Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Творчество 23 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 07 / 09 / 22 что художник в кино — это один из элементов мозаики, хотя и очень крупный. Нельзя натянуть все одеяло только на себя. В этом и есть противоречие. Художник должен быть сильной, харизма- тичной и властной личностью, но дипломатом, стелить мягко, не спешить показывать свою волчью хватку. Конечно, в 23 года понять это непросто. Кино лепило из меня человека и сде- лало таким, какой я сейчас: спо- койным и более внимательным к людям. —Фантастика, триллер, коме- дия, мелодрама и другие жанры— вы делали декорации к каждому. И какой больше по душе? — Мрачный детектив, трил- лер, интеллектуальная психоло- гическая драма — это мое. Воз- можно, это ответная реакция на то, что я когда-то активно рабо- тал в рекламе и музыкальном ви- део. Я сделал много приторных гламурных декораций, в которых жизнерадостные фитоняшки хлопали ресницами, пели и ели сладкие творожки. В какой-то момент мне все это надоело. ХУДОЖНИК-ПОСТАНОВЩИК ДОЛЖЕН БЫТЬ СИЛЬНОЙ, ХАРИЗМАТИЧНОЙ И ВЛАСТНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ, НО — ДИПЛОМАТОМ, СТЕЛИТЬ МЯГКО, НЕ СПЕШИТЬ ПОКАЗЫВАТЬ СВОЮВОЛЧЬЮ ХВАТКУ «Ехали два шофера»: «Ника» — 2002 год «Золотой орел» — 2003 год «Живой»: «Кинотавр» — 2006 год «Ника», «Золотой орел» кинонаграды «MTV-Россия» — 2007 год «Испытание»: «Кинотавр» — 2014 год «Ника» — 2015 год «Шагал — Малевич»: «Золотой орел», «Ника» — 2015 год «Ван Гоги»: «Кинотавр» — 2018 год «Ника» — 2019 год ФИЛЬМЫ ЭДУАРДА ГАЛКИНА, ПОЛУЧИВШИЕ НАГРАДЫ От замысла до воплощения: эскиз... ...и кадр из фильма «Живой» «Испытание» — история любви, рассказанная без слов Фото Анастасии Пчеловой, из архива Эдуарда Галкина — В вашем багаже есть кино без слов — «Испытание». Дума- ется, тут не только актерам, но и декорациям отводится особая роль. Или нет? Для вас эта работа испытанием не стала? — Это было испытание ком- фортом и производственными возможностями. Продюсеры дали нам все, что мы просили для творчества. Мы в заплани- рованные сроки сняли то, что собирались снять, и именно так, как хотели. Мы умницы и молодцы. Фильм «Испытание» получил больше 40 наград на фестивалях в разных странах. Были киноклубные прокаты во Франции и Японии. Актриса главной роли стала звездой для южно-корейской публики. Я до сих пор читаюмастер-классы по художественно-производствен- ной части этого проекта. — В родном Липецке не­ сколько лет назад вы снимали фильм «Живой». Больше не до- водилось использовать знакомые с детства места? И, кстати, как, с какими ощущениями работа- лось тогда? — Работалось замечательно. Много хороших впечатлений осталось. Но вот завлечь в Ли- пецк еще какой-нибудь проект пока не получается. Нужен под- ходящий сценарий, для которого найдутся уникальные локации. Пока такого материала мне не предложили. Публику лихорадит — Вы прекрасно совмещаете киноиндустрию и живопись. Или нет? —Совмещаю, это точно ска- зано. Я не выдерживаю слишком долго работать в мастерской и не могу не делать живописные каникулы между кинопроекта- ми. Это такая сбалансированная жизнь последние 20 лет. — Вы прославились на всю страну серией живописных работ «Путин и Медведев. Цветы... и птицы». А еще «Я люблю тебя, хачик». Эпатировать публику вам вообще свойственно? Кого вы провоцируете, что есть предмет провокации? — Провокация — это когда я беру из жизни противоречивый мотив и начинаю играть с ним по своим правилам. А правила никому не объявляю. Публику начинает лихорадить. Люди сби- ты с толку, не понимают, можно или нельзя так делать. Многие подозревают подвох, кто-то ду- мает, что мне заказали это из Кремля или я в сговоре с кав- казским криминальным миром, или мной руководит Госдеп или ФСБ — версий много. В итоге люди сами показывают свое ис- тинное лицо и культурный уро- вень. А работы мои абсолютно беззлобны, ироничны. У меня нет цели запугать глупых и боль- ных. Я веселю умных и здоро- вых. — У вас серия работ посвяще- на Высоцкому. Почему они в фор- ме плаката? — На мой взгляд, песенное творчество Высоцкого очень декларативно, то есть плакатно по своей подаче. Это натолкну- ло меня на идею сделать серию плакатов к его песням. Еще это могли бы быть обложки к его синглам. Или календарь — там не случайно 12 листов. Я задавал себе вопрос, зачем изображать песню. Она ведь самодостаточ- на. Мне интересно было уло- вить эстетику и атмосферу эпо- хи, когда жил Высоцкий, чтобы понять, что изменилось в нас, носителях русской культуры. И делая этот проект, я физически ощутил, насколько далеко мы ушли от той советской фактуры, от тех смыслов, кодов и знаков. Этой работой я показываю, что за последние 40 лет мы стали со- вершенно другими людьми. На- ивно реставрировать безвозврат- но ушедшее прошлое. Думаю, вы со мной согласитесь. То, что нам по инерции кажется нашим, давно уже не наше. — Фильм «Шагал — Мале- вич», мне кажется, вам как худож- нику должен быть особенно дорог. — Да. Во-первых, я люблю искусство русского и советского авангарда, знаю этот материал. И тем более приятно было делать кино проШагала и Малевича — двух принципиально разных ху- дожников, которые правильно и каждый по-своему поняли свое время, ХХ век. Во-вторых, уро- вень творческих задач и произ- водственных возможностей, конечно, привлекал меня. Была построена большая комплексная декорация еврейского квартала начала прошлого века. Много достроек, бутафории было сде- лано в Витебске и Петербурге. В этом фильме есть два важных момента. Он очень точно отра- жает чувственный порыв насто- ящих революционных рыцарей того времени. Этот фильм наи- вен и серьезен одновременно, как и те люди, о которых он снят. И второе — познаватель- ная сторона фильма. Он очень полезен для российского зрите- ля, который в основной массе не догадывается о красоте и мощи нашей национальной культуры. — На ваш взгляд, главная проблема нашего кинематографа? —В том, что мы—нация бед- ных людей, живущих с размахом. Не умеем обращаться с красо- той и тем более с роскошью. Это видно и в кинематографе. Если русский фильм стремится быть роскошным — получается вуль- гарная погремушка, как «Конек- Горбунок». А если есть стрем- ление сделать кино честным и серьезным, оно погружается в самоунизительную чернуху, как «Дурак» и «Левиафан». Ничего плохого я в этом не вижу. Рус- ская избыточность, нравствен- ная чистота и беспредельная рас- пущенность, исповедальность, страдальчество, бездонная пусто- та и она же космическая глубина — это все лицо русского народа. Это наш мировой бренд. Такого яркого замеса в мире больше нет. Не надо побеждать свои пробле- мы, теряя индивидуальность. Надо проблему делать стилем. И те российские кинема- тографисты, которые не стес- няются своей национальной культуры, имеют больше шансов на успех. Хороший пример это- му — сериал «Топи», где я был художником. —Знаю, что нельзя говорить о фильме, над которым работаете. И все же, хотя бы в общих чертах, о чем он? —Нельзя, но скажу. В работе сейчас полицейский детектив- ный триллер, адаптация хоро- шего романа. Многосерийный проект для Кинопоиска. А из нового— выходит в про- кат киноальманах «Кто там?». Яркий, экспрессивный триллер из пяти новелл. Смотрите в ки- нотеатрах с 15 сентября!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz