Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Переключая каналы ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 20 № 93 (26533) РЫБКА НА МОТОЦИКЛЕ Исаак Розенфельд, обозреватель «Липецкой газеты» ЧЕХОВ ПИСАЛ ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ, СОЧУВСТВУЯ «МАЛЕНЬКОМУ ЧЕЛОВЕКУ». ТАКОВЫ ТРАДИЦИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ГОВОРИТЬ ПРО «МАЛЕНЬКИХ» СЕГОДНЯ НЕ ПРИНЯТО. НАСЕЛЕНИЕ ДЕРЖАТ В КУРСЕ ИНТИМНОЙ ЖИЗНИ ПЕРВОЙ ГЛАМУРНОЙ СОТНИ СТРАНЫ. ИСПОВЕДЬ СТАЛА ТЕЛЕВИЗИОННЫМ ЖАНРОМ Семен Альтов — СДЕЛАЙ ПАУЗУ, СКУШАЙ «ТВИКС», — СОВЕТУЮТ МНЕ УМНЫЕ ЛЮДИ, — ТЫ ЖЕ БЕСПРЕРЫВНО ПИШЕШЬ ОБЗОРЫ О ВОЕНКОРОВСКИХ РЕПОРТАЖАХ ИЗ ДОНЕЦКА И МАРИУПОЛЯ, ОБ АПОКАЛИПТИЧЕСКИХ ПРОГНОЗАХ ТЕЛЕЭКСПЕРТОВ. А НАРОД УСТАЕТ ОТ ГЕОПОЛИТИКИ, ЕМУ НУЖНЫ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ. И ТЕЛЕВИДЕНИЕ ИДЕТ ЕМУ НАВСТРЕЧУ. П од эту рекомендацию подводится историче- ская база. Разве в годы Великой Отечественной в тылу и на передовой не слушали, кро- ме сводок Совинформбюро, и Лидию Русланову, и Клавдию Шульженко, и Сергея Лемешева? Ваша правда, господа. Жизнь есть жизнь. Никто не обязан дни напролет внимать суховатому го- лосу Конашенкова и смотреть кадры с разрушенными домами в Горловке и Ясиноватой. Нерв- ные клетки не восстанавливают- ся, и спасибо ТВ, предлагающе- му разные способы их сберечь. Но вот эти способы мне хочется обсудить. Почти все каналы, за малым исключени- ем, ориентируются на тех, для кого развлечение непременно означает пустоватые зрелища, которые давно нарекли теле- фастфудом или еще откровен- нее —жвачкой для глаз. Кто топает, кто тапает Пока молодые люди встре- чаются на форуме «Территория смыслов», телевидение неу- станно расширяет территорию бессмыслицы и безмыслия. На- чиная с рекламы. Она как испы- тательный полигон, где проверя- ется, какую степень, извините, примитива, а то и идиотизма вытерпит аудитория. Пиарщики сюсюкают с нами точно с дет- садничками из старшей группы: раньше вы ходили за покупками «топ-топ-топ», а можете ходить «тап-тап-тап». А зафиксировав свою гражданскую позицию уча- стием в патриотическом меро- приятии, Полина Гагарина без смущения в очередном клипе подергивает плечами и распе- КУЛЬТ ЗВЕЗД НЕИСТРЕБИМ. НО И ЗДЕСЬ НАДО БЫ ЗНАТЬ МЕРУ. И ЧУТОК ПОТЕСНИТЬ ИХ, ЧТОБЫ НАШЛОСЬ МЕСТО ТЕМ, КТО КОРМИТ СТРАНУ, КТО СРАЖАЕТСЯ С КОВИДОМ И РИСКУЕТ СОБОЙ НА ДОНБАССКОЙ ЗЕМЛЕ. Сатирик Семен Альтов в своих монологах иронизирует над миром гламура вает слоган на зависть Хармсу: «Плечиками «оз», плечиками «он», скидок целый миллион». Еще сильнее умиляет меня социальная реклама. Когда сим- патичный дяденька, вылечив- ший лимфому, простодушно сообщает, сколько у него тату: дурацкая надпись, кот, креветка, рыбка на мотоцикле. То есть от рака он избавился на раз-два, а от страсти к татушкам никак не получается. Да ему и неохота. Что этот ролик пропагандиру- ет, ребята: достижения врачей- онкологов или замечательное хобби — украшать себя с ног до головы нелепыми наколками? Из рекламно-клипового пространства похожие забавы перекочевывают в сенсацион- ные телепроекты. Утомились от михалковского «Бесогона»? Не желаете смотреть документаль- ный фильм дончанки Марины Ким, снявшей интервью с азов- цами, чтобы понять, что в них сломалось, как они преврати- лись в насильников, карателей, палачей? Окей. У нас имеется хорошая альтернатива. Нет, не моноспектакль блистательного мастера «Александринки» Ни- колая Мартона, посвященный Вертинскому. Не «Сталкер» Тар- ковского. Не Михаил Казаков, читающий Бродского. Упаси Бог. Эту заумь пусть какие-ни- будь чудаки ищут на «Культуре» или ОТР. А мы позабавим вас очередным развеселым юби- леем поп-звезды, передачей об актерах, прославленных скан- дальными выходками, десятью самыми откровенными сценами советского кино с оголенными Светланой Светличной, Еленой Кондулайнен, Натальей Него- дой. Как славно, что эти дамы неглиже проскочили таки сквозь мелкоячеистую сеть ханжеской «совковой» цензуры. Но, разумеется, есть и свежа- чок. Например, «Кабаре «Чер- ный кот»». Эдакий междусобой- чик, где актеры делятся друг с другом глуповатыми театраль- ными байками. А Сергей Сосе- дов приглашает нас «за грань», манерно повествуя о семейке, в которой муж и жена сделались звездами фильмов «для взрос- лых», раннее нетолерантно именовавшихся порнухой. Сулят зрителям и сногсши- бательную премьеру: блогерша и телеведущаяНастяИвлеева будет искать себе идеального мужчину. Она явно намерена повторить опыт Ольги Бузовой. Несколько лет назад воспитанница «Дома- 2» уже устраивала реалити-шоу, что так и называлось «Замуж за Бузову». Заглавный титр чест- но предупреждал претенден- тов: кому повезет, должен сразу усвоить, кто в доме хозяин, под чей каблучок он попадет. Тогда, впрочем, никому не повезло. Бузова —особа разбор- чивая. Не отдавать же ей, самой популярной девушке России, (так она себя аттестует), свое сердце и свои миллионы перво- му встречному. Поглядим, что получится у Насти. Становитесь в очередь, кандидаты. А я вам шепну на ушко: только не го- ворите с ней о литературе. Она плохо различает, кто Толстой, кто Тургенев. Во всяком случае, не столь давно, давая интервью, автора «Отцов и детей» наша за- видная невеста перепутала. Мы по наивности поверили: импортозамещение произойдет и на телеэкране. Но, не считая информационно-политическо- го спектра, в эфире ничего не меняется. Вовсю идет соревно- вание, у кого сенсация будет по- шлее, а пошлость сенсационнее. И мне остается присоединиться к читательнице, чей диагноз, по-моему, вполне спра- ведлив: «Теле- видение, в его теперешнем виде, безбожно устарело, давно стало скучным, маргинальным, не соответствующим уровню запро- сов большей части населе- ния, прежде всего, мо- лодежи. Ч е м будем удивлять, просвещать, раз- влекать, образовывать и вдох- новлять наш народ?» Ящик-ящик, дай ответ! И ящик отвечает: чем развлекал, тем и буду развлекать. По-дру- гому не умею. А образовывать и вдохновлять вообще не моя забота. Мое дело — «рыбка на мотоцикле» и смотрины жени- хов для Ивлеевой. Чехов им не указ Выможете вспомнить, госпо- да, сериалы из жизни, как гово- рится, рядовых работяг? Боюсь, это нелегко. Бывший гегемон нынче не в тренде. Заводские профессии возникают на экране исключительно в объявлениях: требуются крановщики, газо- сварщики, токари, зарплата до- стойная. Мне ни разу не попа- дались приглашения на работу фотомоделей, пиарщиков, ре- портеров глянцевых журналов, стриптизеров и стриптизерш. Зато у сценаристов, режиссеров и продюсеров такие специалисты в качестве героев особо котируют- ся. Да и АндрейМалахов с Лерой Кудрявцевой отчего-то не зовут в свои шоу пусть не доярок, не штука- туров, не слесарей, а х о т я б ы инженера или зоо- техника. Изредка, однако, появляют- ся деревенские сериалы. Навер- ное, из-за колорита. Но заметь- те: в отличие от советского кино их персонажи не выращивают богатый урожай, не получают рекордные надои и привесы, не поблескивают трудовыми орде- нами и медалями на ВДНХ. Их просто не показывают в кабине комбайна или коровнике. По сюжету все они поголовно пьют. Так что откуда в России столько хлеба, что и самим хватает, и на продажу за рубеж, неясно. Простые люди, маленькие люди? Это же скука смертная. Строители «пирамид» куда занятнее строителей домов. Тонкий, не чета большинству завсегдатаев петросяновской «Смехопанарамы», сатирик Се- мен Альтов однажды грустно улыбнулся: «Чехов писал юмо- ристические рассказы, сочув- ствуя «маленькому человеку». Таковы традиции русской ли- тературы. Говорить про «ма- леньких» сегодня не принято. Население держат в курсе ин- тимной жизни первой гламур- ной сотни страны. Исповедь стала телевизионным жанром». Вы имеете что-нибудь возра- зить? Я нет. Которые не депута- ты, не миллионеры, не шоумены попадают под камеры в исклю- чительных случаях. Сегодня те же военкоры рассказывают о шахтерах и строителях, что, на- дев военнуюформу, уничтожают «хаймерсы», вызволяют мирных жителей из подвалов и бомбо- убежищ, обезвреживают тысячи мин. Кто-то из них погибает. Но давайте уж начистоту: о ком из них произнесено столько про- никновенных слов, кого в телеке оплакивали так долго и безутеш- но, какЮруШатунова? Я не обманываюсь: культ звезд неистребим. Но и здесь надо бы знать меру. Ичуток потеснить их, чтобынашлось место тем, кто кормит страну и умудряется заме- нить смывшихся с нашего рынка иностранных производителей, кто сражается с ковидом и рис- кует собой на донбасской земле. В эфир надо возвращать не Ивана Урганта, что предусмот- рительно улетел, но обещал вернуться, и прочих кумиров масскульта. Следует, наконец, уточнить: массовая культура — не синоним культуры народ- ной. Масса, она масса и есть, то есть толпа. А нынче госу- дарству, стране как никогда нужнане толпа, анарод.Ислу- жить ТВ должно именно ему. Фото с сайта culture.ru ов Телевидение приближает к нам вплотную мир, который заслоняет от нас телевизор. Хенрик Ягодзинский, польский сатирик

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz