Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Тенденции 21 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 05 / 10 / 22 Страница подготовлена в рамках совместного проекта «Российской газеты» и «Липецкой газеты» Н а эти и другие вопросы отвечает зампред прав­ ления Сбербанка Ста­ нислав Кузнецов, в чьи задачи входит координация работы подразделений безопасности банка. Цель —максимум ущерба —Станислав Константинович, на Восточном экономическом фо­ руме вы заявили, что против Рос­ сии ведется кибервойна, одним из направлений которой стали кибер­ атаки на инфраструктуру. Чем, на ваш взгляд, эта кибервойна грозит населению страны? —Сейчас наступил ее новый этап, цель которого — разорить население России. За лето этого года злоумышленники выложи­ ли в открытый доступ 140 баз данных российских компаний, содержащих различную инфор­ мацию об их клиентах, в том числе персональные данные. Всего— 300 миллионов записей! Только в августе выложено 100 баз — своего рода антирекорд. Эти данные граждан РФ — серьезное оружие в руках тех, кто использует полученную ин­ формацию для дальнейших ки­ бератак в различных мошенни­ ческих схемах, в первую очередь в телефонном мошенничестве. Важно, что укравшие базы дан­ ных теперь не продают их, а вы­ кладывают бесплатно. Потому что стремятся нанести макси­ мальный ущерб простым людям. — Телефонные мошенники — это российские заключенные или украинские спецподразделения? — Подавляющее большин­ ство мошеннических call-цен­ тров расположено на территории Украины. В Интернете в откры­ тую размещаются объявления о найме на работу в них во Льво­ ве, Днепре, Запорожье, Одессе. Мошенничеством их «работа» не ограничивается: они также бомбардируют наших граждан запугивающими звонками и со­ общениями, стремясь создать атмосферу паники и истерии. Хотя подавляющее большинство телефонных мошенников нахо­ дится на территории Украины, их деятельность носит междуна­ родный характер. Не так давно крупный call- центр был обнаружен в Бер­ дянске. Достоверно установле­ но, что мошенники обманули несколько тысяч граждан РФ, уже возбуждено свыше тысячи уголовных дел. За восемь месяцев 2022 года в Сбербанк поступило почти полтора миллиона обращений клиентов по поводу телефон­ ных мошенников. После 24 февраля они на время затихли, но в последние месяцы снова нарастили активность. И ве­ дут себя все более агрессивно: жестко разговаривают, давят, даже угрожают. В качестве угрозы может выступать за­ морозка всех счетов, передача аудиозаписи разговора в пра­ воохранительные органы. — Как устроена работа call- центров? — Это хорошо организо­ ванные структуры с четко вы­ строенной системой управле­ ния. Как правило, сотрудники первой линии совершают «хо­ лодные» звонки ( звонки, которых не ждут. —Ред.) гражданам Рос­ сии, представляясь полицейски­ ми. Затем они переключают жертв на сотрудников следую­ щей линии, которые обрабаты­ вают клиентов уже от имени ЦБ или ФСБ. На финальном эта­ пе подключаются «клоузеры» — опытные мошенники, зада­ ча которых «дожать» клиента и убедить его перевести деньги на указанный счет. Важно помнить: если вам позвонил незнакомец, который убеждает вас выполнить ка­ кую-либо операцию с вашими деньгами, прекратите разговор и позвоните по официальному номеру банка, в котором они хранятся. Нажал кнопку — лишился денег — А меняется ли число под­ дельных сайтов, с помощью ко­ торых мошенники выманивают деньги и информацию? — И здесь устойчивый рост. Во втором квартале только Сбер­ банк направил на блокировку 1200 таких сайтов, зафиксиро­ вав рост фишинговых ресурсов в два с половиной раза. Приведу пример с мошеннической схе­ мой «Крупнейший розыгрыш от интернет-магазинов». Участни­ кам розыгрыша обещают тысячу подарочных сертификатов и ку­ понов, а также денежные призы размером до 100 тысяч долларов. Каждому дается три попытки. С первой же вы «выигрываете» сертификат или купон. Азарт подогревается с помощью он­ лайн-чата, в котором переписы­ ваются подставные обладатели крупных призов. Делаете еще попытку — и видите сообщение о выигрыше крупного приза в долларах. Для получения вы­ игрыша остается лишь нажать на кнопку и ввести данные своей карты. Вводите —и видите сооб­ щение о невозможности выдачи выигранной суммы, поскольку необходима конвертация денег. А платежные данные карты уже ушли. Всевозможные призовые ак­ ции остаются одним из основ­ ных инструментов сегодняшнего мошенника. Например, он мо­ жет связаться с жертвой в соцсе­ ти от имени известного блогера, сообщить о выигранном призе и попросить оплатить лишь до­ ставку. —Какие еще «разводки» сего­ дня в тренде? — Их великое множество. К примеру, для тех, кто ищет ра­ боту, мошенники регистрируют сайты по ее поиску и предлагают соискателям выполнить тестовое задание, обещая после выполне­ ния выплатить аванс. Чтобы его получить, нужно ввести данные своей карты, включая срок дей­ ствия и код с обратной стороны, и все это сделать на фишинговом сайте. Что касается инвестиций, то регулярно создаются «новые платформы для выгодных вло­ жений», где эксплуатируется горячая тематика, скажем, ин­ вестиции в криптовалюту. Здесь встречаются весьма хитроумные схемы. Например, мошенники публикуют видео на YouTube, где утверждают, что нашли криптообменник, в котором в результате технического сбоя установлен заниженный курс на покупку биткоина. Заинтересо­ вавшимся предлагают перейти на сайт по ссылке в описании. Если перейти на этот сайт и вве­ сти на нем реквизиты своей кар­ ты, деньги с вашего счета тут же будут списаны. — А какие новые схемы вы бы выделили? — Мошенники используют повестку дня — изучают наибо­ лее популярные запросы в по­ исковых системах и вокруг них строят свои схемы. Например, недавно мы выявили новую — с применением приложения СБПэй. Клиент размещает объявление о продаже товара на одной из площадок бесплат­ ных объявлений, после чего на него выходит «покупатель». Под предлогом зачисления средств он выманивает у продавца номер карты и СМС-пароль, получен­ ный от банка, регистрируется в мобильном банке от имени кли­ ента, а затем привязывает карту клиента к приложению СБПэй, подтверждая операцию через мобильный банк. В результате мошеннику становятся доступ­ ны платежи с привязанной кар­ ты клиента по QR-коду через приложение СБПэй. Мошенников — за решетку — Что для победы над ки­ бермошенничеством делается на законодательном уровне и доста­ точно ли этих действий? — В 2021 году внесены изме­ нения в ФЗ «О связи» об обя­ занности операторов связи бло­ кировать вызовы, приходящие из-за границы, но имеющие российскую городскую нумера­ цию, а также верифицировать номера принимаемого звонка на своего абонента и блокировать вызовы, не прошедшие верифи­ кацию. Еще один важный аспект — необходимость более жесткой борьбы с так называемыми дроп­ перами, лицами, на счета кото­ рых украденные мошенническим способом средства переводятся для последующего обналичива­ ния. Сегодня привлечь к ответ­ ственности тех, ктопредоставляет свои счета и карты для обналичи­ вания похищенных денег, прак­ тически невозможно. Считаю, необходимо доработать законода­ тельную базу, чтобы такие люди могли привлекаться к уголовной ответственности за предостав­ ление третьим лицам доступа к банковским счетам и картам. — А МВД в этой борьбе банкам помогает? — Безусловно. Только за во­ семь месяцев 2022 года благодаря нашему взаимодействию лик­ видировано 43 ОПГ, за решетку отправлено около 200 мошен­ ников. Один из самых громких те­ лефонных обманов последне­ го времени — мошенничество в отношении дочери легендар­ ного летчика Валерия Чкалова. Злоумышленники несколько недель названивали 82-летней женщине и убеждали ее пере­ вести деньги на «безопасные счета». В результате совместной с правоохранительными органа­ ми операции десять членов ОПГ были арестованы. Фото с сайта rg.ru КАК РАБОТАЮТ КИБЕРАФЕРИСТЫ Важно помнить: если вам позвонил незнакомец, который убеждает вас выполнить какую- либо операцию с вашими деньгами, прекратите разговор и позвоните по официальному номеру банка, в котором они хранятся. Подавляющее большинство мошеннических call-центров расположено на территории Украины. Где базируются основные call-центры телефонных мошенников? Какие способы интернет-афер появились недавно? Как борются со злоумышленниками? Михаил Александров «Брать» бердянский call-центр пришлось с помощью спецназа

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz