Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Значение цвета Белый — символ святости, чистоты и духовности. Золотой — символ Святого Духа, божественного откровения, просветления. Зеленый — символ жизни, весны, цветения природы, юности, надежды, вечного обновления. Красный цвет символизирует кровь Христа, пролитую ради спасения людей, а, следовательно, — и Его любовь к людям. Также это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии, символ Воскресения — победы жизни над смертью. Лазурный — цвет небесной истины, философии, покорности Божьей воле и смирения, символизирует бесконечность неба. Символика русских наличников Украшение дома, помимо эстетической, ранее носило еще и охранную функцию. Оно про- буждало в людях положительные эмоции, гасило отрицательные и тем самым оберегало хозяев от не- гативной энергии. Кроме того, так хозяин демонстрировал прохожим свое мастерство и широту души. Декор окон имеет смысл и значения, которые порой за- ставляют задуматься. Весь на- личник в целом является сим- волом окружающего нас мира и делится на три части. Каждая оформлялась соответствующим орнаментом. Верхняя часть — мир небес- ный, Божий. Наличник часто был двухуровневым. Верхнее небо называлось «небесной твердью» и часто изображалось в виде двускатной или полукруг- лой крыши. На верхней доске, но чуть ниже, — нижнее небо, «небесная хлябь». Центральная часть — средин- ный мир, реальный. Боковые стороны наличника называются «полотенцами». У русского че- ловека это особый символ, знак принадлежности к определен- ному семейно-родовому коллек- тиву. Полотенцами-рушниками украшали иконы и полки для икон. Нижняя часть — твердь зем- ная. Это карниз, завершение наличника. В наличниках использова- лись символы светила. Эти зна- ки символизируют богатство, радость и хорошую судьбу. Без солнца не будет урожая, а соот- ветственно, благосостояния. Символы воды много- значны. Водой совершается крещение, очищение от гре- хов, рождение духовного че- ловека и освящение. Она ис- точник жизни. В виде дождя вода символизирует плодоро- дие, бегущая означает жизнь. Волнообразные узоры в верх- ней и нижней части налич- ника, бегущие ручейки по его боковым полочкам, капли- кружочки, чередующиеся сту- пеньки — это все знаки воды. Земля — одна из основных стихий мироздания; централь- ная часть трехчастной вселен- ной (небо — земля — преис- подняя), населенная людьми и животными; символ женского плодоносящего начала и мате- ринства. Земля — это то, чем жил русский крестьянин. Она дает урожай, обеспечивает про- питанием, одеждой, жильем. Ромбики с точками внутри, перекрещивающиеся двой- ные полосы, квадратики — так рисовали наши предки вспахан- ное и засеянное поле. Символы материнства и пло- довитости отражены в плавных узорах, напоминающих жен- скую фигуру. Как считалось на Руси, у человека три матери — мать-земля, родная мать и Бо- жия Матерь, и все эти значения вполне присущи берегине. Также в узорах можно найти звездные символы, изображения птиц и животных, мифических существ, различных растений. С каждыми из них связано множе- ство поверий. Важное значение имеют и цвета, в которые окра- шен наличник. Фото из архива организации «Археологические исследования» Культурное наследие 23 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 29 / 06 / 22 О ЧЕМ РАССКАЗАЛИ УЗОРЫ МИР НЕБЕСНЫЙ. ГОЛУБИ — воплощение Божиего Духа, символ чистой души СИМВОЛЫ СОЛНЦА, воплощенные в полукругах и полуромбах КРЕСТИКИ ПО УГЛАМОКНА — движение солнца, его лучи, притяжение живительной энергии в дом БОКОВЫЕ СТОРОНЫ НАЛИЧНИКА — «полотенца». У русских это особый символ принадлежности к своему роду ВОДНЫЕ ЗНАКИ — источник и символ жизни. Также и женский символ земли, плодородия, рождения ВОЛНЫ ВНИЗУ ОКНА — символы ручьев и подземных вод, несущих плодородие УЗОР, УХОДЯЩИЙ В ЗЕМЛЮ — символ крепкой связи с предками НАЛИЧНИКИ В РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАХ СТРАНЫ НАЗЫВАЮТ ПО-РАЗНОМУ: В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ— ЭТО «ОБНАЛИЧНИК», НА СМОЛЕНЩИНЕ И В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ ЭТО «ЛИШТВА», НА УРАЛЕ — «БЕЛЕНДРЯС», «ОБОКОНКА». В России наличники на окнах домов появились во вто- рой половине XVII века и постепенно распространились по всей стране. Тонкое, изящное искусство пришло из Италии, после того как в нашей стране открылся пер- вый стекольный завод. Но в средиземноморской стране подобие наличников — колонки, портики, подоконники — выполнялись из камня, а на Руси этот материал заменяли деревом. Наличники носят не только декоративную, но и практи- ческую функцию. Между стеной бревенчатого сруба и оконной коробкой в избе всегда остается небольшой зазор. Именно его и закрывает конструкция из несколь- ких дощечек. Русские мастера украшали их причуд- ливыми узорами. Так появлялось оконное кружево. Искусство резного наличника не имеет четких канонов, кроме одного — осевой симметрии, то есть когда пра- вая сторона зеркально повторяет левую. Все остальные правила локальны. Ремесло на протяжении столетий передавалось от мастера к мастеру, и в современное время мало кого оставит равнодушным дом с резными наличниками. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА Фасаду дома № 111 на улице Октябрьской в Усмани более 70 лет. Наличники восстановлены хозяином дома по изначальному образцу

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz