Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
Вера ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 24 №78 (26518) ПРИЧАСТИЕ ОКАЗЫВАЕТ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ДУХОВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЧЕЛОВЕКА. В ПЕРВЫЕ ДВА-ТРИ ЧАСА ХОРОШО БЫ НЕ ПРАЗДНОСЛОВИТЬ, ЧТОБЫ НЕ РАСПЛЕСКАТЬ БЛАГОДАТЬ, КОТОРУЮНАМДАРОВАЛ СПАСИТЕЛЬ. ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАФИМ САРОВСКИЙ ПОСЛЕ ПРИЧАЩЕНИЯ И ВОВСЕ СТАРАЛСЯ СКРЫТЬСЯ ОТ ЛЮДЕЙ. БУДЕМ И МЫ БРАТЬ ПРИМЕР СО СВЯТОГО Александр Дорофеев ПРИЧАСТИЕ КАК ЛЕКАРСТВО ДЛЯ ДУШИ Ч то же представляет собой евхаристия для право- славного человека?Поче- му без причащения нет спасения? Как правильно принимать Тело и Кровь Христовы?На эти и другие вопросы ответил священник. ТАИНСТВО ПРИЧАЩЕНИЯ, ИЛИ ЕВХАРИСТИЯ (В ПЕРЕВОДЕ С ГРЕЧЕСКОГО — «БЛАГОДАРЕНИЕ»), ЗАНИМАЕТ ЦЕНТРАЛЬНОЕ МЕСТО В ЦЕРКОВНОМ БОГОСЛУЖЕБНОМ КРУГЕ И В ЖИЗНИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. Наталья Сизова Александр Дорофеев, духовный попечитель Елецкой православной гимназии, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы — Люди, считающие себя православными христианами и не причащающиеся, лишают себя вечной жизни, — говорит отец Александр. — Крещение — это первая ступень в Царствие Небесное, а причащение — это сама жизнь и соединение с Бо- гом — подателем жизни. Первые христиане прича- щались в среднем четыре раза в неделю, а священство—каждый день. Сегодня мы причащаемся намного реже, поэтому и живем намного хуже. Есть такой рассказ: у одно- го священника умерла жена и, явившись в видении, рассказа- ла супругу о своей посмертной участи. Она сказала: «Только потому, что ты понуждал меня часто причащаться — я попала в Рай». Не было у нее других до- бродетелей. Она просто часто причащалась с верою в Бога, с желанием соединиться с Ним и с глубоким смирением, осозна- вая свои грехи и свое недосто- инство. Вот и все. Конечно, перед причастием надо поститься, молиться, на службе быть, а нам часто хочет- ся отдохнуть, полежать. Но весь вопрос в том, что мы теряем без причастия? —Отец Александр, насколько частонужнопричащатьсяхристиа- нину? Причащение — это сама жизнь и соединение с Богом — Тем, кто только встал на христианский путь, желательно причащаться два раза в месяц. Для этого нужно попоститься перед причастием хотя бы один день и почитать положенные молитвы. Но если вы соблюда- ете среду и пятницу, то в субботу можете смело идти к причастию. Православным, которые крепко стоят на ногах в духовном пла- не, можно причащаться каждую неделю. — Если христианин причаща- ется часто, нужно ли ему каждый раз читать три канона ко прича- щению? — Правило желательно соб- людать и не отменять. Но есть ситуации, когда человек в силу недомогания или неотложных дел не может все прочитать пол- ностью, тогда об этом нужно сказать на исповеди и священ- ник уже решит, допускать ли к причастию или нет. — Как быть, когда идут под- ряд несколько праздников, напри- мер День Святой Троицы и Духов День, можно ли причащаться два раза подряд, не читая каноны во второй раз? — Этот вопрос также надо решать с духовником — тем свя- щенником, который хорошо вас знает и которому вы доверяете. Кто-то в таком случае читает де- сять молитв из последования, другой — все последование, а третий—читает полностью пра- вило с канонами. Ситуации бывают разные. Иногда по неосторожности человек может вечером перед причастием что-то съесть из не- постной пищи или утром при чистке зубов нечаянно прогло- тить воды. Или ночью разбо- лелся зуб и приходится выпить обезболивающее, или давление сильно повысилось. Таких хри- стиан священники, как правило, допускают до причастия. Но тут важно понимать свою немощь и духовное недостоинство перед Богом и в смиренном чувстве принимать Таинство. Хуже, когда люди постятся много, вы- читывают все правило и не ви- дят своих грехов, горделиво, как фарисеи, шествуют к Чаше. Вот таких священники стараются притормозить, спустить с небес на землю. Ведь причастие — это не награда за подвиги, а ле- карство для немощной души, эликсир спасения! Поэтому пред Ликом Божиим лучше что-то не доделать и осознавать свое недо- стоинство, чем превозноситься мнимой праведностью. — Щепетильный вопрос: как быть с супружеским общением при еженедельном причащении? — В ночь перед причаще- нием супружеские отношения недопустимы. Меры поста в этом вопросе нет, поэтому каж- дый действует согласно своей со- вести и по согласию с супругом, учитывая возраст и состояние здоровья. Этот вопрос можно согласовывать с духовником. И стесняться этого не надо. — Говорят, что после при- частия не нужно ни с кем гово- рить пару часов, купаться в реке, сморкаться и выплевывать слюну, целовать ближних. Эти запреты имеют основание? —Причастиеоказываетпреж- де всего духовное воздействие на человека. В первые два-три часа после него Христос как бы «ходит» внутри нас. И здесь хо- рошо бы помолчать, не праздно- словить, чтобы не расплескать благодать, которую нам даровал Спаситель. Преподобный Сера- фим Саровский после причаще- ния и вовсе старался скрыться от людей. Будем и мы брать при- мер со святого. Все остальное — несущественно. — Накануне причащения до какого момента можно кушать, пить? — Здесь опять нет жестких правил. Кто-то идет на вечер- нюю службу и уже до причастия не принимает пищу. Другие по- сле вечерни могут перекусить чаем с сухарем. Делать это надо до полуночи. — Что делать, если в день принятия Таинства поссорился с кем-либо? — Это бывает довольно часто. Скажите об этом на ис- поведи и по возможности при- миритесь с оппонентом. После причастия ссоры бывают реже, поскольку нас покрывает Божия благодать. Все размолвки нуж- но поверять своему духовнику. — Обязательно ли после причаще- ния целовать край потира? Как быть, если люди не хотят вкушать причастие из одной лжицы (ложки)? — Край потира сим- волизирует прободен- ное ребро Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому по- сле принятия причастия необходимо с благогове- нием приложиться к основанию Чаши. Не ко т орые люди действи- тельно брезгуют принимать Таинства из одной лжицы, ссы- лаясь на то, что другие причаст- ники могут их заразить какой-то болезнью. Но это не так! Никто никогда еще не заражался от Тела и Крови Христовых! Могу только посочувствовать таким людям, их духовное состояние повреждено. Кстати, еслихристианинпри- частился и умер в тот же день — это считается хорошим знаком милости Божией над ним, он легче пройдет мытарства. Подоб- ный случай был описан у святи- теляИоанна Златоуста. Будемже стремиться к тому, чтобы Гос- подь помиловал и нас. Фото из архива редакции Потир — сосуд для христи- анского богослужения, применяемый при освя- щении причастного вина и принятии Святого Прича- стия. Как правило, потир — глубокая чаша с длинной ножкой и круглым основанием, большим по диаметру, иногда сде- ланная из ценных мате- риалов (золота, серебра), бронзы, поделочных кам- ней. Первые чаши изготавливались из дерева, около III века появились стеклянные потиры. С IV века по- лучили распростра- нение золотые и серебряные потиры.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz