Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

«ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 03/ 08/ 22 Профессионалы 9 В профессию железнодорожника Хорошилова привели не только детские мечты. Еще со школьной скамьи он испытывал неподдельный ин- терес к технике. Мужской выбор Возможно, на выбор Петра Анатоль- евича повлияло и то, что вырос он на железнодорожной станции с техническим названием 215-й разъезд. Она находится в 25 километрах от Ельца, рядом с деревней Лукошкино и карьером, где в свое время работали родители Хорошилова. Петр после школы поступил в техническое училище №1 (сегодня — Елецкий желез- нодорожный техникум эксплуатации и сервиса) на помощника машиниста. Полтора года учебы пролетели не- заметно. Больше всего запомнилась практика в Поворино, где студенты от- тачивали свое мастерство на легендарных грузовых тепловозах ТЭ3. С массовым выпуском этого скромного тружени- ка связан исторический момент — по железным дорогам Советского Союза перестали курсировать паровозы. Позна- комился Хорошилов и с более мощным и усовершенствованным 2ТЭ116, который за характерный свист при разгоне даже прозвали «боингом». Петр получил диплом, но оставил любимое дело ради службы в армии. В то время разгорелся военный конфликт в Афганистане. После учебки, где Хороши- лов был командиром БПМ, его отделение перебросили на северо-восток республи- ки. Там они вместе с танковыми взводами сопровождали колонны военных по дороге на Файзабад. Похожая миссия была у них и в Кундузе. Неоднократно принимал участие в боевых операциях. Петр Анатольевич лишь немногослов- но заметил, что поначалу стрельба резала слух, но человек ко всему привыкает. Ему повезло: он благополучно отслужил и вернулся в родной Елец. Первый блин комом В 1982-мПетр Хорошилов пришел ра- ботать на железную дорогу. Знания схваты- вал на лету, поэтому уже через три года стал управлять локомотивом самостоятельно. Обычно времени на это уходит больше, но ему повезло с наставниками, которым до сих пор он искренне благодарен. Ин- структор Анатолий Иванович Тимофеев разглядел в своем помощнике будущего машиниста. А непосредственным учителем был Иван Николаевич Штырьков. Если что-то не получалось, он не ругал. Наобо- рот, терпеливо объяснял, поддерживал и не боялся доверять. В итоге передал свой опыт и вселил уверенность, что для начи- нающего свой путь специалиста бесценно. И вот первый рейс. Вместе с помощ- ником Петр Хорошилов вел грузовой состав в Грязи. Но доехать туда так и не получилось. Среди ночи неподалеку от станции Патриаршая в тепловозе что- то задымилось. Оказался неисправным моторно-осевой подшипник. Товарняк пришлось остановить. Вагоны прицепили к другому локомотиву, а сломанный тепло- воз потянули в елецкое депо на ремонт. — Несмотря на такие форс-мажоры, я шел на работу, словно окрыленный. Где еще, как ни в кабинете машиниста, можно видеть, как встает и заходит солнце. Поначалу не верилось, что человек может управлять такой махиной, — поделился Хорошилов. Проверка на бдительность Вместе с Петром Анатольевичем мы за- глянули в святую святых —кабину одного из стоявших на ремонте современных теп- ловозов. В ней по левую сторону оборудо- вано рабочее место помощника, машинист сидит справа. Перед нимштурвал, большое количество датчиков и переключателей, которыми задаются нужные позиции, и тогда гигантская машина приводится в движение. В глаза бросились большие рычаги красного цвета — два тормоз- ных крана. Один отвечает за локомотив, другой — за весь состав. Предусмотрена система подачи песка, помогающего трогаться с места, преодо- левать крутые подъемы или тормозить в непогоду. Современную технику оснасти- ли приборами обдува, обогрева и очистки стекол. Но больше всего нас поразила кнопка бдительности, которую следует нажимать, как только в кабине загорается лампочка. Так экипаж подтверждает, что находится в полном порядке и может дви- гаться дальше. Если в течение семи секунд световой сигнал остался без ответа, то железнодорожный состав автоматически останавливается. Интересно, что гудки поездов бывают разными, в зависимости от ситуации. Короткие негромкие свистки подают на станциях. Ими же машинисты приветству- ют другу друга в дороге. Длинными опо- вещают об опасности приближающегося состава —перед переездами, если на путях находятся рабочие или посторонние. Но порой и сигналы не останавливают людей. Хорошилов рассказал о двух неприят- ных моментах из своей многолетней прак- тики. Как-то недалеко от станции Чугун в густом тумане он заметил человека. Тот вышел на рельсы, как на тротуар. Несмо- тря на все сигналы поезда, обернулся и отошел в сторону в последнюю минуту. В другом случае неизвестный повторил судьбу Анны Карениной. Как только ло- комотив тронулся, несчастный надел на голову плащ и бросился под колеса. Неожиданная благодарность По словамПетра Анатольевича, слож- нее всего управлять пассажирскими поез- дами. Они ходят строго по расписанию, на машиниста ложится большая ответствен- ность за жизни людей, ведь в пути может случиться всякое. Важно и мастерство. Профессионал плавно набирает обороты и также незаметно тормозит. Каким бы ни было состояние полотна, старается ехать ровно, чтобы пассажиры не чувствовали дорогу. — На одной из станций помощник отправился отцеплять вагоны, а люди неожиданно стали ко мне подходить и благодарить. Жаловались, что по пути из Москвы до Ожерелья их укачивало, а после — даже не заметили, как доехали, — не без гордости вспомнил собеседник. Последний его рейс состоялся в 2016 году. Он отвез пассажиров в Грязи, а вер- нулся с поездом «Волгоград – Москва». Говорит, что на пенсию уходил с оптимиз- мом. Пришла пора отдыхать, проводить больше времени с семьей, ловить рыбу и собирать грибы. Тем более что карьера на железной дороге состоялась. Петр Хорошилов — машинист тепло- и электровоза первого класса. Имеет награды. Получил права и на управление электропоездами, правда, поработать на них так и не довелось. Уверен, представься такая возможность и сейчас, перед современной техникой он не спасует. Фото Геннадия Логунова ВСЯ ЖИЗНЬ ПОД СТУК КОЛЕС ЕЛЬЧАНИН ПЕТР ХОРОШИЛОВ БОЛЕЕ 30 ЛЕТ УПРАВЛЯЛ ОГРОМНЫМИ ЛОКОМОТИВАМИ. СНАЧАЛА В КАЧЕСТВЕ ПОМОЩНИКА, НО УЖЕ ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ СТАЛ МАШИНИСТОМ. ОН ПЕРЕВОЗИЛ МНОГОТОННЫЕ ГРУЗЫ, А КОГДА НАБРАЛСЯ ОПЫТА, ДОСТАВЛЯЛ ПО РАЗНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ ПАССАЖИРОВ. Анна Ледовских Паровоз 30-х годов установлен на территории локомотивного депо в Ельце ПРОФЕССИЯ МАШИНИСТА СЛОЖНАЯ, НО НЕ ЛИШЕНА РОМАНТИКИ. НА МОИХ ГЛАЗАХ СОЛНЦЕ ВСТАВАЛО И УХОДИЛО ЗА ГОРИЗОНТ. НРАВИЛОСЬ УПРАВЛЯТЬ МНОГОТОННОЙ МАХИНОЙ И ВЕСТИ ЗА СОБОЙ СОСТАВ ДЛИНОЙ В НЕСКОЛЬКО КИЛОМЕТРОВ Петр Хорошилов День железнодорожника — один из старейших профессиональных праздников. В России его начали отмечать еще в 1896 году. Сначала приурочили к 25 июня — именинам императора Николая I, при котором в стране появились первые стальные магистрали. С приходом советской власти торжества свернули. Возобновили традицию в 1936 году, а в 1940 году установили новую дату — первое воскресенье августа. КСТАТИ Петр Хорошилов в кабине пассажирского тепловоза ТЭП70

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz