Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА Слово об Учителе 6 № 117 (26557) Есть педагоги, о которых вспоминают не только накануне 1 сентября и Дня учителя. Их мудрые уроки навсегда остаются в памяти и ведут по жизни, помогая делать правильный выбор. С ними на связи выпускники, для которых последний звонок прозвенел даже десятки лет назад. Олеся Скворцова РЕБЕНОК НЕ СОСУД, А СВЕТИЛЬНИК Виктор Яковлевич вместо биографии супруги написал список качеств, которыми та обладала У читель русского языка и литературы школы хле- венского села Конь-Ко- лодезь Маргарита Андреевна Гламазда 59 лет отдала педаго- гической профессии, и впервые сотни благодарных учеников встретят ее профессиональный праздник без наставника. Маргарита Андреевна и сейчас продолжает объединять людей. Ее воспитанники разных профессий и возрастов из Хле- венского района, Ельца, Ли- пецка, Воронежа и даже Крыма выразили желание сохранить память о своем учителе. 57 лет проработать в одной школе — это как же надо любить свою профессию, детей, чтобы не променять тихую радость от результатов своего ежедневно- го труда на стремительный вз- лет по карьерной лестнице! И ведь могла, потенциал был, но не стремилась никогда. Уже по- сле ее смерти многие ученики недоуменно пожимают плечами, узнав, что у любимого наставни- ка не было звания заслуженного учителя. Друг и помощник Средний тестовый балл ЕГЭ по русскому языку учеников Маргариты Андреевны всегда был выше районного и всерос- сийского, ежегодно ее мальчиш- ки и девчонки участвовали в творческих конкурсах и олим- пиадах и показывали высокие результаты. За этой статистикой — огромная работа. Виктор Яковлевич Гламазда, также посвятивший себя педа- гогической профессии (препо- давал историю в местном техни- куме), вспоминает, что каждый день его супруга выходила на работу в 7.45. Уроки начинались в 8.30, а маршрут составлял всего 153 метра — дом стоит напротив школы. Такой график неслучаен: шла на работу, чтобы неспешно подготовиться к рабочему дню и выслушать всякого, кто готов поделиться своей радостью или проблемой. Эту привычку — ис- кренне интересоваться близки- ми и их окружением— она не оставляла до конца своих дней. — Восхищаясь наставником, они вместе с тем доверяли ей свое сокровенное, — рассказы- вает коллега, учитель физики Валентина Блинова. — То, с чем они делились, она не говорила никому. Давала совет, предлагала варианты выхода из ситуации, а если требовалось вмешатель- ство взрослого, очень деликатно старалась исправить положение. Лишь единожды она показала мне стихи парня, засомневав- шись, правильно ли она увиде- ла ситуацию. И действительно, в строках о несчастной любви сквозило желание уйти из жиз- ни. Маргарите Андреевне уда- лось найти подход к парню, спа- сти его от необдуманного шага. И на собственном опыте Ва- лентина Александровна почув- ствовала доброту и отзывчивость коллеги. В начале 90-х ей при- шлось спешно покидатьЧечню. В Конь-Колодезь, куда она перееха- ла, одной из первых на помощь пришла именно Маргарита Ан- дреевна. Извечный спор «физи- ков» и «лириков» трансформиро- вался в дружбу и сотрудничество. На урок как на праздник Заместитель директора по воспитательной работе школы села Конь-Колодезь Вера Арта- монова вспоминает, как одна- жды Маргарита Андреевна при- шла в школу в розовом платье в пол — обычно так наряжаются в дни больших торжеств. — Маргарита Андреевна, у вас сегодня праздник? — спро- сили коллеги. — У меня сегодня — Мая- ковский! Кначалу изучения творчества очередного писателя неизменно приходила в новом наряде, со- здавая образ в стиле эпохи. Еще до того, как это вошло в прак- тику многих учителей, делила класс на группы, чтобы каждая работала над своей темой. Вела уроки, которые сегодня называют интегрированными: дети имели возможность слушать музыку, смотреть картины через видео- проектор (сейчас их заменили интерактивные доски), погружа- ясь в атмосферу времени изучае- мого произведения. Благочинный Хлевенского церковного округа, настоятельИоанно-Богословско- го храма селаКонь-Колодезь про- тоиерей Владимир (Силантьев) с благодарностью вспоминает Маргариту Гламазду за совмест- ные уроки, за то, что даже в совет- ское время не боялась пропаган- дировать православнуюкультуру. Ведь вся русская литература на- сквозь пронизана верой, и без та- ких знаний невозможно понять замысел писателя. А в дни каникул Маргарита Андреевна неизменно собирала группы и вывозила на экскур- сии. Весь Союз проехала, при- общая детей к красоте и знакомя их с писателями, посещая ме- ста, с ними связанные. Больше всех она любила Пушкина, и в день рождения поэта рано утром звонила близким, поздравляя с этим праздником, а затем шла в храм, часто в сопровождении учеников, и заказывала Алек- сандру Сергеевичу панихиду. Кстати, Пушкина часто ста- вили и в организованном Мар- гаритой Андреевной школьном драматическом кружке: работой над спектаклями она умела увлечь даже хулиганистых мальчишек. Участником постановок и од- ним из первых учеников был и елецкий акварелист, член Союза художников России Николай Ба- танов. Он уверен: вряд ли выбрал бы творческую профессию, если быМаргарита Андреевна не при- вила любовь к русской культуре, языку и красоте. Уроки словесно- сти не прошли даром и для Анны Фирсовой, члена Союза журна- листов России. Она благодарна учителю, воспитавшему в ней че- ловека, неравнодушного ко все- му, что окружает. Инередко вспо- минает, какМаргарита Андреевна вызывала ее на литературную дуэль — кто выучит быстрее «Евгения Онегина». Выпускни- це поддались только три главы, а ее учительница довела дело до конца, выучив весь роман. Со- трудница стрелковой школы села Конь-Колодезь Татьяна Яхонтова (Никулина) вспоминает другой эпизод — как этот роман в сти- хах по инициативе преподавате- ля читали сотрудникам местного свинокомплекса в их красном уголке. Ее семья была дружна с Маргаритой Андреевной много лет. А сынМихаил не только брал частные уроки русского языка и литературы, заключив шуточный договор, обязавшись писать кра- сиво, но и нередко был на связи с ней в ночные часы, обсуждая увиденные созвездия. — Уроки Маргариты Ан- дреевны — это были всегда уро- ки чувства, мысли, доброты, — делится учитель русского языка и литературы одной из воро- нежских школ Людмила Усова (Гуляева). — Она была для нас нравственным ориентиром, в том числе и в профессии— толь- ко из нашего класса несколько человек поступили на филологи- ческий факультет. На ее уроках никогда не было скучно — мы работали в группах, писали ре- цензии на спектакли, на которые она нас водила, спорили, обсуж­ дали. А на открытые уроки и экзамены нередко приглашала родителей. Инам было совестно прийти неподготовленными и плохо знать предметы. Эталон красоты Безупречно одетая, статная, но без тени заносчивости. «Быть можно дельным человеком и ду- мать о красе ногтей» — это пуш- кинское определение очень ей подходило. — «Королева Марго» — это единственное прозвище, ко- торым за глаза могли называть Маргариту Андреевну языкастые мальчишки, — говорит Наталья Артемова, сотрудница стрелко- вой школы села Конь-Колодезь. — Наше отношение к учитель- нице однажды выразила одна ученица, признавшаяся: «Я не могу представить, что Маргари- та Андреевна ест, спит, ходит и жует, как мы». Да так оно и было: она была для нас неземным су- ществом, и каждый ее урок был открытием. Звонка не слышали. Учитель технологии и физ- культуры школы села Конь-Ко- лодезь Надежда Войнова при- знается, что для нее, как и для большинства сельских девчонок, Маргарита Андреевна была иде- алом красоты, как внешней, так и внутренней: грубого слова от Маргарита Гламазда в 1984 году награждена знаком «Отличник народного просвещения», в 2004 году удостоена премии имени К.А. Москаленко, а спустя два года — почетным знаком «За заслуги перед Хлевенским районом». «Ребенок не сосуд, который надо наполнить, а светильник, который нужно зажечь» — таким был девиз Маргариты Андреевны.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz