Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
рога лося, и они здорово впи- сываются в новые изделия, — говорит художник. У Каратеева есть работа «За- ветное шитье». Это вышитая гладью баба в кокошнике, чей головной убор украшен жемчу- гом. На ее создание ушла нитка бус, пожертвованная бабушкой. Этот образ возник после про- чтения статьи о том, что в неко- торых регионах бытовал такой обряд. Женщины вышивали на чистом полотне свои недуги. Ча- сти тела, которые болят: руки, ноги, сердце. А потом относили свои вышивки в церковь. Счита- лось, что сила молитвы поможет, исцелит страждущего. Отсюда и возник у художника образ жен- щины из нитей. Художнику 24 года. Он ро- дился в Липецке, но последние пять лет живет в Воронеже. Символично, что его первая выставка проходит в родном городе. Андрей пытался полу- чить высшее образование, но с учебой у него не сложилось. Поддался ощущению свободы и желанию заниматься творче- ством. — Моя школа — это мастер- ская воронежского художника Ивана Горшкова. Его работы выставляются в Третьяковской галерее. Я несколько лет ас- систирую ему в мастерской, и когда погрузился в этот мир, захотел стать его частью: много сваривал скульптур, делал кол- лажи, познавал искусство, — рассказывает о себе собеседник. И в какой-то момент Ан- дрею Каратееву захотелось стать самостоятельным автором. Он считает, что уже внутренне готов сказать свое, не похожее ни на чье слово. Фото Геннадия Логунова и из архива Андрея Каратеева А рт-объекты АндреемКа- ратеевым создавались под влиянием мифов, легенд, русских сказок. Автор считает, что устное народное творчество наполнено глубин- ными смыслами, которые не лежат на поверхности сюже- та. В скульптурах нет прямого узнавания известных сказок. «Нежить», «Шапка Мономаха», «Заветное шитье», «Престол» — эти работы пробуждают в зри- теле фантазию, дают возмож- ность поиграть чувствами и ассоциациями. Серия из десяти скульптур создавалась год. Мате- риалы не случайны. Например, латунь и олово — самые распро- страненные металлы в Древней Руси и часто встречаются на страницах сказок. Художник ис- пользует их практически в каж- дой работе. — Эти металлы можно при- менять в разных композициях. Они хорошо сочетаются с други- ми материалами: деревом, гли- ной. Например, в работе «Шап- каМономаха» латунь я соединил с текстилем и мехом. В скульпту- ре «Нежить» она хорошо монти- руется с рогами лося. Каждый арт-объект — это своя «сказка», в которой нет логического кон- ца, — говорит художник Андрей Каратеев. Про работу «Зазеркалье» зритель может сказать: «Ничего особенного». Деревянное голу- бое зеркало, на рукоятке которо- го изображена рыба — древней- ший символ Христа. По краю зеркала — оловянные вкрапле- ния. Но мы не можем увидеть свое отражение. На месте стек- ла — красные штрихи и черная рожица. Словно автор говорит нам, что взгляд внутрь себя важ- нее внешнего. И надо чаще за- мечать свои негативные сторо- ны, чтобы избавляться от них. А красота души — это то, к чему мы стремимся. У художника нет подсказки в виде описания ра- бот. Для него важно, чтобы зри- тель сам искал спрятанные в них смыслы. — Самое интересное, когда у людей возникают разные ассоциации. Зрители, всматри- ваясь в арт-объекты, взаимо- действуют друг с другом. Язык ограничен, я старюсь своим творчеством объединить людей. А это, считаю, важная задача художника, — говорит Андрей Каратеев. О сказках и мифах автор рассказывает современным способом. Ему важно пробить- ся через цифровое сознание зрителей и предложить свою версию устного народного твор- чества. Помочь человеку почув- ствовать, что есть два полюса — добро и зло, и мы должны этот баланс поддерживать. И все вместе стараться, чтобы добро все-таки перевешивало темные силы. Разгадать Колобка Каратеев говорит, что постоянно живет в поиске идей. Часто гуляет в лесу, чтобы лучше понять, что чувствовали славя- не, когда сближа- лись с природой. Там он находит ко- ряги, древесные грибы, бересту, которые потом становятся необычными скульптурами и ключиком к пониманию себя в этом мире. —У меня возникла серия ра- бот «Берестяные грамоты». На березовой коре я напишу посла- ния на древнем языке. Это тема у меня сейчас в разработке. Что- бы говорить своими скульпту- рами о старинных сказках и ле- гендах, изучаю огромный пласт литературы: философской, религиозной, исторической. Я считаю, творческий человек может называть себя художни- ком, если будет оригинальным и сможет подарить людям что- то новое в искус- стве, а для этого нужно много- му учиться, — размышляет собеседник. Как-то А н д р е ю Каратееву п о п а л а с ь книга Влади- мира Проппа «Морфология волшебной сказки»». Ав- тор разбирает произведения предков и выявляет их общую структуру. Размышляет над те- мой, какие тайные послания скрыты в сказках и ритуальных обрядах. Благодаря этой книге молодой художник открыл для себя заново образ Колобка, ис- тория которого знакома нам с детства. Оказывается, его путе- шествие наполнено сакральны- ми смыслами. — В основе этой сказки ле- жит мысль о зарождении новой жизни. Слеплен Колобок из глины или теста. Когда герой уходит от бабушки и дедушки — это настоящий обряд ини- циации — перехода на новую ступень развития. Колобок преодолел препятствия и стал сильнее. У меня есть скульп- тура, в которой героем высту- пает Колобок, но я не напря- мую говорю о нем. Зрителю нужно пройти определенный внутренний квест, прежде чем появится разгадка, — поясняет Андрей. Заветное шитье Идеи для своих скульп- тур автор может вынашивать подолгу. Он может увидеть на мусорке потрепанный жизнью табурет и сделать его основой следующей творческой работы. Обыграв предмет мебели лату- нью и оловом, он превращает его в сказочный «Престол». Скульптура может родиться за один вечер. Художник скру- чивает что-то из современных материалов, где-то прибивает гвоздями. А часто к своим арт- объектам Андрей не прикаса- ется месяцами. А потом вдруг увидит, в чем их «крепость» (суть), и сделает за несколько часов. — Я работаю, как прави- ло, без особого вдохновения, рационально подхожу к делу. Сначала скульптуры описываю. Потом делаю эскиз и просто работаю над ней, пока не пони- маю, что она получилась. А иной раз иду от предложенного мате- риала. Недавно мне подарили «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» Творчество 25 28 / 09/ 22 В ЛИПЕЦКОМ ИСТОРИКО–КУЛЬТУРНОМ МУЗЕЕ ПРОХОДИТ ВЫСТАВКА CHERCHEZ LA FEMME (ШЕРШЕ ЛЯ ФАМ), УЧАСТВУЮТ В КОТОРОЙ ЧЕТВЕРО ХУДОЖНИКОВ. В ИХ ЧИСЛЕ МОЛОДОЙ АВТОР АНДРЕЙ КАРАТЕЕВ. ЭТА ВЫСТАВКА ДЛЯ НЕГО ДЕБЮТНАЯ. ОН ВЫНЕС НА СУД ЗРИТЕЛЯ МИНИ-СКУЛЬПТУРЫ, В ОСНОВНОМ, ИЗ ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ. Дарья Шпакова «Шапка Мономаха». Дерево, мех, рога, стальная проволока «Нежить». Дерево, рога, латунь «Престол». Дерево, латунь, чернение Я СЧИТАЮ, ТВОРЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ НАЗЫВАТЬ СЕБЯ ХУДОЖНИКОМ, ЕСЛИ БУДЕТ ОРИГИНАЛЬНЫМ И СМОЖЕТ ПОДАРИТЬ ЛЮДЯМ ЧТО-ТО НОВОЕ В ИСКУССТВЕ, А ДЛЯ ЭТОГО НУЖНО МНОГОМУ УЧИТЬСЯ Андрей Каратеев ЕСЛИ ЕСТЬ РОГА И ЖЕМЧУГ Художник и его работа «Заветное шитье» «НЕЖИТЬ», «ШАПКА МОНОМАХА», «ЗАВЕТНОЕ ШИТЬЕ», «ПРЕСТОЛ» — ЭТИ РАБОТЫ ПРОБУЖДАЮТ В ЗРИТЕЛЕ ФАНТАЗИЮ, ДАЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОИГРАТЬ ЧУВСТВАМИ И АССОЦИАЦИЯМИ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz