Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

« Л И П Е Ц К А Я ГА З Е ТА » Регион 25 / 01 / 22 УЧИТЬСЯ в КОМФОРТНЫХ УСЛОВИЯХ ТОЧКА РОСТА Третий год в школе работают две «Точки роста» ;5-’ по направлениям «Информатика», «Проектная деятельность», «Технология». «ОБЖ». и■ 'V . Ж Ш \ в ГРЯЗИНСКОЙ ШКОЛЕ № 4 РЕАЛИЗУЕТСЯ ОБЛАСТНОЙ ПРОЕКТ «ГУМАННАЯ ШКОЛА. Ш к о л а , в к о т о р о й я х о ч у у ч и т ь с я ». Его АВТОРЫ ПРЕДПОЛАГАЮТ ОТКАЗАТЬСЯ о т СИСТЕМЫ ОЦЕНОК, СВОБОДНО ВЫБИРАТЬ ОДЕЖДУ ДЛЯ ШКОЛЫ, ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ — ТОЛЬКО В ИНДИВИДУАЛЬНОМ ПОРЯДКЕ. Ольга Шкатова О т формывшколе№4 отказались, кстати, еще три года назад. А в прошлом году пошли дальше: ввелидля первокла­ шек безотметочнуюсистему. Гуманные принципы_______ Решение о том, чтобы включиться в областной проект «Гуманная школа», принимали на Совете, в который помимо педагогов входят 36 родителей от всех классов. — Раньше у нас была шестидневная учебная не­ деля. В рамках проекта вве­ ли пятидневку и изменили учебный план. Оказалось, очень удобно. В субботу не учимся, но работает множе­ ство кружков. Школа прак­ тически вся занята. Решили попробовать без отметок учиться в первой четверти во вторых классах. Всем по­ нравилось. Такой подход к учебе у нас не первый год. Если ребенокполучилдвой­ ку, но пообещал пересдать материал, ему всегда идут навстречу. За две недели до конца четверти дети знают свои предварительные оцен­ ки и успевают пересдать то, что недоучили. Только оценки за контрольные ра­ боты остаются прежними, — уточнила директор шко­ лы Оксана Брезицкая. —До восьмого класса по ИЗО, музыке и физкультуре — зачет/незачет. Кстати, все школы Грязинского района ввели зачетную систему по этим предметам. Ни один родитель не жалуется. Новации не помешали_____ Четвертая, отметившая 55-летний юбилей, — одна из лучших школ района, с богатыми традициями. Здесь бесплатные кружки в систе­ медополнительного образо­ вания, авторитетный кадет­ ский клуб «Витязь», сильные спортивные секции, и физ­ культура —очень серьезный предмет. По словам дирек­ тора школы Оксаны Бре- зицкой, чтобы инновации «вписались» вуже созданную систему воспитания детей, педагоги особое внимание уделили выстраиванию об­ разовательного процесса. — В каждой параллели у нас не меньше двух классов — это тоже достижение. У нас хорошо выстроена профориентационная ра­ бота, но при этом мы не боимся брать детей с трой­ ками в десятый класс, так I как знаем, что учителя их подготовят к экзаменам. В прошлом году, например, из двух одиннадцатых классов вышло полтора десятка ме­ далистов, — продолжила разговор Оксана Васильев­ на. — В школе есть педаго­ гический класс. Он форми­ руется издесятиклассников, нацеленных на учительскую профессию. Третий год школа сотрудничает с Ли­ пецким педуниверситетом. Результаты прекрасные. Из 24 ребят первого выпуска 17 поступили в ЛГПУ. Два наших выпускника заняли призовые места во Всерос­ сийской педагогической олимпиаде. Третий год в школе ра­ ботают две «Точки роста» по направлениям «Инфор­ матика», «Проектная дея­ тельность», «Технология», «ОБЖ». С этого года вшколе для всех детей Грязинско­ го района открыты четыре кабинета «Стратегии» по химии, биологии, физике, информатике. Естественно, школьные учителя исполь­ зуют в учебном процессе установленное в них совре­ менное оборудование. Можно в кроссовках.^___ _ с особым энтузиазмом новации приняли родители первоклашек. — В первом классе идет адаптация к школе, поэтому нам безоценочная система очень понравилась. У детей не бьшо страха, что они что- то сделают неправильно. Не задавали намидомашнее за­ дание. Дома ребята трени­ ровались только в том, что плохо получалось. Не было оценок и в первой четверти в прошлом году. Поэтому дети не боялись идти вшко­ лу. Они знали, что если за лето что-то подзабыли, у них есть возможность навер­ стать, повторить, — расска­ зала мама второклассницы Дарины Ольга Левина. — Очень хороша используемая в начальной школе бинар­ ная система оценивания — зачет/незачет. Если ребенок с чем-то не справляется, важно, чтобы он чувство­ вал поддержку родителей и учителя. И тогда он сам будет стремиться добиться больших успехов, втом чис­ ле и там, где не дотягивает. Важно сравнивать ребенка с самим собой, а не с други­ ми ребятами, как это дела­ ет наш учитель Колупанова Марина Николаевна. Дети с удовольствием идут к ней на уроки. Там всегда комфорт­ ная атмосфера. Положительно Ольга Левина оценивает и отказ от школьной формы. По ее словам, многие девочки, даже старшеклассницы, не любят носить юбки, отда­ ют предпочтение брюкам и кюлотам. В качестве смен­ ной обуви вполне подходят модные сейчас кроссовки. В комфортной одежде иучить­ сялегче. В «лайтовом» режиме_________ Примечательно, еще до внедрения всех новшеств, предложенных проектом, в школе было заведено пра­ вило давать детям время втянуться вучебу после лет­ них каникул. — В начале учебного года, первые две недели, учителя подходят к оцени­ ванию максимально щадя- ще. Они всегда дают шанс исправить оценки, если не выполнено домашнее за­ дание, например. В этом большой плюс, — считает семиклассница Анна Ля­ кина. — Поэтому первая четверть проходит в школе в «лайтовом» режиме. Кро- уровень знаний оценивать подостоинству. Детидолжны понимать, к чемуимидти, где подтянуть знания, —рассу­ ждаетЛюдмила Викторовна. В девятых по физкульту­ ре в соответствии с феде­ ральными нормативными документами должны быть оценки не ниже удовлетво­ рительных. Иначе нельзядо­ пустить ребенка к итоговой аттестации. — Мы понимаем, что ситуации бывают разные и дети переходят из одной школы в другую. Поэтому по предметам, где есть за­ четная система, учитель ве­ дет свой учет в процентном соотношении. По запросу родителей проценты всегда можно перевести в оценку. Что касается домашнего задания, то есть обязатель­ ное и рекомендованное по географии, биологии. В прошлом году попробовали дать послабления. Но дети все равно учат эти предметы, потомучто ихчасто сдают на ОГЭ. Гуманная педагогика не нова. Об этомдавно гово­ рили Сухомлинский и Амо- нашвили. А Москаленко в жизньпретворял, —говорит Оксана Брезицкая. Ф о р м и р ую щ а я с и с т е м а о ц е н и в а н и я — БОЛЕЕ ГИБКАЯ, ПО СРАВНЕНИЮ с КЛАССИЧЕСКОЙ. ОНА ПОЗВОЛЯЕТ НЕ ОЦЕНИВАТЬ ФОРМАЛЬНО ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС ТОТ РЕЗУЛЬТАТ, КОТОРЫЙ ВЫДАЛИ В ТЕЧЕНИЕ КОРОТКОГО ПЕРИОДА ВРЕМЕНИ, А ДЕЙСТВИТЕЛЬНО УЧИТЬ, УВЕРЕНА РЕКТОР И н с т и т у т а р а з в и т и я о б р а з о в а н и я , И н е с с а Ш у й к о в а . ме того, по физкультуре, например, у нас существует система зачетов. Первая по­ пытка выполнения упраж­ нения, как разбег. Вообще зачет можно сдать по любо­ му предмету, усвоив мате­ риал, который намдают для самостоятельного изучения. Это тоже шанс исправить оценки. Оценки нам ставят по всем предметам, кроме физкультуры, искусства и технологии. Но у каждого из нас есть индивидуальный лист успеваемости, в кото­ ром можно просмотреть в конце года свои баллы. Людмила Буркова оце­ нивает новый проект с четырех позиций, выступая в ролях мамы, психолога, учителя русского языка и литературы, классного ру­ ководителя. — Конечно, есть дети, которые идут в школу за оценками, которым очень хочется показать, как они ра­ ботают. Но не каждый у нас спортсмен, музыкант или ху­ дожник. МойАндрей, напри­ мер, не особо спортивный. Поэтому зачет/ незачет по физкультуре для него очень подходящее оценивание. В то же время, поскольку старшеклассники готовятся к экзаменам, им надо свой Научная база____ По мнению ректора Института развития образо­ вания, кандидата техниче­ ских наук Инессы Шуйко- вой, в Липецкой области естьбазадля осуществления проекта «Гуманная школа. Школа, в которой я хочу учиться». — Из академии просве­ щения, а сейчас это коор­ динатор всех институтов развития образования, по \УЬа15Арр пришло ,; сообщение об очень подробной, развер нугой публикации по р опыту липецкого пе­ дагога Констан тина А лек ­ сандровича Москаленко в Московской электронной школе. Команда МЭШ сде­ лала ее с фотографиями и с таким материалом, кото­ рый, честно говоря, я давно не читала. Там очень много разных примеров про его воззрения, про то, как он рекомендовал проводить уроки, — продолжила тему Инесса Анатольевна. По ее мнению, советы и методические приемы, кото­ рые использовал Констан­ тин Александрович, акту­ альны и сегодня. Например, не надо отдельно выделять этап урока, когда учитель занимается исключительно проверкой домашней рабо­ ты. Проверка должна идти непрерывно втечение урока. — Москаленко предла­ гал в конце занятия выстав­ лять поурочные баллы. Это, кстати, про систему оцени­ вания. Не было у Моска­ ленко оценки; как мыее по­ нимаем сейчас — когда это субъективная пятибальная шкала, из которой исполь­ зуют только «три», «четыре», «пять». Он использовал так называемую систему оце­ нивания. И за каждый вид деятельности была соответ­ ствующая, даже не отметка, а пометка в специальном листе учителя о том, что ребенок выполнил тот или иной элемент урока, освоил его. В финале урока накап­ ливались баллы, которые можнобылоконвертировать в отметку. То же самое мы предлагаеми сейчас, потому что формирующая система оценивания — это как раз тот инструментарий, кото­ рый вырастает из системы поурочного балла Констан­ тина Москаленко, — счита­ ет ректор. —Формирующая система оценивания — бо­ лее гибкая, по сравнению с классической. Она позволя­ ет не оценивать формально здесь и сейчас тот результат, который вьщали в течение короткого периодавремени, адействительно учить. Липецкий ОПЫ Т____ — Педагогику Моска­ ленко продолжила целая плеяда педагогов-новато- ров, которые и составили Липецкий педагогический опыт. Это и Котельников Вячеслав Александрович, и Ваковский Михаил Бо­ рисович, и Шмаков Сталь Анатольевич. Никто из них не применял классическое оценивание, — продолжила Инесса Анатольевна. — У Котельникова, например, всегда были классы «на до­ верии». К ученику, который заслужил доверие педагога своим трудом, отношени­ ем к учебе, вниманием к школьным делам не при­ менялась система отметок в течение долгого периода времени, например четвер­ ти. Таких учеников могли не опрашивать на уроках. Если контрольные работы они выполняли не очень хорошо, им давали возмож- Оксана Брезицкая РАНЬШЕ у НАС БЫЛА ШЕСТИДНЕВНАЯ УЧЕБНАЯ НЕДЕЛЯ. В РАМКАХ ПРОЕКТА ВВЕЛИ ПЯТИДНЕВКУ И ИЗМЕНИЛИ УЧЕБНЫЙ ПЛАН. ОКАЗАЛОСЬ, ОЧЕНЬ УДОБНО. В СУББОТУ НЕ УЧИМСЯ, ПОРАБОТАЕТ МНОЖЕСТВО КРУЖКОВ. ШКОЛА ПРАКТИЧЕСКИ ВСЯ ЗАНЯТА. РЕШИЛИ ПОПРОБОВАТЬ БЕЗ ОТМЕТОК УЧИТЬСЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ ВО ВТОРЫХ КЛАССАХ. ВСЕМ ПОНРАВИЛОСЬ ность исправить оценку, более глубоко проработав материал. То есть ребенку давалась осознанная сво­ бода выбора в понимании того, чтоон самвыстраивает свой процесс обучения идо­ стижения той цели, которую перед ним ставят учителя. У Раковского была 10-балль- ная система оценивания, связанная с формирова­ нием. Ученику не ставили оценку за плохой ответ, да­ вая возможность улучшить результат, еще раз обратив­ шись к материалу, выбрав при этом, на какую оценку наработать. Таковский пре­ подавал географию. Причем не припоминаю, чтобы он хотя бы раз поставил нам на уроках какие-то отмет­ ки, чтобы он как-то опра­ шивал нас и говорил вслух, что он ставит какую-то от­ метку. Основное внимание нас, детей, бьшонаправлено на общение с самим педа­ гогом. Это бьшо настоящее педагогическое мастерство, искусство. Каждый урок с Михаилом Борисовичем мы воспринимали как что-то важное в нашей жизни, а не как момент изучения геогра­ фии. По атласам и контур­ ным картам мы тоже что-то делали. Но в классе было понимание того, что с нами человек, который важен для тебя, и ты хочешь обсудить с нимкакие-то ситуации, свя­ занные сжизнью. Тыхочешь на него равняться. Что это человек, за которым огром­ ное дело. Вокруг таких лю­ дей есть определенная аура, и ты понимаешь, что они — основа, определяющая наше общество. Фото Сергея Литаврина Свободной форме одежды особенно радуются старшеклассницы ЕНЬ ЗАДНЕМ ^ ЗАПРАВКА СТРОИТСЯ, НА ОЧЕРЕДИ —РЫНОК Я Р Н И | | в этом году начнется заполнение авто- кластера под Задонском. Инфраструктура на большой территории в сто гектаров в Задонский пойме реки Дон бьша подготовлена еще район ^ несколько лет назад. За строительство газозаправочной станции с кафе взялся частный инвестор — компания «ТрастАгро- ком». Вложения составят более 130миллионоврублей. Учитывая среднесуточный поток автомобилей в 40 тысяч по примыкающей к кластеру трассе М-4 можно рассчитывать на быструю окупаемость и высокую прибыль. Но этолишь перваяласточка. Ведется работа по привлечению инвесторов. Направлены инвестиционные предложения во все структурные подразделения Торгово-промышленных палат России, торговые представительства более 25 стран и конкретным инвесторам в сфере туризма. Скоро на территории автокластера появятся не только автозаправка, но еще экорынок и оздоровительный комгшекс для пожилыхлюдей. Тербунский район НОВЫЕ ДВЕРИ ДЛЯ УЮТА ИТЕПЛА В селе Заречное глава КФХ «Возро­ ждение» Сергей Драчев заменил входную и проходную двери в местном фельдшер­ ско-акушерском пункте. Ранее он помог отремонпировать смотровой кабинет. ФАП находится в здании, которое нуждается в ре­ монте. С новымидверями в помещении стало заметно теплее. И заведующаяФАПомНатальяДрачева, ижите­ лиоченьдовольны. В зданиипредстоитещемногодел— обновитьгазовоеоборудование, трубыитакдалее. Фер­ меробещалподдержатьматериальносельскуюмедицину. Неравнодушный предприниматель не оставляет без внимания и другие важные вопросы. В частности, взимнее времянаправляеттрактордлярасчисткиулиц. Хлевеиский район т ы —МОРЯЧКА, я —МОРЯК в школе села Конь-Колодезь прошла церемония посвящения учащихся седь­ мого класса в юные моряки. Клятву юнги принес 21 ученик. От ветеранов флота они получили удостоверения. Мероприятие состоялось впреддвериидня рожде­ ния великого русского флотоводца адмирала Федора Ушакова. Первый морской класс в Конь-Колодезской шко­ лы появился в 2005 году. У школы и села завязалась крепкаядружба с ветеранами флота. На торжественнуюцеремониюпосвящения вюнги к школьникам приехали помощник вице-спикера об­ ластного Совета депутатов капитан 1рангаЛеонид Гу­ сев, капитан II ранга ветеранфлота ВикторМамушкин, матрос СеверногофлотаАлександр Болдыревидругие почетные гости, которые напутствовалиюньк моряков. Помимо этого, классу бьшо присвоено почетное название — «Курбатовцы», в честь Героя Советского Союза Георгия Курбатова, уроженца Ельца. Усманский район «МАСКА» — с е р е б р я н ы й ПРИЗЕР ФЕСТИВАЛЯ Коллектив театральной сзудии «Мас­ ка» —серебряный призер Международно­ го фестиваля-конкурса детско-юношеских и молодежньк театров «Королевство ска­ зок», состоявшегося в Сочи. В конкурсе участвовали 15 коллективов со всей страны. На суджюриусманцы представили спектакль «Аленький цветочек», вкоторомбыли задействованы 17актеров. За спектакль коллектив студии удостоен диплома лауреата II степени. Кроме того, дипломом бьшотме­ чен актерский дуэт Арины Польшцевой иАлеси Чер­ никовой. Награду за лучшуюженскую роль получила Анастасия Парахина, сыгравшая Настеньку. А Сергею Попову бьш вручен специальный диплом за яркое воплощение роли отца на сцене. Липецкий район СЕЛЬЧАН СОБРАЛА Щ I «ПАЛИТРАТВОРЧЕСТВА» * * в Кузьминских Отвержках отмети­ ли День села. На арт-площади «Палитра творчества» собралось более трехсот жи­ телей и гостей поселения. Веселье нача­ лось с эстафет для детей взрослых. На сценеартистыЦентра культурыидосугапровели праздничный концерт. Собравщиеся на арт-гшощади каталисьс горки, танцевали. Для гостейпраздникабыло организованоугощение блюдами казачьей кухни. Глава сельской администрации Наталия Зимарина вручила благодарственные письма и призы участникам кон­ курсов на лучщую новогоднюю игрущку и новогоднее благоустройствотерритории. Втотжеденьпоздравления и памятные подаркиполучилисельскиедолгожители. ВПЕРВЫЕ ПРОКАТИЛСЯ С ГОРКИ В рамках международного сотруд­ ничества со студентами русской кафед­ ры университета иностранных языков Чаплыгинский Хайдарабада гость из Индии Ом Шрест район посетил Чапльпин и Рощинскую щколу. Ом четыре года изучал русский язык в универси­ тетах Дели и Хайдарабада и достаточно хорощо им овладел. Он с удовольствием пел русские народные песни с ансамблем «Раненбургские родники» и впер­ вые попробовал кататься с горки, на лыжах и коньках вместе со щкольниками. Индийский гость интересовался жизнью малых городов России и способах проведения свободного времени. Для него организовали поездку влес села Бу­ ковое и пикник на природе. Ом устроил вечер индий­ ской кухни, приготовив курицу со специями и чапати. 1«1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz