Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
Переключая каналы ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 20 № 11 7 (26557) Исаак Розенфельд, обозреватель «Липецкой газеты» БЕЗ РУЛЯ И БЕЗ ВЕТРИЛ ПРЯМО К ЦЕЛИ ОСТАВАЙТЕСЬ СОБОЙ, И ВАШИ ФИЛЬМЫ БУДУТ ПОХОЖИ НА ВАС… Игорь Масленников З ритель нечасто запоминает режиссеров даже любимых фильмов. Нетрудно пред- ставить, что поклонники зна- менитых телероманов «Вечный зов» и «Тени исчезают в пол- день», может, забыли, а может, не знали: Краснопольский один из их создателей. А кто-то, про- читав эпиграф к моим заметкам, спросит: чем прославился этот, как его, Масленников? Отвечаю: он режиссер, пожа- луй, самого популярного отече- ственного сериала — о Шерло- ке Холмсе и докторе Ватсоне. «Холмсиана» Масленникова произвела фурор не только в России, но и на родине гениаль- ного сыщика. Маргарет Тэтчер назвала русского Холмса луч- шим в мире. А ведь детективы Конан Дойля экранизировались двести с лишним раз. Англий- ская королева удостоила Васи- лия Ливанова «Почетнейшего ордена Британской империи». Однако Масленников осо- бенно дорожил тремя «Зимними вишнями». Они — об одиноче- стве женщины рядом со слабы- ми, эгоистичными мужчинами. Миллионы зрительниц узнали в ней себя. На днях телевизионщики показали архивные кадры с су- хоньким старичком, который, передвигаясь по квартире на хо- дунках, говорил: мечтаю о «Зим- ней вишне-4». Сценарий готов. Он надеется на своих вгиковских учеников — они должны завер- шить его трогательную женскую историю. Бог весть, исполнят ли они завещание учителя. …Растя свои фильмы, как хрупкое деревце. Игорь Масленников ДАВАЙТЕ ДАЖЕ НА ФОНЕ ВСЕХ ТРАГИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ ЭТИХ ДНЕЙ СКЛОНИМ ГОЛОВУ И ПЕРЕД ПАМЯТЬЮ ТЕХ, КТО ТВОРИЛ ВЕЛИКОЕ СОВЕТСКОЕ КИНО. ОНИ ОДИН ЗА ДРУГИМ ТИХО ПОКИДАЮТ НАШ МИР. НЕ УСПЕЛИ ПРОСТИТЬСЯ С ИГОРЕМ МАСЛЕННИКОВЫМ, КАК В НОВОСТЯХ ПРОЗВУЧАЛО ИМЯ ВЛАДИМИРА КРАСНОПОЛЬСКОГО. МАСЛЕННИКОВ ОСОБЕННО ДОРОЖИЛ ТРЕМЯ «ЗИМНИМИ ВИШНЯМИ». ОНИ — ОБ ОДИНОЧЕСТВЕ ЖЕНЩИНЫ РЯДОМ СО СЛАБЫМИ, ЭГОИСТИЧНЫМИ МУЖЧИНАМИ. БЫТЬ СОБОЙ НЕПРОСТО. КРИТИКИ НЕРЕДКО НЕ ЗАМЕЧАЛИ ТО, ЧТО ОН ДЕЛАЛ, ЛИБО КИСЛО ХВАЛИЛИ, ЛИБО ДРУЖНО БРАНИЛИ. СКАЖЕМ, «ЗИМНЮЮ ВИШНЮ» РАЗНЕСЛИ ЗА «УТЕШИТЕЛЬСТВО». А «ЯРОСЛАВНУ — КОРОЛЕВУ ФРАНЦИИ» — ЗА ЛЕГКОМЫСЛИЕ И НЕЗНАНИЕ ИСТОРИИ. ЧЕМ-ТО ОН ИХ СМУЩАЛ И РАЗДРАЖАЛ. Загадка Масленникова Да, свои фильмы он выращи- вал подобно хрупким деревцам. И вырастил сад в три десятка ки- нолент. Многие получили призы на международных фестивалях. Да и в России он не был обойден званиями и прочими почестями. Но есть в судьбе режиссера не- мало странностей. Вот первая: фильмы он сни- мал очень уж разные. Казался всеядным. Воплощал на экра- не произведения Александра Островского и Леонида Ан- дреева. Иронический детектив «Что сказал покойник» Иоан- ны Хмелевской. Поставил сов- местно с норвежскими кине- матографистами картину «Под каменным небом» о событиях Второй мировой в стране фьор- дов, «Сентиментальный роман», посвященный молодежи вздыб- ленной эпохи 20-х годов ми- нувшего века, а к тысячелетию Крещения Руси — «Продление рода». Неслучайно он с улыбкой признавался: всегда предпочи- тал плыть по течению без руля и без ветрил. Ничего не планиро- вал. Двигался туда, где ему было интересно. И, тем не менее, и масленниковские комедии, и психологические драмы, и ис- торические, и приключенче- ские фильмы что-то роднит. Что именно? Ответ, по-моему, дан в заповедиМасленникова студен- там ВГИКа: «Оставайтесь собой, и ваши фильмы будут похожи на вас…». Он отправлялся в путь из какой угодно точки, как будто бы не противился течению, но причаливал там, где хотел. Быть собой непросто. Кри- тики нередко не замечали то, что он делал, либо кисло хвалили, либо дружно бранили. Скажем, «Зимнюю вишню» разнесли за «утешительство». А «Ярослав- ну — королеву Франции» — за легкомыслие и незнание исто- рии. Чем-то он их смущал и раз- дражал. Они словно бы не знали, в какую строчку табели о рангах его поместить. Он был далек от артхауса, но позволял себе до- статочно дерзкие решения. Сюжет о дочери князя Яро- слава, выданной замуж за фран- цузского наследника, лишен атрибутов привычного исто- рического кино. Масленников придумал музыкальную карти- ну с очень современной Еленой Кореневой, и крепко получил и от киноведов, и от университет- ских профессоров. А суровый живописец Илья Глазунов напал на «Ярославну» за злонамерен- ное искажение русской истории. Кстати, в том же он обвинил и «Андрея Рублева», и «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». Между тем, Масленников всего- навсего попытался приблизить живших тысячу лет назад лю- дей к своим молодым современ- никам. В мемуарах постановщик приводит любопытный факт: кассету с русским фильмом во Франции включили в серию «Школьникам, изучающим ис- торию». Масленникову было досадно: он-то делал картину не для Франции, а для России и адресовал ее соотечествен- никам. Позднее у нас «на ура» примут фильм СветланыДружи- ниной «Гардемарины, вперед!». С приключениями, интригами, поединками в духе романов Дюма и музыкойМаксима Дуна- евского. Но все-таки первопро- ходцем в этом жанре был Игорь Масленников. Секрет триумфа Шерлока Холмса Итак, рецензенты не рвались разбираться в особенностях по- исков режиссера. Не удосужи- лись даже объяснить секрет оше- ломляющего триумфа картины о Холмсе. Масленников сам по- старался этим заняться. У Конан Дойля обитатель легендарной квартиры на Бей- кер-стрит в первую очередь любитель криминальных ребу- сов. Пока он не берется за оче- редное расследование, бедняга мается, курит трубку, пиликает на скрипке. Ему не терпится пустить в ход свой дар, само- утвердиться в поединке с хитро- умными преступниками. Русский Холмс тоже не прочь полюбоваться собой. Но не это для него главное. Он — рыцарь, заступник попавших в беду. В какой-то степени Дон Кихот сыска, потому что не способен пройти мимо ожидающих его помощи и защиты. Сериал не прост, не прямо- линеен. Детективная фабула в нем менее важна, чем мужская дружба, бескорыстие и честь. Не потому ли и спустя 40 лет после премьеры первого фильма цикла он конкурирует с любыми кровавыми боевиками о супер- менах-полицейских и суперме- нах-преступниках? И обходит их по очкам, не старея и не утрачи- вая обаяния. Наверное, наиболее смелый опыт Масленникова — теле- фильм «Пиковая дама». Он опять пошел на риск. В сущно- сти, стер границу, разделяющую элитное и зрительское кино. Пушкинскую прозу инсцени- ровать сложно. Ей почему-то упорно навязывают то сенти- ментальные интонации, то ро- мантические. А в действитель- ности у Александра Сергеевича ясный, трезвый, насмешливый взгляд. Рассказчик выворачи- вает наизнанку, пародирует и романтические, и мелодрамати- ческие стереотипы. Не зря о дав- ней постановке «Станционного смотрителя», где преобладали надрыв и слезливая жалость к бедному, маленькому человеку, было сказано: эти слезы текут мимо Пушкина. Тот же диагноз справедлив даже для гениальной оперы Чайковского. И Масленников постарал- ся избежать этого. Он сохранил пушкинский текст весь, целиком, до запятой. Тридцать страниц по- вести читает с холодной страстью Алла Демидова. Никакой мисти- ки. Никакого оперного красавца Германа. Виктор Проскурин иг- рает заурядного петербуржско- го обывателя немецких кровей, мечтающего разбогатеть и выйти в люди. Это полностью соответ- ствует пушкинскому замыслу. Задолго до 90-х Масленников поведал, как разрушают человека и унизительная бедность, и стя- жательская страсть. «Пиковую даму» практиче- ски не повторяют на ТВ. Как и большинство других фильмов этого крупного режиссера, о ко- тором мимоходом вспомнили, когда он ушел навсегда. Фото: Руслан Кривобок, rg.ru Игорь Масленников, кинорежиссер
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz