Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
Хранитель традиций 27 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 28 / 09 / 22 Л юбовь к романовской игрушке у мастера роди- лась не сразу. Он начал с живописи. Работал после армии художником-оформителем в бюро «Эстетика» при трактор- ном заводе. Вспоминает, как на фасаде магазина «Рыба» рисовал в технике сграффито рыбака с осетром на бочке. Кафе «Колобок» он с коллегами расписы- вал с особым вдохнове- нием. Ждали съемочную группу из «Мосфильма», которая приезжала сни- мать кино о тракторном заво- де. Сцены из «Колобка» стали «нетленкой». ВикторМаркин окончил На- родный университет искусств имени Н.К. Крупской вМоскве, отделение рисунка и живописи, параллельно увлекся историей. Не давало ему покоя происхож- дение холмов в урочище вблизи села Пады. — Из краеведческих книг я узнал, что на этом месте в 1614 году находился город Романов в степи, где стояла деревянная крепость с тремя проездными башнями. От них и остались эти бугры. Старожи- лы ска з али , что в старину в этих краях жили мастер а , изготовлявшие глиняную посуду и свистульки. Не случай- но в детстве я находил в огороде черепки и фрагменты забавных глиняных игрушек, — рассказал Виктор Маркин. Теплота тех свистулек, по- точенных временем, до сих пор вспоминается художником. Де- лать первые игрушки его научил Иван Гунькин, мастер гончар- ного круга. Тогда же появились любимые образы: козел, жаво- ронок, индюк, «романушки» с расписными передниками и бусами. Монументальность, простота и лаконичность фор- мы — так в его руках «говорит» глина. Виктор Васильевич пони- мает, что романовская игрушка только с виду простушка. У нее есть свой характер, и чтобы ле- пить ее, надо иметь тонкое чутье, соблюдать вековые традиции и в то же время привносить что-то свое. — К романовской игрушке нельзя подходить с кондачка. Нужно вжиться в образ, почув- ствовать, тогда все пойдет как надо. В 2000 году я узнал, что до войны уникальная коллекция романовской игрушки из Ли- пецкого краеведческого музея была передана Русскому музею в Санкт-Петербург. Ее со- бирал земский доктор Трунов. Тогда мы с учениками отпра- вились в Северную столицу искать нашу игрушку, чтобы изу- чить старинные обра- зы, — рассказывает Виктор Маркин. Вложить сокровенное Глиняные фолианты обна- ружили в запасниках Этногра- фического музея. Сотрудники разрешили только зарисовать дорогие предметы, но Маркин, когда ушли музейщики, тайком сфотографировал все 72 рома- новских образа. После того как был изучен материал, рома- новская игрушка получила свое второе рождение. В этой игрушке больше 60 образов, и каждый мастер вкла- дывал в нее свое — сокровен- ное. Любой штрих, орнамент и цвет что-то означает. Ветки пшеницы — символ плодоро- дия, кружки— любовь к солнцу, серебристые крестики в ряды— хлебные поля. Голубой цвет — небо. Его можно встретить на спинке оленя, чьи рога изоб- ражают дерево — символ рода. Есть в романовской традиции и свистульки-обереги. Самый распространенный — индюк. Крестьяне считали, что он спа- сает от порчи и сглаза. — Я часто леплю «роману- шек». Люблю создавать бабу: она продолжательница рода, кормилица. Часто я делаю ее с младенцами на руках. А бывает, просто барыня с короной на го- лове и бусами. Каждая выходит со своим характером: губки под- крутишь, уже улыбается. Мои фигуры сдержанные, строгие. Я не любитель лишних деталей и элементов, —рассказывает Вик- тор Маркин. Птица счастья Сирин Романовская игрушка отли- чается пластичностью и орна- ментами, которые не найдешь ни в одном российском про- мысле. Соблюдая тра- диции, Виктор Мар- кин придумывает авторские сюже- ты. Знамени- тая «романуха» в образе мифической птицы счастья Сирин покоряет площадки фе- стивалей и ярмарок по всей России и за рубежом. Виктор Маркин — частый гость на «Славянском базаре» в Витеб- ске. С теплотой он вспоминает и Биеннале в Италии. Виктор Маркин гордится своими пятью ученицами, ко- торые переняли все тонкости традиции и теперь сами стали народными мастерами России. Учитель говорит, их игрушки по- нарядней— видна женская рука. Виктор Маркин 25 лет работал учителем истории и изобрази- тельного искусства в школе села Троицкое. Среди учениц оказа- лись будущие хранители иг- рушечного промысла. — Такое счаст- ливое время было. Я там вел кружок романовской иг- рушки. Лепили до позднего вечера. У нас плитка была для обжига свистулек. На ней картошки нажа- рим, соленья принесем. Дети были в восторге, — вспо- минает мастер. — Да и сейчас нашпромысел вызывает интерес у молодежи. Этому, конечно, поспособствовал Центр рома- новской игрушки. Сюда приез- жают туристы со всей страны. Видно, люди за последнее время устали от ширпотреба и наплы- ва развлечений. Хочется чего-то родного, теплого, своего. Глина успокоит Виктор Маркин считает, что популяризировать романовскую игрушку надо с умом. Если по- стоянно говорить о глиняной красавице, она перестанет быть тихим праздником. Да и ма- стеров сегодня хватает, что- бы сохранить уникальный промысел. Ведь у каждого из них есть свои ученики. Виктор Маркин сказал, что не пользуется Ин- тернетом. Он человек созерцательный, а от по- тока информации устает. И сомневается в том, что с помощью сетей можно «продвинуть» липецкий промысел. «Не надо де- лать игрушку массовой, а то растащат образ, измельчат», — говорит художник. ВикторМаркин предпочита- ет трудиться в тишине. В каком бы настроении ни сел за работу, глина успокоит. Мастер долго образы в голове не перебирает. Всегда знает, чего хочет от себя и от куска природного материа- ла. Говорит, может с закрыты- ми глазами любую свистульку и фигурку сделать. А было время, когда от злости, что не получается за- думанное, мог раз- бить неудачный образец о стену. И тут же за следую- щую сесть и лепить, пока не «заговорит» игрушка, не станет выразительной и «живой». Виктор Маркин сказал, что когда в 80-х го- дах романовская игрушка пере- живала свой очередной рассвет, его работы приносили нема- лые деньги. В старину за одну свистульку давали на базаре яйцо. Ему промысел подарил дом. Он сам его построил — от фундамента до крыши. Виктор Маркин на удачу не жалуется, она — результат работы, поэто- му к нему благосклонна. В 2013 году Виктор Васильевич по- лучил премию Правительства Российской Федерации «Душа России». Статуэтка летящей девушки стоит рядом с благо- дарностью от Российской ака- демии художеств за подписью Зураба Церетели. — Ему понравились мои ра- боты. Скульптор сказал: «Тво- ри», похлопав меня по плечу, — вспоминает мастер. Маркину приятно внимание, дороги награды, но больше всего он любит уединение. Когда можно «поговорить» с глиной и подумать: «Лев, сирин или жаворонок?». — Вы уйдете, а я сяду тройку лепить, — сказал на прощание мастер. — Это сложная фигура тре- бует особого внимания. На лошадях дорогая сбруя, а в карете сидят генерал и барышня, держат на ру- ках собаку. Сделаю их в глазури, побогаче будет. Фото Анастасии Пчеловой ВИКТОР МАРКИН ВОСПИТАЛ ПЯТЕРЫХ НАРОДНЫХ МАСТЕРОВ РОССИИ: СНЕЖАННУ ИЛЬИНУ, ОЛЬГУ ВОЛОКИТИНУ, АНАСТАСИЮ КОРОЛЕНКО, ЯНУ ХАРИНУ, АНЖЕЛИКУ ВОЛОКИТИНУ. МАСТЕРАМ ВАЖНО БЫТЬ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫМИ. Я ПО ПРИРОДЕ СВОЕЙ МОЛЧАЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК, НО ЗНАЮ, ЧТО СВОЕГО ДОБЬЮСЬ. НЕ ВСЕГДА ВДОХНОВЕНИЕ ВЫРУЧАЕТ, ИНОГДА МАСТЕРСТВО СПАСАЕТ. МОГУ ЛЕПИТЬ И «ШТАМПОВАТЬ» СВОИ ИГРУШКИ, КАК НА КОНВЕЙЕРЕ. НО ВСЕ ОНИ ВЫЙДУТ СО СВОИМ ПОЧЕРКОМ Виктор Маркин МАСТЕР НА ВЕКА НАРОДНЫЙ МАСТЕР РОССИИ ВИКТОР МАРКИН ПРОДОЛЖАЕТ ТРАДИЦИИ РОМАНОВСКОЙ ИГРУШКИ. ЕГО РАБОТЫ ЕСТЬ В КОЛЛЕКЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ. НЕСКОЛЬКО ФИГУРОК ПОДАРИЛ ЗУРАБУ ЦЕРЕТЕЛИ. НО НЕ ЭТО ВДОХНОВЛЯЕТ ХУДОЖНИКА. ОН НЕ РАЗ ВИДЕЛ, КАК ЛЮДИ ЦЕЛУЮТ И ПРИЖИМАЮТ К ГРУДИ ЕГО «РОМАНУШЕК» И РАСПИСНЫХ ЖАВОРОНКОВ. ТАКИЕ МОМЕНТЫ — БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРИЗНАНИЕ. Дарья Шпакова
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz