Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Путешествуем по России 23 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 31 / 08 / 22 ками, оно может быть в разных вариантах — в бульоне, жаре- ный. Вкус своеобразный, но нам понравился. Береги—разновид- ность пельменей или мантов, но мясо внутри — рубленое ножом. Борцоки напоминают пончики. Калмыцкий чай джомба — специфический напиток, в со- став которого входят зеленый или черный чай, молоко, соль, специи, жир или масло. Счи- тается, что он хорошо утоляет жажду. Чашку я выпила, но в другой раз заказывать не ста- ла. Средняя стоимость обеда на человека обходилась нам в 500 рублей, порции приносят большие. Где погулять Прогулку по городу мы на- чали с центральной улицы — Ленина. Яркий город покорил своим колоритом с первых же минут. Восточные ворота, за- тейливые пагоды, скульптуры Будды и молитвенные барабаны на улицах, разноцветные флаж- В Элисте много необычных памятников: Белому Старцу, Виктору Цою, Остапу Бендеру, герою народного эпоса Джангару и даже Эху в виде калмыка, играюЩего на домбре. КАЛМЫЦКАЯ КУХНЯ Береги — 290 руб./300 г Дотур жареный с лапшой — 240 руб./350 г Махан шелтягян — 370 руб./500 г Шарсн элкн (печень, завернутая в бараний жир) — 350 руб./300 г Борцоки — 35 руб./100 г чай Джомба — 35 руб./250 г Пагода Семи Дней в центре Элисты символизирует семь Будд, пришедших в наш мир КАЛМЫЦКИЙ НАРОД — ПОТОМКИ МОНГОЛОВ, И ЧИНГИСХАН ДО СИХ ПОР ОСТАЕТСЯ ДЛЯ НАС УВАЖАЕМЫМ ПРАВИТЕЛЕМ, КРУПНОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТЬЮ Елена Очиргоряева Молитвенный барабан внутри Пагоды Мы почувствовали себя настоящими кочевниками Семи Дней помогает очиститься от негативной кармы и обрести благополучие ки — все это выглядит довольно экзотично. Даже в выходные дни на улицах было немноголюдно, что придает городу очарователь- ное спокойствие. Хотя республика и много- национальная, в большинстве своем жители Элисты— калмы- ки. Эта народность относится к монгольскому этносу ойратской группы. Улыбчивые и доброже- лательные местные жители по- казались очень симпатичными. Все говорят на русском языке. Одна из главных достопри- мечательностей Элисты — Зо- лотые ворота, открывающие вход в парк Дружбы. По бокам 15-метровую арку, опирающу- юся на красные колонны, охра- няют каменные львы. Изящное сооружение носит сакральный характер. Считается, что, прохо- дя через ворота, человек очища- ется духовно. Верх арки украшен картинами, отражающими важ- ные этапы истории Калмыкии. В двух шагах от Золотых ворот — прилавки с буддийскими суве- нирами. Пройдя через Золотые воро- та, мы дошли до Пагоды Семи Дней. Это небольшой храм в виде башни. Семь этажей сим- волизируют семь Будд, которые пришли в наш мир, а шпиль — выход из круговорота рождений и смертей и достижение нирва- ны. Внутри пагоды — высокий молитвенный барабан, на кото- ром написана одна из главных буддийских мантр — «Ом мани падме хум», буквально перево- дится как «О, жемчужина, сия- ющая в цветке лотоса!». Для буддистов мантры — то же, что молитвы для православ- ного человека, но сакральный смысл им придает правильное произношение. Мантры записа- ны на санскрите, и каждый звук несет особый смысл. Внутрен- нее содержимое молитвенного барабана заполнено множеством мантр, и каждый его оборот при- равнивается к их произнесению. Таким образом, верующий че- ловек, вращая барабан, может очиститься от негативной кар- мы, накопить духовные заслуги и обрести благополучие. Духовное очищение Неизгладимое впечатление производит Центральный ху- рул — Золотая обитель Будды Шакьямуни. У входа мы позна- комились с правилами посеще- ния, прошлись по территории обители, посетили музей буд- дизма, действующий при храме, а на следующее утро для полно- го погружения побывали и на службе. Религиозные традиции на- чали возрождаться в Элисте в постсоветское время. Место под строительство главного буддий- ского храма — хурула — в 2004 году освятил Далай-лама XIV, который приезжал в Элисту из Тибета. Буддисты называют Да- лай-ламу XIV воплощением Буд- ды Авалокитешвары и духовным учителем, в храме есть трон с его портретом. Хурул великолепен: 63-мет- ровое здание храма, крупнейшее в России и Европе. С четырех сторон света — ворота, главные из которых—южные. Ухоженная территория, множество статуй, 17 ярких пагод с молитвенными барабанами и 108 белоснежных ступ. Территорию обходят по часовой стрелке, по пути мож- но покрутить барабаны. Ограда украшена яркими флажками с мантрами, которые оставляют верующие с именами — своими и близких. У центрального вхо- да в храм встречает скульптура Белого старца из калмыцкого эпоса. Для посещения буддий- ской святыни нужно соблюдать правила. Платки женщинам не требуются, но платья или юбки должны быть длинные. Перед входом всем необходимо снять обувь. Внутреннее убранство хурула не менее великолепно. В хра- ме девятиметровая статуя Буд- ды Шакьямуни. К ней нельзя поворачиваться спиной — это считается неуважением. Запре- щено делать фото внутри храма. Передвигаются в хуруле по часо- вой стрелке, к алтарю подходить можно только верующим. Гиды проводят экскурсии для тури- стических групп. Служба представляет собой молебен за благополучие кал- мыцкого народа, процветание республики, счастье и здоровье всех живых существ. Тексты, сидя на скамейках, читают мо- нахи. Православного человека уб- ранство храма и сама церемония может смутить. Так, я услышала, как туристка испуганно поин- тересовалась у экскурсовода, не грех ли христианину посещать такие места. Гид успокоил жен- щину, сообщив, что знакомство с другой культурой и уважение к чужой вере вряд ли можно считать грехом. А также пояс- нил, что свастика в буддийским храме — не фашистский знак, а древнейший символ, означаю- щий круговорот жизни. Туристам стоит посетить и старый хурул на окраине Эли- сты, который не закрывался и в советское время. Сейчас он реставрируется, но погулять по его территории очень интересно. Потомки монголов Еще одна главная досто- примечательность Элисты — Верблюжий остров. Разведение крупных животных — семейный бизнес Леонида и Елены Очир- горяевых, им помогают дети и внуки. В летнее время семья катает на верблюдах туристов. Стоимость проката — 500 руб- лей. Мы тоже захотели почув- ствовать себя в роли кочевников и залезли на верблюдов. Елена с удовольствием по- общалась с нами. Она привела нас в калмыцкуююрту, стилизо- ванную под музей, где собраны аутентичные предметы быта ко- чевников. В центре возвышается большой портрет Чингисхана. — Поскольку наш народ — потомки монголов, то Чингис- хан до сих пор остается для кал- мыков уважаемым правителем, крупной исторической лично- стью. Скажу больше, каждый наш мужчина или мальчик в душе Чингисхан! — пояснила Елена. Хозяйка рассказала нам о не- простой истории своего народа и семьи. Калмыки добровольно вошли в состав России чуть бо- лее 400 лет назад. Воины верно служили русскому царю, охра- няя южные границы от набегов кочевников. В XX веке калмы- кам пришлось пережить немало испытаний. В 1943 году народ подвергся репрессиям. В рам- ках операции «Улусы» калмыцкие семьи де- портировали в Сибирь. Тысячи людей погиб- ли в ходе депортации. 28 декабря в Калмы- кии— траурный день. —Многих увозили в Сибирь еще детьми, среди них была и моя бабушка. Те, кто потом вер- нулся назад, полностью обрусе- ли, забыли свой язык. Поэтому в семьях мы в основном говорим на русском, иногда перемеши- вая слова с калмыцкими. Вшко- ле есть уроки калмыцкого, но там больше теория, а детям-то нужна языковая практика. Сей- час стараемся возрождать свою культуру, язык, — рассказала Елена. Также в Элисте мы посе- тили музей кочевых народов построенный в виде трех юрт. Экскурсовод Надежда позна- комила нас с бытом кочевников, рассказала о значимых лично- стях, среди которых великий просветитель, создатель ойрат- ского и калмыцкого алфавита «тодо-бичиг» Зая-Пандита. Мы услышали калмыцкие песни и частушки в исполнении певи- цы Дельгир Манжиевой. А еще продегустировали националь- ные кисломолочные напитки — чигян и кумыс. Заслуживает внимания и Национальный му- зей Калмыкии. Уехав из Элисты, мы продолжили отдых в Волгограде, но это уже другая история. Фото автора

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz