Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
«ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 21 / 09/ 22 Кинематограф 9 И дея снять кино родилась спонтанно. 12 лет назад на лыжной прогулке. Вместе с другом, оператором и актером Липецкого театра кукол Александром Долматовым, ре- шили: надо попробовать. Эдуард взялся за сценарий, почитали литературу, посмотрели роли- ки, скинулись на простенькую видеокамеру. — Основой сюжета первого кинематографического опыта «Нить и игольное ушко» должна была стать новелла О’Генри, — делится режиссер. — Неожи- данно замысел начал диктовать свои условия. В итоге получилась оригинальная история. И родился самобытный ху- дожник. Как скрепки на магнит После съемок первого фильма Эдуард взял большую паузу. Долго искал идею для следующих экра- низаций. Задача не из простых — найти интересный материал, ко- торый, к тому же, можно показать на экране, учитывая крайне огра- ниченные возможности кино без бюджета. Начинающий режиссер остановился на коротких рас- сказах и новеллах. Пересмотрел множество вариантов. Особенно вдохновляли ранние рассказы Рэя Брэдбери. Три из них — «Озеро», «Банка» и «Мертвец» — легли в основу кинотрилогии. Свой пятый и пока последний фильм с символическим назва- нием «Ожидание жизни» Эдуард снял по собственному ориги- нальному сценарию. Его идею он вынашивал много лет, а написал за пару месяцев. Говорит, что его вдохновила сама жизнь. Работа над фильмом продолжалась два года. Это самый длительный про- ект режиссера. Аппетит, как известно, при- ходит во время еды. Если первое кино снимала любительская команда, второй проект наряду с продвинутыми дилетантами во- площали уже артисты липецких театров, гримеры, дизайнеры одежды. Как скрепки на магнит, собирались люди на площадку к Эдуарду Ковзану, привлечен- ные его энергией и смелостью мысли. — Для фильма «Озеро» нуж- но было найти «киношных» мальчика и девочку. Обратился в городские театральные сту- дии, опасался, что отнесутся настороженно. Но преподава- тели детской театральной студии при театре драмы имени Л.Н. Толстого сразу поверили в мой проект. В итоге фильм завоевал две международные награды на кинофестивалях в Индии, — рассказывает Эдуард. С минимальными затратами Люди искусства всегда в со- мнениях и страхах. Нет для них большей награды, чем почувство- вать значимость собственного творчества. —Не люблю, когда нас назы- вают любительской киностудией. Это задевает профессионалов, которые с нами работают, —при- знается наш собеседник. —Опре- деление независимой киностудии больше подходит нам. Хотя бы потому, что мы независимы фи- нансово. Эдуард вкладывает в создание фильмов собственные деньги. Жизнь учит обходиться малым и в то же время бросает вечно нуждающемуся творцу спаса- тельный круг новых технологий. Речь о современных смартфонах, позволяющих снимать не только любительские ролики, но и пол- ноценные профессиональные фильмы. В планах Эдуарда использо- вать технические возможности карманного гаджета. Пока же он снимает кино на личную технику операторов, которые соглашают- ся работать над проектом. Инженерный подход У Эдуарда техническое обра- зование. Инженерный подход к делу помогает сократить путь от идеи до ее воплощения. —В кинопроизводстве не из- бежать моментов, когда все идет не так, — говорит он. — Неожи- данные повороты и сюрпризы на съемочной площадке не редкость. Иногда приходится срочно менять актеров. Фильм — продукт кол- лективного творчества. Помимо режиссера в нем участвуют актеры и операторы, чьими глазами мы все видим. Возможность реали- зоваться есть у каждого участника съемочного процесса. Кастингов Ковзан не про- водит, говорит, за время работы научился неплохо разбираться в людях. Он не делит артистов на профессионалов и дилетантов. И как режиссер старается помочь актеру максимально раскрыться на съемочной площадке. Говорит, что работать с ним непросто. Всему виной требовательность к себе и окружающим. В первых трех проектах Эду- ард совмещал режиссерскую ра- боту с актерской. За роль Чарли в фильме «Банка» он получил награду на международном фе- стивале в Иране в номинации «Лучшая мужская роль». Этот же фильм был удостоен награды на фестивале в Калифорнии как «Выбор зрительской аудитории». Авторский взгляд Эдуард Ковзан думает прежде всего о самой истории, а не о ее успехе, а потому выбрал для себя жанр психологической драмы. Конечно, кино — визуальный вид искусства. Но для Эдуарда все же первично содержание. Звуковое и визуальное сопровож- дение помогают лишь донести основную идею. — Любое произведение ис- кусства после обнародования на- чинает жить своей жизнью, уже не зависящей от воли автора, — рассуждает он. —Вернее, это уже множество жизней — субъектив- ных восприятий. Будущее за регионами Последняя работа Эдуарда «Ожидание жизни» зарегистри- рована в Госфильмофонде и по- лучила прокатное удостоверение. А значит, открытый показ в Рос- сии разрешен. Событие беспре- цедентное для нашего региона. — Сейчас во всем мире раз- вивается региональное кино- производство, — замечает герой. — Надеюсь, в Липецке тоже к этому придут. В регионе есть разнообразные локации — природные, городские, сель- ские. Но не хватает специали- стов, людей, занимающихся авторским кино. С каждым следующим про- ектом Эдуард ставит все более сложные задачи, ищет новых людей в команду. Недавно в куль- турном пространстве «Библиоте- ка» провел курс лекций «Кино на практике», где поделился своим опытом кинопроизводства. На собственном примере Ковзан доказывает: кино мож- но делать без больших бюджетов, солидного съемочного оборудо- вания и студии. Качество про- дукта далеко не всегда зависит от дорогостоящей аппаратуры. Сегодня самостоятельно снимать фильмы, продвигать их становится проще. Мы не беремся судить о художественной ценности проектов Липецкой киностудии, это дело профес- сионалов. Но, думается, Эдуард и его команда еще не раз заявят о себе на кинофестивалях. Фото Сергея Кожевникова Фильмы Эдуарда Ковзана можно посмотреть здесь Снять собственный фильм. Такая мысль хотя бы раз в жизни возникала у многих. Липецкий инженер Эдуард Ковзан свою мечту осуществил. Организовал киностудию, создает фильмы без бюджета, привлекает профессиональных актеров, а его работы отмечают на международных фестивалях. Ольга Журавлева Заброшенное здание тоже может быть подходящей локацией для съемок КАМЕРА, МОТОР! ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ КИНЕМАТОГРАФ — ЭТО НЕ ТОЛЬКО МОСКВА И ПЕТЕРБУРГ. ЕСЛИ РЕГИОНАЛЬНОЕ КИНОПРОИЗВОДСТВО БУДЕТ ПОДДЕРЖАНО, ВСЕ ОТ ЭТОГО ТОЛЬКО ВЫИГРАЮТ Эдуард Ковзан Режиссеру интересен авторский взгляд, и он ищет своего зрителя. Не случайно среди его безусловных фаворитов в мире кино — Ингмар Бергман, Дэвид Линч, Джим Джармуш, Ларс фон Триер, Андрей Тарковский.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz