Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Переключая каналы 20 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА № 8 (26448) Н а Пятом канале даже придумали «детективные субботники». Как будто в телевизоре и без того всю неделю с утра до ночи хорошие парни, а то и девчата не ловят преступни- ков на улицах разбитых фонарей или в пятнистой робе секретно- го подразделения «Нерпы» не обезвреживают террористов и диверсантов. Складывается впечатление, что принести пользу Отечеству, кроме как в полиции и спецна- зе, положительным персонажам негде. Не кочегар, не плотник, а монтажник-высотник Нико- лай Пасечник и мастер-золо- тые руки Гоша, он же Гога, он же Юра, он же Жора из фильма «Москва слезам не верит» в ка- честве примера для подражания отменены вместе с советской властью и Советским Союзом. Спор о герое Но кого считают настоящи- ми героями нашего времени, 20-х годов XXI века сами зрите- ли? Об этом их расспрашивали социологи ВЦИОМ и экспер- ты Общественного телевидения России. Не все опрошенные в Улан- Удэ, Ижевске, Орле, иных го- родах были в теме. Но многим небезразлично, с кого будут де- лать жизнь их дети. Актриса и общественный деятель Елена Драпеко, сыгравшая Лизу Брич- кину в первой, классической экранизации повести «А зори здесь тихие», призвала молодых коллег напоминать о триумфах советских хоккеистов, баскет- болистов, шахматиста Анатолия Карпова полезно. Но нельзя же этим ограничиваться. Впрочем, публику интересует больше не род занятий человека в кадре, а что у него за душой, во что он верит. Вокруг, говорили зрители, столько фальши и эго- изма. Так пусть на экране этому противостоят люди с чистыми помыслами, сильные, добрые и бескорыстные. Журналисты не уточняли у собеседников, ка- кие идеалы, какая вера имеется в виду. Когда-то эти уточнения и не требовались. «Жила бы страна родная, и нету иных за- бот» — строчка из пахмутовской песни звучала как абсолютный нравственный императив. Не- согласные о своем несогласии, разумеется, помалкивали. Зато теперь обрели голос. И обуча- ют тупую толпу, как презирать и «Совок», и «Рашку». Несколько лет назад в «Бе- согоне» Никита Михалков подобрал коллекцию подобных поучений. Допустим, от сотруд- ницы «Эха Москвы»: «Посмот- рите, как разнообразен, как разноцветен и свободен мир ли- бералов и как уныл и одноцветен мир патриотов. Как они зависи- мы от этой заразы— языческого поклонения родине. Я не люблю родину — давно и убежденно». Либеральный мир и вправ- ду пестр. Сейчас его обитателям милее всего семицветье радуги. Но пристрастие к радужному символу ЛГБТ куда безобиднее сожалений по поводу роково- го провала Гитлера. Ну почему фюреру не удался блицкриг, по- чему он не завоевал этот ужас- ный Советский Союз? Особен- но пикантно, когда на сей счет сокрушаются представители библейского племени, шесть миллионов которого сгинули в гетто, газовых камерах, печах крематориев, Бабьем Яру. А вот завет потомству Вале- рии Ильиничны Новодворской: «Россия — это страна не только дураков, это страна хамов». И проповедникам толерантности ее тезис, по-модному выраже- нию, зашел. Его повторяют, варьируют и сочинители вроде Бориса Акунина и Татьяны Тол- стой, и звезда сериалов Алексей Серебряков, и Ксения Собчак. С элитарных высот он не- заметно спускается на нижние этажи социума. Меня потрясла школьная учительница, если не ошибаюсь, истории. Она воз- никла на телеэкране и удрученно сообщила: «Мои ученики, от- вечая урок, почему-то упорно употребляют местоимение «мы». Мы изгнали оккупантов из Москвы в 1612 году. Мы одолели Наполеона. Мы победили фа- шизм. Надо запретить это «мы». Нечего им отождествлять себя с предками. Пусть они смотрят на дедов и прадедов посторонни- ми, чужими глазами». Дай та- кой наставнице волю, она бы и Пушкина отредактировала. Он же посмел спустя столетие после Полтавского сражения написать в своей знаменитой поэме: «Ура! Мы ломим, гнутся шведы…» В свое время в «Липецкой газете» публиковал блестящие парламентские обзоры моск- вич, сын известного советского поэта Виктор Николаевич Гри- бачев. Однажды он сказал мне: в России странная оппозиция. Не по отношению к власти, к государственным порядкам — по отношению к собственному народу. К миллионам женщин, мужчин, детей, не стоящих, с точки зрения оппозиционеров, ни понимания, ни сочувствия, ни помощи, ни тем более уваже- ния. Быть с этим быдлом заод- но — глупо и смешно. А те, кого оно почитает героями — либо фанатики, либо рабы. Телеви- зионщик Пивоваров так и на- звал защитников Брестской кре- пости — крепостными героями. Тайное оружие В дневниках Венедикта Ерофеева я наткнулся на рито- рический вопрос: что лучше — дремать или идти за ложными пророками? Само собой, подра- зумевался однозначный ответ. Но настолько ли он однознач- ный и бесспорный? Льву Толстому принадлежит необычное выражение: энер- гия заблуждения. Эта энергия дает литератору силы десяток раз переписать свои роман, по- весть, поэму. Ему представляет- ся, что его книга изменит судьбу человечества, сделает мир умнее и совершеннее. Ничего подоб- ного, конечно, не случится. Но все-таки, так или иначе, может родиться шедевр, «Дон Кихот», «Война и мир», «Тихий Дон». И кому-то они помогут жить, что- то важное откроют и объяснят. Так происходит не только в творчестве. Пока на разных кнопках крутили очередные детективы, я не на самом попу- лярном канале «История» по- смотрел фильм об Иосифе Гри- гулевиче. У меня на полке давно стоят его книги о Ватикане, ин- квизиции, «жэзээловские» био- графии Боливара, Панчо Вильи, Альенды, Че Гевары. Он зани- мался наукой. Был крупнейшим знатоком Латинской Америки. И не все его читатели знали: Григулевич два десятка лет был советским разведчиком-неле- галом. Тринадцатилетним под- ростком в довоенной Прибалти- ке он безоглядно принял идеи со- циализма. Об СССР у него было довольно смутное представление, но он посвятил себя служению этой первой на земле социали- стической стране. Его называли суперагентом Сталина. Однако он работал не на Сталина, не на Берию, не на легендарного Су- доплатова. Он ходил по краю ради великой надежды на спра- ведливое мироустройство. Когда у него, уже очень немолодого че- ловека, спросили, что помогло ему все выдержать, вытерпеть, он ответил: иллюзия. А позже добавил: за рубежом он мечтал о другом социализме. «В этом, наверное, и заключается главная трагедия моей жизни. Но уми- рать я буду с легкостью, потому что я всегда знал, во имя чего жил и боролся. Все, что я делал в сво- ей жизни для Советского Союза, я делал сознательно и только в силу своих твердых убеждений». Вот и решайте, господа, что достойнее — дремать или, под- питываясь энергией благород- ного заблуждения, верить и дей- ствовать. Обсуждая итоги соцопроса о героях в жизни и на экране, комментаторы ОТР заметили: преданность каким-то надлич- ным интересам не совместима с идеологией индивидуализма. В 90-е молодым внушали: Роди- ну не нужно ни любить, ни не- навидеть. Любите самих себя. А Россия — всего лишь место жи- тельства. Адрес, который легко сменить. Нынче ты здесь, завтра свалил за бугор. Жертвовать чем- то во имя чего-то там? Абсурд. Хороший автомобиль в твоем га- раже важнее всего на свете. Что творится за забором у соседа —не твоя печаль. Егор Гайдар, в чью честь назван сегодня крупный экономический форум, хладно- кровно оправдывал свою шоко- вую терапию: «Уход из жизни лю- дей, не способных противостоять этим преобразованиям, — дело естественное». Воля ваша, господа, но фи- лософия-то эта людоедская. И, слава Богу, понятие «народо- сбережение» у нас сейчас не пу- стой звук. Хотя хватает и тех, кто по-прежнему мыслит по-гайда- ровски, прикрываясь разгово- рами о правах личности, которая никому ничего не должна. Это скрытое, хитрое, опас- ное оружие людей, которые ни- чем не дорожат, у кого нет ниче- го святого. И решающая схватка с ними за умы и сердца, по-мое- му, еще впереди. Фото с сайта svr.gov.ru О ДОБЛЕСТИ, О ПОДВИГАХ, О СЛАВЕ УМИРАТЬ Я БУДУ С ЛЕГКОСТЬЮ, ПОТОМУ ЧТО Я ВСЕГДА ЗНАЛ, ВО ИМЯ ЧЕГОЖИЛ И БОРОЛСЯ. ВСЕ, ЧТО Я ДЕЛАЛ В СВОЕЙЖИЗНИ ДЛЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА, Я ДЕЛАЛ СОЗНАТЕЛЬНО И ТОЛЬКО В СИЛУ СВОИХ ТВЕРДЫХ УБЕЖДЕНИЙ Иосиф Григулевич Вокруг, говорили зрители, столько фальши и эгоизма. Так пусть на экране этому противостоят люди с чистыми помыслами, сильные, добрые и бескорыстные. Исаак Розенфельд, обозреватель «Липецкой газеты» Осмелюсь перефразировать вождя революции: из всех жанров для нас важнейшим является детектив. Иосиф Григулевич два десятка лет был советским разведчиком-нелегалом

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz