Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
Образование 3 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 14 / 09 / 22 И зачем нужны эти ик- сы-игреки, корни квад- ратные, теоремы-акси- омы, тангенсы-котангенсы?! Где они пригодятся? Такими вопро- сами дети зачастую ставят взрос- лых в тупик. Увы, далеко не все мамы-па- пы, бабушки-дедушки и себе-то могут на них ответить. Одним «решай, что задали, в жизни пригодится!» теперь не отдела- ешься. Сегодня учиться нужно не с помощью зубрежки, а ви- деть непосредственную связь предмета с жизнью. «А зачем нам это?» — Увлечь ребенка, пока- зать ему красоту и эстетику математики, разъяснить, где можно использовать свои зна- ния, — главная задача педагога, утверждает Екатерина Лебеде- ва. — Бессмысленна та теория, которую нельзя применить на практике. Чтобы лучше усвоить знания, ученику нужно пони- мать, где они ему пригодятся. Конечно, любой ребенок знает, что без простых подсчетов не обойтись даже в магазине. Но реальная математика помогает решать и более сложные быто- вые проблемы, например рас- считать потребительский кредит. — Как показывают исследо- вания, население у нас закре- дитовано. Но многие увязают в долгах, потому что не пони- мают кредитного механизма. А ведь это чистая математика! Даже на простых примерах ре- бят можно научить разбираться в банковских операциях. Мате- матика поможет также делать покупки более выгодными, раз- бираться в распродажах, скид- ках. С этого года ученики 9–11 классов нашей школы посеща- ют внеклассные занятия по фи- нансовой грамотности, где как раз и пригождается арифмети- ка, — рассказывает Екатерина Лебедева. Да и вся современная жизнь построена на математических знаниях, уверяет педагог. С этой наукой тесно связаны хи- мия, биология, информатика. Скажем, ребенок планирует работать в МЧС. Знание пред- мета поможет спасателям при тушении лесных пожаров. С помощью математических вы- числений можно узнать, как рас- пространяется пожар в ту или иную сторону и куда направить силы брандмейстеров. Будущим работникам лесо- охраны математическая модель поможет рассчитать распрост ранение популяции диких зайцев в лесах, чтобы понять, нужно ее контролировать или, наоборот, создавать русакам благоприятные условия для раз- множения. Зажечь интерес Важно постоянно поддержи- вать в детях жажду знаний, удив- лять их, уверена педагог. — К примеру, я предложила пятиклашкам несложные при- мерыиз ОГЭ, а когда они решили их, то сообщила об этом. Дети были в восторге, изумлялись: «А что, мы уже ОГЭможем сдавать?» Я отвечаю: «Чуть-чуть и да!» У них душевный подъем, просят еще задания, — рассказывает Екатерина Владимировна. — Так же и со старшекласс- никами. В этом году у меня очень сильный девятый класс. Порой беру задания из сбор- ников МГУ, МГИМО, МФТИ. Решаем с ребятами сложный пример, пишу на доске, отхожу, а они восхищаются: «Обалдеть, как красиво!» Легко говорить об эстетике, когда речь заходит о музыке или живописи, но уви- деть красоту в математических вычислениях — высший пило- таж! Нарисовал график, а тот сложился в бабочку — ребята восхищены, их интерес стано- вится глубже, — делится педагог. Нередко можно услышать сетования взрослых. Дескать, раньше в советское время об- разование было на другом уров- не, учебники лучше, без ЕГЭ обходились и т. п. В плане отметок Екатерина Лебедева — строгий учитель. Знаний и душевных сил отдает много, но и ответной работы требует серьезной. У Лебедевой богатый методический опыт, она разрабатывает собственные методы решений задач, публикует их, делится опытом с учениками и коллегами. УЧИТЕЛЮВАЖНО ЗАРАЗИТЬ РЕБЯТ ЭНЕРГИЕЙ. НУЖНО ПОСТОЯННО ИСПОЛЬЗОВАТЬ КАКИЕ-НИБУДЬ «ЗАМАНУХИ», ВКЛЮЧАТЬ ИХ В ИГРЫ. ТОГДА ОНИ ПОТЯНУТСЯ К ЗНАНИЯМ, БУДУТ САМИ ПРОСИТЬ ЗАДАНИЯ, УЧАСТВОВАТЬ В КОНКУРСАХ Екатерина Лебедева УВИДЕТЬ КРАСОТУ В МАТЕМАТИКЕ Можно ли подружить гуманитария с математикой? Как увлечь школьника точными науками и показать ребенку их связь с повседневной жизнью? Секреты профессионального мастерства раскрыла учитель математики липецкой многопрофильной полилингвальной школы № 34 Екатерина Лебедева. Марина Полякова — Образование, конечно, претерпело изменения, но это нормально. Меняется время, страна, люди, поэтому невоз- можно вернуться к советским учебникам. Там задачи про Машу, которая купила моро- женое за пять копеек. Сейчас ребенок не сможет нигде найти лакомство за такую цену. В современных учебниках задания адаптированы к сегодняшней жизни, — отмечает педагог. Нововведений в школах не- мало. Мы узнали, как относится педагог к безотметочной систе- ме обучения, которая набирает популярность в сфере образова- ния. При этом в школе №34 пе- дагоги сохраняют классический формат обучения с отметками. Екатерина Владимировна гово- рит, что пока не готова к подоб- ному эксперименту. — Объясняю ребятам, что оценивать в жизни их будут все- гда — на ЕГЭ, в будущей про- фессии, и к этому нужно быть готовым. Зарплата, карьерный рост — это и есть та же самая от- метка! А в школе — это тот объем труда, который ребенок затратил на учебу. Если что-то не понял, не разобрался — подойди, педагоги обязательно помогут. Учителя до- ступны в общих чатах, обратить- ся можно в любое время, важно только соблюдать негласные пра- вила делового этикета,—поясня- ет Екатерина Лебедева. Сохраняют в школе и тради- ционную форму одежды. Хотя слишком строгих критериев нет, важно придерживаться делового стиля. — Пять лет я проработала в московской школе, где требова- ний к одежде не предъявлялось. Ребята самовыражались как мог- ли, ведь для подростков это важ- но. Но такое разностилье в одеж де многих отвлекало от учебы. А общая форма настраивает на ра- боту, к тому же готовит ко взрос- лой жизни. Дресс-код принято соблюдать во многих серьезных компаниях, и к этому нужно при- выкать, —отмечает учитель. По стопамлюбимого учителя Екатерина Лебедева говорит, что педагогика — ее призвание, в другой сфере она себя не мыс- лит. Для учителя математики у нее нетипичный характер — эмоциональный, она настоящая «зажигалочка». — Люблю и пошутить с детьми, и посмеяться, и обсу- дить многое. Я не стесняюсь обращаться к ним за помощью, если в чем-то не разбираюсь, к примеру, в каком-нибудь при- ложении в смартфоне. Мой стаж работы в школе — 20 лет, и я вижу, насколько современные дети отличаются от ребят, кото- рых учила в «нулевых». Они более продвинутые, во многом разби- раются. Если раньше я получала от своих учеников только эмо- ции, то теперь идет полноценный обмен знаниями, —рассказывает Лебедева. Внеклассная жизнь в школе яркая. Екатерина Владимировна с удовольствием отправляется с учениками в турпоездки, ходит в театры, на выставки, работает над совместными проектами. К примеру, в этом году участвова- ла со своим учеником Иваном Федяевым в акции Российского движения школьников «Книж- ный тизер». — Вместе с ним сняли ви- деоролик по сюжету моего лю- бимого произведения «Мы» Евгения Замятина. Цель поста- вили — побудить молодежь к прочтению этого произведения. Результат очень понравился! А сейчас с моей ученицей Викой Спорыхиной готовимся к кон- курсу «Призвание — учитель», — рассказывает Екатерина Влади- мировна. Школьница решила пойти по стопам любимой учительницы, заразившись ее любовью к рабо- те. Больше всего педагог радует- ся, когда она вдохновляет детей, а верная подсказка наставника помогает им определиться с вы- бором будущего пути. Фото Павла Острякова с учителем Екатериной Владимировной готовятся к ЕГЭ Старшеклассницы Полина Погорелова (слева) и Саша Лукина (справа)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz