Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
Вера ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 26 № 93 (26533) АННА, МАТЬ МАРИИ 7 августа православные христиане вспоминают успение праведной Анны — матери Пресвятой Богородицы. Наталья Сизова З амечали ли вы закономер- ность? В конце каждой службы священник пере- числяет имена святых, кото- рых Церковь вспоминает в этот день. Эти имена разные, иногда даже труднопроизносимые. Но неизменно звучат два имени, которые поминаются на каждой службе: праведных Иоакима и Анны, родителей Пресвятой Бо- городицы. Сегодня поговорим об Анне, матери Марии. Терпением вашим Она не совершила какого- либо особого чуда, не понесла мученических подвигов. Она по- чти всю жизнь терпела скорби: презрение и поношение от лю- дей, бесплодие... Но терпение праведной Анны и величайшее ее упование на Бога увенча- лись непередаваемой радостью Рождества Той, Которая стала превыше всех ангельских чинов. Упование Анны стало залогом вечной ее радости в Боге, как и заповедует нам Спаситель: «Тер- пением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19). О родителях Пресвятой Бо- городицы Марии сообщают несколько источников, наибо- лее ранний из которых —Прото евангелие Иакова, памятник христианской литературы второй половины II — начала III века. С огласно этому документу у родителей праведной Анны было три дочери: Мария, Со- вия и Анна. Первой замуж вы- шла Мария в Вифлеем и родила Саломию, потом замуж вышла Совия, также в Вифлеем, и ро- дила Елисавету, мать Иоанна МОЛИТВА СВЯТЫМ БОГООТЦАМ ИОАКИМУ И АННЕ О, приснославнии Христовы праведницы, святии богоотцы Иоакиме и Анно, предстоящии Небесному Престолу Великого Царя и велие дерзновение к Нему имущии, яко от Преблагосло- венныя Дщере вашея, Пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии, воплотитися изволившему! К вам, яко многомощным предстателем и усердным о нас молитвенником, прибегаем мы, грешнии и недостойнии. Молите благость Его, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас на путь покаяния, и на стези заповедей Своих да утвердит нас. Также мо- литвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое поспешение испросите, вся кживоту и благочестиюпотреб- ная нам от Бога дарующи, от всяких напастей и бед и внезапные смерти предстательством вашим нас избавляюще, и от всех враг видимых и невидимых защищающе, яко да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, и такое в мире временное сие житие прешедше, в вечный достигнем покой, иде- же вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже, со Отцем и Пресвятым Духом, подо- бает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь. В МОНАСТЫРЕ В Москве есть женский Зачатьевский монастырь, где находится уникальная чудотворная икона «Зачатие Праведной Анны». В этот монастырь съезжаются многие бесплодные пары, у которых со временем, по молитвам к праведной Анне, рождались дети. Все чудеса там записываются в особую храмовую книгу. В России, в Валаамском Спасо-Преображенском монастыре, в Карелии, хранится единственная частица мощей Святой Анны. Богородица вверила Своего Сына Промыслу Божию, и Сама смиренно последовала за Ним. Добродетель истинного смирения Ей привили праведные родители — Иоаким и Анна. Особое почитание Почему Церковь особо чтит святых праведных Иоакима и Анну? Господь призывает судить о всяком дереве по его плодам, а плодом этой семейной пары явилась Пресвятая Богородица. Тысячи лет Господь ждал, когда человечество принесет Ему достойный плод — Деву, чистую серд- цем, всецело преданную Богу: «Се, раба Господня, да будет Мне по слову Твоему» (Лк. 1:38). Ведь только такая Дева, чуждая греха, согласная с волей Божией, была достой- на стать Матерью Сына Божия. Безусловно, большую роль сыграло воспита- ние девочки при храме, но ведь и это тоже было решением ее родителей. Они сами отдали свою дочь, еще совсем малень- кую трехлетку, священни- кам на воспитание. И здесь открывается необыкно- венная твердость воли и решительность характера праведных супругов. Как ни жаль им было расставаться с любимой, долгожданной дочерью, ставшей утешением в их старости, но обет посвя- тить ее Богу оставался превыше всего. И они исполнили, что обещали. «Терпение, навыкнув во времени, родило глубо- чайшее смирение», — так говорил о праведных Иоакиме и Анне один из величайших проповед- ников современности архимандрит Иоанн (Кре- стьянкин). Как разнится это смирение праведных старцев с на- шим, современным, «сми- рением»! Ведь мы даем обеты Богу и не выполняем, растим детей как личную собственность, удерживая их при себе и забывая, что сыновья и дочери посланы нам лишь на время. Богородица же вверила Своего Сына Промыслу Божию, и Сама смирен- но последовала за Ним. Добродетель истинного смирения Ей привили праведные родители — Иоаким и Анна. Предтечи, а Анна, будущая мать Пресвятой Богородицы, вышла замуж за Иоакима, который был родом из Галлии. Он был богат, владел большими стадами скота. Ежегодно одну треть своих доходов праведные супру- ги жертвовали на храм и одну треть — бедным и нищим. Все было хорошо, кроме того что, прожив 50 лет в любви и согла- сии, они не имели детей. Иоаким, как истинный пра- ведник, не переставал угождать Богу: он приносил в храм «двой- ные дары». Если закон предпи- сывал приносить в жертву Богу козла или овцу, то Иоаким жерт- вовал двух овец или двух козлов и так далее. Но в один из празд- ников, когда все иудеи по тра- диции собрались в Иерусалим- ском храме и по очереди прино сили дары Бог у, И о а к и м а вдруг доста- точно грубо отодвинули в сторону. Некто Ру- вим — свя- щенник или, в о з можн о , распоряди- тель служб в хр аме — запретил ему п о д х о д и т ь с дарами в числе первых: ведь тот был бездетным, «не принес потомства Израилю». А иудеи в то время привыкли связывать количество детей в семье с лич- ной праведностью семейной пары. Считалось, что чем больше детей Бог послал супругам, тем более высоко Он ценит благоче- стие этой четы. И— наоборот. Отчаяние Иоаким был поражен в самое сердце. Он засел за книги и начал искать, были ли в ис- тории Израиля праведники, не оставившие по себе потомства. Оказалось, что таковых не было. И тогда Иоакима затопило от- чаяние. Не зная, что делать, он возложил на себя сорокаднев- ный пост и отправился в пусты- ню в надежде, что, может быть, Господь посетит его в скорби и утешит. «Да будет мне едою и пи- тьем молитва», — твердил про себя Иоаким. А что же его любимая супру- га? Праведная Анна скорбела не меньше мужа, а может, и более того, считая себя самой несчаст- ной женщиной на Земле. На нее постоянно сыпались насмешки. Злые женские язы- ки нередко способны довести до отчаяния даже самое кроткое и любящее сердце! Однажды ее собственная служанка посме- ла сказать: «Господь закрыл твое лоно, чтобы у тебя не было потомства в Израиле». Анна постоянно обливалась слезами. Даже в саду, где она уединенно молилась, резвые птенцы в гнез- де приводили ее в отчаяние. Впрочем, от полного за- бвения себя удерживала спа- сительная мысль: из священ- ной истории Анна знала, что Сарра в 90 лет родила Исаака. Эта мысль, как тоненькая спа- сительная ниточка, держала ее над пропастью, давала силы и в преклонном возрасте не остав- лять молитву о ниспослании ей ребенка. Ангел возвестил И вот, в самый тяжелый мо- мент, Господь ответил на вопро- шания бездетных супругов. Со- гласно Протоевангелию Иакова к Иоакиму и Анне был послан Ангел, возвестивший им о ско- ром зачатии ребенка, причем такого, о котором заговорит весь мир! Потрясенная Анна воскликнула: «Жив Господь Бог мой! Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жи з нь » . Эт о обещание они с с у п р у г о м исполнили в точности. После рож дения благо- словенной до- чери праведные Иоаким и Анна принесли благо- д ар с т в енные жертвы и дали еще один обет Богу — их дочь не будет ходить по земле, пока они не введут Ее в храм Божий. Это произошло, когда Марии исполнилось три года. Будущая Богоматерь оста- лась жить и служить при Иеру- салимском храме — там она учи- лась с другими девами, изучала Священное Писание, пряла и шила священнические облаче- ния. По преданию, Дева Мария прожила в храме до 12 лет. Вскоре после ухода Марии Иоаким скончался в 80-летнем возрасте, а Анна еще несколько лет жила с дочерью при храме. По преданию, она умерла в воз- расте 79 лет.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz