Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Финансовая грамотность ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 6 № 10 8 (26548) МЕТОДАМИ ВЕЛИКОГО КОМБИНАТОРА Злоумышленники используют все более изощренные сценарии, чтобы завладеть чужими сбережениями. Тысячи людей теряют деньги, которые копили годами. Как противодействовать мошенникам и в нужную минуту принять правильное решение, рассказывает эксперт липецкого отделения Банка России Алексей Сергеев. Ольга Журавлева В еликий комбинаторОстап Бендер банальному грабе- жу предпочитал психоло- гические уловки, чтобы жертвы его обаяния добровольно отда- вали ключи от квартир, где день- ги лежат. В наше время для таких махинаций даже придумали спе- циальный термин — «социаль- ная инженерия». Как попадают на крючок Алексей Сергеев — По с т а т и с т и к е , в большинстве случаев люди теря- ют свои сбережения не потому, что их счета взламывают хаке- ры. Владельцы банковских карт чаще всего сами сообщают мо- шенникам полные реквизиты. Даже умные и осторожные люди иногда попадаются на крючок махинаторов. Мошенники часто представ- ляются теми, от кого люди не ждут подвоха: сотрудниками банков, налоговой службы, по- лиции, юридических контор и других официальных организа- ций. Могут прикинуться вашим приятелем или родственником, например, взломав или сделав дубликат их аккаунтов в соц- сетях. Прежде чем выйти на кон- такт, мошенники стараются узнать о потенциальной жертве как можно больше. Выясняют данные человека с помощью фишинговых сайтов. Или поку- пают готовые информационные базы с персональными данны- ми, которые утекли в Интернет. Нередко люди и сами пуб- ликуют в соцсетях номера теле- фонов, электронные адреса и даже выкладывают фотографии своих банковских карт. Этой ин- формации недостаточно, чтобы сразу украсть деньги. Но вполне хватит для того, чтобы начать разговор и усыпить бдитель- ность. Когда махинаторы об- ращаются к людям по имени и отчеству, сами называют номер карты или другие конфиден- циальные данные, кажется, что они действительно представ- ляют знакомую организацию или человека. Кто под маской? Мошенники научились вир- туозно маскироваться. Подме- няют номер, с которого звонят или присылают сообщение. С помощью специального про- граммного обеспечения им удается скрыть настоящий но- мер, а на экране мобильника во время их звонка отображается, например, знакомый телефон банка. Подделывают документы: с помощью фотошопа преступ- ники создают фейковые нало- говые уведомления, квитанции о штрафах, счета за квартиру и присылают их на домашний адрес, по СМС или электрон- ной почте. Если человек оплатит такое уведомление, все деньги уйдут к мошенникам. Копируют сайты банков, микрофинансовых организа- ций, страховых компаний, по- пулярных онлайн-магазинов, а также порталы объявлений и платежные страницы. Мошен- ники рассчитывают, что поль- зователь либо сразу переведет деньги на их счет, либо оставит конфиденциальные данные сво- ей банковской карты. Типичные мошеннические схемы ПРЕДЛАГАЮТ ПОМЕНЯТЬ КЕШБЭК НА РУБЛИ Злоумышленники обзва- нивают людей под видом со- трудников банков и сообщают, что накопленный за покупки кешбэк и другие бонусные бал- лы можно обменять на рубли. Запрашивают банковские дан- ные и СМС-код, полученный от банка, якобы для подтверждения операции и оплаты комиссии за услугу. На самом деле, мошен- ники, заполучив эти сведения, крадут деньги со счета. ЧТО ПРЕДПРИНЯТЬ? Прервите разговор. Со- трудники банков никогда не запрашивают по телефону фи- нансовые данные, в том числе трехзначный код с оборотной стороны карты или СМС-код. ОБЕЩАЮТ ВОССТАНОВИТЬ СПРАВЕДЛИВОСТЬ Как правило, махинаторы ве- дут базы данных людей, которые ужеоднаждыподдалисьнаобмани могут снова клюнутьна их уловки. Тем, ктопотерялденьгинафинан- совых пирамидах, псевдолотереях и прочих лохотронах, мошенники предлагают «компенсации». Цель все та же —под предло- гом оплаты «услуг юриста» или «комиссии за перевод денег» че- ловека убеждают указать полные реквизиты карты, чтобы он сно- ва получил шанс потерять свои деньги. ЧТО ПРЕДПРИНЯТЬ? Клиент банка вправе рассчи- тывать на возврат украденной суммы лишь в том случае, если он самостоятельно не переводил деньги на мошеннические счета и не раскрывал злоумышленни- кам свои личные и финансовые данные. Если деньги списали без ва- шего согласия, есть единствен- ный законный механизм вернуть их: незамедлительно обратитесь в банк, заблокируйте карту и в течение суток после происше- ствия напишите в отделении банка заявление о несогласии с операцией. ПРЕДЛАГАЮТ ПРОВЕРИТЬ УТЕЧКУ ДАННЫХ СЧЕТА Злоумышленники предла- гают проверить, не попали ли данные счета или карты в руки третьих лиц. Присылают ссыл- ку на сайт, якобы проверяющий утечку банковских сведений. Как только человек введет на этом сайте свои банковские дан- ные, они оказываются у настоя- щих мошенников. ЧТО ПРЕДПРИНЯТЬ? Никогда не вводите дан- ные своего счета или карты (номер, срок действия, прове- рочный код с оборотной сто- роны карты) и персональные данные (данные паспорта, дату рождения, адрес местожитель- ства и другие) на сомнитель- ных сайтах, не переходите по ссылкам из подозрительных электронных писем или СМС- сообщений. СООБЩАЮТ О ДЕФИЦИТЕ НАЛИЧНЫХ РУБЛЕЙ И ВАЛЮТЫ Злоумышленники использу- ют актуальную повестку. Напри- мер, якобы сотрудники банка звонят и сообщают о дефиците как наличных рублей, так и ва- люты. Далее предлагают перевести деньги с карты или банковского счета на некий «специальный счет», с которого впоследствии человек сможет беспрепятствен- но снять средства. Для открытия такого счета злоумышленники запрашивают финансовые данные — номер карты, включая трехзначный код на ее обороте, а также подтвер- ждающий СМС-код от банка. Получают доступ к счету жертвы и переводят средства с него на мошеннические счета. ЧТО ПРЕДПРИНЯТЬ? Немедленно прервите разго- вор. Сотрудники банков никогда не запрашивают по телефону личные и финансовые данные. Чтобы уточнить интересую- щие вас вопросы, позвоните в банк по номеру, указанному на оборотной стороне карты или на официальном сайте кредитной организации. ПРАВИЛА ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: l Никому ни при каких об- стоятельствах не сообщайте полные реквизиты банковской карты, включая трехзначный код с обратной стороны; а также ПИН-коды и пароли из СМС от банка. l Не переходите по сомни- тельным ссылкам из сообщений и не переводите незнакомцам деньги по первому требованию. l Зав едите отдельную, например, виртуальную карту для онлайн-покупок. Не храни- те на ней много денег, кладите только ту сумму, которую со- бираетесь потратить в данный момент. Даже если мошенники попытаются украсть деньги, им не удастся вывести их с карты, где вы храните основные сред- ства или получаете зарплату или пенсию. l Получив внезапный зво- нок из какой-либо финансовой организации со срочным вопро- сом или предложением, положи- те трубку и позвоните туда сами, найдя номер на ее официальном сайте. Набирайте этот номер вручную. Если с вами связались из компании, клиентом которой вы не являетесь, сначала про- верьте ее по справочнику фи- нансовых организаций. l Не соглашайтесь сразу ни на какие «заманчивые предло- жения». Дайте себе время на размышление, посоветуйтесь со знакомыми, пробейте в Интер- нете информацию о компании и «уникальной акции», которую она вам рекламирует. l Не публикуйте в открытом доступе персональные сведения и данные банковской карты. Иллюстрация Александра Затонских

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz