Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
«ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 27/ 07/ 22 Творчество 25 Т ак и второй номер журнала «Петровский мост» удивит читателей разноцветьем содержания, в котором сплета- ются в прихотливую литератур- ную вязь бытописание и сказка, созидание и трагедия, прошлое и будущее. Философия под бременем быта Предвижу бурную радость поклонников исторических детективов: их ожидает новое произведение Сергея Юрова, мастера этого жанра. «Брать живьем. 1919-й» — вереница приключений частного сыщика, нежданно-негаданно переме- стившегося из современности в самый грозный год Граждан- ской войны. Распоясались шайки бандитов и грабителей, кругом воровство и спекуляция, да и конница Мамонтова на подхо- де. Действительно, «одно дело читать архивные документы, лениво писать статьи по теме, и совсем другое оказаться в этом сложном, поистине суровом вре- мени». За проявленную хватку героя берут стажером в местное УГРО, и для него начинается жестокая борьба с криминалом, а рядом идут рука об руку муже- ство, вера в светлое будущее и предательство. Правда, одно из сюжетных звеньев заставляет вспомнить советский фильм «Достояние республики», но во всем остальном — захватываю- ще. Продолжение планируется. Анатолий Валевский соеди- нил в психологически напря- женном рассказе «Шарлота» трагизм блокады Ленинграда, пронзительно переданный гла- зами пятилетней девочки, поте- рявшей ногу, и мотив преодоле- ния, переходящий в философию реализации, выстраданную под бременем вынужденного быта. Алена Даль в рассказах из цикла «Люди» в почти надрывной то- нальности поднимает проблему взаимопонимания, отвергнуто- го надуманным ожесточением («Варежка»); в традициях нео- сентиментализма напоминает о сострадании ко всему живо- му («Тишка»). Грустный осадок остается от рассказа Елены Гово- ровой «Дом у оврага»: очередная судьба женщины, которой не вы- рваться из круга семейной жизни с тремя детьми и пьющим-бью- щим мужем, который к тому же отправился на «зону» по пьяному делу. Как, впрочем, и от диптиха Натальи Барановой; ее первый рассказ — о деревенской, устав- шей, но обреченной на жизнь старухе, второй — о сложностях отношений детей и родителей. А «Единственная» Алексея Колядо- ва вновь подтверждает послови- цу — старая любовь не ржавеет. Рассказ «Легкие туфли» Тамары Алексеевой стро- ится на эмоцио- нальном поединке врача и онкопа- циента. Алена Грохольская в романти- ческой сказке-притче «Кристалл дракона» утверждает спаситель- ную идею добра и единения. «В гармонию слагать шальные звуки» Поэтическую тетрадь откры- ла Александра Тамбовская ци- клом-воспоминанием о городе Лебедяни: Синий Дон у рыжего обрыва, Словно витязь, хмурится слегка, Величаво, скромно, молчаливо Вспоминая прошлые века. Изумительная колоритная стилистика, отзвуки «юности недопетой», простор мысли и безграничная любовь к родному месту оставляют, без преуве- личения, неизгладимое впе- чатление. Название подборки Дмитрия Мурзина «Смысл жизни — оче- виден» однозначно и катего- рично только на первый взгляд: нагромождение сокрушающей разум символики и стремление к индивидуальной образности, например: «Будто Кама впадает в кому, Отражая бардак созвездий», заставляют этот смысл все-таки искать. Андрей Фролов узорчато и сочно живописует закат, море, небо, звезды. Особенно впечатляет цикл «Ста- рый сад», наполнен- ный т р о - гательной радостью от обретенной опоры во Вселенной. И вместе с поэтом «…хочется верить, Что все было не зря: И дары, и потери, И рассвет, и заря». Стихи Виты Пшеничной в целом жизнеутверждающие, озаренные «святым ликом ма- ленькой Родины», обращенные памятью в безмятежное детство, где «куполами целует века вос- становленный храм», греет лет- нее тепло и холодит осенний день. Михаил Червяков для пе- редачи бурной переменчивости жизни использует прерывистую, с перебоями интонацию; тема смерти явлена в подчеркнуто экспрессионистской манере, как и остальные лирические откровения. В строках Лари- сы Желенис властвует стихия полета, неба и солнца, плавно переходящая в светлую грусть, навеваемую поздней осенью. Па- вел Кузовлев любуется красотами родной земли, воплощая ее в смелых метафорах и резко-яркой цветовой палитре: «Распустила нежные листочки Белая береза на заре, Загорелись золотые точки На зеленом бархатном ковре». Видеть «человека живого» Блок публи- цистики откры- вает взволно- ванный очерк Татьяны Не- чаевой о жиз- ненной и твор- ческой судьбе Анатолия Кли- мова, ветерана Липецкой орга- низации Союза художников РФ, педагога и поэта. Дополняют его фрагменты ин- тервью с живо- писцем и репро- дукции картин. Алена Во- робьева отре- цензиров ала сборник Та- тьяны Щегло- вой «Авиаторы света». Заглав- ная пов ес т ь отличается вза- имопроникно- вением жанров путевого пове- ствования и духовной прозы с поисками ответа на вопрос «Что есть правда?». Страница- ми, описывающими перипетии развития сельского хозяйства, завершает свою увлекательную журналистскую сагу «И судьбы как истории планет…» Юрий Ба- кланов. Хроникальный материал Виктора Елисеева «Жаркое лето 42-го», написанный к 80-летию Воронежско-Ворошиловград- ской оборонительной операции, вновь напоминает о беспример- ном мужестве советских воинов разных родов войск, вставших на пути фашистских захват- чиков. В необычном для себя ам- плуа выступил Олег Севрюков: опираясь на фундаментальные справочные источники, издан- ные с разницей в столетие, он предпринял попытку «энци- клопедической реконструкции» духовного облика поэта, пред- ставителя славянофильства А.С. Хомякова, связанного с липец- ким краем. Спросите, зачем? Да чтобы мы на этом примере могли научиться видеть «челове- ка живого, а не человека-схему, сработанного по воле толковате- лей его жизненного пути», осо- бенно, если он — историческая личность. Алексей Кондратенко об- рисовал этапы журналистской деятельности известного совет- ского писателя Николая Задон- ского в первые послереволюци- онные годы, ставшей для него творческой школой и стартом в большую литературу. Завершают номер иронические (я бы сказал, иронико-философские) стихи Андрея Новикова под общим названием «Скажи мне, баннер придорожный…». Иллюстрации Виктора Нелюбова СРЕДИ ПРОСТРАНСТВ И ВЕКОВ ЛЕТО — ПОРА ВСЕОБЩЕГО ЦВЕТЕНИЯ, ВРЕМЯ, КОГДА ЧЕЛОВЕК ПОРОЙ НЕ В СОСТОЯНИИ ОБЪЯТЬ УДИВЛЯЮЩИЕ ЕГО ВЗОР НА КАЖДОМ ШАГУ КРАСКИ, ЗВУКИ И ФОРМЫ ПРИРОДЫ, СЛИВАЮЩИЕСЯ В ЕДИНУЮ ГАРМОНИЮ. Александр Бойников Иллюстрация к рассказу Анатолия Валевского «Шарлота» Иллюстрация к рассказу Алексея Колядова «Единственная» ДЕТЕКТИВ СЕРГЕЯ ЮРОВА «БРАТЬ ЖИВЬЕМ. 1919-Й» – ВЕРЕНИЦА ПРИКЛЮЧЕНИЙ ЧАСТНОГО СЫЩИКА, НЕЖДАННО-НЕГАДАННО ПЕРЕМЕСТИВШЕГОСЯ ИЗ СОВРЕМЕННОСТИ В САМЫЙ ГРОЗНЫЙ ГОД ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ. Алена Воробьева отрецензировала сборник Татьяны Щегловой «Авиаторы света»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz