Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
№ 102 (26542) ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 22 Путешествуем по России М естные жители обожают свой город. Но если вы спросите у них, сколько дней отвести на знакомство с достопримечательностями, они ответят — один. По собственному опыту знаю: если задержаться здесь хотя бы на два дня — к завтрашнему полудню будете ориентироваться в улицах истори- ческой части Выборга, как у себя дома. Из двух столиц Сложно сказать однозначно: у кого Выборг вызывает больший интерес — у наших сограждан или иностранцев. Раньше в центре города разворачивалась настоящая борьба между русскими и финнами за парковочные места. Сейчас времена поспокойней. Возможно, это не радует представителей туриндустрии, но зато для любителей неторопливого знакомства с достопримечательностями— идеальная пора. Добраться из Северной столицы до Выборга можно и на автобусе, и на элек- тричке, и на машине. Билеты достать не проблема, но общественный транспорт всегда (особенно в сезон) переполнен. Мало кто знает, что есть неплохой ежедневный железнодорожный маршрут через Москву и Тверь. И хотя этот поезд прибывает в четыре утра, а отправляется в полночь, летом со знаменитыми северны- ми белыми ночами он вполне заслуживает внимания. Почти что ночь в музее Выборгский центр сплошь состоит из старинных исторических зданий. Но это не просто памятники архитектуры. В них расположены кафе и рестораны, магазины, аптеки, квартиры. Никого здесь не коробит присутствие в здании с вековой историей сетевого супермаркета с кричащей вывеской. Да и гостей очень скоро это перестает смущать. Ведь такое решение позволяет и здания сохранить, и город сделать комфортным для жизни. Если остаться здесь переночевать (снять номер в оте- ле или квартиру), то высока вероятность оказаться в стенах какого-нибудь ста- ринного сооруже- ния с многометро- выми потолками и арочными окнами. При этом здания давно переделаны под современные стандарты. В них даже есть лифты. А уж такие мелочи, как магнитные зам- ки, кондиционеры и прочее, — и вовсе обязательное усло- вие. Но есть одно «но». Из-за толстых стен во многих помещениях не ловит сотовая связь и мобильный Интернет. Медленно и осторожно Старинный город невелик. Осматривать его нужно без спешки. Почти каждое здание хранит свою историю. Ее может поведать гид, туристический путеводитель, информацион- ные таблички на фасаде или карты в Интернете, где все знаковые места, как правило, отмечены и снабжены краткой справкой. Вот так подойдешь к пиццерии — а это старин- ный банк, построенный 150 лет назад. Зайдешь в аптеку — а она бывшая контора финско- го коммерсанта. Едва ли кому-то придет в го- лову бегать по Выборгу галопом. Одной его аутентичной осо- бенностью является дорожное покрытие. Здесь практически повсюду мощеная брусчатка, и чем ближе к замку с белокаменной башней святого Ола- фа (норвежского покровителя Выборга) — тем она крупнее и бугристее. Даже ав- томобили вынуж- дены ездить по не- удобным камням. Добавим к этому еще довольно крутые подъемы и спуски и то, что проезжая и пешеходная части невероятно тесны, — и вживую ощутим всю прелесть сред- невековых улиц. Микро- город на островке Лицом Выборга, главной его истори- ческой достоприме- чательностью, является замок, распо- ложенный на островке. Глядя на него, отмечаешь сразу две детали: насколько он не похож на все, виденные ранее кре- постные сооружения, и насколько он... маленький. Размеры острова всего 120x170 метров. А здания, расположенные на нем, словно держатся друг за друга, наползают одно на другое, срастаются между собой. Перфек- ционисты явно бы не оценили стараний древних зодчих. Из этого единого по сути сооружения можно выделить до десяти зданий. Посещение острова бесплатно, а для входа в каждое из зданий придется купить билет. В них расположены экспозиции, музеи природы, истории города, Великой Отечественной войны, археологии, а также камера пыток и рыцарский зал. Три крепости В Выборге на самом деле за всю его историю существовала не одна, а три крепости. И все они в том или ином виде сохранились до наших дней. Замок — только верхушка айсберга. Это первая крепость, строительство которой началось в XIV веке. Вторая — Рогатая крепость — была построена пол- тора столетия спустя вокруг поселения на полуострове (современный центр города) и именовалась «Каменный остров». Поз- же, когда город стал развиваться более как торговый, нежели военный, стены были частично разобраны. От них сохранились башня Ратуши, Круглая башня с одно- именным рестораном внутри и бастион Панцерлакс, входящий сегодня в состав местного филиала Эрмитажа. Третьим оборонным кольцом стали Анненские сооружения, или Анненкрон, или Корон-Санкт-Анна (Корона Святой Анны), которые в отличие от предыдущих двух, возведенных шведами, строили русские. Они расположены на противопо- ложной от замка стороне. Строительство датируется серединой XVIII века. До нас сооружения дошли в довольно плачевном состоянии. Но зато в антураже валов и рвов часто проводятся реконструкторские рыцарские турниры. Под разными ракурсами Из других мест, достойных внимания туристов, можно назвать Петровский парк со смотровой площадкой, откуда виден практически весь город как на ладони, две набережные — 40 лет ВЛКСМи Адмирала Апраксина, где есть возможность не толь- ко полюбоваться водами Финского залива, но и покататься на катамаранах и катерах. Также не оставит равнодушным при- родный музей-заповедник «Парк Мон- репо», который позволяет прикоснуться к северной природе, но без отрыва от цивилизации — то есть гуляя по удобным тропинкам, мостикам и отдыхая в беседках. Кстати, сейчас там сезон черники. СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ВЫБОРГ Город в 120 километрах от Санкт-Петербурга — Выборг — место, в которое хочется вернуться, чтобы ощутить атмосферу Европы прошлых веков. Его еще называют самым средневековым городом России. Главной достопримечательностью города является замок с белоснежной башней святого Олафа Природа Финского залива — тоже местная достопримечательность БИЛЕТ НА ЭЛЕКТРИЧКУ из Санкт-Петербурга в Выборг стоит порядка 350 рублей. БИЛЕТ НА АВТОБУС Прямого автобусного сообщения между этими городами нет, но можно добраться с пересадками. Стоимость одного проезда в автобусе обойдется от 60 до 300 рублей в зависимости от протяженности маршрута. ВЫБОРГ В переводе со старошведского — «Святая крепость». Годом образования города счита- ется дата основания Выборгского замка — 1293 год . Его заложили шведы в ходе третьего крестового похода после разорения на этом месте поселения карел. В состав России Выборг вошел в 1710 году после взятия его войсками Петра I. Любопытно, что финны считают Выборг исконно финским горо- дом. Его действительно еще в XVII веке сами шведы заселяли финнами из центральных областей Финляндии. А после присоединения Финлян- дии к России в качестве автоном- ного Великого Княжества в 1811 году Александр I включил Выборг и Выборгскую губернию в ее состав. В 1917 году Финлян- дия провозгласила себя независи- мым государством, а Выборг с того момента стал носить финское название — Viipuri. После советско-финской войны 1939–1940 годов граница между СССР и Финляндией была отодви- нута за Выборг. Но в ходе Великой Отечественной войны — с 1941-го по 1944-й — город снова стал финским (Финляндия выступила на стороне фашисткой Германии). 19 сентября 1944 года в результа- те заключенного перемирия Выборг с Карельским перешей- ком вошел в состав СССР.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz