление использованию сервисов ряда граждан, организаций. 4.5. Государственное управление. Перечень проблем текущего состояния отрасли (направле- ния), решаемых при цифровизации: 1. Большая доля бумажного документооборота в государ- ственных органах. 2. Многократный ввод одних и тех же данных. 3. Длительные сроки оказания услуг. 4. Отсутствие единой концепции работы с данными. 5. Неготовность населения к получению государственных и муниципальных услуг в электронной форме. 6. Низкое качество государственных данных (разрозненны, не систематизированы, не актуальны). Вызовы развития отрасли (направления): 1. Совершенствование государственного управления, при- меняя современные информационные технологии и новые средства коммуникаций, меняющие подходы в управлении ключевыми сферами жизни человека и формы взаимодей- ствия государства и общества. 2. Проактивное предоставление государственных и муни- ципальных услуг. 3. Выстраивание взаимоотношений с гражданами в онлайн формате. 4. Управление на основе данных. Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы: 1. Потеря управляемости в критических сферах государ- ственного управления из-за сбоев в системах. 2. Недостаточность цифровой грамотности населения. 3. Системы поддержки принятия решений трудно приме- нимы ввиду низкого качества данных (невозможно применять машинное обучение). 4.6. Социальная сфера. Перечень проблем текущего состояния отрасли (направле- ния), решаемых при цифровизации: 1. Отсутствие методологии получения информации от дру- гих ведомств для проактивного предоставления мер социаль- ной поддержки. 2. Отсутствие взаимодействия с кредитными организаци- ями в части возможности проактивной выплаты (открытия со- циального счета или иное). 3. Большой поток граждан, обращающихся очно за предо- ставлением мер социальной поддержки. 4. Высокие трудозатраты при обработке заявлений и пре- доставлении мер социальной поддержки. 5. Отсутствует инструмент точного прогноза кадровой по- требности для планирования развития отраслей экономики региона. Вызовы развития отрасли (направления): 1. Минимизация очных обращений граждан за получением мер социальной поддержки, переход в проактивный режим работы с населением. 2. Исключение бумажного документооборота при предо- ставлении мер социальной поддержки. 3. Планирование развития отраслей экономики региона на основе точного прогноза кадровой потребности. Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы: 1. Отсутствие (невозможность получения) данных на граж- дан, необходимых для предоставления государственных услуг, в информационных системах других ведомств, в том числе проактивно. 2. Неготовность других ведомств, в том числе федераль- ных, к сокращению сроков предоставления информации в рамках межведомственного взаимодействия. 3. Отсутствие спроса на получение услуг в электронном виде из-за специфики целевой аудитории. 4.7. Промышленность. Перечень проблем текущего состояния отрасли (направле- ния), решаемых при цифровизации: 1. Необходимость предоставления предприятиями боль- шого объема ведомственной статистики. 2. Использование в производственном процессе морально устаревшего оборудования с высоким уровнем износа, высо- кая ресурсоемкость освоения новых технологических уровней в отрасли. Вызовы развития отрасли (направления): 1. Расширение с помощью государственной инфор- мационной системы промышленности технологических, производственных и сбытовых возможностей предпри- ятий. Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы: 1. Неготовность предприятий раскрывать информацию о своей деятельности. 2. Нежелание промышленных предприятий изменять устоявшиеся механизмы производства на цифровые в связи с отсутствием гарантий эффективности, риском финансовых потерь в переходный период. 4.8. Строительство. Перечень проблем текущего состояния отрасли (направле- ния), решаемых при цифровизации: 1. Длительность сроков получения исходно-разреши- тельной документации для строительства объектов, основная часть информационного взаимодействия между участниками процессов в строительстве и архитектуре производится на бумаге. 2. Малое количество услуг в сфере строительства и архи- тектуры доступны в электронном виде. Вызовы развития отрасли (направления): 1. Сокращение временных издержек и инвестиционно- строительного цикла. 2. Подготовка проектной документации, содержащей мате- риалы в форме информационной модели. Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы: 1. Значительное количество коллизий в проектной до- кументации, выявляемых в процессе строительства, дли- тельный процесс внесения в проектную документацию из- менений. 2. Низкая популярность получения в электронном виде ус- луг в сфере строительства гражданами. 4.9. Экология и природопользование. Перечень проблем текущего состояния отрасли (направле- ния), решаемых при цифровизации: 1. Водопользователи не имеют возможность получать госу- дарственные услуги полностью в электронном виде. Вызовы развития отрасли (направления): 1. Обеспечение онлайн взаимодействия с гражданами и организациями. 2. Развитие в регионе экологического туризма. Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы: 1. Сопротивление граждан применению новых принципов взаимодействия с властью. 2. Зависимость региона от готовности программного обе- спечения на федеральном уровне. 4.10. Кадровое обеспечение цифровой экономики. Перечень проблем текущего состояния отрасли (направле- ния), решаемых при цифровизации: 1. Нехватка компетентных кадров. Вызовы развития отрасли (направления): 1. Обеспечение региона квалифицированными кадрами. Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы: 1. Отток кадров из региона в близлежащие крупные го- рода. Продолжение на 16-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz