Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
№ 120 (26560) ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 24 Пенсионная книжка Г алине Владимировне 83 года, Таисии Владими- ровне — 77. Живут они по соседству на улице Свободной — месте, откуда, по их словам, на- чинала расстраиваться совре- менная Усмань. Сестры многое делают сообща. Вместе поют в хоре, вместе осваивают новые техники декоративно-приклад- ного искусства, вместе готовятся к выставкам. И хотя занимаются примерно одним и тем же, у ка- ждой есть свой особый стиль и фирменное ремесло. Хризантема по-усмански Галина Владимировна боль- ше всего увлекается вязанием крючком и лоскутным шитьем. (Даже на нашу встречу надела яркую алую кофту, изготовлен- ную своими руками.) Ее конек — пледы, покрывала, одеяла, всевозможные накидушки. В спальнях на всех кроватях мож- но увидеть не по одному такому изделию, а еще ими украшены стены, застелены стулья, пуфы, кресла. Владеет мастерица и редкими техниками. Обращают на себя внимание небольшие подушки на сидения, сшитые из тканевых треугольников, расположенных в несколько слоев по кругу словно лепестки хризантемы. По словам Галины Бабухиной, эту технику она подсмотрела у одной местной мастерицы. Однако такие изделия характерны только для Усмани. За всю своюжизнь наша собеседни- ца не видела ничего подобного за пределами родного города. —Этот ковер мы вдвоем сде- лали за полгода, — показыва- ют женщины еще одно изделие длиной в три метра, состоящее из цветных квадратов три на три сантиметра. — Каждый элемент представляет собой плотный картон, обтянутый тканью. Мы сами придумали технологию, в общей сложности здесь две ты- сячи деталей. Второй похожий ковер такого же размера мы увидели на стене, единственное отличие—вставки с цветами. Его уже в одиночку сде- лала Галина Владимировна. После тренировки на первом ковре вы- полнить работу получилось очень быстро — за два месяца. Чучело бюрократа Таисия Владимировна — спец по маскарадным и сценическим костюмам и всего, что требуется для театрализованных поста- новок. —Для усманского кукольного театра делала всех персонажей, — подтверждает Таисия Ясакова. — А еще для детских садов — ко- стюмы и маски, знаете, которые надевают на голову. Таисия Владимировна по- казала фотоальбом, где собрано не менее дюжины снимков кол- лективов — детских и взрослых. Все участники на фото наряжены в костюмы, созданные нашей собеседницей. — Когда работала на ме- бельной фабрике, для массовых мероприятий шила костюмы всем участникам, а еще делала ростовые куклы и декорации, — рассказывает Таисия Владими- ровна. —На Масленицу мы всег- да готовили необычные чучела Зимы. В один год сделали куклу бюрократа, в другие — пьяницы, смерти и даже атомной бомбы. Как водится, в знак непризна- ния этих явлений мы сжигали их вместе с тем, что обозначало уходящие холода. Но подготовка к Маслени- це была не самым трудоемким периодом. Демонстрации, на которые выходили всем коллек- тивом, — вот к чему нужно было готовиться долго и основатель- но. На фабрике тогда трудилось несколько сотен человек и всех нужно было представить в еди- ном стиле. К этим же дням готовилась не покладая рук и сестра Галина Владимировна, ра- ботавшая учителем географии и исто- рии. Ей нужно было нарядить учащихся школы — тоже не- сколько сотен человек. Сейчас обе женщины на пен- сии и о тех днях творческого конвейера вспоминают с долей ностальгии. Аппликация с лоском Сейчас, когда такие объемные заказы в прошлом, есть время заняться чем-то кропотливым. В числе таких увлечений — аппликация из кожи. Придумала эту технику сама Таисия Ясакова. Дело это, конечно, очень трудо- емкое и требует аккуратности и усидчивости, но результат того стоит. Выглядят такие картины как лакированные расписные шкатулки. — Лоскутки искусственной кожи у нас хранятся со времен, когда я трудилась на мебельной фабрике, — поясняет Таисия Владимировна. — Там эти об- резки отгружались вагонами, как отходы производства. Насколько красиво и ярко смотрятся гладкие кусочки кож- зама в изделии, мастерица за- метила случайно. Сначала она использовала их в маскарадных костюмах, чтобы выделить ка- кой-то элемент. А потом решила создать картинку, пришивая каждый обрезок, словно собирая мозаику. Сырья разнообразных оттенков для этого было предо- статочно. Со временем сюжеты все усложнялись, появились переходы от одного цвета к дру- гому. — Первая работа была на мешковине, на сером фоне, — вспоминает Таисия Ясакова. — Потом перешла на черный фон. Так, на мой взгляд, смотрится лучше. Попробовала новый метод и Галина Бабухина. За несколько лет у сестер накопилось таких изделий на целую выставку, кото- рая стала украшением местного ДК. Некоторые работы пришлось выполнять в нескольких экзем- плярах. Самыми популярными стали грозди рябины, которые довелось повторять пять или шесть раз для подарков — на- столько они понравились цени- телям изделий ручной работы. Стали волонтерами Зная, что усманским пен- сионеркам по силам сотво- рить шедевр из любого мате- риала, им стали приносить ненужные вещи все р од с т в енники , а потом и соседи. Поначалу сестры отбирали то, что может приго- диться им в рукоделии: определенные ткани, фурни- туру и тому подобное. А потом отметили, что среди вещей по- падаются совсем новые, резать которые рука просто не подни- мается. Это и детская одежда, которая стала мала, и игрушки, и прочее-прочее. С этого момента в жизни на- ших героинь появилось новое занятие, за которое они взялись ответственно и активно — сор- тировка и подготовка вещей для нуждающихся. Добротные вещи с небольшими дефектами они ремонтируют, подшивают, сти- рают и передают в органы соц- защиты или церковь. Игрушки предлагают в детские сады и игровые комнаты. А совсем пло- хонькие могут позволить себе и «покромсать». —У нас у каждой по полведра пуговиц накопилось, — говорят сестры. — Они используются потом при пошиве костюмов или воплощении каких-нибудь творческих задумок. Мамины таланты Золотые руки, способные шить, вышивать, вязать, (как, к слову, и любовь к пению) сестрам достались от материТаисииНико- лаевныКазаковой. Как маме трех девочек, ей, естественно, хотелось видеть их нарядными. Также есте- ственно и дочери уже в школе началишить себе сначала легкую одежду, а потом все вплоть до пальто, шуб и выпускных платьев. Кстати, старшая сестра наших героинь, Валентина Казакова, тоже переняла от мамы и лю- бовь к рукоделию, и вокальные данные. Только она перебралась в Липецк. Но и в областном цен- тре Валентина Владимировна нашла применение своим твор- ческим способностям. Она вы- ступала в хоре ветеранов и хоре металлургов, шила для обо- их коллективов сцениче- ские костюмы. Фото Сергея Литаврина СЕСТРЫ- РУКОДЕЛЬНИЦЫ СЕСТЕР ГАЛИНУ БАБУХИНУ И ТАИСИЮ ЯСАКОВУ В УСМАНИ ЗНАЮТ МНОГИЕ. ПОПУЛЯРНОСТЬ ИМ ПРИНЕСЛО РУКОДЕЛИЕ. НО ДЕЛО ДАЖЕ НЕ В ИХ УМЕНИЯХ, А В БЕЗМЕРНОМ ЖЕЛАНИИ ПОМОГАТЬ ЗЕМЛЯКАМ. Елена Панкрушина ТЕХНИКУ АППЛИКАЦИЙ ИЗ КОЖИ ТАИСИЯ ЯСАКОВА ПРИДУМАЛА САМА. ДЕЛО ЭТО ТРУДОЕМКОЕ, НО РЕЗУЛЬТАТ ТОГО СТОИТ. ВЫГЛЯДЯТ ТАКИЕ КАРТИНЫ КАК ЛАКИРОВАННЫЕ РАСПИСНЫЕ ШКАТУЛКИ. НЕБОЛЬШИЕ ПОДУШКИ НА СИДЕНИЯ, СШИТЫЕ ИЗ ТКАНЕВЫХ ТРЕУГОЛЬНИКОВ, РАСПОЛОЖЕННЫХ В НЕСКОЛЬКО СЛОЕВ ПО КРУГУ СЛОВНО ЛЕПЕСТКИ ХРИЗАНТЕМЫ ИЗГОТАВЛИВАЮТ ТОЛЬКО УСМАНСКИЕ МАСТЕРИЦЫ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz