Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

№ 10 8 (26548) ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 20 Переключая каналы Исаак Розенфельд, обозреватель « Липецкой газеты » В старину утверждали: когда говорят пушки, музы мол- чат. Но канонада Великой Отечественной не заглушала ни «Землянку», ни Седьмую сим- фонию Шостаковича, ни симо- новское «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…». Не молчат музы и сегодня. Башмет и Бутман выступают перед крымчанами и дончанами. Новости из Херсона и Энергода- ра на канале «Россия 24» преры- ваются монологом поэта Влада Маленко. Меня зацепило одно его выражение: ремонт человека. Да, в ремонте нуждаются и те, кто годами жил под обстрелами и бомбежками. И те, кого с дет- садовского возраста отравляли, зомбировали нацистской идео- логией. А главное лекарство для них — родная культура. Пусть и не все они пока считают ее родной. ВтотальнойвойнесРоссией— геополитической, экономиче- ской, ментальной — по культуре ведется такой же беспрерывный огонь, как по Горловке иМариу- полю. Под прицелом Пушкин, Толстой, Чайковский, Булгаков. Задолго до майдана предшествен- ник Зеленского в президентском кресле сказал: Русский мир кон- чается там, где кончается русский язык. Потому майданная власть в первую очередь наложила запрет именно на него. Так что спустя восемь десятилетий ахматовские строчки «Но мы защитим тебя, русская речь, великое русское слово» воспринимаются как клятва уже внуков и правнуков солдат Победы. Про усатую Джоконду и прочие диковины Третировать культуру строп- тивых, неподконтрольных —про- веренное оружие Вашингтона и Лондона. В рамках акции «Зна- ние» Мария Захарова рассказала молодежи о событиях, о которых не знают и многие взрослые. После провокации с пробиркой началась кровавая война против Ирака. Однако Франция, воз- главляемая в ту пору лидером не чета гуттаперчевому Макрону, отказалась участвовать в побо- ище. И ее тут же стали троллить и унижать. Били по великому наследию: философии, литера- туре, искусству. Теперь черед России. Целят- ся опять же в самое ее сердце — историю, культуру, духовность. Расчет верный. Газ и нефть рань- ше или позже иссякнут. Пуш- кин и Чайковский — навсегда. И они противостоят клевете о России — дикой, враждебной человечеству. Да, у нынешних русофобов руки коротки. Ну, выбрасывают они из библиотек русскую клас- сику. Скидывают на землю бюст Пушкина возле киевской шко- лы, носившей имя поэта. Вот у их предшественников, у дедушек и прадедушек шольцев и урсул фон дер ляйен, возможностей было поболе. Напрасно мы де- ликатничаем и не напоминаем, что творили соотечественники Гете и Бетховена в Ясной Поляне Толстого и музее Чайковского в Клину. Во двор дома компо- зитора они въехали на танках, снося все подряд. Мебель ле- тела в печку, деревья в старом саду выкорчевывались, набро- ски Шестой симфонии рвали в клочья, в самом доме устроили свиной хлев. А немецкий офи- цер подбадривал подчиненных: «Слушайте приказ! Во имя наше- го фюрера — выполняйте свои обязанности!» Вот уж отмена так отмена. Но что в итоге? Чайковский остался Чайковским. И к домику в Клину тянутся почитатели со всех кон- тинентов. Испокон веков культура раз- дражает и пугает претендентов на мировое господство. И рус- ская, и всякая иная, в том числе и собственных народов. Некий малосимпатичный деятель при слове «культура» хватался за пистолет. Чуть ли не век на- зад, если не ошибаюсь, Максим Горький писал: у буржуазного общества нет внутренней по- требности в культуре, оно ищет лишь развлечения. И ничего не имеет против отмены хоть Баха, хоть Чайковского. Но от- мена, право же, не так опасна, как подмена истинных цен- ностей пустышками. Между тем, это давно превратилось в интернациональную моду. Называвший себя художником Марсель Дюшан прославил- ся тем, что пририсовал усики Джоконде. Его провозгласили основоположником концепту- ализма. Авторитетный историк Эрик Хобсбаум заметил: эта, как будто бы, школярская шутка на деле была объявлением войны любому творчеству в принципе. Атакой на все, что помогает человеку быть человеком. И подобные забавы, изде- вательство над тем, что было свято для многих поколений, в 90-е получили картбланш и у нас. На выставках появились изображение Христа с головой Микки Мауса и распятие с ор- деном Ленина. Целующиеся милиционеры-гомосексуалисты соседствовали с инсталляцией, где автор совместил, извините, сортир, жилую комнату и кухню. Все, господа. Этим и исчерпы- вается советская реальность. Больше о семи десятилетиях истории своей Родины творцу сказать нечего. Сколько союзников у России Не надо обманываться: мы не так уж неуязвимы для подобного «креативного ван- дализма». В России тьма его апологетов и пропагандистов. Года три назад у нас появи- лась книжка с шокирую- щим названием «Нас всех тошнит». От чего же тошнит высокоученого сочинителя? От русского психологического театра. От Станиславско- го. Его коробит, что публика предпочита- ет авангарду Шекспира, Ч е х о в а , Арбузова, Шварца. Театровед требует: 80 процентов реперту- ара следует отдать новаторам. Его не устраивают даже эпатаж- ные постановки Богомолова и Серебренникова, с матом, ого- ляющимися актерами и персо- нажами, что по распоряжению начальства едят спрессованные фекалии. Это позапрошлая вес- на, вещает он. Нужен театр без внятных ди- алогов, без драматургии и, же- лательно, без людей. В книге с восторгом описываются экспери- менты, когда из-под колосников долго-предолго сыплются метал- лические опилки. Или в декора- циях концлагеря перемещаются малюсенькие кукольные фигурки, и что-то периодически загорается, взрывается и тонет в дыму. Боюсь, охотников скучать на таких представлениях, ради снобистского выпендрежа раз- гадывать бессмысленные ре- бусы найдется немного. Зато потребителей самоуверенного и самодовольного масскульта не перечесть. На нынешнем ТВ есть ка- налы, занимающие как бы про- тивоположные полюса. Допу- стим, мосфильмовская «Золотая коллекция», кстати, отмечаю- щая свое двухлетие. Там идут «Осенний марафон» и «Сталкер». Фильмы Хуциева, Гайдая, Ря- занова и других мастеров со- ветского времени. Они очень разные, но человечные и умные, независимо от жанра, от дра- матического или комедийного сюжета. Я не раз клялся себе не смотреть вновь и вновь «Девчат» или «Однажды 20 лет спустя» — ну сколько же можно. Только через пять минут уже не мог ото- рваться от телеэкрана. А другой полюс — «ТНТ», «Наше новое кино», «Киноко- медия». Может, мне не везет, но я неизменно попадаю на абсо- лютно идиотские картины с без- дарными сюжетами, режиссурой, актерской игрой. Вот на днях шел гламурный фильм о трех длинно- ногих подружках. Они останав- ливаются в отеле для семейных пар. Их собираются выселить, и тогда барышни сообщают, что они лейсбийская троица. То есть тоже семья. Для убедительности они прямо в ресторане целуются взасос. В этом месте меня тоже начало тошнить. Я выключил телек и остался не в курсе, чем же завершилось дело. Не знаю, что хуже: дождь из опилок или такие вот веселые истории. Вообще-то это два ва- рианта вычитания человека. А если из человека вычесть чело- века, получится ноль. И кому-то хочется, чтобы нолями оказались прежде всего сидящие в зритель- ном зале. Замечательный прозаик Юрий Поляков на августовском Международном антифашист- ском конгрессе вел речь как раз об этом. Например, предложил оценить репертуар ТЮЗов в раз- ных городах. «Если там кого и воспитывают, то антиграждан и антипатриотов», — сказал писа- тель. То же самое часто случает- ся и в кино, и в литературе, а в лидерах по этой части телевиде- ние, отучающее и чувствовать, и мыслить. Поляков дополнил знамени- туюфразу Александра III: кроме армии и флота у России должен быть еще один союзник — отече- ственная культура. Попробуйте возразить. Без третьего союзника первые два ненадежны, а то и бессильны. Это аксиома, господа. То есть истина, не требующая дока- зательств. Фото msu.ru. ВЫЧИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК НИ УСЕРДСТВУЮТ ГДЕ-ТО, ОТМЕНЯЯ НАШУ КУЛЬТУРУ, ОНА НАЗЛО ВСЕМ ОТМЕНЯЮЩИМ ЖИВЕТ И ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ НЕПЛОХО. ДАЖЕ БЕЗ ЧУЛПАН ХАМАТОВОЙ И АНАТОЛИЯ БЕЛОГО. ГАЗ И НЕФТЬ РАНЬШЕ ИЛИ ПОЗЖЕ ИССЯКНУТ. ПУШКИН И ЧАЙКОВСКИЙ — НАВСЕГДА. И ОНИ ПРОТИВОСТОЯТ КЛЕВЕТЕ О РОССИИ — ДИКОЙ, ВРАЖДЕБНОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ. СПУСТЯ ВОСЕМЬ ДЕСЯТИЛЕТИЙ АХМАТОВСКИЕ СТРОЧКИ «НО МЫ ЗАЩИТИМ ТЕБЯ, РУССКАЯ РЕЧЬ, ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО» ВОСПРИНИМАЮТСЯ КАК КЛЯТВА УЖЕ ВНУКОВ И ПРАВНУКОВ СОЛДАТ ПОБЕДЫ. КРОМЕ АРМИИ И ФЛОТА У РОССИИ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЕЩЕ ОДИН СОЮЗНИК — ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА Юрий Поляков

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz