Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
На одной волне В прошлом сезоне кинома- ны посмотрели фильм «Разжи- мая кулаки». Режиссер Кира Коваленко рассказала зрителям историю девушки из Северной Осетии, которая страдала из-за сложных отношений с отцом и братьями. Картина снята на осетинском языке, а главные роли в ней играют непрофес- сиональные актеры. Но тем реа- листичней выглядит ситуация на экране. По словам Александра Люлюшина, многие не смогли сдержать слез. А в ходе обсу- ждения стало понятно, что на примере личной драмы автор го- ворит о вечных темах —отноше- ниях родителей и детей, попыт- ке освобождения из замкнутого круга и стремлении к новому вопреки старым традициям. Смотреть такое кино под хруст попкорна нельзя, убе- жден Люлюшин. Чтобы дойти до главного, нужно отключить- ся от всего остального. Каж- дый кадр несет смысл. Если ты отвлекся, то вышел из фильма. Начать разговаривать на одном языке с режиссером будет слож- но или вовсе уже не получится. При этом перед участниками клуба не стоит задача оценить ленту или оставить о ней отзы- вы. Главное — понять, почему именно эту историю рассказал ее создатель. — Это отличная возмож- ность научиться думать. Наши встречи позволяют людям рас- ти над собой. Они даже начи- нают говорить более грамотно на привычном для нас русском языке, — рассказывал Алек- сандр Люлюшин, опираясь на конкретные примеры своих уче- ников. Разумеется, студенты пишут доклады, готовят выступления и защищают дипломные работы на материалах киноискусства. Но самое главное для участни- ков «Ностальгии» — дискуссии, порой, даже жаркие споры после просмотров. Этимоментыценны тем, что объединяют разные груп- пы зрителей. Имолодежь, и умуд- ренных опытом преподавателей, и людей, не имеющих отношения к вузу, но много лет преданных кино, с огромным багажом зна- ний. Общаясь таким составом, одноклубники обогащают друг друга, что помогает им в дальней- шем разобраться в самих себе. Почему ежик в тумане? Липецкий киноклуб в этот раз открыл свой очередной се- зон раньше обычного. В рамках литературного фестиваля «Леви- товФЕСТ» зрители посмотрели «Зеркало» Андрея Тарковского. В копилке «Ностальгии» он стал 894-м. А для Александра Люлю- шина — одним из основных. Все потому, что каждый человек для другого словно зеркало. Смот- ришь на него и сам в нем отража- ешься. Адресованные ему слова в первую очередь нужны самому себе, уверен киноман. В год 90-летия Тарковского в «Ностальгии» были задуманы показы всех семи его картин, большую часть которых уже посмотрели. К слову, юбилеи, дни рождения известных режис- серов, актеров, сценаристов и операторов — хороший повод открыть для себя их работы или снова вернуться к ним. Нередко Люлюшин руководствуется акту- альными темами или учитывает пожелания «ностальгирующих». Составляя план на весь киносе- местр, старается идти от простых фильмов к сложным. Тогда их легче воспринимать. В списке — кино разных времен, стран и народов, потому что искусство выше всех этих понятий. Иногда в киноклубе показы- вают мультфильмы. Это может быть и «Пластилиновая ворона», которая заставляет лишний раз УЧАСТНИКИ ЛИПЕЦКОГО КЛУБА ЛЮБИТЕЛЕЙ КИНО «НОСТАЛЬГИЯ» КАЖДУЮ НЕДЕЛЮ СОБИРАЮТСЯ НА СОВМЕСТНЫЙ СЕАНС. ПОСЛЕ ОБСУЖДАЮТ ФИЛЬМ И ПЫТАЮТСЯ ПОНЯТЬ ЗАМЫСЕЛ РЕЖИССЕРА. ЗАЧАСТУЮ ДОКОПАТЬСЯ ДО ИСТИНЫ БЫВАЕТ НЕПРОСТО, ПОТОМУ ЧТО СМОТРЯТ НА ВСТРЕЧАХ НЕ БЛОКБАСТЕРЫ, А НЕОБЫЧНЫЕ АВТОРСКИЕ КАРТИНЫ. К иноклуб работает на базе ЛГПУ имени П.П. Се- менова-Тян-Шанского уже двадцать три года, его костяк составляют студенты вуза и пе- дагоги. Основателем и бессмен- ным руководителем «Носталь- гии» является доцент кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации института фило- логии Александр Люлюшин, в свое время защитивший диссер- тацию на тему кино. Загадка Бергмана Александр окончил тогда еще Липецкий пединститут. По своему опыту знал, что после «экватора» у студентов карди- нально меняются взгляды и су- щественно снижается интерес к обучению. Когда он поступил в аспирантуру к известному лингвисту Ефиму Пассову, то задумался над тем, как повы- сить мотивацию будущих спе- циалистов. В качестве одного из методов предложил кино, но не учебное, а интеллектуальное. Научный руководитель в выборе направления засомневался, но Люлюшин был твердо уверен, что стоит на правильном пути. Любовь к этому виду ис- кусства началась у него с пред- Анна Ледовских День кино 9 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 24 / 08 / 22 Александр Люлюшин бережно относится к любой детали, связанной с киноискусством БОЛЬШОЕ КИНО НЕ ТОЛЬКО ФОРМИРУЕТ НАШ ВКУС, ОНО ПОМОГАЕТ РАЗВИВАТЬСЯ ЛИЧНОСТИ В ЦЕЛОМ. В КЛУБЕ МЫ НУЖНЫ ДРУГ ДРУГУ, ЧТОБЫ НЕ ПРОСТО ПОНЯТЬ ЗАДУМКУ РЕЖИССЕРА, НО И РАЗОБРАТЬСЯ В СЛОЖНЫХ ВЕЩАХ Александр Люлюшин СЕАНСЫ БЕЗ ПОПКОРНА шественника «Ностальгии» — липецкого киноклуба «Вос- хождение», куда однажды его привела старшая сестра. Алек- сандр вспоминает, что смотрели картину шведского режиссера Ингмара Бергмана. Он тогда ни- чего не понял, кроме того, что это кино совершенно не похоже на то, что показывают по теле- визору. Дальше стало безумно интересно. Липчанин позна- комился с творчеством великого Микеланджело Антониони, не менее знаменитого немца Вима Вендерса и, наконец, навсегда покорившего его сердце Андрея Тарковского. Остановиться Люлюшин уже не смог. Смотрел по три-четы- ре картины в день. Разработал спецкурс по истории немецкого киноискусства. По его убежде- нию, фильмы позволяют сту- дентам глубоко погрузиться в историю и культуру различных стран, лучше узнать менталитет их жителей. Другим направлением стал киноклуб. Хотелось развивать у людей восприятие авторско- го кино. Ведь прежде чем по- настоящему им наслаждаться, нужно научиться его понимать. Так появился научно-просве- тительский проект — киноклуб «Ностальгия», названный в честь одноименной картиныТар- ковского. Есть в этом слове и другой смысл, близкий Люлюшину и его единомышлен- никам. Они искренне тоскуют по настоя- щему кино, которое заставляет задуматься над непреходящими ценностями. Но в то же время, с интересом знакомятся с новинка- ми, заслу- живаю- щ и м и в н и - м а - ния. Главное для участников «Ностальгии» — дискуссии, порой, даже жаркие споры после просмотров ДЕСЯТЬ ФИЛЬМОВ, КОТОРЫЕ СТОИТ ПОСМОТРЕТЬ: «А зори здесь тихие...» (Станислав Ростоцкий, 1972) «Сто дней после детства» (Сергей Соловьев, 1975) «Полеты во сне и наяву» (Роман Балаян, 1982) «Иди и смотри» (Элем Климов, 1985) «Облако-рай» (Николай Досталь, 1991) «Конец» (Артавазд Пелешян, 1992) «Адажио» (Гарри Бардин, 2000) «Моя любовь» (Александр Петров, 2006) «Антон тут рядом» (Любовь Аркус, 2012) «Нелюбовь» (Андрей Звягинцев, 2017) улыбнуться. С большим интере- сом молодежь воспринимает «Ежика в тумане». СнятыйЮри- ем Норштейном еще в 1975 году, он до сих пор продолжает зани- мать первое место во всех меж- дународных рейтингах анимаци- онных фильмов. И это при том, что понятна картина даже не всем взрослым, не говоря уже о детях. — Кто такой ежик? Да ведь это каждый из нас, — рассуждал Люлюшин. — Он пришел в этот мир со своим узелком и идет к своей цели — ищет настоящих друзей. У него непростой путь, но, несмотря на туман и разные испытания, ежик все же прихо- дит к древу познания. Недавно в ЛГПУ проходили летние смены для детей из Дон- басса. Впрограмму были включе- ны и кинопоказы. Выяснилось,- что многим ребятам оказалась близка «туманная» философия знаменитого мультперсонажа. Александр Люлюшин счита- ет себя счастливым человеком, потому что работа и увлечение всей его жизни слились в одном большом деле — он открывает своим землякам большое кино. Но вместе с тем мечтает расши- рить границы «Ностальгии», насколько это возможно. Тогда думающих людей вокруг станет больше. Фото Павла Острякова, из архива Александра Люлюшина Присоединяйтесь! Липецкий киноклуб «Ностальгия» в социальной сети «ВКонтакте»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz