Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
открыты миру, жили не столько для себя, а для других, стремясь быть полезным окружающим. Увековечить память Готовясь к рассказу о супру- ге, Виктор Яковлевич составил длинный список, нет, не собы- тий в жизни, а качеств, кото- рыми та обладала. Скромность, сердечность, доброта, отзывчи- вость, бескорыстие, человеч- ность, честность, деликатность сочетались в ней с дисциплини- рованностью, талантом, про- фессионализмом, мудростью. Десятки и сотни людей — уче- ников, коллег, родителей, од- носельчан, — не сговариваясь, перечисляют те же черты харак- тера, благодарно добавляя, как Маргарита Гламазда повлияла на их жизнь. И красной нитью звучит мысль о необходимости увековечить память Учителя — установить мемориальную доску на здании, в котором она про- работала всю жизнь, или при- своить ее имя школе. —СМаргаритой Андреевной ушла целая эпоха, — считает на- чальник отдела развития образо- вания департамента образования администрации Липецка Галина Севостьянова. — Для человека, избравшего профессиюпедагога, очень важно обладать таким ка- чеством, как масштаб личности. Это больше, чем профессиона- лизм, значительнее, чем авто- ритет. Вспоминаю нашу первую встречу: Маргарите Андреевне предстояло пройти аттестацию на высшую квалификационную категорию. При той нагрузке, что есть у сельского учителя, она вполне могла провести урок в пятом классе, но она сама себе поставила планку — и пригла- сила на урок в одиннадцатом. В середине девяностых имена возвращенных писателей толь- ко начинали звучать, а она уже обсуждала со старшеклассни- ками их произведения. Память человеческая так устроена, что новое событие невольно стирает впечатление от вчерашнего. Но те редкие встречи с Маргаритой Андреевной по-прежнему ярки: ее профессиональный почерк, погруженность в дело, умение увлечь своим предметом и нова- торские решения заслуживают того, чтобы ее педагогический опыт не канул в Лету. Накану- не Года педагога и наставника, который объявлен Президентом в 2023 году, это особенно акту- ально. Фото Геннадия Логунова и из архива героев публикации 28 / 09 /22 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» Слово об Учителе РАЗГЛЯДЕТЬ ТАЛАНТ В КАЖДОМ 7 История семьи Мирзаха- нян-Маркарьян открывает новую грань личности Маргариты Ан- дреевны. Двое детей Сатевик и Георгия — погодки: дочь Варсеник и сын Саргис после учебы в началь- ной школе перешли в пятый класс. — Дети учились на отлично, никаких нареканий за четыре года, а тут приглашает нас на беседу Маргарита Андреевна со словами, мол, сообщу что-то важное о сыне, — вспоминает Сатевик Маркарьян. — Мы, ко- нечно, терялись в догадках, что случилось, волновались. И не ожидали услышать то, что она нам сказала. Оказалось, внимательный педагог заметила, как легко дает- ся учеба Саргису. Там, где многие его ровесники неделями корпели над книгами, парню хватало раз прочитать текст, чтобы воспроиз- вести его чуть ли не дословно. Изучать предметы в общем ритме для него было бы скучным, что могло погубить феноменальные способности ребенка. Маргарита Андреевна предложила неслы- ханный в ту пору вариант — сда- вать школьный курс экстерном, для чего разработала индивиду- альную программу обучения и помогла преодолеть все бюрокра- тические препоны. При поддерж- ке наставника Саргис освоил за год пятый ишестой классы, затем еще за один — седьмой и вось- мой. Опять же, по совету педаго- га, дальше ускорять обучение не стали — негоже ребенком всту- пать во взрослуюжизнь. — Конечно, мне было страш- но менять привычный уклад школьных будней на индивиду- альное обучение, — вспоминает Саргис Мирзаханян, ныне рабо- тающий в аппарате президента страны.—Но все сомнения улету- чивались—МаргаритаАндреевна умела успокоить инастроить, дать первый толчок к тому, чтобы ты уже сам шел к цели. Обыкновен- ных мальчишек и девчонок она своим талантом превращала в людей, любящих русский язык и литературу. Нам хотелось читать и перечитывать классику, искать ответы в произведениях и зада- вать правильные вопросы. Она умела доступно и четко изложить материал, используяна уроках все богатство русского языка, и эти знания до сих порне растерялись. Когда сегодня я вижу, что моло- дые сотрудники порой не могут четко сформулировать свои мыс- ли, не говоря уже о грамотности, я вновь вспоминаютот багажзна- ний, с которым отправила нас во взрослую жизнь Маргарита Ан- дреевна. Я уверен, современным учителямпростонеобходимоизу- чить ее педагогическуюметодику. МАРГАРИТА АНДРЕЕВНА НЕ НАЖИЛА БОГАТСТВА, ШУБ И БРИЛЛИАНТОВ, ЗАТО ЗАВОЕВАЛА ИСКРЕННЮЮ ЛЮБОВЬ ЛЮДЕЙ. ДЛЯ КАЖДОГО У НЕЕ НАХОДИЛОСЬ ДОБРОЕ СЛОВО ПОДДЕРЖКИ Александра Ткаченко Родители и педагоги вспоминают о вкладе Маргариты Гламазды в воспитание детей ПОДАРКИ НА ВСЕХ Маргарита Андреевна была категорически против подарков к праздникам. Доходило до того, что она порой брала выходной в свой день рождения, чтобы избежать подношений. А все презенты, что ей пытались вручить, неизменно оставляла в школе — для всех. Нина Андрюшина, чьи сыновья и внучки прошли через школу Гламазды, вспомнила случай, как ученики, не зная о таких принципах педагога, однажды от класса решили преподнести флакон духов. Ароматную воду Маргарита Андреевна тут же распылила на всех пришедших с поздравлениями. Для слабых она устраивала дополнительные занятия после уроков. Нередко приглашала родителей, чтобы показать, как правильно помогать детям делать домашнее задание. А репетиторством (желающих получить знания было предостаточно) порой занималась по телефону — чтобы, не дай Бог, не предлагали денег за этот труд. За каждого ученика переживала душой, а за единственную поставленную по молодости двойку корила себя всю жизнь. Не упускала возможности поделиться знаниями и, по рассказам близкой подруги Инны Туралиной, пополняла их даже на пенсии, когда уже заболела. Обладая стремлением познавать новое и феноменальной памятью, Маргарита Гламазда открывала всем интересующимся неизвестные страницы жизни знаменитых писателей. Живая «Аллея памяти», Конь-Колодезь, 80-е годы нее никто ни разу не услышал. При том что спуску никому не давала. Надежда Владимиров- на вспоминает свою учебу: как однажды из-за долгих спортив- ных сборов пропустила уроки по «Герою нашего времени», — пришлось изучать, опять же под руководством наставницы. И спустя добрых три десятка лет знает этот роман Лермонтова досконально. А героем своего времени как раз называет Мар- гариту Андреевну, чьи находки и установки — помогать детям через семью, индивидуально ра- ботать с каждым, быть настав- ником и любить свое дело — ис- пользует и в своей работе. Красотой поразила в свое время юная Маргарита толь- ко что отслужившего на флоте Виктора Яковлевича. Посмот- реть на зашедшего к друзьям в общежитие дембеля сбежались все обитательницы женского этажа. А сердце откликнулось на одну. Супруги Гламазда прожили душа в душу 60 лет. Понимали друг друга с полуслова. — Она была капитаном на- шего семейного корабля, штур- маном, прокладывающим курс, и лоцманом, умело обходящим острые камни, — говорит Вик- тор Яковлевич. — И одиночное плавание мне намного тяжелее, чем наша прежняя жизнь, в ко- торой хватало штормов. Как педагог, Виктор Яковле- вич принимал и позднее возвра- щение супруги домой из шко- лы, и ее ночные посиделки за книгами — к каждому уроку она готовилась как в первый раз, привнося что-то новое. Безро- потно брал на себя домашние дела. Ратуя за воспитание насто- ящих патриотов страны, супруги задумали и провели акцию «Жи- вая аллея памяти». Задолго до появления «Бессмертного пол- ка» портреты не вернувшихся с Великой Отечественной войны односельчан торжественно еже- годно проносили по улицам села. Гламазда знали, что их инициа- тива откликнется в сердцах дру- гих, потому что сами всегда были Символично, что в кабинете школы села Конь-Колодезь, который был закреплен за Маргаритой Гламаздой, открыли «Точку роста».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz