Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
« Л И П Е Ц К А Я ГА З Е ТА » Регион 25 / 01 / 22 УЧИТЬСЯ в КОМФОРТНЫХ УСЛОВИЯХ ТОЧКА РОСТА Третий год в школе работают две «Точки роста» ;5-’ по направлениям «Информатика», «Проектная деятельность», «Технология». «ОБЖ». и■ 'V . Ж Ш \ в ГРЯЗИНСКОЙ ШКОЛЕ № 4 РЕАЛИЗУЕТСЯ ОБЛАСТНОЙ ПРОЕКТ «ГУМАННАЯ ШКОЛА. Ш к о л а , в к о т о р о й я х о ч у у ч и т ь с я ». Его АВТОРЫ ПРЕДПОЛАГАЮТ ОТКАЗАТЬСЯ о т СИСТЕМЫ ОЦЕНОК, СВОБОДНО ВЫБИРАТЬ ОДЕЖДУ ДЛЯ ШКОЛЫ, ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ — ТОЛЬКО В ИНДИВИДУАЛЬНОМ ПОРЯДКЕ. Ольга Шкатова О т формывшколе№4 отказались, кстати, еще три года назад. А в прошлом году пошли дальше: ввелидля первокла шек безотметочнуюсистему. Гуманные принципы_______ Решение о том, чтобы включиться в областной проект «Гуманная школа», принимали на Совете, в который помимо педагогов входят 36 родителей от всех классов. — Раньше у нас была шестидневная учебная не деля. В рамках проекта вве ли пятидневку и изменили учебный план. Оказалось, очень удобно. В субботу не учимся, но работает множе ство кружков. Школа прак тически вся занята. Решили попробовать без отметок учиться в первой четверти во вторых классах. Всем по нравилось. Такой подход к учебе у нас не первый год. Если ребенокполучилдвой ку, но пообещал пересдать материал, ему всегда идут навстречу. За две недели до конца четверти дети знают свои предварительные оцен ки и успевают пересдать то, что недоучили. Только оценки за контрольные ра боты остаются прежними, — уточнила директор шко лы Оксана Брезицкая. —До восьмого класса по ИЗО, музыке и физкультуре — зачет/незачет. Кстати, все школы Грязинского района ввели зачетную систему по этим предметам. Ни один родитель не жалуется. Новации не помешали_____ Четвертая, отметившая 55-летний юбилей, — одна из лучших школ района, с богатыми традициями. Здесь бесплатные кружки в систе медополнительного образо вания, авторитетный кадет ский клуб «Витязь», сильные спортивные секции, и физ культура —очень серьезный предмет. По словам дирек тора школы Оксаны Бре- зицкой, чтобы инновации «вписались» вуже созданную систему воспитания детей, педагоги особое внимание уделили выстраиванию об разовательного процесса. — В каждой параллели у нас не меньше двух классов — это тоже достижение. У нас хорошо выстроена профориентационная ра бота, но при этом мы не боимся брать детей с трой ками в десятый класс, так I как знаем, что учителя их подготовят к экзаменам. В прошлом году, например, из двух одиннадцатых классов вышло полтора десятка ме далистов, — продолжила разговор Оксана Васильев на. — В школе есть педаго гический класс. Он форми руется издесятиклассников, нацеленных на учительскую профессию. Третий год школа сотрудничает с Ли пецким педуниверситетом. Результаты прекрасные. Из 24 ребят первого выпуска 17 поступили в ЛГПУ. Два наших выпускника заняли призовые места во Всерос сийской педагогической олимпиаде. Третий год в школе ра ботают две «Точки роста» по направлениям «Инфор матика», «Проектная дея тельность», «Технология», «ОБЖ». С этого года вшколе для всех детей Грязинско го района открыты четыре кабинета «Стратегии» по химии, биологии, физике, информатике. Естественно, школьные учителя исполь зуют в учебном процессе установленное в них совре менное оборудование. Можно в кроссовках.^___ _ с особым энтузиазмом новации приняли родители первоклашек. — В первом классе идет адаптация к школе, поэтому нам безоценочная система очень понравилась. У детей не бьшо страха, что они что- то сделают неправильно. Не задавали намидомашнее за дание. Дома ребята трени ровались только в том, что плохо получалось. Не было оценок и в первой четверти в прошлом году. Поэтому дети не боялись идти вшко лу. Они знали, что если за лето что-то подзабыли, у них есть возможность навер стать, повторить, — расска зала мама второклассницы Дарины Ольга Левина. — Очень хороша используемая в начальной школе бинар ная система оценивания — зачет/незачет. Если ребенок с чем-то не справляется, важно, чтобы он чувство вал поддержку родителей и учителя. И тогда он сам будет стремиться добиться больших успехов, втом чис ле и там, где не дотягивает. Важно сравнивать ребенка с самим собой, а не с други ми ребятами, как это дела ет наш учитель Колупанова Марина Николаевна. Дети с удовольствием идут к ней на уроки. Там всегда комфорт ная атмосфера. Положительно Ольга Левина оценивает и отказ от школьной формы. По ее словам, многие девочки, даже старшеклассницы, не любят носить юбки, отда ют предпочтение брюкам и кюлотам. В качестве смен ной обуви вполне подходят модные сейчас кроссовки. В комфортной одежде иучить сялегче. В «лайтовом» режиме_________ Примечательно, еще до внедрения всех новшеств, предложенных проектом, в школе было заведено пра вило давать детям время втянуться вучебу после лет них каникул. — В начале учебного года, первые две недели, учителя подходят к оцени ванию максимально щадя- ще. Они всегда дают шанс исправить оценки, если не выполнено домашнее за дание, например. В этом большой плюс, — считает семиклассница Анна Ля кина. — Поэтому первая четверть проходит в школе в «лайтовом» режиме. Кро- уровень знаний оценивать подостоинству. Детидолжны понимать, к чемуимидти, где подтянуть знания, —рассу ждаетЛюдмила Викторовна. В девятых по физкульту ре в соответствии с феде ральными нормативными документами должны быть оценки не ниже удовлетво рительных. Иначе нельзядо пустить ребенка к итоговой аттестации. — Мы понимаем, что ситуации бывают разные и дети переходят из одной школы в другую. Поэтому по предметам, где есть за четная система, учитель ве дет свой учет в процентном соотношении. По запросу родителей проценты всегда можно перевести в оценку. Что касается домашнего задания, то есть обязатель ное и рекомендованное по географии, биологии. В прошлом году попробовали дать послабления. Но дети все равно учат эти предметы, потомучто ихчасто сдают на ОГЭ. Гуманная педагогика не нова. Об этомдавно гово рили Сухомлинский и Амо- нашвили. А Москаленко в жизньпретворял, —говорит Оксана Брезицкая. Ф о р м и р ую щ а я с и с т е м а о ц е н и в а н и я — БОЛЕЕ ГИБКАЯ, ПО СРАВНЕНИЮ с КЛАССИЧЕСКОЙ. ОНА ПОЗВОЛЯЕТ НЕ ОЦЕНИВАТЬ ФОРМАЛЬНО ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС ТОТ РЕЗУЛЬТАТ, КОТОРЫЙ ВЫДАЛИ В ТЕЧЕНИЕ КОРОТКОГО ПЕРИОДА ВРЕМЕНИ, А ДЕЙСТВИТЕЛЬНО УЧИТЬ, УВЕРЕНА РЕКТОР И н с т и т у т а р а з в и т и я о б р а з о в а н и я , И н е с с а Ш у й к о в а . ме того, по физкультуре, например, у нас существует система зачетов. Первая по пытка выполнения упраж нения, как разбег. Вообще зачет можно сдать по любо му предмету, усвоив мате риал, который намдают для самостоятельного изучения. Это тоже шанс исправить оценки. Оценки нам ставят по всем предметам, кроме физкультуры, искусства и технологии. Но у каждого из нас есть индивидуальный лист успеваемости, в кото ром можно просмотреть в конце года свои баллы. Людмила Буркова оце нивает новый проект с четырех позиций, выступая в ролях мамы, психолога, учителя русского языка и литературы, классного ру ководителя. — Конечно, есть дети, которые идут в школу за оценками, которым очень хочется показать, как они ра ботают. Но не каждый у нас спортсмен, музыкант или ху дожник. МойАндрей, напри мер, не особо спортивный. Поэтому зачет/ незачет по физкультуре для него очень подходящее оценивание. В то же время, поскольку старшеклассники готовятся к экзаменам, им надо свой Научная база____ По мнению ректора Института развития образо вания, кандидата техниче ских наук Инессы Шуйко- вой, в Липецкой области естьбазадля осуществления проекта «Гуманная школа. Школа, в которой я хочу учиться». — Из академии просве щения, а сейчас это коор динатор всех институтов развития образования, по \УЬа15Арр пришло ,; сообщение об очень подробной, развер нугой публикации по р опыту липецкого пе дагога Констан тина А лек сандровича Москаленко в Московской электронной школе. Команда МЭШ сде лала ее с фотографиями и с таким материалом, кото рый, честно говоря, я давно не читала. Там очень много разных примеров про его воззрения, про то, как он рекомендовал проводить уроки, — продолжила тему Инесса Анатольевна. По ее мнению, советы и методические приемы, кото рые использовал Констан тин Александрович, акту альны и сегодня. Например, не надо отдельно выделять этап урока, когда учитель занимается исключительно проверкой домашней рабо ты. Проверка должна идти непрерывно втечение урока. — Москаленко предла гал в конце занятия выстав лять поурочные баллы. Это, кстати, про систему оцени вания. Не было у Моска ленко оценки; как мыее по нимаем сейчас — когда это субъективная пятибальная шкала, из которой исполь зуют только «три», «четыре», «пять». Он использовал так называемую систему оце нивания. И за каждый вид деятельности была соответ ствующая, даже не отметка, а пометка в специальном листе учителя о том, что ребенок выполнил тот или иной элемент урока, освоил его. В финале урока накап ливались баллы, которые можнобылоконвертировать в отметку. То же самое мы предлагаеми сейчас, потому что формирующая система оценивания — это как раз тот инструментарий, кото рый вырастает из системы поурочного балла Констан тина Москаленко, — счита ет ректор. —Формирующая система оценивания — бо лее гибкая, по сравнению с классической. Она позволя ет не оценивать формально здесь и сейчас тот результат, который вьщали в течение короткого периодавремени, адействительно учить. Липецкий ОПЫ Т____ — Педагогику Моска ленко продолжила целая плеяда педагогов-новато- ров, которые и составили Липецкий педагогический опыт. Это и Котельников Вячеслав Александрович, и Ваковский Михаил Бо рисович, и Шмаков Сталь Анатольевич. Никто из них не применял классическое оценивание, — продолжила Инесса Анатольевна. — У Котельникова, например, всегда были классы «на до верии». К ученику, который заслужил доверие педагога своим трудом, отношени ем к учебе, вниманием к школьным делам не при менялась система отметок в течение долгого периода времени, например четвер ти. Таких учеников могли не опрашивать на уроках. Если контрольные работы они выполняли не очень хорошо, им давали возмож- Оксана Брезицкая РАНЬШЕ у НАС БЫЛА ШЕСТИДНЕВНАЯ УЧЕБНАЯ НЕДЕЛЯ. В РАМКАХ ПРОЕКТА ВВЕЛИ ПЯТИДНЕВКУ И ИЗМЕНИЛИ УЧЕБНЫЙ ПЛАН. ОКАЗАЛОСЬ, ОЧЕНЬ УДОБНО. В СУББОТУ НЕ УЧИМСЯ, ПОРАБОТАЕТ МНОЖЕСТВО КРУЖКОВ. ШКОЛА ПРАКТИЧЕСКИ ВСЯ ЗАНЯТА. РЕШИЛИ ПОПРОБОВАТЬ БЕЗ ОТМЕТОК УЧИТЬСЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ ВО ВТОРЫХ КЛАССАХ. ВСЕМ ПОНРАВИЛОСЬ ность исправить оценку, более глубоко проработав материал. То есть ребенку давалась осознанная сво бода выбора в понимании того, чтоон самвыстраивает свой процесс обучения идо стижения той цели, которую перед ним ставят учителя. У Раковского была 10-балль- ная система оценивания, связанная с формирова нием. Ученику не ставили оценку за плохой ответ, да вая возможность улучшить результат, еще раз обратив шись к материалу, выбрав при этом, на какую оценку наработать. Таковский пре подавал географию. Причем не припоминаю, чтобы он хотя бы раз поставил нам на уроках какие-то отмет ки, чтобы он как-то опра шивал нас и говорил вслух, что он ставит какую-то от метку. Основное внимание нас, детей, бьшонаправлено на общение с самим педа гогом. Это бьшо настоящее педагогическое мастерство, искусство. Каждый урок с Михаилом Борисовичем мы воспринимали как что-то важное в нашей жизни, а не как момент изучения геогра фии. По атласам и контур ным картам мы тоже что-то делали. Но в классе было понимание того, что с нами человек, который важен для тебя, и ты хочешь обсудить с нимкакие-то ситуации, свя занные сжизнью. Тыхочешь на него равняться. Что это человек, за которым огром ное дело. Вокруг таких лю дей есть определенная аура, и ты понимаешь, что они — основа, определяющая наше общество. Фото Сергея Литаврина Свободной форме одежды особенно радуются старшеклассницы ЕНЬ ЗАДНЕМ ^ ЗАПРАВКА СТРОИТСЯ, НА ОЧЕРЕДИ —РЫНОК Я Р Н И | | в этом году начнется заполнение авто- кластера под Задонском. Инфраструктура на большой территории в сто гектаров в Задонский пойме реки Дон бьша подготовлена еще район ^ несколько лет назад. За строительство газозаправочной станции с кафе взялся частный инвестор — компания «ТрастАгро- ком». Вложения составят более 130миллионоврублей. Учитывая среднесуточный поток автомобилей в 40 тысяч по примыкающей к кластеру трассе М-4 можно рассчитывать на быструю окупаемость и высокую прибыль. Но этолишь перваяласточка. Ведется работа по привлечению инвесторов. Направлены инвестиционные предложения во все структурные подразделения Торгово-промышленных палат России, торговые представительства более 25 стран и конкретным инвесторам в сфере туризма. Скоро на территории автокластера появятся не только автозаправка, но еще экорынок и оздоровительный комгшекс для пожилыхлюдей. Тербунский район НОВЫЕ ДВЕРИ ДЛЯ УЮТА ИТЕПЛА В селе Заречное глава КФХ «Возро ждение» Сергей Драчев заменил входную и проходную двери в местном фельдшер ско-акушерском пункте. Ранее он помог отремонпировать смотровой кабинет. ФАП находится в здании, которое нуждается в ре монте. С новымидверями в помещении стало заметно теплее. И заведующаяФАПомНатальяДрачева, ижите лиоченьдовольны. В зданиипредстоитещемногодел— обновитьгазовоеоборудование, трубыитакдалее. Фер меробещалподдержатьматериальносельскуюмедицину. Неравнодушный предприниматель не оставляет без внимания и другие важные вопросы. В частности, взимнее времянаправляеттрактордлярасчисткиулиц. Хлевеиский район т ы —МОРЯЧКА, я —МОРЯК в школе села Конь-Колодезь прошла церемония посвящения учащихся седь мого класса в юные моряки. Клятву юнги принес 21 ученик. От ветеранов флота они получили удостоверения. Мероприятие состоялось впреддвериидня рожде ния великого русского флотоводца адмирала Федора Ушакова. Первый морской класс в Конь-Колодезской шко лы появился в 2005 году. У школы и села завязалась крепкаядружба с ветеранами флота. На торжественнуюцеремониюпосвящения вюнги к школьникам приехали помощник вице-спикера об ластного Совета депутатов капитан 1рангаЛеонид Гу сев, капитан II ранга ветеранфлота ВикторМамушкин, матрос СеверногофлотаАлександр Болдыревидругие почетные гости, которые напутствовалиюньк моряков. Помимо этого, классу бьшо присвоено почетное название — «Курбатовцы», в честь Героя Советского Союза Георгия Курбатова, уроженца Ельца. Усманский район «МАСКА» — с е р е б р я н ы й ПРИЗЕР ФЕСТИВАЛЯ Коллектив театральной сзудии «Мас ка» —серебряный призер Международно го фестиваля-конкурса детско-юношеских и молодежньк театров «Королевство ска зок», состоявшегося в Сочи. В конкурсе участвовали 15 коллективов со всей страны. На суджюриусманцы представили спектакль «Аленький цветочек», вкоторомбыли задействованы 17актеров. За спектакль коллектив студии удостоен диплома лауреата II степени. Кроме того, дипломом бьшотме чен актерский дуэт Арины Польшцевой иАлеси Чер никовой. Награду за лучшуюженскую роль получила Анастасия Парахина, сыгравшая Настеньку. А Сергею Попову бьш вручен специальный диплом за яркое воплощение роли отца на сцене. Липецкий район СЕЛЬЧАН СОБРАЛА Щ I «ПАЛИТРАТВОРЧЕСТВА» * * в Кузьминских Отвержках отмети ли День села. На арт-площади «Палитра творчества» собралось более трехсот жи телей и гостей поселения. Веселье нача лось с эстафет для детей взрослых. На сценеартистыЦентра культурыидосугапровели праздничный концерт. Собравщиеся на арт-гшощади каталисьс горки, танцевали. Для гостейпраздникабыло организованоугощение блюдами казачьей кухни. Глава сельской администрации Наталия Зимарина вручила благодарственные письма и призы участникам кон курсов на лучщую новогоднюю игрущку и новогоднее благоустройствотерритории. Втотжеденьпоздравления и памятные подаркиполучилисельскиедолгожители. ВПЕРВЫЕ ПРОКАТИЛСЯ С ГОРКИ В рамках международного сотруд ничества со студентами русской кафед ры университета иностранных языков Чаплыгинский Хайдарабада гость из Индии Ом Шрест район посетил Чапльпин и Рощинскую щколу. Ом четыре года изучал русский язык в универси тетах Дели и Хайдарабада и достаточно хорощо им овладел. Он с удовольствием пел русские народные песни с ансамблем «Раненбургские родники» и впер вые попробовал кататься с горки, на лыжах и коньках вместе со щкольниками. Индийский гость интересовался жизнью малых городов России и способах проведения свободного времени. Для него организовали поездку влес села Бу ковое и пикник на природе. Ом устроил вечер индий ской кухни, приготовив курицу со специями и чапати. 1«1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz