Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
С вою миссию по сохране- нию культурного насле- дия Елена называет по- сланием свыше. Как-то, когда она была еще школьницей, отец подозвал ее, посадил рядом и завел разговор. Из той беседы на всю жизнь она запомнила слова: «Меня не станет, но ты же будешь помнить бабушек, дедушек. Не забывай, что мы не Иваны безродные». Прошло время, и слова отца приобре- ли особенную остроту. Стали наставлением и родительским благословением. Модница романушка К изучению и созданию традиционного костюма Елена пришла не сразу. Больше чет- верти века проработала в ателье. Среди прочих были заказы для ансамблей «Вера», «Воскресе- ние», фольклорных коллекти- вов. Уже тогда задавалась вопро- сами, как шили в старину, какой вышивкой украшали одежду. Но это было обычное любопытство. А семь лет назад в ее жизни случился судьбоносный пово- рот. Подруга, народный мастер художественного текстиля Люд- мила Люрис попросила помочь сшить одежду для мастеров ро- мановской игрушки. Коллек- цию назвали «Романушки и Ро- манцы». — Когда только начинала работу, думала: романушки ка- кие-то. Есть же такое выраже- ние: «Оделась, как романушка». Начала изучать эту тему, многое стало понятно, — говорит Еле- на. — Деревенские женщины в старину, когда шли на ярмарку в Липецк, очень хотели выделить- ся. Могли надеть на себя сразу несколько костюмов. Один сни- мали, оставались в другом. И на свадьбах такое было. Это не всем нравилось, поэтому выражение приобрело пренебрежительный оттенок. А костюмы-то потрясающие. Чего стоит одна тюлевая вышив- ка — традиция Липецкого уезда. Ею украшали свадебные наря- ды, приданое. Вся улица рас- цветала, когда в такой одежде выходили. Так началась ее работа в Центре романовской игрушки. Экспедиции. Музейные фонды. Каждая поездка давала такой материал, что руки сами проси- лись шить. Полотно России Вышивать тоже научилась во время работы над первой кол- лекцией. Подруга показала, как держать крючок, как образуется петля. Техника непростая, не у всех получается. Сложную вышивку крючком, бытовавшую в нашей местности, Елена освоила в совершенстве. На вышитой карте России, которую презентовали на Петербургском экономическом форуме, есть и ее работа — крюч- ком в технике т а м б у р н о г о шва. Над по- лотном тру- дились более 200 мастеров. Пр ед с т а в л я я наш регион, Еле- на взяла за основу растительный орна- мент, которым украша- ли свадебные наряды. — Вышивка по тюлевой основе похожа на кружево, — объясняет мастерица. — Белая нить и атласные кружочки, чер- вончики и сердечки. Эта техника особенно была распространена в селах Романовской, Сырской и Сокольской волостей Липец- кого уезда. Я вместо белой взяла красную нитку, чтобы на свет- лом фоне был виден орнамент. Помимо карты отдельно вы- шивала «визитную карточку» Липецкой области для выставки. Древо жизни, растения и птицы в традиционном красном и чер- ном цветовом сочетании — глаз не оторвать. А через несколько месяцев новое испытание. Елена отпра- вилась на крупнейший Всерос- сийский фестиваль-конкурс «РусьМастеровая» в Чебоксары. За восемь часов нужно было вы- шить целое произведение. — Никогда не собиралась соревноваться с вышивальщи- цами, — говорит Елена. — Это не основное мое занятие. Перед конкурсом очень волновалась. Сомневалась в успехе. Чувашия славится мастерами по вышив- ке. А тут еще — лучшие со всей страны. Когда объявили, что победитель я, это был, конечно, эмоциональный взрыв. Матаня в матане Много ли мы знали о тра- диционной культуре нашего региона, если бы не такие люди, как Елена Зинина? Фестивали и конкурсы для нее — один из способов популяризации насле- дия. И наград оттуда не счесть. В мае ее коллекция кукол «Матаня» взяла главный приз Всероссийского конкурса-фе- стиваля «Русская народная иг- рушка», который проходил в Казани. Кукол размером 40 сан- тиметров мастерица одела в ко- стюмы Липецкого уезда начала и середины прошлого столетия. Платочки и башлык вышила тамбурным швом. Наряды до- полнила яркими бусинами, лен- тами и кружевом. Куклы и одеж да соединились в одном образе. С женским костюмом Елене все было более-менее понятно. А вот что носили мужчины? Пазлы никак не складывались в единое целое. Однажды ста- ринную рубаху Елена увидела в музее «Живая старина» при клубе села Сырское, созданном Николаем Поленниковым. Он показал старую фотографию из семейного архива, где его дед сидит в подобной рубахе. Точно такая же есть в областном крае- ведческом музее. В экспедициях нашлось еще несколько экспо- натов. По этим образцам и была воссоздана мужская одежда Ли- пецкого уезда. Бесценный информатор Но Елена не только созда- ет новые коллекции по ста- ринным образцам. Она еще и реставрирует традиционную одежду. Вещи попадают к ней в плачевном состоянии. Деся- тилетиями они пылились на чердаках и в чуланах. Главное правило реставратора — то же, что и у доктора, — не навредить. Сложно добиться аутентично- сти. Нужны особенные матери- алы, натуральные ткани, старые нити и пряжа. Поэтому Елена — завсегдатай барахолок, покупает у бабушек или в Интернете ат- ласные ленты, которым много лет, домотканые холсты, споры, то есть отпоротые фрагменты старинной одежды. — В советские годы этно- графия считалась анахрониз- мом, — замечает она. — Старые вещи выбрасывались, сжигались. Фольклорные ансамбли высту- пали в одинаковых костюмах. Сегодня люди больше стремятся изучать прошлое. Но информа- цию собирать очень сложно из-за того, что остается не так много живых свидетелей старины. Однажды Елене захотелось собрать команду, чтобы создать новую коллекцию традици- онной одежды. Так родилось творческое объединение «Своя рубаха». Уже их первый проект завоевал множество наград на разных фестивалях и конкурсах. Елена занимается индивидуаль- но с мастерицами. Это непро- сто. Но искренне надеется, что ее знания пригодятся. Традиции вернутся в семьи. — Бросая камень в воду, смотри на круги, которые он оставляет. Сегодня посадим зернышко, а завтра вырастет колос, — говорит она. И снова созывает «Свою рубаху» для ра- боты над новой коллекцией. Фото Сергея Авилова В старину романушки были законодательницами моды. На ярмарках и гуляньях смотрели, кто в чем одет, подмечали новые элементы, складки, защипы. ИНФОРМАЦИЮО ПРОШЛОМ ПРИХОДИТСЯ СОБИРАТЬ ПО КРУПИЦАМ. ТРУДНО ДАЖЕ ПЕРЕДАТЬ ТЕ ЧУВСТВА, КОГДА УДАЕТСЯ НАЙТИ БАБУШКУ, КОТОРАЯ ПОМНИТ, КАК РАНЬШЕ ШИЛИ И ВЫШИВАЛИ Елена Зинина «СВОЯ РУБАХА» В ТРЕНДЕ Казалось бы, понева, башлык, наголовник — слова из далекого прошлого. Как и сами наряды—из музея или прабабушкиного сундука. Но в последнее время к ним пробуждается неподдельный интерес благодаря таким людям, как мастер традиционного художественного текстиля Елена Зинина. Ольга Журавлева Техника «тамбурный шов» в нашей местности называлась «вышивка крючком» Полотенца вышивались бумажными нитями по белому домотканому полотну Работы выполнялись в красном и черном цветовом сочетании Древо жизни символизировало источник жизни, возрождение и благополучие ТРАДИЦИОННАЯ КРЕСТЬЯНСКАЯ ВЫШИВКА Елена Зинина в традиционном костюме, который она сшила своими руками «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 21 / 09 / 22 Мир увлечений 25
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz