Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
Ретроспектива 5 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 12 / 08 / 22 И стория и современ- ность Липецкого авиацентра сфор- мулирована в его девизе — «Учить воевать самолеты, пилотов учить побеждать». И за столетие с гаком здесь «научили летать» не одно по- коление самолетов. А науку побеждать воен- ные пилоты осваивали еще с тех пор, когда с первых аэро- планов вручную сбрасывали вниз бомбы, гранаты, а то и просто камни на головы противников. Сегодня ВВС России, с 2015 года входящие в состав Военно-космических сил страны, оснащены совре- менными военными авиа- ционными и ракетными комплексами, имеют суро- вый боевой опыт. Но за все- ми вехами развития воен- ной авиации, техническими прорывами и открытиями, достижениями инженерно- авиационной службы стоя- ли и стоят люди —небесные первопроходцы, конструк- торы, авиатехники, летчи- ки-испытатели, летчики-ге- рои двух Отечественных войн и боевых сражений в «горячих» точках планеты. Их имена и подвиги вписаны и в историю ли- пецкой авиации, которую невозможно представить вне контекста становления и укрепления ВВС страны. Равно как и наоборот: «кры- латый» Липецк не случай- ная «птица» в сфере военной авиации: он был стартовой площадкой для полетов пер- вых русских авиаторов. А размещение здесь в 1918 году эскадры бое- вых воздушных кораблей «Илья Муромец» словно предопределило и дальней- шее развитие города как военно-авиационного цен- тра, ставшего на многие де- сятилетия вперед кузницей кадров для ВВС и школой летного мастерства. И не только для российских пи- лотов. Красные «Муромцы» 12 августа 1912 года в России был учрежден штат воздухоплавательной части Главного управления Гене- рального штаба армии. А в 1913-м свой первый по- лет совершил «царь-само- лет» — четырехмоторный бомбардировщик конструк- ции Игоря Сикорского. Еще через год было создано единственное тогда в мире соединение бомбардиров- щиков — эскадра «Илья Муромец» (по названию самого самолета). За десяти- летие своего существования эскадра (ЭВК) послужила и царской армии, и красной. Правда, красные «му- ромцы» в 1918-м к месту своего бази- рования в Липецк до- бирались в основном в разобранном виде. Но два из них в ноябре все-таки до- летели. И сразу ста- ли на долгосрочный ремонт. Героическими тру- дами тогдашних авиаторов эскадру удалось поставить на крыло. И к лету 1919-го два краснозвездных «муром- ца» стали регулярно летать. В августе на одном из них был совершен боевой вылет против отряда ма- монтовской конницы. Ко- мандиру эскадры Василию Ремезюку и еще нескольким летчикам объявили тогда благодарности и вручили премии. Главным делом, за то, что, восстановив эс- кадру практически из мерт- вых, они доказали: тяжелую авиацию хоронить рано и она может дать Красному воздушному флоту «могучее оружие разведки и боя». В том же 19-м эскадра была перебазирована в Са- рапул. А боевые традиции и авиация остались в Липецке навсегда. От обозного до генерала Как раз с дивизиона «Илья Муромец» и начал свою легендарную летную карьеру уроженец липец- кого села Студенка Михаил Водопьянов. В должности обозного он подвозил на ло- шади топливо к аэропланам. И упорно учился в школе. Это командир эскадры Ремезюк надоумил 20-лет- него парня с трехклассным деревенским образованием всерьез заняться науками. А советская власть открыла перед ним широкие, вер- нее, высокие перспективы. Окончив Московскую лет- но-техническую школу, Во- допьянов увлекся дальними перелетами. И прославился в 1934 году участием в спасе- нии экспедиции с парохода «Челюскин». За свои подвиги семеро летчиков-спасателей первы- ми в стране были удостоены звания Героев Советского Союза. В их числе и Водо- пьянов, которому досталась Золотая Звезда №6. С началом Второй миро- вой Водопьянов прервал свою арктическую эпопею. На фронте был командиром тяжелого бомбардировщика ТБ-3. В 1941-м руководил дальнебомбардировочной авиационной дивизией и уже в августе (!) лично бом- бил Берлин. В 1943-м ему присвоено звание гене- рал-майора авиации. В 46-м вышел в отставку, участво- вал в военных высокоши- ротных экспедициях. Народный герой Еще один Герой Совет- ского Союза, имя которого носит сегодня Липецкий авиацентр, хоть и не имеет биографических «связок» с нашим краем, но осеняет наш «крылатый» город сво- ей мировой славой и высо- чайшим мастерством. Это Валерий Чкалов. К тому же в Липецке он бывал. После вывода красных «муромцев» здесь разместилась Высшая школа красных военных летчиков, передавшая затем эстафету 1-й разведыва- тельной эскадрилье имени Ленина. Это не помешало в 1925-м открыть в Липец- ке немецкую авиационную школу. Там был и штат на- ших военнослужащих. Считается, что советская авиация от такого «сотрудни- чества» только выигрывала. Немцы испытывали здесь новые самолеты, вооружение и оборудование. Наши авиа- торы, приезжавшие по- вышать квалификацию, знакомились с новейши- ми техническими раз- работками, обучались новым тактическим приемам ведения боя на разного типа самолетах. В это время в Липецке и побывал Валерий Чкалов. В 1927-м его направили сюда для повышения летного мастерства. После курсов немецкие летчики, базиро- вавшиеся в Липецке, и со- ветские пилоты показали, на что они способны. И в этом негласном соревновании по боевому применению истре- бителей, технике высшего пилотажа, маневренности и стрельбе лучшим стал Вале- рий Чкалов. Начальство его не жало- вало за самовольство и не- простой характер. А в народе он был очень популярен. Его любили за смелость, просто- ту, готовность помочь, а еще за то, что он прославил нашу Родину на весь мир. Когда Чкалова увольня- ли из армии, он испытывал экспериментальные самоле- ты вМосковскомНИИВВС РККА и на авиационном заводе. За эту работу был награжден орденом Ленина. Совершил на одномоторном самолете два исторических беспосадочных перелета — на Камчатку и в Америку че- рез Северный полюс, за что ему вручили Золотую Звезду Героя. Погиб в декабре 1938 года при проведении перво- го вылета нового истреби- теля И-180. Ему было всего 34 года. И он никогда не жалел себя. Все свои «лиха- чества» или «трюки», как их называли, — а он умудрялся пролетать и под мостом, и между двух деревьев боком, и совершать в небе по сотне «мертвых петель», — объяс- нял необходимостью быть готовым к будущим боям: «чтобы сбивать самому, а не быть сбитым». Этот прин- цип пригодился потом дру- гим летчикам... «Сталинский сокол» Еще один «сталинский сокол», известный на всю страну и летавший когда-то в небе над Липецком, соб- ственно, и в прямом смысле был таковым. Речь идет о Василии Сталине, имевшем к тому же и позывной при радиообмене: «Сокол». С1933 года в Липецке уже располагалась Высшая лет- но-тактическая школа ВВС, впоследствии несколько раз менявшая название. И в му- зее Липецкого авиацентра хранятся тысячи экспонатов, связанных с пребыванием у нас авиационных частей, соединений, школ и курсов усовершенствования, леген- дарных летчиков и космо- навтов. Но есть и еще один «музей» — это сам военный городок, улицы и дома, дух и атмосфера которого пропи- таны живой памятью о лю- дях и событиях, влиявших на развитие военной авиации России. В одном из домов город- ка жил в 1941-м и Василий Сталин, приехавший сюда к началу года на курсы усо- вершенствования команди- ров эскадрилий ВВСКА. Он охотно и много летал. Дер- жался просто, никаких при- вилегий для себя не требо- вал, обедал вместе со всеми в летной столовой. Ну иску- пался раз в Комсомольском пруду, ну любил погонять на авто и глиссере по реке Во- ронеж. Зато и воевал смело, с азартом. В годы Великой Отечест- венной командовал истреби- тельным полком и дивизией. В небе был бесстрашен. Со- вершил 26 боевых вылетов, лично сбил два фашистских самолета, а те, что в группе, он не считал нужным запи- сывать на свой счет. Войну закончил в Берлине, в звании полковника, с общим нале- том в 3145 часов. В 26 лет стал генералом. Был командую- щим ВВС Московского во- енного округа. После смерти отца арестован, умер в ссыл- ке в 1962-м. Награждены посмертно Более века в Липецке лучшие военные пилоты страны совершенствуют свое летное мастерство, осваивают новые самолеты. В их числе около 300 Героев Советского Союза. А лет- чики авиацентра не только сами испытывают совре- менные машины, доводя их, что называется, до ума, но и самоотверженно обучают летные кадры ВВС воевать на новых для своего време- ни самолетах, демонстриру- ют высококлассную работу, опираясь на опыт предшест- венников, героических лет- чиков страны. Невозможно поимен- но назвать всех авиаторов, отдавших жизнь за Родину. В годыВеликой Отечествен- ной войны под Липецком стояли десятки авиачастей и соединений. А за год с на- чала войны были отправле- ны на фронт 33 маршевых (то есть специально сфор- мированных) авиаполка. В Липецке базировался 591-й истребительный авиаполк, сыгравший важную роль в освобождении Ельца и в обороне Москвы. Уже в мирные времена навсегда улетели в небо, «в смерти обрели вторую жизнь» (как написал о ги- В 1 9 2 7 ГОДУ ВАЛЕРИЯ ЧКАЛОВА НАПРАВИЛИ В ЛИПЕЦК ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЛЕТНОГО МАСТЕРСТВА. ЕЩЕ ОДИН «СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ», ИЗВЕСТНЫЙ НА ВСЮ СТРАНУ И ЛЕТАВШИЙ КОГДА-ТО В НЕБЕ НАД ЛИПЕЦКОМ, СОБСТВЕННО, И В ПРЯМОМ СМЫСЛЕ БЫЛ ТАКОВЫМ. РЕЧЬ ИДЕТ О ВАСИЛИИ СТАЛИНЕ, ИМЕВШЕМ К ТОМУ ЖЕ И ПОЗЫВНОЙ ПРИ РАДИООБМЕНЕ: «СОКОЛ». Бюст первого Героя России Суламбека Осканова КОГДА-ТО БЫВШИЙ НАЧАЛЬНИК ЦЕНТРА, ЗАСЛУЖЕННЫЙ ЛЕТЧИК ГЕНЕРАЛ- МАЙОР АЛЕКСАНДР ХАРЧЕВСКИЙ, ГОВОРЯ ОБ ИСТОРИИ РОССИИ И ЕЕ СЛАВНЫХ ВВС, ОТМЕТИЛ: «МЫ БОРОЛИСЬ ПРОТИВ ЦЕЛОГО МИРА!» И ПОБЕДИЛИ. НЕТ СОМНЕНИЙ, ЧТО И НА ЭТОТ РАЗ ПОБЕДИМ. ДОЛЖНЫ ПОБЕДИТЬ. Форма летчиков 30-х годов, переданная из домашних хранилищ ОНИ ЗАЩИЩАЮТ НЕБО РОССИИ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫМ СИЛАМ СТРАНЫ — 110 ЛЕТ. С НАЧАЛА ПРОШЛОГО ВЕКА ВЕДЕТ СВОЙ ОТСЧЕТ И ИСТОРИЯ ЛИПЕЦКОЙ АВИАЦИИ, ШКОЛУ КОТОРОЙ ПРОШЛИ ТЫСЯЧИ ЛЕТЧИКОВ, ГЕРОИЧЕСКИ СРАЖАВШИХСЯ ЗА НАШЕ ОТЕЧЕСТВО И СЕГОДНЯ ВЕДУЩИХ БОЙ В НЕБЕ ЗА ЕГО БЕЗОПАСНОСТЬ. Эмма Меньшикова После посещения музея Липецкого авиацентра (руководитель — Павел Рухлин) Стенд, посвященный Валерию Чкалову р бели Леонтия Кривенкова и Сергея Шерстобитова их однополчанин Анатолий Гончаров) более 50 липецких летчиков, пожертвовавших собой ради спасения людей и техники. Подполковник Олег Пешков, погибший в небе над Сирией в 2015-м, стал 51-м в этом мартирологе святых российской авиации и липецкого авиацентра. Есть имена известные, зна- ковые, которые поминаются и особо чтятся—как, напри- мер, Суламбек Осканов, по- смертно ставший первым Героем России. А есть фа- милии, ничего не говоря- щие даже посетителям музея авиацентра, где оформлен стенд, посвященный погиб- шим летчикам. Между тем все они достойны отдельных страниц в книге истории ВВС, которые, надо пола- гать, будут восстановлены. Мужество сильных парней Еще меньше мы знаем о тех, кто выходил победи- телем из аварийных ситуа- ций. Конечно, закрытость такого рода подвигов связа- на со спецификой службы. Но как интересно и полез- но было бы молодежи знать о силе духа и героических поступках липецких авиа- торов. Не случайно, посе- тив музей авиацентра или побывав на авиашоу нашей прославленной пилотажной группы «Соколы России», немало юношей принимают для себя решение стать про- фессиональными военными летчиками. И им есть на кого рав- няться. К примеру, старший лейтенант Алексей Хакбер- дыев в конце 2009 года ма- стерски посадил самолет СУ-25 на грунтовую полосу без шасси. Поразительно, что его отец, подполковник Владимир Хакбердыев, за годы службы тоже сталки- вался с подобной ситуаци- ей, причем дважды! И оба раза успешно сажал штур- мовик «на брюхо» из-за аварий. Так и вышло, что у отца и сына Хакбердыевых три ордена Мужества на двоих. Командир авиапол- ка Липецкого авиацентра полковник Сергей Аксенов тоже заслужил свой орден Мужества за героическую посадку самолета. Был он тогда старшим лейтенантом. Во время тренировочного полета при заходе на посадку заклинило ручку управления самолетом. Аксенов имел право катапультировать- ся, но решил побороться за боевуюмашину и, применив силу и находчивость (снял ноги с педалей, уперся ими в приборную доску и сдер- нул с упора заклинившую ручку!), совершил посадку. Важно, что после таких аварий, когда самолет при- земляется, есть возможность выяснить и ликвидировать их первопричины, чтобы в дальнейшем не допускать гибели пилотов. Большой вклад в усо- вершенствование самоле- тов внес заместитель на- чальника авиацентра по научно-исследовательской работе, летчик-снайпер и ученый Николай Нешто, работа которого по органи- зации и проведению лет- но-тактических испытаний и последующей подготовке методических пособий для летчиков фронтовой авиа- ции наверняка помогла из- бежать многих трагических летных происшествий. Высокая честь Но спасти самолет не всегда удается даже опыт- ным пилотам. Героически действовал летчик-испыта- тель 1-го класса полковник Александр Петров, когда при выполнении фигур высшего пилотажа на истре- бителе отказали пилотаж- но-навигационные прибо- ры. Рискуя собой, он отвел самолет от Липецка и прилегающих дере- вень и только после этого катапуль- тировался, став единственным на тот момент (2003 год) лет- чиком, выпол- нившим три благополучных катапультиро- вания в аварий- ных ситуациях. В 2008 году за му- жество и героизм при испытаниях авиатехники и вооружения А.П. Петров был удо- стоен звания Героя России. В том же году Героями России стали и члены эки- пажа самолета, вы- полнявшие боевую задачу в Южной Осетии, — полковник Олег Сторожук и подполковник Владимир Богодухов, оба участники боевых действий в Афганистане и двух Че- ченских военных кампа- ний, освоившие за время службы не один новый самолет. Даже ко смона в т ам было чему поучиться в Ли- пецке. Кстати, «Липецкая газета» ровно год назад писала о липецком летчике- снайпере Иване Томилине, в свое время тренировавшем космонавтов и отмечающем сегодня, в День ВВС страны, свое 91-летие (!). За вклад в развитие космонавтики Липецкий государственный центр подготовки авиационно- го персонала и войсковых испытаний Министерства обороны России имени Ва- лерия Чкалова награжден высшей международной наградой — орденом имени Ю.А. Гагарина. А вымпел авиацентра в 2016 году по- бывал на Международной космической станции, и это высокая честь. Кстати, на вымпеле глав- ная текстовая составляющая заключает в себе девиз ли- пецких авиаторов. Сегодня для всех нас эти слова имеют особое значение. Когда-то бывший начальник центра, заслуженный летчик гене- рал-майор Александр Хар- чевский (еще одно легендар- ное имя), говоря об истории России и ее славных ВВС, отметил: «Мы боролись про- тив целого мира!» Ипобеди- ли. Нет сомнений, что и на этот раз победим. Должны победить. Фото из архива редакции многие ребята заболевают небом и впоследствии выбирают себе летную профессию
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz