Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Елец 5 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 06/ 07 / 22 СЕКРЕТ РОЯЛЬНОЙ ГАРМОНИ НЕКОТОРЫЕ РОЖДАЮТСЯ В РУБАШКЕ, А Я — С ГАРМОШКОЙ Николай Матюхин В ИЮНЕ НА БАЗЕ МУЗЕЯ НАРОДНЫХ РЕМЕСЕЛ И ПРОМЫСЛОВ ОТКРЫЛСЯ ЦЕНТР ЕЛЕЦКОЙ РОЯЛЬНОЙ ГАРМОНИКИ ИМЕНИ АФАНАСИЯ ИВАНОВИЧА МАТЮХИНА. ОБ ЭТОМ УДИВИТЕЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТЕ РАССКАЗАЛ ОДИН ИЗ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДИНАСТИИ — НИКОЛАЙ МАТЮХИН. Александра Воротынцева ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ В середине 1860-х в елецких окрестностях появился местный прототип гармони- русянки. Ее правая клавиатура была более широкая, а клавиши более длинные, что отличало инструмент от тульского. С годами инструмент совершенствовался: диапазон расширился, стандарт клавиатуры установился в 11 клавиш, а звуки на сжим и разжим меха стали одинаковыми. В 1870 годы гармоники делали уже трехголосыми. В начале XX века к ряду белых основных клавиш, издающих звуки мажорной гаммы, был добавлен ряд черных клавиш (полутоны). Елецкая гармоника на правой клавиатуре имеет все звуки полной хроматической гаммы. Басы и аккорды левой части инструмента расположены по кварто- квинтовому кругу. Именно Елецкая гармоника считается прообразом аккордеона. У никальное звучание Елецкой гармоники, от заводных мелодий кото- рой ноги так и просятся в пляс, не перепутать ни с чем. Раньше этому инструменту уже была по- священа экспозиция в одном из залов музея. — К о г д а му з ей только открылся в 2007 году, у нас было семь рояльных гармоник. Затем мы начали по- полнять коллек- цию, причем инструменты музей нередко получал в дар от музы- кантов. Несколько представлен- ных на выставке экземпляров принадлежали известным гар- монистам АфанасиюМатюхину, фронтовику Василию Сморо- дину и Ивану Черных, усовер- шенствовавшему «роялку», — рассказала заведующая Музеем народных ремесел и промыслов Лариса Дорохина. В экспозиции представлено несколько гармоней, принад- лежавших фронтовикам. Своей музыкой они подбадривали сол- дат, сражавшихся с фашистами. Глубже узнать историю инструмента, услышать его не- повторимое звучание можно в мастерской по ремонту и изго- товлению Елецкой рояльной гармони. Она была открыта здесь в 2013 году сыном Афана- сия Матюхина Николаем и вну- ками, Константином и Ильей. Но организовать полноценный центр, объеди- нивший мастер- скую и музейную выставку, уда- лось лишь в ны- нешнем году. В МАСТЕРСКОЙ МАТЮХИНЫХ БЫЛА ВОССТАНОВЛЕНА ГАРМОНЬ 1 9 2 3 ГОДА, НА КОТОРОЙ ПОТОМ СЫГРАЛИ НА ОЛИМПИАДЕ В СОЧИ. Чтобы попасть в мастерскую, нужно заранее договориться с мастером. Связаться с ним можно по номеру: +7-919-250-03-99 . влекала эта по-особому душев- ная музыка. В четыре — он уже мог играть простые мелодии и частушки. Его сыновья также с ранних лет владеют инструмен- том. Сейчас постигает основы игры на нем и помогает в ма- стерской уже четвертое поколе- ние гармонистов. Матюхины родом из Озерок Становлянского района. Нико- лай Афанасьевич уверен, что на увлечение гармошкой повлияла именно деревенская среда. Мастерская Матюхиных Ремонтировать этот народ- ный инструмент умел и Афана- сийИванович. К сожалению, он не успел починить все гармош- ки, за которые взялся. Гармо- нист умер в 2007 году. — Азы ремонта я стал постигать уже во взрослом воз- расте, — рассказывает Николай Афанасьевич. Мастер долгие годы работал инструменталь- щиком на заводе. Этот про- фессиональный опыт помог ему в совершенстве освоить ремонт музыкальных инстру- ментов. Николай Афанасьевич научился не только качественно восстанавливать гармоники, но и с нуля делать новые. Важной особенностьюЕлец- кой рояльной гармони являет- ся то, что ее нужно правильно «расстроить» — установить не «чистый» строй интервалов. Только тогда она обретет свое уникальное звучание. Таким мастерством и знанием нужных тональностей владеет далеко не каждый реставратор музыкаль- ных инструментов. Но Николай Матюхин познал все секреты, позволяющие придать гармони нужное звучание. — Сейчас я работаю над лю- бительской гармонью одного старичка. Дедушка не играл на ней последние несколько лет, но решил вспомнить былое, — говорит Николай Афансье- вич. —Инструмент был не в луч- шем состоянии, так что впереди с ним предстоит долгая и кро- потливая работа. Вернуть в моду Несмотря на то, что Елецкая рояльная гармонь стала своеоб- разным брендом города, интерес к ней заметно упал. — Сейчас, к счастью, дела пошли лучше. К нам приходят как чинить инструменты, так и узнать о них что-то новое. Года два-три назад людей практиче- ски не было. Признаюсь, я было подумал, что гармонь навсегда уходит в прошлое, — говорит Николай Матюхин. В мастер- скую, что любопытно, часто заходят пенсионеры, же- лающие с нуля освоить этот замечательный инструмент. — На гармош- ке играет душа, а не руки. Ее нуж- но ч у в с т в о в а т ь , ведь исполнение мелодий на ней — чистая импровизация. Печально, что сейчас практи- чески нет настоящих мастеров, но я надеюсь, что мы сможем заново влюбить ельчан в эту музыку, — рассуждает Николай Афанасьевич. В Центре рояльной гармони имени А.И. Матюхина на бли- жайшее будущее уже расплани- рованымузыкальные вечера. Ельчан ждут замечатель- ные концерты гармо- нистов и интересные беседы об инстру- менте. Будем наде- яться, что все эти усилия принесут обильные плоды. Фото Сергея Кожевникова Музыкальная династия У кого в Ельце ни спросишь про рояльную гармонь, почти все упомянут Афанасия Матю- хина и его необыкновенную ду- шевную и живую игру, с первых нот очаровывавшую людей. —Свою первую свадьбу отец отыграл, когда ему было лет 12, — вспоминает его сын Николай Матюхин. — Он мог часами ис- полнять частушки и ни разу не повториться. Любовь к гармошке в этой семье передается по наследству. Впервые Николай Афанасьевич сел за инструмент в два с поло- виной года, уже тогда его при-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz