Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

№ 9 6 (26536) ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 22 Творчество И ошибешься. В залах нет знакомых по прежним, достаточно многочис- ленным экспозициям худож- ника натюрмортов, пейзажей, портретов. —Так и есть, —подтверждает арт-директор галереи Татьяна Нечаева. — Все эти вещи созданы за последние три года. Я отбирала картины в мастерской, и неко- торые оставляли на моих руках следы невысохшей краски. Тайна молодости Существует немало былей и легенд о творческом долголетии художника. Но и в этом ряду наш земляк удивляет, если угодно, нерастраченным творческим азартом. Он легко и артистично выигрывает спор у времени. К мольберту он встает еже- дневно. Независимо от настро- ения, давления, любых внешних обстоятельств. Сообщу уж по секрету всему свету: в разгар ковидной эпидемии, вопреки всем запретам, он покидал каран- тинный застенок и каждое утро отправлялся на пленэр. Нечаева шутит: как в анекдоте — огоро- дами, огородами и к Котовскому. Безусловно, он подчиняется мощному внутреннему стимулу. Но есть еще и особый мотив: дружба с основателем галереи АлександромНазаровым. Меце- нат упорно, так сказать, провоци- рует живописца. Дарит ему уже загрунтованные холсты и даже изящные вазы для натюрмортов. По непроверенным слухам, су- пруга Назарова однажды искала по всему дому да так и не нашла вазочку, чтобы поставить цветы, и не сразу догадалась, куда они подевались. Попробуйте после этого обмануть ожидания такого преданного поклонника. Но куда больше молодой работоспособности патриарха впечатляют свобода и празднич- ность, одухотворяющая его по- лотна. С годами Сальников обрел второе, а то и третье дыхание. Ему не изменили ни завидный колористический дар, ни вообра- жение, соединяющее реальность с миром сказок, мифов, фанто- мов. Он преображает ( ни в коем случае не искажает!) жизнь, которой так не достает гармонии, поэзии, романтики. Сдержанность, не- броскость, внимание к подробностям по- вседневности, о чем обычно с одобрением пишут в статьях, по- священных другим художникам, — это не про него. Саль- ников — это хрупкие девушки в проемах окон на фоне неж- ной голубизны или насыщенной сине- вы неба в облаках. Кто-то, возможно, узнает в них родных сестер гриновской Ассоль. Сальников— это подсолнух с надломленным стеблем, но все равно сопернича- ющий с роскошными садовыми цветами на соседних картинах. Сальников—это проекция вовне душевного состояния, которое не приемлет угрюмости, депрессии, форсированного драматизма, безжалостного взгляда на людей с их несовершенством, слабостями, грехами. Право на диалог Творец фантазирует, мечтает, грезит с кистью в руках? Пусть так. Между прочим, у современ- ного отечественного философа я обнаружил любопытные, нео- жиданные строчки: «Кремний не грезит. Он не может, мечтая, уд- ваивать мир. Греза является пре- делом технического отношения человека по отношению к себе и миру. Наши сны являются тем, что нельзя оцифровать». И еще: «Во внешней жизни человек подчиняется алгоритму жизни цивилизации. Во внутренней жизни он дает существование объектам своих грез. Каждый человек — художник своей жизни». Решимся добавить: а художнику по роду занятий дано впустить других людей в свою жизнь, в пространство своей на- дежды и веры. И Евгений Павло- вич Сальников делает это щедро и вдохновенно. И тут я подошел как будто бы к необъяснимому парадоксу. Композиции Сальникова рож- даются спонтанно. По крайней мере, кажется, что они всегда экспромт, импровизация. Но и не слишком искушенный зри- тель чувствует в них связь с вели- кими предтечами. В его картинах звучит эхо Ван Гога, Сезанна, Матисса. Он даже принципи- ально акцентирует это, помещая свои, сальниковские, подсол- нухи рядом с подсолнухами Ван Гога. В сущности, наш современ- ник признает: он смотрит на все сквозь призму вошедшей в его плоть и кровь культуры минувших веков. Что отнюдь не превращает его в подража- теля, эпигона. Об этом когда-то применительно к словесному искусству написал знаменитый поэт Элиот: «Чем яснее слышны в голосе поэта голоса его литера- турных предшественников, тем больше он индивидуален». Но бог с ними, учеными вы- кладками. Художник обращается напрямую ко мне и к вам. Он вступает в диалог с любым зрите- лем и надеется быть услышанным без долгих слов и философских рассуждений. Во всяком случае, Евгений Сальников, даря нам праздник, рассчитывает именно на это. Фото Николая Черкасова ПРАЗДНИК ПО ИМЕНИ САЛЬНИКОВ Входишь в Галерею Назарова, где открылась выставка к юбилею Евгения Сальникова, предполагая увидеть преимущественно известные, давно покорившие публику произведения. Ну, что там такая ретроспектива 85-летнего юбиляра. Исаак Розенфельд ВСЕ ЭТИ ВЕЩИ СОЗДАНЫ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ТРИ ГОДА. Я ОТБИРАЛА КАРТИНЫ В МАСТЕРСКОЙ, И НЕКОТОРЫЕ ОСТАВЛЯЛИ НА МОИХ РУКАХ СЛЕДЫ СВЕЖЕЙ, НЕ ВЫСОХШЕЙ КРАСКИ Татьяна Нечаева Куда больше молодой работоспособности патриарха впечатляют свобода, праздничность, одухотворяющая его полотна. С годами Сальников обрел второе, а то и третье дыхание

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz