Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
шам, что нужно с любовью и пониманием относиться к другим людям, быть тру- долюбивыми, уметь радо- ваться работе. Ее отличали прекрасные душевные ка- чества: любовь к детям, сво- ей профессии, честность, принципиальность, готов- ность всегда прийти на по- мощь коллегам. Как много у нее было выпусков за 50 лет работы в школе! Первопроходцем в обу- чении детей с шестилетне- го возраста в нашей школе стала именно Еремина — бессменный руководитель методического объединения учителей начальных классов, отличник народного про- свещения. По итогам экс- перимента Нина Ивановна была награждена орденом «Знак Почета» и грамотой Министерства просвещения РСФСР. Давала прочные знания Мария Федоровна Пу- тилина — известный в районе педагог-математик, проработала в школе 47 лет. Отличник просвещения Российской Федерации, руководитель методическо- го объединения математи- ков. Ее ученики регулярно участвовали в районных математических олимпиа- дах, становясь призерами. Немало выпускников, по- лучив прочные знания по математике, поступали в вузы Москвы, Воронежа, Липецка. Есть среди них та- кие, кто выбрал профессию учителя математики и потом работал в роднойшколе. Это Н.Е. Богачева, В.Б. Нечаева и И.А. Кисилева. Лучше переводчика Учитель немецкого языка Мария Павловна Перова — необыкновенно творческая личность. Всегда строгая, требовательная, принци- пиальная, но с прекрасным чувствомюмора и изобрета- тельской жилкой. Не было в то время такой техники, которая есть в школах сей- час. Только проигрыватель, катушечный магнитофон и сам учитель, умеющий твор- чески решать педагогиче- ские задачи. Детям особен- но нравилось петь песни на немецком вместе с Марией Павловной. В колхоз имени Фрун- зе, который возглавлял Герой Социалистического Труда Алексей Федорович Астанков, часто приезжа- ли немецкие делегации из округа Котбус. Марию Павловну всегда приглаша- ли как переводчицу на эти встречи. Разумеется, в делегаци- ях был свой переводчик, но Перова в совершенстве зна- ла язык и получала высокую оценку за качество перевода. Ее работа в школе отме- чена почетным знаком «От- личник просвещения Рос- сийской Федерации». Путешествия по миру Уроки учителя геогра- фии Екатерины Георгиев- ны Зверковой были всегда очень интересны и увлека- тельны. С ней невозможно было скучать. Владеющая искусством художественного слова, педагог эмоционально «за- ражала» учеников, вела их за собой в мир прекрасной науки. Ее неизменные по- мощники— глобус и геогра- фическая карта. С Екатери- ной Георгиевной ребята за один урок могли побывать в разных странах, покорить множество горных вершин, заглянуть в жерла вулка- нов, посчитать песчинки в пустынях, обогнуть все материки, изучить глубину океанов. Бывшие ее учени- ки, спустя много лет после окончания школы, непре- менно вспоминают ее как талантливого педагога, муд- рого и доброго наставника, Учителя с большой буквы. Екатерина Георгиевна Зверкова за свой труд полу- чила звание «Отличник про- свещения РСФСР». Стоит добавить, что из всей плеяды ветеранов педа- гогического труда, о которых я написал, она единственная дожила до 93 лет и продол- жает принимать активное участие в общественной жизни села. Поздравляю Екатерину Георгиевну с предстоящим праздником — Междуна- родным днем учителя — и желаю еще многих лет ак- тивной жизни и доброго здравия! Учитель незаменим Уверен, роль личности учителя в образовательном процессе не просто огром- ная, она основополагающая. Как показывает практика, ученики охотнее изучают тот предмет, учитель которого вызывает уважение и сим- патию. Школьник воспринима- ет учителя в первую очередь как личность. Понимая это, грустно сознавать, что в по- следние годы роль учителя явно недооценивается. И это выражается не только в невысоких зарплатах в от- расли, но и в новомодных тенденциях, которые нам навязали «доброжелатели» с Запада. Необходимо сознавать, что компьютерные или телевизионные обучающие программы ни сегодня, ни в будущем не способны за- менить учителя. Они могут использоваться лишь как вспомогательные элементы учебного процесса, не бо- лее. Важно, чтобы ученик в школе встретил настоящего Учителя — такого, чьи уро- ки остаются в сердце на всю жизнь. Так что же делает учи- теля легендой? Любовь к детям и своему делу, эн- циклопедические знания и высочайший профессиона- лизм — это априори. А еще он должен быть Личностью, Человеком. Ведь только ря- дом с яркой, духовной, ин- тересной и гармоничной личностью вырастает другая личность. Таков закон жизни! Виктор Некрасов, заслуженный учитель РФ Общество 5 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 04 / 10 / 22 П рошли годы. Следу- ющая встреча состо- ялась 1 сентября 1970 года, когда я переступил по- рог Мазейской неполной средней школы Добринско- го района уже в качестве учителя физкультуры и му- зыки. А в Верхнематренской средней школе мы с женой, Людмилой Васильевной, трудились с 1978 года до вы- хода на заслуженный отдых. Я работал учителем истории и обществоведения, послед- ние 12 лет директором, суп руга преподавала химию и биологию. В те годы здесь преподавали три (!) заслу- женных учителя школы Российской Федерации, два учителя-методиста, пять от- личников просвещения РФ. Человек-легенда — так мож- но назвать каждого. О них я и хочу рассказать. Но прежде несколько слов о самой школе. Она была опорной для райо- на. На ее базе проводились семинары учителей-пред- метников и руководителей школ. В начале 1980-х Мини- стерство образования СССР начало эксперимент по обу- чению детей с шестилетне- го возраста. Московские ученые, приехавшие в Доб ринский район, выбрали нашу школу, так как здесь имелась отличная матери- альная база: необходимое оборудование, наглядные пособия, а также спальная и игровая комнаты, спортив- ный зал, столовая, учебный класс-кабинет. А самое глав- ное — преподавали учителя с большим педагогическим опытом. Построила новое здание Валентина Андреевна Хлуднева возглавила школу в 1973 году. До этого десять лет работала директором Мазейской неполной сред- ней школы. В Верхнемат- ренской средней обучалось около пяти сотен школь- ников в трех зданиях доре- волюционной постройки. Одних выпускных классов было три, более 30 человек в каждом. Валентина Ан- дреевна приняла школу, в которой до нее происходила частая смена руководителей. Свою цель как директор видела в сплочении педа- гогического коллектива и строительстве нового здания школы. С этими задачами она успешно справилась. В 1981 году типовая школа на 640 мест была введена в экс- плуатацию. Валентина Андреевна позаботилась о современном оборудовании кабинетов, о приобретении технических средств и учебных пособий. Эта обаятельная женщина была добрым и вниматель- ным наставником молодых учителей. Коллектив под руководством Хлудневой настолько эффективно ра- ботал, что педагогический опыт верхнематренцев был представлен на выставке на ВДНХ. Труд директора школы оценили по достоинству. В 1979 году ей присвоили зва- ние «Заслуженный учитель школы РСФСР». В этом же году ее имя было занесено в книгу Трудовой славы Ли- пецкой области. С бусами из карамелек Елена Семеновна Кисе- лева преподавала химию и В 1 9 8 3 году в павильоне «Народное образование» на ВДНХ СССР впервые открылась выставка «Подготовка педагогических кадров в формировании педагогического мастерства», где была представлена экспозиция «Из опыта работы Верхнематренской средней школы Добринского района Липецкой области». Мы все вышли из детства, а значит, из школы.В далеком 1955 году я стал первоклассником Водопьяновской средней школы Липецкой области. Это мое первое знакомство с этим миром знаний. ЛЕГЕНДЫ НАШЕЙ ШКОЛЫ К учителям было отношение самое возвышенное, на них смотрели как на небожителей. Они интеллигентны, сдержанны, красивы, нравственны, добры и мудры. У учеников даже в мыслях не было нагрубить, ослушаться, вступить в спор. Конечно, и шпаргалками пользовались, и на переменах резвились, и бои в снежки устраивали. Но как-то обидеть учителя — это вообще из разряда невозможного. Уважаемые педагоги Липецкой области! От всей души поздравляю вас с профессиональным праздником! Здоровья вам, умных, пытливых учеников, творческих побед на педагогическом поприще! В ЛИПЕЦКЕ ПОСТРОЯТ ШКОЛУ НА 1 , 5 ТЫСЯЧИ УЧАЩИХСЯ Ее возведут в микрорайоне «Звездный» Липецка в рамках государственной программы РФ «Развитие образования» на принципах государственно-частного партнерства. Соответствующее концессионное соглашение подписали губернатор региона Игорь Артамонов и исполнительный директор бизнес-блока ВЭБ.РФ— генеральный директор ООО «ПроШкола» Алиса Денисова. Планируется, что строительство школы начнется в следующем году, завершится — в 2024-м. Учебное заведение вместит 60 классов, рассчитанных на 25 учащихся каждый. В нем будет несколько спортив- ных залов, пространства для отдыха, а также занятий творчеством и научно-практической деятельностью. —Строительство школ и детских садов—одно из приоритетных направлений работы. Мы понимаем, что в микрорайоне «Звездный» это долгожданный объект, его возведение обеспечит учебными местами и ребят, живущих в районе Опытной станции, —под- черкнул Игорь Артамонов. Важно, что концессионер будет отвечать не толь- ко за проектирование образовательного учреждения, но и за его оснащение всем необходимым для орга- низации качественного образовательного процесса. Как рассказала Алиса Денисова, проект образо- вательного учреждения будет разрабатываться на основе типовых проектов, апробированных уже как в Липецкой области, так и в других регионах. —Мы не только оснащаем образовательные учре- ждения необходимым оборудованием, но и создаем предпрофессиональные классы, мастерские и лабо- ратории, которые дают ребятам возможность найти себя, раскрыть таланты и определиться с будущей профессией, — добавила она. ООО «ПроШкола» – утвержденный Правитель- ством РФ концессионер, с которым возможно за- ключать концессионные соглашения без конкурса. В начале 2021 года Минпросвещения РФ запустило государственную программу «Развитие образова- ния», предусмотрев в ней возможность предостав- ления субсидии из средств федерального бюджета при реализации региональных проектов создания дополнительных школьных мест на принципах госу- дарственно-частного партнерства. Я, ТЫ, ОН, ОНА— ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СТРАНА! В липецких школах проходит патриотическая акция «Я, ты, он, она — вместе дружная страна!». Старт ей дали учащиеся гимназии № 12, встав в «Большой хо- ровод дружбы». Основная задача патриотической акции— создать условия для духовно-нравственного совершенство- вания, самореализации обучающихся, уважения к культурному и историческому наследию государства. Воспитательные мероприятия объединили около 62 тысяч учащихся из 65 городских школ. Отметим, что День единых действий проходит сразу в нескольких форматах: акция «Живой коридор добра!», флешмоб «ВМЕСТЕ» и фотофлешмоб «Я, ты, он, она». Патриотическое воспитание юного поколения имеет особое значение для духовного и гражданского становления молодежи, отмечает губернатор Липец- кой области Игорь Артамонов. — В школах региона проводится системная ра- бота по формированию социально значимых ценно- стей и развитию патриотизма. Уважение к истории Отечества нужно воспитывать с детства, ведь так закладывается будущее России, —подчеркнул Игорь Артамонов. ПРЕЗИДЕНТСКИЙ ГРАНТ НА СОХРАНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ Общественная организация «Липецкое областное краеведческое общество» при поддержке Липецкого регионального отделения «Российского общества «Зна- ние» выиграла конкурс Фонда президентских грантов на сумму около трех миллионов рублей. Победу липецкие краеведы одержали в но- минации «Сохранение исторической памяти» по направлению «поддержка краеведческой работы, общественных исторических выставок и экспози- ций, проектов по исторической реконструкции». Их проект направлен на сохранение исторической па- мяти о роли липчан и промышленных предприятий региона в создании индустриальной инфраструктуры Индии в 1955–1980 гг. Руководитель и автор проекта —доктор историче- ских наук, профессор, руководитель учебно-научной лаборатории «Проблемы истории стран Востока» ЛГПУ Лариса Черешнева. В ходе его реализации пройдут публичные лек- ции в школах Липецка, города Грязи, сел Лески, Большой Хомутец Липецкой области, а также в ЛГТУ и ЛГПИ. Будут проведены встречи с ветеранами промышленных строек, работа в архивных фондах Липецкой области иМинистерства иностранных дел России. Впервые будет использована региональная публицистика и пресса Липецкой области, данные устных опросов липецких ветеранов промышленного производства, работавших в Индии, фотодокументы их семейных архивов. Также краеведы организуют презентации в областной универсальной научной библиотеке и выставку в областном краеведческом музее. Музейная экспозиция станет площадкой для популярных демонстраций проектантов при их ра- боте с учащимися и общественностью. Также в регионе пройдет Российско-индийский молодежный научно-просветительский форум «Ли- пецкий край и липчане в строительстве промыш- ленных гигантов Индии (1955–1980 гг.)» с участием школьников, студентов ЛГПУ и университета имени Дж. Неру, представителей Посольства РФ в Дели и Индии вМоскве, правительства Липецкой области и Липецка, ветеранов промышленных строек в Индии, краеведов и индологов Липецка, Москвы, Дели. Итогом проекта станет издание книги по теме проекта, которую передадут библиотекам и школам. Коллектив Верхнематренской средней школы, 1982 год В те годы здесь преподавали три(!) заслуженных учителя школы Российской Федерации, два учителя-методиста, пять отличников просвещения РФ. Хлуднева Валентина Андреевна Путилина Раиса Яковлевна Киселева Елена Семеновна биологию. Настолько была харизматична, требователь- на и строга, что самые отъ- явленные хулиганы при ее приближении уменьшались в размерах и становились послушными. На школь- ных праздниках ее было не узнать! На Новый год Еле- на Семеновна надевала зе- леное с блестками платье, а на шею вешала длинные, многоярусные бусы, сделан- ные из карамелек. Она всех угощала этими конфетами, которые все не заканчива- лись. А как она заботилась о своем главном детище — учебно-опытном участке! Ухаживала за ним вместе с воспитанниками, как за соб- ственным ребенком, друго- го сравнения не подобрать. На протяжении нескольких лет этот участок призна- вался лучшим в Липецкой области. В 1977 году Елене Семеновне Киселевой при- своили почетное звание «За- служенный учитель школы РСФСР». Математику понимали все Раиса Яковлевна Пути- лина — учитель математи- ки. Вкладывала в свой труд душу —это про нее. Так объ- ясняла сложнейшие темы на уроках, что понимали все ученики и успешно решали трудные задачи и приме- ры. Раиса Яковлевна — не только учитель, но и тонкий психолог: всегда подмечала сильные стороны каждого ученика, помогала работать над пробелами, поощряла их старания. Она и талантливый пе- дагог, и Человек с большой буквы. Для нее профессия «учитель» гораздо больше, чем работа. Это призвание. Раиса Яковлевна вни- мательно относилась к уче- никам, помогала каждому найти в обучении что-то интересное и давала совет в трудной жизненной ситу- ации. Смысл своей работы видела в том, чтобы ученики получили знания и стали хо- рошими людьми. В 1972 г оду Раис а Яковлевна Путилина была удостоена почетного звания «Заслуженный учитель шко- лы РСФСР». Индивидуальный подход Учит ель начальных классов Нина Ивановна Еремина прекрасно владе- ла новейшими образова- тельными технологиями, творчески использовала их в работе, учебный процесс организовывала с учетом индивидуальных и психо- логических способностей детей. Она очень терпеливо и душевно разносторонне развивала учеников. И все дети чувствовали теплоту ее сердца и тянулись к ней. Ее дом, знакомый каждому в селе, никогда не пустовал, к учительнице постоянно приходили и бывшие уче- ники. Не столько на словах, сколько на деле, на своем примере объясняла малы-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz